НОД в старшей группе "Мы следопыты"
план-конспект занятия по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17» города Чебоксары Чувашской Республики
Непосредственная образовательная деятельность
детей старшей группы №7
на тему:
«Мы-следопыты».
Составила:
воспитатель Шарова Н.Е.
2023
Программное содержание:
Познакомить детей со свойствами листьев (легкий, гладкий-шероховатый, имеет цвет и др.).
Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях (дует ветер, листья желтеют и облетают, идет дождь и др.), правилах поведения в природе.
Упражнять в умении анализировать, делать выводы, заносить данные в таблицу при помощи условных обозначений.
Развивать логическое мышление посредством умозаключений и выводов.
Обогащать словарь детей новыми словами (следопыты, исследовать, лаборатория, лупа, прожилки и др.).
Упражнять в образовании прилагательных из существительных (клен-кленовый, дуб-дубовый и др.).
Формировать умение строить сложносочиненные, сложноподчиненные предложения и формировать навыки фразеологической речи.
Воспитывать целеустремленность, чувство взаимопомощи.
Воспитывать любовь к природе.
Методы и приемы:
1.Познавательно-исследовательская деятельность:
1).Опыты с листочками.
2).Составление таблицы поэтапного исследования предмета (листочка).
3).Проблемные вопросы.
4).Д/и «Найди картинку со следами осени».
5).Д/и «С какого дерева листок?».
2.Беседа по ОБЖ на тему «Как вести себя в лесу».
3.Х/слово: стихотворение «Эхо».
4.Физминутка «Мы листики осенние».
Предварительная работа:
1.Наблюдения на прогулке.
2.Трудовая деятельность: уборка опавших листьев с участка.
3.Сбор листочков для составления гербария.
4.Рассматривание картины И.Левитана «Золотая осень».
5.Заучивание стихотворения А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало…».
6.Художественно-творческая деятельность:
1).Рисование на темы: «Листья летят», «Осенний лес», «Идет дождь».
2).Коллективная аппликация на тему: «Осенний лес».
Ход:
-Ребята, Что нового вы увидели в группе? (книги об осени, картинки с осенними пейзажами, осенние листочки).
-Почему это появилось в группе? (ответы детей).
-А где еще это можно увидеть? (ответы детей).
-Хотите полюбоваться пейзажем за окном? (да).
-Ребята, какое сейчас время года? (осень).
-Кто знает, какой месяц наступил? (сентябрь).
-В старину люди очень внимательно наблюдали за природой и каждый месяц года называли совсем по-другому. Хотите узнать? (да).
-Например сентябрь они называли-листопадник, хмурень, рябинник.
-Как вы думаете , почему? (начинают опадать листья, часто хмурится небо, поспевает рябина).
-Сейчас люди тоже внимательно наблюдают за природой, исследуют ее явления и дают им точное название.
-Я предлагаю вам стать следопытами.
-Кто такие следопыты? ( человек, который узнает что-то по следам, разгадывает следы, что-то ищет ).
-Предлагаю вам пойти в лес и поискать следы осени.
(Звучит музыка-шум леса. Дети при помощи имитационных движений преодолевают препятствия: перелезают через бревно, перепрыгивают через ручеек, подлезают под ветками деревьев. Вышли на лесную полянку.).
-В лесу очень много следов. Была ли здесь осень? Оставила ли свои следы?
Д/з «Найди картинку со следами осени».
-Назовите, какие следы осени вы нашли? (ответы детей).
-Ау, никто не заблудился? Давайте поиграем с эхом.
Игра «Эхо».
«-Эхо лесное, спросить могу?
-Ау, ау, ау!
-Куда это листья лесные пропали?
-Опали, опали, опали.
-Птички-певички, давно ли галдели?
-Летели, летели. На юг улетели.
-Белки и зайцы, про вас не знаем.
-Линяем, линяем, линяем.
-Так что же творится в лесу? –спросим.
-Осень, осень, осень!».
-Ребята, какая опасность может подстерегать в лесу? (дикие животные, можно заблудиться).
-Как надо вести себя в лесу, чтобы ничего не случилось плохого? ( не шуметь, находиться рядом со взрослыми).
Воспитатель подбрасывает листья вверх.
-Ветер подул. Листья полетели. Как называется это явление? ( листопад).
-Предлагаю собрать листочки и определить, с какого дерева они упали.
Д/и «С какого дерева листок?».
( с дуба-дубовый, с березы-березовый и т. д.).
