Ребёнок – исследователь
занимательные факты по окружающему миру (подготовительная группа)

Наша задача – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sentyabr_otchet.docx16.89 КБ

Предварительный просмотр:

В 2024-2025 учебном году с детьми подготовительной группы был открыт кружок естественнонаучной направленности в рамках объединения дополнительного образования «Юные исследователи» в подготовительной группе детского сада.

Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Наша задача – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя. 

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал.    Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.    

Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?», позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных опытах, позволяет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Для реализации опытно - экспериментальной деятельности детей в нашей группе организована мини-лаборатория «Агролаборатория». В ней имеются дидактический материал, необходимые инструменты для экспериментирования: специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, мерные стаканы, тарелки), бросовый и природный материал (камешки, песок, семена), утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки, перья, губки и т. д.), инструменты для опытов (лупа, термометр, магнит, весы, зеркало, песочные часы, фонарик и т.д.), огород.

На первом, вводном занятии, дошкольники ознакомились с правилами по технике безопасности при проведении опытов и экспериментов. Занятия кружка проводились в агролаборатории, специально приспособленном для проведения опытов, наблюдений и экспериментов.

На следующих занятиях кружка маленькие «Юные исследователи» знакомились с песком и глиной. С помощью увеличительного стекла дети рассматривают, из чего состоит песок (из маленьких камешков — песчинок) и глина (из слипшихся очень мелких частиц). Дети пришли к выводу: песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина — из мелких частичек, которые крепко держатся друг за друга.   Дети отвечали на поставленные вопросы, высказывали своё мнение об увиденном и делали выводы о свойствах песка и глины.  В ходе этой работы был отмечен повышенный интерес к экспериментированию, к проведению простейших опытов с объектами окружающего мира. Полученные знания дети многократно повторяют и в самостоятельной деятельности в уголке экспериментирования так и в совместной деятельности с родителями. Весь сюжет образовательной деятельности построен на игре – путешествии в процессе, которого дети практическим путём осваивают способы выявления свойств предметов окружающего мира.

      В процессе образовательной деятельности были использованы следующие методы, и приёмы это - наглядные: показ опытов и экспериментов, рассматривание различных видов песка и глины по цвету, глины и песка.

 Занятия кружка проводились с соблюдением техники безопасности при проведении экспериментов и опытов и с учетом возрастных особенностей дошкольников.  Имеются фотографии, на которых запечатлены фрагменты занятий. Основной формой работы являлись занятия: занятия-путешествия, занятия-эксперименты, занятия-экскурсии, но также организуются целевые прогулки, циклические наблюдения, проектная деятельность. Благодаря им целенаправленно формируется и развивается мотивация личности ребенка к познанию.

В сентябре кружок проводился 4 раза в месяц по 25 минут.

Родители также были подключены к работе кружка «Юные исследователи». Они приняли активное участие в пополнении необходимого оборудования в детской лаборатории. Были предложены консультации на темы:

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

«Экспериментирование у дошкольников в детском саду и дома».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ребёнок - исследователь

Ребёнок – исследователь по своей природе. И наша задача, задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность, как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитан...

Конспект занятия: "Ребёнок-исследователь", "Волшебница вода".

Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостями....

Семинар для родителей "Каждый ребёнок - исследователь"

  Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на очередном заседании родительского клуба «Маленькая страна». Сегодня речь пойдёт о детских исследовательских проектах, а име...

Статья "Ребёнок-исследователь"

С первых дней жизни рождения ребёнок становиться первооткрывателем, исследователем окружающего мира. Для него всё впервые: свет, тепло, движение, страх и радость. Достигнув пятилетнего возраста, наши ...

РЕБЁНОК-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ.

С первых дней жизни рождения ребёнок становиться первооткрывателем, исследователем окружающего мира. Для него всё впервые: свет, тепло, движение, страх и радость. Достигнув пятилетнего возраста, наши ...

Консультация для родителей "Как разбудить в ребёнке исследователя"

В консультации раскрыты приёмы для развития у детей познавательной активности....

Конспект родительского собрания с презентацией по экспериментально-исследовательской деятельности детей Тема "Воспитываем ребёнка - исследователя"

Развитие познавательной сферы дошкольников происходит в различных формах деятельности человека. Наиболее ярко она проявляется в экспериментировании как деятельности, направленной на самостоятельное по...