Статья "Ребёнок-исследователь"
статья по окружающему миру по теме

Медведева Ксения Алексеевна

С первых дней жизни рождения ребёнок становиться первооткрывателем, исследователем окружающего мира. Для него всё впервые: свет, тепло, движение, страх и радость. Достигнув пятилетнего возраста, наши маленькие исследователи становятся «почемучками». Вопросов возникает слишком много, а найти на них ответ или решить проблему ребёнку в этом возрасте не всегда доступно. На помощь приходят взрослые: родители и педагоги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Ребёнок-исследователь24.84 КБ

Предварительный просмотр:

РЕБЁНОК-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ.

Медведева Ксения Алексеевна

ГБДОУ детский сад Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Воспитатель

Нарышкина Анна Валентиновна

ГБДОУ детский сад Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Воспитатель

С первых дней жизни рождения ребёнок становиться первооткрывателем, исследователем окружающего мира. Для него всё впервые: свет, тепло, движение, страх и радость. Достигнув пятилетнего возраста, наши маленькие исследователи становятся «почемучками». Вопросов возникает слишком много, а найти на них ответ или решить проблему ребёнку в этом возрасте не всегда доступно. На помощь приходят взрослые: родители и педагоги.

 В своей работе с дошкольниками шестого года жизни (старший дошкольный возраст) грамотно и доступно организовать подобную помощь помогают современные образовательные технологии. Одними  из таких технологий и являются проблемное обучение и проектный метод. Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи. Тема эта весьма актуальна в контексте ФГОС ДО. Детский проект это сложноорганизованный под руководством воспитателя процесс, который помогает решить возникшую  проблему в результате самостоятельных действий воспитанников с обязательной презентацией  результатов. 

При моделировании проблемных ситуаций и реализации проекта в процессе экспериментирования, опытно-исследовательской деятельности развиваются все основные познавательные психические процессы детей (мышление, воображение, внимание, память, речь, ощущение и восприятие). Совершенствуется игровая деятельность как ведущий вид деятельности дошкольника.

Интегрированный метод обучения является для дошкольников новым и необычным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.

Проекты являются методом комплексного изучения той или иной темы, вокруг которой мобилизуется и концентрируется внимание детей. [1]

Например, давая детям полное представление о свойствах воды, воспитатель проводит  разнообразные опыты и эксперименты. Для знакомства  детей с ролью воды жизни и здоровье человека, использует просмотр компьютерных презентаций, чтение художественной литературы, детских энциклопедий; с водой,  как явлением  неживой природы, дети знакомятся на прогулке в ходе наблюдений и опытов с водой в группе. В беседе и в ходе режимных моментов педагог прививает бережное отношение в природе и её ресурсам.

Темы для проектов планируются на полугодие и утверждаются на педагогическом совете. Каждый воспитатель готовит к педсовету презентацию своего проекта.

Выбирая тему проекта, мы руководствуемся интересами детей, опираемся на часто задаваемые вопросы.

Далее следует постановка цели, проблемы  и разработка задач. В проектах реализуются три вида задач: развивающие, образовательные и воспитательные. Одной из важнейших задач является развитие и укрепление партнёрских отношений между педагогами и семьями воспитанников. Затем начинаем подбор материалов для создания условий реализации проекта: художественная литература по теме, наглядные пособия, дидактические и развивающие игры, инструменты и материалы для опытно-экспериментальной деятельности (при необходимости); аудио и видео материалы. А  также предметы и атрибуты для отражения темы проекта в развивающей предметно-пространственной среде. Проводится большая работа с интернет ресурсами для создания компьютерных презентаций для занятий.

Ориентируясь на классификацию проектной деятельности, предложенной Т.В. Фуряевой  можно выделить следующие виды проектов: [2]

познавательно-исследовательские проекты – совместное экспериментирование и последующее оформление результатов в виде газет, самодеятельных рукописных изданий, дизайнерских сооружений;

 игровые проекты – предполагают использование элементов творческих игр, с вхождением в образ персонажей и решением поставленных проблем;

информационные практико - ориентированные проекты – сбор информации и её реализация (оформление и дизайн группы, разработка игровых модулей, составление планов схем, картотек и др.);

творческие проекты – оформление результата деятельности в виде праздников, театрализованных представлений, презентаций продуктов совместного труда;

досуговые проекты – спортивные и развлекательные мероприятия;

комплексные проекты –  смешанные типы по предметно-содержательному наполнению.

