Проект "«Лес-наше богатство!»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_meropriyatiy.docx | 31.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми
Старший возраст (5-7лет)
Тема: «Лес-наше богатство!»
Тип проекта: познавательный
Участники образовательной деятельности: дети, родители, воспитатели.
Сроки реализации проекта _______________ неделя ________________
Цель: Способствовать закреплению имеющихся знаний детей о лесе, как экологической системе
Задачи:
- Закрепить знания о лесе, как экологической системе.
- Способствовать расширению представлений о профессии лесника и егеря
- Закрепить правила поведения в лесу «Азбука леса»
- Показать значимость даров леса для человека
- Способствовать воспитанию бережного отношения к природе
Название итогового мероприятия: Викторина «Знатоки леса»
Дата проведения _______________ (поставить точную дату) ФИО ответственного _________________________________
Итоговый продукт с детьми: Презентация книги с рисунками и экологическими сказками о лесе
Итоговый продукт с родителями: создание фотоальбомов «Лесные чудеса», «мои наблюдения и исследования природы» альбом, «Наше лесное путешествие летом»
Содержание работы по теме
Образовательные области | Виды детской деятельности | Формы работы с детьми |
Физической развитие | Двигательная | Утренняя гимнастика: «На зарядку солнышко…» Зарядка «Ехали, ехали в лес за орехами» «Бодрящая гимнастика» Добрые и вежливые слова. Стр. 54-55 Т.Е. Харченко «Бодрящая гимнастика для дошкольников», Идем в поход (с эелементами дыхательной и корригирующей гимнастики) стр. 60-62 Дыхательное упр: «Бабочка», Упражнение на дыхание «Чем пахнет лес» Игровой самомассаж: «Если бы я был деревом» - массаж рук стр. 113 Е.А. Алябьева «Итоговые дни по лексическим темам» Книга2 Упражение на профилактику осанки и свода стопы: «дорожка здоровья», Закаливающая гимнастика «По росе» (хождение босиком по разнофактурной поверхности, в т.ч. влажной) Физминутки «В удивительном лесу», Пальчиковая игра «Ягоды», «Грибы» Основные движения ОРУ: «В лесу» стр.192 Ю.А. Кириллова «Комплексы упражнений и п/игр на свежем воздухе», «Здравствуй лес, прекрасный лес» стр.15-19 Н.Н. Мазильникова, С.В. Терехина «Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летней период» Физические упражнения: Степаненкова: «Поймай комара» |
Игровая | Подвижные игры Сочеванова: «Грибник», «Одуванчик»; Фомина: «Медведи и пчелы», игр.упр. «Собери букет», «Найди пару», «1,2,3 – к дереву беги», «Жмурки», «Хитрая лиса» Народные (хороводные) игры: «Бабка Ежка», «Зайцы и лиса», «Пузырь» Игры с элементами спорта: городки, баскетбол, бадминтон, футбол Спортивные упражнения: Катание на двухколесном велосипеде и торможение, на самокате | |
Познавательное развитие | Познавательно-исследовательская | Исследование объектов окружающего мира (предметный и природный мир) Обследование этажей леса. – (Ярусы леса: подвальное помещение – толща лесной почвы: корни деревьев, ходы подземных жителей; 1 этаж (мхи, лишайники, грибы); 2 этаж(травянистые растения, цветы); 3 этаж (невысокие деревья, кустарники); 4 этаж деревья средней высоты, 5 этаж – очень высокие деревья ( кроны высоких деревьев) Проблемная ситуация: «Что было бы, если леса исчезли…», «Что мы сажаем, сажая леса…»; Моделирование (замещение, составление моделей, деятельность с использование моделей): «Лес-многоэтажный дом» (Почему лес называют многоэтажным домом? Кто на каком этаже живет?) |
Конструирование | Строительный материал: Избушка егеря (из деревянного строителя) Оригами: «Елочка – зеленая иголочка» | |
