Семинар для родителей "Каждый ребёнок - исследователь"
методическая разработка на тему
Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на очередном заседании родительского клуба «Маленькая страна». Сегодня речь пойдёт о детских исследовательских проектах, а именно как выбрать тему исследования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_s_roditelyami_kazhdyy_rebyonok_issledovatel.docx | 458.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 26 «Чебурашка»
общеразвивающего вида II категории»
Семинар для родителей
«Каждый
ребёнок - исследователь»
Подготовила: Андреева Татьяна Владимировна
воспитатель, высшая квалификационная категория
Новодвинск,
2015 год
Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на очередном заседании родительского клуба «Маленькая страна». Сегодня речь пойдёт о детских исследовательских проектах, а именно как выбрать тему исследования.
Каждый ребенок — исследователь. Его интересует все вокруг. Тема детского исследования, интересующий его вопрос, может возникнуть на основе личных наблюдений, просмотра разных познавательных передач, мультфильмов, после прочтения книг и т.д. Чем больше вопросов задает ребенок, тем больше вероятность, что Ваш малыш одарен, талантлив.
Чей – то очень хитрый носик
Мне хотел задать вопросик.
Не вопросик, так пустяк.
А ответить все же как?
Детей старшей и подготовительной групп нашего детского сада интересуют разные вопросы. Маленькие мыслители, некоторым из которых исполнилось 5 лет, а другие будут праздновать свой 7-й день рождения, решают для себя сложные вопросы устройства мира. У них, уже самых старших в детском саду детей, формируется из разрозненных знаний целостная картина мира, они могут устанавливать простейшие связи между явлениями. Все, от глобальных проблем, до самых повседневных, интересует ребят.
«Почему цветы не расцветают зимой?»
«Почему двери надо открывать самим?»
«Почему у рыб нет нормальных ушей?»
«Как делают машины?»
Вопросы, вопросы, вопросы! Что же еще волнует наших юных мыслителей? Перешагнув порог пятилетнего возраста, ребятам стало интересно не только настоящее, но и прошлое и будущее. А ведь совсем недавно, в 2 года они могли рассуждать только о том, что видят, теперь тайны времени будоражат их пытливый ум. Исследуя изменения во времени, в поле их зрения попадают серьезные вопросы мирозданья.
«Что будет через 200 лет?»
«Были ли игрушки в Древнем мире?
А Барби была?»
Им интересно все! И, конечно, они сами. Человек – разве это не загадка из загадок? В три года маленький человек осознает себя как личность, на протяжении всего дошкольного возраста изучает свои возможности, себя: Нравлюсь ли другим? Что я умею? Что в имени моем? Какой я? Каким я буду?; других людей, учиться управлять своим поведением. Отсюда и вопросы.
«Кто придумал людей?»
«Откуда мамы знают, как детей назвать?»
«Как зарабатывают деньги?»
«Как стать кискою, чтобы тебя все гладили?»
«Как захотеть научиться читать?»
Иногда бывают и такие: «Почему родители ругаются и кричат на меня?», как говориться, комментарии излишни, а подумать есть над чем…
Все темы для исследовательской работы детей можно условно объединить в три основные группы.
Фантастические — темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений. Например, ребенок делает проект космического корабля, создает какую-то волшебную машину или прибор. Все это может быть создано только в вербальном варианте, а может быть воплощено в техническом рисунке или даже макете, склеенном из бумаги, картонных коробок, упаковок из-под продуктов и косметики.
Эмпирические — темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов. Это наиболее интересное и перспективное направление исследовательской деятельности детей. Проведение исследований, включающих в себя собственные наблюдения и эксперименты, очень ценно в плане развития самого исследовательского поведения и в плане приобретения новых сведений о мире. Эти исследования требуют большой изобретательности.
В качестве объектов для детского экспериментирования могут выступать практически все объекты: и сами люди, и домашние животные, и явления природы, и самые разные неодушевленные предметы из домашнего обихода или предметы и явления из окружающего мира вообще. Например, ребенок решил провести серию экспериментов с волнистым попугайчиком. Ему требуется проверить экспериментально, как попугай реагирует на разную еду, как он относится к музыке, можно ли научить его выполнять какие-либо несложные действия и др. Можно провести эксперименты с растениями, их цветами, семенами и др. Прекрасные объекты для экспериментов и наблюдений – явления неживой природы: вода, глина, камни и даже небесные светила и др.
Теоретические — темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках. Это то, что можно спросить у других людей, это то, что содержится в фильмах, написано в книгах и др.
В настоящее время издается много очень хороших энциклопедий и справочников для детей разного возраста. Это создает прекрасные условия для проведения теоретических исследований даже с детьми дошкольного возраста. Например, можно собрать в разных справочниках и энциклопедиях информацию об определенной группе пород собак, устройстве парусных кораблей прошлых веков или истории музыкальных инструментов и др. Обобщив эту информацию, ее можно структурировать и представить для обсуждения сверстникам.
Обычно темы теоретические могут и любят разрабатывать только дошкольники, входящие в категорию одаренных детей. Но все дети с большой охотой проводят эмпирические исследования, и многим интересно фантазировать и изобретать что-то необычное. Узнать подробнее о сопровождении детского исследования Вы можете, познакомившись со статьей Савенкова Александра Ильича «Темы детских исследований в домашнем обучении».
Памятка для родителей
Будет полезно, если вы будете придерживаться следующих простых, общих правил:
- подходите к проведению этой работы творчески;
- не сдерживайте инициативы детей;
- поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций, учите детей действовать независимо;
- помните о главном «педагогическом» результате – не делайте за ребенка то, что он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно;
- не спешите с вынесением оценочных суждений;
- оценивая, помните: лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что раскритиковать;
Обратите внимание на основные составляющие процесса усвоения знаний:
а) учите прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
б) старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
в) старайтесь обучать ребенка умениям анализировать, синтезировать, классифицировать информацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ребёнок - исследователь
Ребёнок – исследователь по своей природе. И наша задача, задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность, как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитан...
Конспект занятия: "Ребёнок-исследователь", "Волшебница вода".
Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостями....
Статья "Ребёнок-исследователь"
С первых дней жизни рождения ребёнок становиться первооткрывателем, исследователем окружающего мира. Для него всё впервые: свет, тепло, движение, страх и радость. Достигнув пятилетнего возраста, наши ...
РЕБЁНОК-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ.
С первых дней жизни рождения ребёнок становиться первооткрывателем, исследователем окружающего мира. Для него всё впервые: свет, тепло, движение, страх и радость. Достигнув пятилетнего возраста, наши ...
Консультация для родителей "Как разбудить в ребёнке исследователя"
В консультации раскрыты приёмы для развития у детей познавательной активности....
Конспект родительского собрания с презентацией по экспериментально-исследовательской деятельности детей Тема "Воспитываем ребёнка - исследователя"
Развитие познавательной сферы дошкольников происходит в различных формах деятельности человека. Наиболее ярко она проявляется в экспериментировании как деятельности, направленной на самостоятельное по...
Консультация "Разбудите в ребёнке исследователя?"
Даны практические советы по развитию поисково-исследовательской активности у детей....