Проект "По лесной тропе родного края"
проект

Макарова Светлана Викторовна

Расширить знания детей о деревьях родного карельского края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx23.17 КБ
Файл podelki.docx2.65 МБ
Файл osina.docx2.12 МБ
Файл klen_i_el.docx2.91 МБ
Файл ryabina_i_bereza.docx1.79 МБ
Файл dub.docx2.83 МБ
Файл opyt_s_shishkami.docx2.17 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК»

Посёлок Эссойла

Проект:

«По лесной тропе родного края»

Составители:

Макарова С.В.

 

 

2024 г.

Название проекта: «По лесной тропе родного края»

Тип проекта: познавательно - исследовательский

Продолжительность проекта: краткосрочный

Участники проекта: дети и воспитатели всех групп ДОУ, родители воспитанников

По характеру контактов: открытый, осуществляется внутри ДОУ

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:
- обогащение содержания детско-взрослой деятельности;
-возможность работать в среде, которая побуждает к получению новых знаний и умений.

Актуальность темы: Дошкольное детство – важный период в жизни ребенка, когда закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности. Экологическое сознание ребенка постепенно поднимается на более высокий уровень. Если создается интерес, установка на восприятие природы – занятия затрагивают чувства ребенка, вызывают сопереживания, ребенок стремится к активной деятельности. Важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.

Проблема: Деревья окружают нас постоянно. Однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Хотя деревья «живут» рядом с нами постоянно, дети не замечают их и очень часто не считают живыми объектами природы. Формулирование проблемы: «А нужны ли деревья в городе?»

Цель проекта: уточнить и расширить представления детей о деревьях, их строении; в доступной форме рассказать детям о пользе деревьев.


Задачи проекта: Расширять у детей знания и представления о деревьях: узнавать и называть деревья, растущими на участке детского сада и в ближайшем окружении:
- характерные особенности строения;
- признаки, отличающие одни деревья от других;
- сезонные изменения в строении лиственных деревьев; 

- воспитывать бережное отношение к миру живой природы.


Актуальность темы: Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления.

    Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Дети мало общаются с природой. Можно наблюдать небрежное, порой жестокое отношение детей к природе, в частности, к деревьям. Деревья окружают нас постоянно, но дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к цветущим растениям. Кроме того, деревья и растения воспринимают как неживые объекты. Деревья прекрасные объекты для наблюдений, так как имеют ярко выраженные сезонные изменения. Таким образом, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с растительным миром, с деревьями, формирование у детей убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта


Предполагаемый результат:
- у детей сформируются устойчивые представления о деревьях родного края;
- повысится познавательный интерес к растительному миру;
- расширятся коммуникативные и творческие способности детей;
- дети научатся любить, охранять и беречь родную природу, соблюдать правила безопасного поведения в лесу.

Работа над проектом включает деятельность педагогов и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта:

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

  • Формирует проблему;
  • Вводит в игровую ситуацию;
  • Формирует задачи.
  • Вхождение в проблему;
  • Вживание в игровую ситуацию;
  • Принятие задачи;
  • Обсуждение задания, путем решения проблемы, дополнение задач проекта.

2 этап

  • Помогает в решении задачи;
  • Помогает спланировать деятельность;
  • Организует деятельность;
  • Практическая помощь;
  •  Направляет и контролирует осуществление проекта.
  • Объединение детей по группам;
  • Распределение обязанностей;
  • Формирование знаний, умений и навыков;
  • Практическое решение проблемы.

3 этап

  • Подготовка к презентации;
  • Подведение итогов.
  • Продукт деятельности готовят к презентации;
  • Представляют продукт деятельности.

 

 

Реализация проекта

Предварительная работа:
Беседа с детьми о деревьях родного края.
- Рассматривание деревьев на прогулке.
- Загадывание загадок о деревьях.

 

Этапы реализации проекта

I этап – подготовительный
- определение цели и задач;
- подготовка материала для организации проекта;

- создание предметно-развивающей среды;
- отбор наглядного и методического материала по теме проекта;
- изготовление дидактических игр по теме;
- подбор материала для организации совместной деятельности педагога с детьми;
- подбор материалов для творческих работ;
- консультация для родителей «Проект в детском саду».

II этап – основной

Цель – реализация намеченного плана проекта

Детский взгляд. Сначала решили выяснить – откуда появилась деревянная пластина. Рассмотрели иллюстрации. Лес – наш друг, где растут различные виды деревьев. Отгадали загадки о деревьях, уточнили, из каких основных частей состоит дерево. Узнали, за что человек так ценит дерево. По количеству колец на спилах деревьев определили возраст дерева. Рассмотрев, установили, что дерево непрозрачное и каждое имеет свой рисунок. Мы с детьми узнали, что деревянные игрушки – это первые игрушки которыми игрались дети много веков назад, однако и сегодня современные дети очень любят деревянные игрушки-конструкторы. Несмотря на то, что в наше время появилось много материалов и современных технологий игрушки из дерева остаются такими же популярными.

