Конспект родительского собрания с презентацией по экспериментально-исследовательской деятельности детей Тема "Воспитываем ребёнка - исследователя"
опыты и эксперименты (старшая группа)

Бусовикова (Мусонова) Оксана Викторовна

Развитие познавательной сферы дошкольников происходит в различных формах деятельности человека. Наиболее ярко она проявляется в экспериментировании как деятельности, направленной на самостоятельное познание и исследование объектов окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon prezentatsiya_k_moemu_rod_sobraniyu_na_nsportal.pdf1.16 МБ
Microsoft Office document icon Собрание63.5 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 15 с. Кабанск»

Конспект

родительского собрания

по экспериментально–исследовательской

деятельности детей

Тема: «Воспитываем ребёнка – исследователя»

Подготовила:

воспитатель

высшей квалификационной категории

Мусонова О.В.

Слайд  № 1 Развитие познавательной сферы дошкольников происходит в различных формах деятельности человека. Наиболее ярко она проявляется в экспериментировании как деятельности, направленной на самостоятельное познание и исследование объектов окружающего мира.

           Дошкольники – прирождённые исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к открытиям, потребность в умственных впечатлениях, желание самому находить решение проблемной ситуации и наша цель - удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному и эмоциональному развитию.

        Основным методом детской исследовательской деятельности это является экспериментирование.

Слайд № 2   Само слово «эксперимент» уже вызывает интерес.

«Эксперимент (опыт) – особый вид наблюдения, организованный в специально созданных условиях» (А.И. Васильева).

         А сколько таится в процессе эксперимента! Взрослые люди экспериментируют в своей жизни постоянно: меняют место работы, стиль жизни, меняются внешне.

        Многие думают, что ребёнок и эксперимент, понятия далёкие друг от друга. Но так ли это на самом деле? Крошечный младенец экспериментирует, едва родившись: заплачу – мама подойдёт, засмеюсь – засмеётся и она.

        Впоследствии эксперимент приобретает практический характер. Всем мамам знакомы: рассыпанная крупа, разбросанные вещи, посуда, песок в карманах, камешки и монетки во рту ребёнка. А ведь всё это значит, что ребёнок растёт и познаёт окружающий мир.

        Мышление, память ребёнка ещё очень неустойчивы. Он может что-то запомнить и осознать, только пережив на собственном опыте. Но не каждая мама позволит своему чаду залезть по локоть в муку, растворить килограмм сахара в кастрюле с водой, принести домой сосульку, ссыпать в кучу крупу или попробовать мылом разрисовать окно.

Слайд № 3   Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как: самостоятельность, любознательность, целеустремлённость, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.

       Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу детей

Слайд № 4   они испытывают ни с чем несравнимый восторг, удивление от знакомства с неожиданными свойствами и качествами окружающих и близких предметов.

Слайд №5 При применении в дошкольном учреждении метода экспериментирования, в процессе эксперимента развиваются:

  • Мышление (вывод: вода на холоде превращается в лёд, а в тепле – тает);
  • Внимание и память (запомню – дома сделаю и расскажу);
  • Речь (обсуждение);
  • Воображение (что произойдёт со льдинкой, куда полетит пёрышко, если на него подуть?);
  • Трудовые навыки;
  • Мелкая моторика (игры с песком, солью, крупами, мелкими камешками или бусинами.

         Конечно же, нельзя забывать и о том, что во время таких игр формируются навыки общения, соучастия, сопереживания, взаимопомощи (не может Катя отделить горох от фасоли – Даша предложит свою помощь).

        Дети учатся анализировать произошедшее не только во время игры, но и намного позже. Они гордятся своими успехами, делятся опытом со своими друзьями и близкими. В свою очередь, мама обязательно удивится, узнав, что камень тонет, а кора дерева – нет. И здесь очень важна реакция взрослого, похвала, поощрение ребёнка за это открытие.