-Соберем их в пакеты: зеленые листочки - в один пакет, желтые, оранжевые, красные – в другой пакет. Они нам еще пригодятся.
-Ребята, вы уже так много узнали о листочках, а хотели бы еще что-то узнать про листочки? (Да).
-Тогда приглашаю вас в лабораторию.
- Что такое лаборатория? (место, где проводят опыты, исследования, эксперименты.).
-Какие предметы есть в лаборатории для проведения исследований? (микроскоп, лупа, химикаты и др.).
Возвращение из леса той же дорогой.
-Вот мы и в лаборатории. Рассаживайтесь. Перед вами лежит таблица со знаками. Знаки вам уже знакомы. Возьмите листок и приступайте к его исследованию. Ведь вы следопыты. Результаты исследований отмечайте знаками «+» или «-«.
-Итак, приступаем к выполнению первого исследования: что можно сказать о цвете листочков? ( они разноцветные ). Занесите результаты в таблицу.
-Приступаем ко второму исследованию: какой листок на ощупь?.Гладкий или шершавый? Занесите данные в таблицу.
-Положите листок перед собой и рассмотрите его под лупой. Что увидели на листочке? (линии, точки, прожилки). Занесите в таблицу.
-Расскажите, что интересного вы обнаружили, рассматривая листочки? (ответы детей).
-Предлагаю поиграть с нашими листочками.
Игра «Мы листики осенние».
«Мы листики осенние
На веточках сидели (присесть).
Дунул ветер (дуют).
Полетели (бег на носочках по кругу).
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели (присесть).
Ветер снова набежал (дуют)
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил (кружение на месте, руки вверх)
И на землю опустил (присели).»
-Ребята, посмотрите на листочки, которые мы положили в пакеты.
-Что появилось в пакете, где лежат зеленые листочки? (капельки жидкости).
-Как вы думаете, почему этого нет в пакете, где лежат желтые, красные, оранжевые листочки? (осенью тепла и света становится меньше, чем летом, растениям и деревьям не хватает питательных веществ, сокодвижение прекращается, листья желтеют, краснеют, опадают. Деревья на зиму «засыпают». Поэтому, в желтых листочках нет жидкости-сока, а в зеленых еще есть сок.
-Ребята, что нового вы узнали сегодня? (ответы детей).
-Вам понравилось быть следопытами? (да).
-Что еще вы хотели бы исследовать в следующий раз? (ответы детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе"Посвящение в следопыты"
Дифференциация звуков С,З,Ш,Ж...
Конспект прогулки "Мы - следопыты" для детей старшей группы (ОО"Познание", "Физическая культура", "Здоровье", "Продуктивная деятельность","Социализация")
Программное содержание: по экологическому воспитанию: 1.в процессе проведения элементарных опытов учить детей делать вывод о свойствах снега; 2.уточнить представления детей о деревьях; закрепить ум...
Интеллектуальный марафон «Следопыты» для СТАРШЕЙ группы
Цель: Дать детям почувствовать радость от решения познавательных задач, от самой игры, продолжать учить договариваться друг с другом, налаживать диалогическое общение в совместной игре, активизир...
Непосредственно- образовательная деятельность по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста "Следопыты".
Конспект непосредственно- образовательной деятельности по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста "Следопыты" по профилактике ипредупреждению плоскостопия....
ВИКТОРИНА МЕЖДУ ДВУМЯ СТАРШИМИ ГРУППАМИ «ЮНЫЕ СЛЕДОПЫТЫ»
ВИКТОРИНА МЕЖДУ ДВУМЯ СТАРШИМИ ГРУППАМИ «ЮНЫЕ СЛЕДОПЫТЫ»...
ВИКТОРИНА МЕЖДУ ДВУМЯ СТАРШИМИ ГРУППАМИ «ЮНЫЕ СЛЕДОПЫТЫ»
ЦЕЛЬ: развитие творческого воображения, внимания, смекалки, речи; обобщать и уточнять знания детей о животных, растениях, птицах; расширять представления детей о фруктах и овощах их вкусе; воспит...
ВИКТОРИНА МЕЖДУ ДВУМЯ СТАРШИМИ ГРУППАМИ «ЮНЫЕ СЛЕДОПЫТЫ»
ЦЕЛЬ: развитие творческого воображения, внимания, смекалки, речи; обобщать и уточнять знания детей о животных, растениях, птицах; расширять представления детей о фруктах и овощах их вкусе; воспит...