Познавательное развитие

- Занятие «Деревья и кустарники весной»;
- Наблюдение в природе за изменениями в жизни деревьев весной;
- Беседы: «Хвойные деревья наших лесов», «Что я знаю о деревьях», «Что такое лес?», «Деревья – легкие земли», «Что мы узнали о деревьях?»;
- Игры «Сосчитай почки», «Что лишнее?», «Найди такой же по величине, форме, цвету», «Кто где живет»;
- Кружок «Родничок». Тема: «Свойства дерева»;
- Опыт «Тонет – не тонет».



Социально-коммуникативное развитие

- Беседы «Чем опасно сухое дерево?», «Как ухаживать за деревьями?»;
- Дидактическая игра «Как вести себя в лесу»;
- Ситуативный разговор «Деревья у нас на площадке»,  «Почему нужно беречь деревья?»;
- Ситуация общения «Дерево заболело»;
- Познавательные вечера «Лекарственные деревья»;

Речевое развитие

- Занятие: чтение стихотворения К.И. Чуковского «Чудо-дерево»;
- Занятие «Деревья»;
- Чтение художественной литературы А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зеленый»;
- Отгадывание описательных загадок о деревьях;
- Составление рассказов по теме «Деревья» с использованием мнемотаблиц.

Художественно-эстетическое развитие

- Кружок «Цветные ладошки». Тема: «Дерево» - рисование отпечатком ладони;
- Аппликация «Веточка вербы»;
- Рисование «Чудо-дерево», «Нарисуй картинку про весну»;
- Раскраски по теме;
- Рассматривание репродукций картин пейзажистов.

Физическое развитие

- П/и «Раз, два, три к дереву беги!»;
- Пальчиковые игры «На горе мы видим дом», «Деревья – друзья», «Ветер по лесу летал»;
- Физминутка «Ветер дует нам в лицо».

III этап – заключительный

Цель – подведение итогов работы над проектом

- Оформление выставки детского творчества;

- Создание методических материалов для воспитателей по теме проекта;

- Отчет на сайте ДОУ.

Выводы: Все дети участвовали в проекте с желанием, проявляя инициативу; рассказывали о бережном отношении к дереву, о дружбе с ним; старались обнять его, шепнуть. Дети сделали вывод: «буду ухаживать за всеми деревьями», «нельзя обижать деревья», «чтобы не было скучно, надо с деревьями разговаривать», «посадим много деревьев и нам будет лучше». Дети запомнили правила поведения в природе, научились их соблюдать. В ходе реализации возникли и затруднения: мало методических разработок по экологически-ориентированной проектной деятельности; недостаточно материала по краеведению, доступного для дошкольников, у детей бедный словарный запас.

Литература:

1. М. И. Сигимова «Познание мира растений»

2. Т. А. Шорыгина «Деревья - какие они? »

3. Т. Д. Нуждина «Чудо всюду»

4. В. А. Алексеев «300 вопросов и ответов по экологии»

5. Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественно – научных представлений в разных возрастных группах; «Детство-Пресс»

6. Потапова «Детям о природе». Экология в играх для детей.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа : «По тропинкам родного края» (для детей 3-5 лет).

Программа «По тропинкам родного края» рассчитана на 2 года обучения. Цель программы – сформировать представление у детей о природе естественной, независимой от человека и его деятельности, и природе ...

Дополнительная программа для детей дошкольного возраста "Тропинками родного края"

Новизна данной программы заключается в том ,что она захватывает разные аспекты экологического образования дошкольников.Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простей...

Викторина «По тропинкам родного края»

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:          1) родители являются первыми педагогами. ...

Программа краеведческого кружка по направлению познавательное развитие «По тропинкам родного края» (приобщение к социокультурным ценностям) для старших групп дошкольного возраста.

Любовь к своей Родине, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играют огромную роль в становлении личности ребенка. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уве...

Методическое пособие «По тропинкам родного края».

Лэпбук по экологии «По тропинками родного края» предназначен для педагогов дошкольного учреждения в работе с детьми. Направлен на формирование нравственно – патриотических чувств, ра...

Проект "Тропами родного края"

Цель: Узнать больше о природных памятниках на реке Исеть и проложить  маршруты к ним.Задачи:1.Составить план действий.2.Расспросить  взрослых о туризме в нашем городе.3.Рассмотреть разн...

Беседа "Тропинками родного края".

Цель: развивать интерес у детей к своему родному краю;систематизировать сведения о живой и неживой природе Республики Мордовия; формировать у учащихся общечеловеческие ценности мира природы, обще...