        Взрослый и ребёнок обмениваются опытом, знаниями, переживаниями, - и это очень ценное приобретение для обеих сторон.

        Важное значение имеет то, что в процессе экспериментирования ребёнок имеет возможность удовлетворить свою любознательность («Почему?», «Зачем?», «Как?», «Откуда?», «Как устроен мир?»), почувствовать себя первооткрывателем.

Слайд №6 При проведении детских экспериментов необходимо придерживаться следующей структуры:

  1. Проблемная ситуация;
  2. Целеполагание (поиск путей решения проблемы);
  3. Выдвижение гипотез (как, с помощью чего, что получается);
  4. Обсуждение увиденных результатов;
  5. Формулировка выводов.

Слайд № 7    Эксперименты могут быть:

  • по количеству детей: индивидуальные, групповые, фронтальные;
  • по количеству проведения: однократные и цикличные;
  • по месту проведения: в групповой комнате, на участке, в саду, огороде и т.д.;
  • по характеру мыслительных операций: констатирующие, сравнительные, обобщающие.

        Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

        А так как современный мир динамичен, выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы - невозможно, человек должен постоянно проявлять исследовательскую поисковую активность. Поэтому формирование исследовательских умений дошкольников, одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых образовательных стандартов

        Исходя из актуальности темы и понимая какое значение имеет детское экспериментирование, мной разработан проект «Хочу всё знать!»

        И сегодня я хочу познакомить вас с целью и задачами проекта, а также  каждому предложить создать домашнюю лабораторию для проведения совместных экспериментов и затем обменяться опытом.

Слайд № 8  Итак, цель проекта: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средствами детского экспериментирования.             Исходя из цели определила задачи:

  • Создать условия для экспериментальной деятельности детей.
  • Развивать интерес детей к поисково-экспериментальной деятельности, наблюдательность.
  • Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
  • Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
  • Способствовать формированию коммуникативных и творческих навыков.
  • Воспитывать гуманное, бережное отношение к окружающему миру.
  • Повысить уровень психолого-педагогических знаний родителей, вовлекая их в процесс формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста.

         Где же лучше заниматься с детьми исследовательской деятельностью?

Наиболее успешно занятия в форме опытно-экспериментальной деятельности проходят условиях, уголков исследований,  где имеется оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов.

        В свою очередь, я, поддерживая и развивая интерес детей к познанию окружающего мира, постаралась создать необходимые условия для экспериментальной деятельности.

Слайд № 9 В «Центре науки» нашей группы, оборудовала мини – лабораторию, девиз которой – «Хочу всё знать!». Постоянными персонажами лаборатории являются – мудрая тётушка Сова, которая всё знает и делится опытом и девочка Почемучка - она ничего не знает, но хочет всему научиться.

        В лаборатории находятся разнообразные материалы и оборудование, необходимые для экспериментальной деятельности:

- познавательная  и методическая литература: А.И. Ивановой, Н.А. Рыжовой, С.Н. Николаевой, И.Э. Куликовской; энциклопедии для детей: «Вулканы», «Земля и вода», «Тайны природы»;

- приборы: микроскопы с набором материалов для исследования, лупы, магниты,  пробирки, колбы, мерные стаканчики, весы, песочные часы, песочные наборы, различные ёмкости;

- картотека опытов и схемы их проведения;

- дидактические игры познавательного характера;

- утилизированный материал;

- природный материал;

- неструктурированный материал: песок, сахар, соль, опилки и др.;

- иллюстрации для ознакомления с растительным и животным миром; 

- коллекции видов тканей, бумаги, семян, ракушек, пуговиц;

- гербарии цветов, листьев;

- печатки для игр и экспериментирования с песком и снегом;

- снегомер;

- фартуки, нарукавники, колпачки для проведения опытов.

Слайд № 11   Развитие познавательной исследовательской активности детей проводим через различные формы: это прежде всего организованная совместная образовательная деятельность (т. е. занятия).