Игровая | Дидактические игры «Что возьмем в поход» «Что помогает растениям расти» (выбрать схему – карточку, рассказать, что это, как оно помогает растениям (солнце, вода, воздух, животные, птицы, насекомые, человек), «Узнаю деревце», «Сравни», «Какой лист?», «С какого дерева лист?», «Узнай по описанию», «Найди дерево по листу», «Знаешь- называешь», «Вырасти свой лес» (цель: уточнить и расширить знания о лесе: растения, животные, птицы в лесу распределены по этажам – ярусам, формировать понятие ярусности, закрепить их названия, воспитывать познавательный интересе) Игра «Этажи леса»: Дети становятся в круг. Выбирается ведущий. Он спрашивает: Кто в лесу живет в корнях? Кто живет в дуплах? Кто живет на верхушках деревьев? Кто живет в кустарниках? Кто живет под землей? Кто живет в траве? и т.д. Дети по кругу отвечают на эти вопросы Развивающие, настольные игры: «Прогулка в лес», «Парочки», «Обитатели леса» и и.д. о растениях и животных, лото, домино Конструктивные игры из напольного, деревянного строителя, лего (что есть в наличии), оригами (лиса, заяц…елка) | |
Речевое развитие | Коммуникативная | Беседы и свободное общение на тему: «Что такое лес?», «без чего не бывает леса?» (без деревьев, травы, кустарников…) «Что дает лес человеку, животным, зверям и птицам», «Кто прячется в дупле?» «Как появляется дупло?», «Почему говорят «Лес – наше богатство» Освоение норм и правил поведения (беседы, рассматривание иллюстраций, проблемные ситуации, другие формы работы.) «Не причиняй вреда природе», «Правила поведения в лесу» Рассматривание иллюстраций картин художника И. Шишкина «Прогулка в лесу», «Мачтовый лес», «Сосновый бор», «Дождь в дубовом лесу», «Дубовая роща», «Утро в сосновом бору» (по выбору педагога) Моделирование речевой ситуации Освоение компонентов устной речи: игра «Правильно произнеси слова» (согласование существительных и числительными) ЗКР (гимнастика веселого язычка) Какие звуки можно услышать в лесу? Игра «Правильно произнеси слова» (согласование существительных и числительными) Словарная работа: «У кого-кто» (образование существительных в единственном и множественном числе с уменьшительно-ласкательными суффиксами; у белки- бельчонок, бельчата, у лисы – лисенок, лисята) «Опиши любого зверя по плану» (название, внешний вид, признаки, жилище, повадки, как добывает корм, как защищается, чем питается, кто является врагом, как называется его детеныш); за счет введения новых слов о лесе: бор, дубрава, чаща, дремучий лес, частый лес, густой, глухой лес, пуща, дебри. Какой бывает лес? (лиственный, хвойный, смешанный, еловый, сосновый, березовый). Грамматический строй речи: Игры «Измени по образцу» : Береза-березовый, дуб -…, рябина - …, осина-…, тополь-…, клен-…, сосна-…, ель-…; «Сосчитай до 5» : Один могучий дуб, два могучих дуба,…, Одна стройная береза,…, Одна высокая сосна,… Связная речь: Составление рассказа «Мы туристы», «Как мы ходили в поход», «О чем рассказал лес?» Составление сравнительного рассказа по схеме-модели «Деревья» (береза, ель, дуб и сосна): корень, стебель, листья, плоды, использование человеком Упражнение по методике «Расскажи стихи руками» стр. 103-104 Е.А. Алябьева «Итоговые дни по лексическим темам» планирование и конспекты занятий. Книга 2 Словотворчество: Придумывание историй, рассказов о том… «Как Я встретил в лесу… медведя (оленя, белку, волка), «Удивительные лесные истории», «Мои лесные путешествия» и т.д. по выбору педагога. Книжки-малышки с записями, зарисовками на одну из предложенных тем «Удивительные лесные истории», «Мои лесные путешествия»
|
Восприятие художественной литературы и фольклора | Чтение (слушание) стихотворения «Сказки русского леса» О. Трушина стр.172, Т.И. Подрезова «Материал к занятиям по развитию речи», «В лесу» Н. Саконская, «Праздник леса» С.Я. Маршак стр. 173-175, И. Токмакова «Осинка», «Дуб», «Сосны», «Ели», «Рябина», «Как найти дорожку» В. Берестов стр. 178-179 Т.И. Подрезова «Материал к занятиям по развитию речи» «Лес и ручей» К. Ушинский, стр. 180, «Как лес помогает урожаю» по В. Бианки, «Кто сажаетлес» Г. Снегирев стр. 181, К.Д. Ушинский «Этажи леса» Рассказывание (пересказывание) прочитанных произведений по желанию детей. Разучивание стихов о лесе «Сказки русского леса» О. Трушина стр.172, Т.И. Подрезова «Материал к занятиям по развитию речи», «В лесу» Н. Саконская, «Праздник леса» С.Я. Маршак стр. 173-175, И. Токмакова «Осинка», «Дуб», «Сосны», «Ели», «Рябина», «Заколдован невидимкой…» С. Есенин, «Что такое лес?», «Что мы сажаем сажая леса» С.Я. Маршак (по выбору) Малые фольклорные формы Пословицы и поговорки о лесе (приложение), загадки о лесе, ребусы. | |