Мероприятия планируем в зависимости от тира проекта. Для творческих проектов, в которых преобладает художественное творчество или театрализация, готовим материалы для разнообразных техник продуктивной деятельности атрибуты для игр. Для познавательно-исследовательских проектов необходимо подобрать материалы и оборудование для проведения опытно-экспериментальной деятельности. В группе есть картотека «Опыты, фокусы, эксперименты», которая пополняется с каждым проведённым опытом. Для информационных проектов подбираем различные интересные факты по теме, дидактические игры, художественную литературу.

В реализации любого проекта принимают непосредственное участие родители наших воспитанников. Для них организуется информирование о целях и задачах предстоящего проекта, анкетирование. Родители привлекаются к выставкам совместного творчества, к обогащению материалами и литературой развивающей предметно-пространственной среды группы по теме проекта. Мамы наших ребят с удовольствием принимают участие в  изготовлении атрибутов и костюмов для театрализованных мероприятий. Мы приглашаем родителей в качестве участников или зрителей на итоговые открытые мероприятия прошедших проектов.

Непосредственное участие родителей воспитанников в проектах нашей группы укрепляет партнёрские отношения между семьями и педагогами, а также между родителями и детьми.

Таким образом, можно составить краткий план работы над проектом.

                  Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

1) постановка цели;

2) поиск формы реализации проекта;

3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;

4) организация развивающей, познавательной, предметной среды;

5) определение направлений поисковой и практической деятельности;

6) организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;

7) работа над частями проекта, коррекция;

8) коллективная реализация проекта, его демонстрация. [3]

Основной целью проектного метода в дошкольном возрасте является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Разберём организацию конкретного проекта для детей старшего дошкольного возраста. Творческий групповой среднесрочный проект «В гостях у сказки» проходил в нашей группе с 01.03.2016 по 31.03.2016. Цель проекта: Формирование у детей интереса к игре-драмматизации. На первом этапе работы над проектом для создания условия для  реализации проекта, исходя из поставленных задач,  подобрали художественную литературу, атрибуты для театрализованных игр презентации для занятий; разработали схему реализации проекта. Разработали конспекты и сценарий открытого мероприятия (вечер музыкального досуга «В гостях у сказки»).

На втором этапе (основном) проводились следующие мероприятия:

-знакомство родителей с проектом, размещение объявления на странице группы в социальной сети

- консультации для родителей "Развитие детей в театрализованной деятельности"

-беседа с использование компьютерной презентации «Что мы знаем о театре?»

- литературная гостиная. Чтение русских народных сказок: «Сивка-бурка», «Царевна-лягушка», отгадывание загадок о героях сказок

- сюжетно-ролевая игра «Театр»

- создание декораций, костюмов для открытого мероприятия

- распределение ролей для театрализации р.н.с. «Царевна- лягушка»

- слушанье с детьми музыкальных произведений и их отбор для спектакля  

- прослушивание аудиосказки «Царевна-лягушка»

- творческая мастерская. Изготовление афиши

- художественное творчество, рисование «Любимый сказочный герой»

- выставка детских рисунков «Любимый сказочный герой»

- репетиции спектакля «Царевна-лягушка»

- подготовка к вечеру  « Поиграем в сказку».

На третьем заключительном этапе прошёл вечер музыкального досуга  «Поиграем в сказку».

В ходе реализации проекта были выполнены все поставленные задачи, цель достигнута.

1. Дети научились  инсценировать с помощью педагога знакомую сказку.

2. Дошкольники получили  представление о театре и театральной культуре.

3.Сформировался  устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, желание участвовать в спектакле по сюжету знакомой сказки.

4. Дети научились  импровизировать образы сказочных героев, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию).

5. Усовершенствовалось умение строить ролевые диалоги и согласовывать свои действия с другими детьми в ходе спектакля.

6. Дети стали  свободнее  держаться на сцене.

7. Стали  дружнее, стало зарождаться  чувство партнерства.

8. Повысился  интерес родителей к жизни детей в ДОУ.

Метод проектов  очень эффективен, и мы активно применяем его в работе с дошкольниками. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, обобщать и применять  полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Современный педагог должен владеть знаниями и умениями педагогического проектирования и организации детской проектной деятельности, нацеленных на преобразование будущего в сфере воспитания и образования дошкольников. [3] Мы считаем, что благодаря инновационной проектной деятельности,  развивается дошкольное учреждение, растёт  качество образования дошкольника, внедряются современные педагогические  технологии,  повышается уровень профессиональности педагогов.

Список литературы.

1. Н.И.Васильева, С.Ю.Михайленко Эколого-коррекционный проект // Дошкольная педагогика. – 2004. - №6. – С.43-46.

2. Н.Рыжова Здравствуй, дерево // Дошкольное воспитание – 2002. - №10.– С.50 – 56.

3.Т.Д.Пашкевич «Таинство педагогического проектирования в ДОУ».  Барнаул 2009г.