групповой проект «Лес - наше богатство».
проект по окружающему миру (старшая группа)

Познавательный, информационный, краткосрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста, на тему «Лес - наше богатство».

Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой.

Большинство людей считают лес источником продуктов жизнедеятельности или местом отдыха. Это формирует у них антропоцентрическое экологическое сознание. И мало, кто задумывается о дальнейшей судьбе леса, о его обитателях, да и том, что вообще в лесу есть множество разнообразных жителей, что человек сам является частью природы.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательный, информационный, краткосрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста, на тему «Лес - наше богатство».

Выполнила: Котельникова Е.А.

г Челябинск,2022

Название проекта: «Лес - наше богатство»

Возраст детей: старшая группа (5-6 лет)

Тип проекта: краткосрочный

Вид проекта: информационно - творческий

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.

Место проведения: группа детского сада.

Срок реализации проекта: краткосрочный 2-3 дня

У страны есть богатства немалые,

Недр земных не учесть чудеса,

Но важней очень многих, пожалуй,

Для дыханья Земли – леса!

В них здоровья и мудрости кладези,

В них несказанная краса,

В них источник естественной радости,

Это – жизни основа — леса!

Введение

Лес - один из основных типов растительного покрова Земли, представленный многочисленными жизненными формами растений, среди которых главную роль играют деревья и кустарники, второстепенную – травы, кустарнички, мхи, лишайники и т. д.

В лесу обитает большое количество живых организмов, начиная от невидимых глазу почвенных бактерий до зверей крупных размеров. Все компоненты леса находятся в тесной взаимосвязи между собой.

Лес создает особый микроклимат, в котором поддерживается полноценная жизнь всех его обитателей. Лес – это «зеленые легкие» нашей планеты. Роль леса в жизни человека очень велика. Говоря о значении леса, прежде всего, необходимо отметить, что лес – это источник жизни на земле.

Почти все, что растет в лесу, и все, кто живет в лесу, используются в пищу как человеком, так и представителями фауны леса – грибы, ягоды, орехи, листья, лесная дичь и животные. Лес богат лекарственными растениями, которые используются и животными и в практике народной медицины. Деревья представляют наибольшую ценность – древесина используется при изготовлении мебели, бумаги, постройке домов и других сооружений, в качестве твердого топлива. Велико и экологическое значение леса. Деревья и растения насыщают воздух кислородом, образуя вокруг леса благоприятную атмосферу. Леса играют большую роль в круговороте воды и имеют почвозащитное значение. Благодаря испаряемой из лесной почвы влаге повышается влажность воздуха.

Актуальность проекта

Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой.

Большинство людей считают лес источником продуктов жизнедеятельности или местом отдыха. Это формирует у них антропоцентрическое экологическое сознание. И мало, кто задумывается о дальнейшей судьбе леса, о его обитателях, да и том, что вообще в лесу есть множество разнообразных жителей, что человек сам является частью природы.

После отдыха людей в лесу остаются не затушенные костры, бутылки, мусор, вся эта негативная позиция взрослых отражается на дошкольниках, так как дети в первую очередь берут пример с родителей. Статистические данные говорят о том, что из-за нарушений правил поведения человека на природе увеличилось число лесных пожаров.

Современные дети мало общаются с природой, редко бывают с родителями в лесу, с трудом различают деревья и кустарники, не говоря уже о знаниях том, какую пользу приносит лес и почему его нужно беречь. Поэтому, чтобы сохранить леса здоровыми и красивыми, дающие нам кислород, красоту, тепло, предметы обихода, гарантировать лесу защиту, нам необходимо воспитывать экологическую культуру дошкольников с раннего возраста, формируя отзывчивость, любознательность, способность управлять своим поведением на природе.

С этой целью мы разработали экологический проект «Берегите лес!», который позволит расширить и углубить представления детей и их родителей о роли леса для существования жизни на Земле, о которых нужно заботиться, беречь и сохранять, научатся соблюдать правила поведения на природе.

На прогулках, обращая внимание детей на красоту нашей природы, мы заметили, что дети с большим интересом знакомятся с окружающей средой, но практически не замечают деревьев, кустарников, не обращают внимания на поломанные ветки.

Это и определило тему проекта «Лес- это наше богатство»

Цели проекта:

- Формирование у детей экологической культуры поведения в окружающей нас природе;

- Расширение представлений о лесе, его значении для жизни всего живого, через различные виды деятельности.

Задачи проекта:

1. Сформировать и обобщить у детей элементарные экологические представления о лесе, его обитателях. Подвести детей к пониманию того, что в природе все взаимосвязано.

2. Формировать понимание последствий экологически безответственного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев и т. д.) через ознакомление с правилами поведения на природе.

3. Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений.

4. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту леса, бережное отношение к лесу и его лесным жителям.

