Консультация для родителей "Как разбудить в ребёнке исследователя"
консультация (средняя, старшая группа) на тему

В консультации раскрыты приёмы для развития у детей познавательной активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_issledovaniyu.docx32.98 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         Безимени-1

Департамент образования администрации

 города Нижнего Новгорода

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский  сад  № 34»

                           Консультация для родителей

                 Тема: «Как разбудить в ребёнке исследователя»

       Подготовил:

                                              БедретдиноваДиляраХасиятулловна,

                                                            Воспитатель МБДОУ «Детский сад  № 34»

г. Нижний Новгород

2016 г.

Ребёнок – дошкольник  является исследователем, «проявляя живой интерес кразного рода исследовательской деятельности, в частности к элементарному экспериментированию».

Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы - как? и почему?  Элементарные опыты, эксперименты помогают ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельности «направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном воспитании». Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

Исследовательское поведение – особый вид поведения и один из важнейших источников получения ребёнком представления о мире. Его главная цель: формирование у ребёнка навыков самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Поэтому подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска, становится важнейшей задачей современного образования.

Главным инструментом развития исследовательского поведения в образовании выступает исследовательский метод обучения. Для формирования культуры мышления и развития умений и навыков исследовательского поведения дошкольникам необходимо давать задания, ориентированные на определённые задачи. Их можно сгруппировать в относительно цельные блоки:

  • учимся видеть проблемы;
  • учимся выдвигать гипотезы;
  • учимся делать выводы и умозаключения.

Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой поисковой деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее эта деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается. В процессе организации познавательно - экспериментальной деятельности предполагалось решение следующих задач:

  • создание условий для формирования целостного мировоззрения ребёнка средствами экспериментирования;
  • развитие любознательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать;
  • развитие познавательного интереса в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости;
  • умение делать выводы, а также развитие внимания, восприятия, мышления;
  • создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Детское экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами детской деятельности, и в первую очередь с наблюдением и трудом. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и её результатов. Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментированием и трудом. Труд может быть не связан с экспериментированием, но экспериментирование без выполнения трудовых действий не бывает.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формулировании цели, во время обсуждения хода опыта, при подведении итогов и словесном отчёте об увиденном.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму, размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость.

Важную роль в формировании детского интереса к экспериментальной деятельности играют родители. Абсолютно правы те, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности. 

Следуйте совету В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

Вот несколько советов для родителей по развитию экспериментально-исследовательской активности детей.

Что необходимо, а чего нельзя делать для развития опытно – исследовательской деятельности дошкольников:

  1. Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

  1. Нельзя отмахиваться от совместных действий с ребёнком, игр и т.п. – ребёнок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых. 

  1. Предоставлять возможность ребёнку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием. 
  2. Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребёнка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

  1. С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

  1. Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребёнка.

  1. Если у Вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ребёнок - исследователь

Ребёнок – исследователь по своей природе. И наша задача, задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность, как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитан...

консультация для родителей «Разбудите в ребенке волшебника»

Консультация для родителей по развитию воображения у детей....

Конспект занятия: "Ребёнок-исследователь", "Волшебница вода".

Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостями....

консультация для родителей "Разбудите в ребёнке творца"

Эта статья поможет родителям найти правильное направлении в развитии у детей творческих способностей, сблизит родителей с детьми и даст возможность всей семье фантазировать....

Консультация "Разбудите в ребёнке исследователя?"

Даны практические советы по развитию поисково-исследовательской активности у детей....

Паспорт изостудии «Разбуди в ребёнке волшебника»

Паспорт изостудии «Разбуди в ребёнке волшебника»...

Консультация для родителей "Воспитываем ребёнка-исследователя"

Цель - помогать развивать познавательную активность детей дошкольного возраста средствами детского экспериментирования....