Игровая | Словесные игры: «Умный словесник» цель: упражнять в подборе однокоренных слов: Лес, лесок, лесной, лесочек, лесник, лесничий, лесовод, лесные, подлесок, полесье, лесовичок, лесовик. Игра: «Кто больше назовет действий» Цель: упражнять в подборе слов, обозначающих действие предмета. Лес что делает? (растет, шумит, зеленеет, роняет листву, живет, дышит, очищает воздух, радует) Игра «Подбери слова», «Наоборот», «Кто больше» Цель: подбор синонимов. Игра «Доскажи словечко» стр. 200-201 Т.И. Подрезова «Материал к занятиям по развитию речи» Времена года. Лес. Грибы. | |
Социально-коммуникативное развитие | Коммуникативная | Свободное общение (тема) «Что такое лес?», «Без чего не бывает леса?» (без деревьев, травы, кустарников…) «Что дает лес человеку, животным, зверям и птицам», «Кто прячется в дупле? Как появляется дупло?, Почему говорят: «Лес – наше богатство»; о грибах, ягодах, растущих в лесах, мерах предосторожности, которые следует соблюдать при сборе грибов и ягод. Освоение норм и правил поведения (беседы, рассматривание иллюстраций, проблемные ситуации, другие формы работы.) «Не причиняй вреда природе», «Правила поведения в лесу» Рассматривание иллюстраций картин художника И. Шишкина «Прогулка в лесу», «Мачтовый лес», «Сосновый бор», «Дождь в дубовом лесу», «Дубовая роща», «Утро в сосновом бору» ( по выбору педагога) Проблемные ситуации: «Что делать если ты заблудился в лесу?» Решение вопросов жизнеобеспечения, умения ориентироваться на местности, можно ли обойтись без компаса, по каким приметам можно найти дорогу домой. «Что делать, если в лесу начался пожар» |
Игровая | Игровые ситуации «Что было бы, если леса исчезали…», «Азбука леса» (Правила поведения в лесу) Сюжетно-ролевые игры: Магазин «Семена» - воспитатель исполняет роль продавца, ребенок долженописать, семена какого дерева он хочет купить (форма, цвет, кем и где использется – желудь, шишки, семена клена, плоды рябины, семена березы и др.), «Идем в поход», «Мы – туристы». Игры на развитие эмоций (Этюды). «Когда дереву бывает больно?», «Когда дерево радуется?». Игры на развитие фантазии «Разговор с деревом», «О чем шепчут листья» Коммуникативные игры « Если бы я был волшебником», «Какой «подарок» ты можешь подарить лесу?» (Дети по очереди дарят лесу подарки, объясняя их значения. Например: Я дарю тебе солнышко, пусть оно светит ярко-ярко. Согревает тебя, А я дарю тебе дождик…) | |
Трудовая | Художественный труд (Из разных видов материалов) вышивка «грибочек», «еловая веточка», «листик» (если дети ранее овладели навыками вышивания), поделки по техники квилинг; поделки из природного материала «Волшебный лес, лес чудес», «Лесные чудеса» | |
Художественно-эстетическое направление | изобразительная | Творческая мастерская: Рисование «Удивительный лес»; коллективная работа: «Мы в лесу» Лепка из соленого теста на тему «Путешествие в лес» П/с: зактрепить умение детей лепить фигуры животных, птиц, насекомых из соленого теста. Создать коллективные композиции. Развивать фантазию. Способствовать развитию мелкой моторики рук, глазомера, художественного вкуса. Вызвать интерес к творчеству. Аппликация из природных материалов – листочки разного размера «Лесные превращения», «Лесное путешествие» ил объемная аппликация из бумаги «Деревья в нашем лесу». |