Слайд № 12 А также, настольные игры с различным материалом; дидактические игры и упражнения; обсуждение проблемных ситуаций; общение;  прогулки.

Слайд № 13 Совместно с детьми, разработали условные обозначения – разрешающие и запрещающие знаки.      

        При оборудовании лаборатории учитывала такие требования, как: безопасность, мобильность, достаточность, доступность.

        При проведении экспериментальной деятельности обязательно соблюдение правил безопасности.

        Уважаемые родители, как вы думаете, какие правила необходимо учитывать, проводя эксперимент с живым и не живым объектом?

(ответы родителей)

Слайд № 14   Правила безопасности жизнедеятельности детей:

  1. Работать под наблюдением взрослого;
  2. Все вещества брать только ложечкой или пинцетом;
  3. Не брать ничего в рот;
  4. Не трогать грязными руками глаза;
  5. Не подносить близко к носу;
  6. Пользоваться защитной одеждой;
  7. Работать, не торопясь, аккуратно.

Слайд № 15    Позиция взрослого во время исследовательской деятельности – быть всегда вместе (рядом) с детьми, в общем круге, за реальным круглым столом, приглашающем к равному участию в работе, обсуждении, исследовании. Почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем, ребёнок может только в том случае, если рядом с ним не учитель - назидатель и наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, проявляющий искреннюю заинтересованность и уважение к результату других. И так как вы, уважаемые родители - являетесь соучастниками образовательной деятельности, большая роль в исследовательской деятельности отводится вам. Потому что, только при совместной деятельности можно добиться положительного результата: дети научатся координировать свои действия с действиями партнёров, принимать их точку зрения, прислушиваться к чужому мнению, что будет способствовать саморазвитию личности каждого ребёнка.

Слайд № 16 Поэтому, для повышения вашей компетентности в вопросах исследовательской деятельности, мы наметили план работы. Проведённое анкетирование показало, что большинство родителей понимают роль исследовательской деятельности в развитии детей и считают это направление - эффективным.

Слайд № 17 Увлекательным занятием наших детей стали походы в районную детскую библиотеку, где в распоряжении ребят очень много различных познавательных доступных по содержанию журналов, энциклопедий.

        Напоминаю, что и для вас, уважаемые родители, в нашей приёмной, на информационном стенде, мы предлагаем: консультации, рекомендации, памятки по экспериментальной деятельности, описание опытов в домашних условиях.

        А сейчас, уважаемые родители, мы предлагаем вам обменяться опытом, послушать, как привлечь ребёнка к экспериментальной деятельности, что необходимо учесть, какие были трудности при проведении опытов.

(обмен опытом).

Слайд № 18        Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в логопедической группе по теме: "Развитие детей в театральной деятельности".

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Зернышко»Ст. Ольгинская, Приморско- Ахтарский район, Краснодарский край.Конспект родительского собрания в логопедической груп...

Конспект родительского собрания в форме деловой игры "Знаю ли я своего ребёнка"

Этот материал полезен для проведения родительского собрания...

Конспект родительского собрания в средней группе "Что я знаю о своём ребёнке"

Конспект родительского собрания в средней группе...

конспект нетрадиционного родительского собрания в форме студии "Значение театрализованной деятельности в жизни ребёнка"

Способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний по театрализованной деятельности ребенка в семье и детском саду; содействовать сплочению родительского коллектива, вовл...

Конспект родительского собрания в форме деловой игры «Роль книги в воспитании ребёнка»

Цель: Приобщение родителей к созданию в семье традиций совместного чтения и обсуждения книг.Задачи:-Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросу приобщения детей к книге.-Содействовать ...

Конспект родительского собрания во второй младшей группе «Доброжелательное пространство для каждого ребёнка ДОО»

Формирование педагогической культуры родителей в вопросах по внедрению и способах реализации в практике работы дошкольного образовательного учреждения «доброжелательного пространства и технологи...