5. Развивать связную речь, обогащать словарь детей, развивать мышление, фантазию, воображение и творческие способности.

6. Привлечь родителей к проблеме воспитания у детей любви к природе.

Формы работы над проектом:

Консультации для родителей;

Наблюдения;

Беседы по теме;

Чтение художественной литературы;

Проведение дидактических игр;

Исследовательская деятельность;

Ожидаемые результаты и социальный эффект реализации проекта:

Дети:

- у детей сформируется культура поведения, направленная на сохранение природных ресурсов;

- расширятся представления о лесе, его значении для жизни всего живого;

- укрепится познавательный интерес и любознательность; способность к определению задач на основе поставленной проблемы;

- осознают необходимость бережного отношения к растительности леса, к его лесным жителям.

Родители:

- Повышение интереса к познанию природы родного края;

- Расширение кругозора экологических знаний.

Подготовительный этап:

1. Проведение беседы с целью выявления личного опыта детей по теме проекта;

2. Разработка плана мероприятий;

3. Введение в тему проекта родителей воспитанников;

4. Подбор иллюстрированного материала, художественной литературы, речевых и дидактических игр.

Основной этап (реализация проекта):

Теоретическая часть:

- Составление плана мероприятий, разработка конспектов бесед и мероприятий.

Практическая часть:

1. Беседа с детьми: «Что такое лес?»

2. Целевые экскурсии к деревьям на территории детского сада;

3. Чтение литературы по теме исследования художественного и познавательного характера;

4. Дидактические игры и настольно-печатные игры;

5. Работа с родителями: Папка-передвижка (Консультация для родителей «Правила поведения ребёнка в лесу»); Буклет "Давайте вместе научим детей беречь и любить природу!" (памятка для родителей)

Заключительный этап

1. Оформление мини-выставки литературы художественного и познавательного характера;

2. Выставка дидактических и настольно-печатных игр по теме проекта;

3. Проведение итогового мероприятия: коллективное изготовление экологической стенгазеты с элементами рисования и аппликации на тему «Берегите лес!».

Дети:

- Дети имеют элементарные представления о лесе, его обитателях. Расширены и закреплены знания и представления детей о лесе, как одном из условий существования жизни на Земле;

- Знают правила поведения в природе;

- Имеют представления о последствиях неправильного отношения к природе и сформировано понимание последствий экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений).

- Проявляют познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за деревьями и обитателями леса, желание больше узнать об особенностях своего края, леса.

- Развита связная речь, обогащен словарь детей.

Родители:

- Повышен интерес к познанию природы родного края;

- Понимают важность бережного отношения к лесу.

- Понимают необходимость формирования у детей старшего дошкольного возраста правильного поведения в лесу, развитию любви и бережного отношения дошкольников к окружающей природе.

- Расширен кругозор экологических знаний.

Продукты проекта:

Мини – музей литературы художественной и познавательной направленности.

Методический материал (дидактические и настольно-печатные игры по возрасту на темы: «Лес и его обитатели»;

Конспект проведённых мероприятий в процессе реализации проекта, как средство экологического образования детей дошкольного возраста:

- Беседа «Что такое лес?», «Международный день лесов».

- художественная деятельность старшей группы: Коллективная работа «Берегите лес!»; «Животные леса»

Перспектива:

- В целях закрепления воспитательной ценности проекта, планируется в течение учебного года продолжить работу по наблюдению за деревьями и кустарниками, птицами, насекомыми и различными явлениями природы на территории ДОУ.

- Развивать предметно-пространственную среду в группе, посредством изготовления различных дидактических игр для дошкольников и макетов познавательного содержания экологической направленности;

- Разнообразить книжный уголок в группе художественной и учебно-познавательной литературой для расширения и углубления у дошкольников имеющихся знаний на темы экологического содержания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный проект "Лес-наше богатство!"

 Деревья  (лес) очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые - дают вкусные съедобные плоды. Спиленное дерево - это строительный материал: из высушенных стволов...

Проект «Лес — наше богатство!»

проект в средней группе...

Проект "Лес-наше богатство!"

Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которым ребенок сталкивается каждый день. Огромную роль ...

Проект "Здоровье - наше богатство!"

Полноценное  физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Что же такое здоровье? Обратимся к  “Словарю русского языка” С.И. Ожегова: “Правильная, нормальная дея...

Проект "Лес - наше богатство"

Цель проекта:  выявить и обогатить представления детей о значении леса в жизни человека (оздоровительном, эстетическом, хозяйственном), обратить внимание на экологически неграмотное поведение в л...

Проект "«Лес-наше богатство!»

Способствовать закреплению имеющихся знаний детей о лесе, как экологической системе...

Экологический проект "Лес - наше богатство".

Воспитание экологической  культуры дошкольников....