музыкальная | В. Шаинский «Вместе весело шагать» «Музыка природы» - диск – звуки природы в лесу, птичьи голоса. Слушание: Звуки природы. «Жаворонок», М.И. Глинки; «Дождик обиделся», муз. Д. Львова – Компанейца Исполнение: «Контраданс» (боковой галоп) – Ф. Шуберта «Экосез» (бег и подпрыгивание), муз. И. Гуммеля – музыкально-ритмические движения «Во поле береза стояла», р.н.м. – пение «Земелюшка-чернозем», «Как пошли наши подружки» р.н.м. – хоровод «Чей кружок быстрее соберется» - игра | |
Создание условий для самостоятельной деятельности | Игровая | Атрибуты для сюжетно- ролевых игр – Магазин «Семена», «Идем в поход», «Мы туристы»; Настольно-печатные, развивающие игры – «Прогулка в лес», «Парочки», «Обитатели леса», лото, домино, маски для театрализации по русским народным сказкам. |
Познавательно-исследовательская | Оборудование и материалы для экспериментов Иллюстрации, картины с изображением лесных ярусов, деревьев, животных, модели «Как вести себя в лесу?» | |
Коммуникативная | И. Шишкина «Прогулка в лесу», «Мачтовый лес», «Сосновый бор», «Дождь в дубовом лесу», «Дубовая роща», «Утро в сосновом бору» ( по выбору педагога) Иллюстрации по теме «Лес» (деревья, грибы, ягоды, животные, птицы), схемы- модели. Макет леса. | |
Воспритятие худ/литературы | «Сказки русского леса» О. Трушина стр. 172, Т.И. Подрезова 2Материал к занятиям по развитию речи», «В лесу» Н. Саконская, «Праздник леса» С.Я. Маршак стр. 173-175, И. Токмакова «Осинка», «Дуб», «Сосны», «Ели», «Рябина», «Как найти дорожку» В. Берестов стр. 178-179. Т.И. Подрезова « Материал к занятиям по развитию речи» « Лес и ручей» К. Ушинский, стр. 180, «Как лес помогает урожаю» по В. Бианки, « Кто сажает лес» Г. Снегирев стр. 181, К.Д. Ушинский «Этажи леса» | |
Конструирование | Напольный, деревянный строитель, лего, бумага для конструирования поделок. | |
Изобразительная | Раскраски, трафареты на тему лес, растения и животные леса, природный материал, фломастеры, карандаши т.д. | |
Двигательная | Городки, баскетбольный мяч, баскетбольное кольцо, бадминтон, футбольный мяч и ворота, платок, двухколесный велосипед, самокат. | |
Музыкальная | Иллюстрации: «Дождик», «Жаворонок», портрет М.И. глинки; ноты произведений и немая клавиатура; искусственные веточки березы, карточки с изображением лесных зверей, растений и птиц для игры ДМИ (колокольчики, бубны, металлофоны, маракасы) | |
Трудовая | Атрибуты для ухода за растениями на участке, в экологическом уголке в группе. |
Взаимодействие с родителями и социальными партнерами
Педагогическое просвещение | Вовлечение в образовательный процесс |
Консультация для родителей: «В лес вместе с ребенком», «В союзе с природой», «Поведение детей в природе» | Создание фотоальбомов: «Лесные чудеса», «Мои наблюдения и исследования природы» альбом, «Наше лесное путешествие летом», «Папа, мама, я – творим чудеса» - поделки из бересты, и природного материала |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Долгосрочный проект "Лес-наше богатство!"
Деревья (лес) очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые - дают вкусные съедобные плоды. Спиленное дерево - это строительный материал: из высушенных стволов...
Проект «Лес — наше богатство!»
проект в средней группе...
Проект "Лес-наше богатство!"
Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которым ребенок сталкивается каждый день. Огромную роль ...
Проект "Здоровье - наше богатство!"
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Что же такое здоровье? Обратимся к “Словарю русского языка” С.И. Ожегова: “Правильная, нормальная дея...
Проект "Лес - наше богатство"
Цель проекта: выявить и обогатить представления детей о значении леса в жизни человека (оздоровительном, эстетическом, хозяйственном), обратить внимание на экологически неграмотное поведение в л...
Экологический проект "Лес - наше богатство".
Воспитание экологической культуры дошкольников....
Проект «Лес - наше богатство»
Проект «Лес - наше богатство»...