Конспект ОД:«Использование ИКТ технологий в экологическом воспитании дошкольников».
план-конспект занятия по окружающему миру
Информационно – коммуникационные технологии в экологическом воспитании дошкольников Потребительское отношение к природе – одна из глобальных проблем современности, и одной из актуальнейших вопросов современного общества является проблема формирования экологической культуры личности. Береги свою планету – ведь другой, похожей, нету! (Я. Аким.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_ikt_tehnologiy_v_ekologichesom_vospitanii_dashkolnikov.docx | 24.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационно – коммуникационные технологии в экологическом воспитании дошкольников
Потребительское отношение к природе – одна из глобальных проблем современности, и одной из актуальнейших вопросов современного общества является проблема формирования экологической культуры личности.
Береги свою планету –
ведь другой, похожей, нету!
(Я. Аким.)
В процессе экологического образования дошкольников используются разнообразные методы:
- практические (игры, ребусы, загадки, акции);
- наглядные (экскурсии, иллюстрации, репродукции картин, плакаты);
- словесные (художественное чтение, беседы).
Для проведения деятельности по экологическому образованию дошкольников необходима увлекательная информация и обширный наглядный материал. На помощь приходит компьютер. Возможности его огромны и позволяют заинтересовать детей, применяя принцип наглядности экологического содержания.
В формировании экологической культуры у дошкольников используются специализированные или адаптированные компьютерные программы: обучающие, диагностические, развивающие.
Коммуникация - передача и восприятие информации. К числу наиболее ключевых функций языка относятся:
- коммуникативная функция (язык, как средство передачи информации от одного человека другому);
- эпистемическая функция (достоверная, научная);
- познавательная функция (язык как средство хранения и переработки информации).
В связи с внедрением новых информационных технологий в процесс образования существенно изменился подход и к экскурсиям как основным приемам в экологическом образовании дошкольников.
Возникли новые виды экскурсий – виртуальные (похожие, неотличимые), интерактивные.
Виртуальная экскурсия даёт возможность посетить недоступные места, предложив уникальное путешествие. Виртуальная экскурсия, конечно, не заменит личное присутствие, но позволит получить достаточно полное впечатление о новом месте.
В образовательной деятельности по экологии на помощь могут прийти интерактивные, мультимедийные экскурсии, разработанные самим педагогом.
Составляющими данной экскурсии могут выступать видео, звуковые файлы, анимация (одушевлённость — метод создания серии снимков, рисунков, цветных пятен, кукол или силуэтов в отдельных фазах движения, с помощью которого во время показа их на экране возникает впечатление движения существа или предмета), а также репродукции картин, изображения природы, портреты, фотографии.
В материалы таких экскурсий могут быть включены художественное слово и доступные для восприятия дошкольника научные определения, исторические факты.
Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой педагог совместно с дошкольниками обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, выделяет самое существенное, выявляет впечатления; намечает творческие задания для них: нарисовать увиденное, создавая в рисунке образ или сюжет, добавляет двигательную деятельность – подвижные игры.
Любая экскурсия требует соответствующей подготовки и планирования. При подготовке к виртуальной экскурсии воспитателю необходимо выбрать объект, выяснить его образовательное значение, ознакомиться с ним, определить содержание, цели и задачи экскурсии, определить сопроводительный текст.
Роль виртуальных экскурсий велика, так как ребенок может являться активным участником событий данной экскурсии.
Например: «Экскурсия по лесным зонам Черноземья», «Экскурсия по водам Черноземья», «Экскурсия по заповедным местам родного края». «Экскурсия в удивительный мир природы». Для таких экскурсий нужен интернет и желание воспитателя. А дети их принимают с огромным удовольствием.
ИКТ – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. И чаще всего из-за нехватки средств, медленно и болезненно эти новшества приживаются в детских садах. Но прочно и основательно. И даже не стоит задаваться вопросом: дает ли столь раннее приобщение ребят к сложной технике хоть, сколько положительный результат? Ответ однозначный. Да.
Однако обратим внимание на слова одного из древних подвижников Максима - исповедника, который говорил, что нет вещей дурных по своей природе, но есть вещи дурные по своему употреблению.
Нельзя бездумно идти на поводу бурно развивающегося прогресса, принося в жертву здоровье будущего поколения, но вместе с тем нельзя забывать, что компьютеры - это наше будущее. Но только при обязательном соблюдении норм и правил работы с использованием компьютерной техники будет достигнута «золотая середина».
Настоящее формирование гуманной личности и экологическое воспитание проходит красной нитью через ознакомление дошкольников с живой природой и через приобщение детей к природе.
Возможности компьютера позволяют заинтересовать детей, применяя принцип наглядности, который способствует активизации непроизвольного внимания, через которое происходит запоминание образовательной информации. Задача педагога сделать компьютер своим помощником, но в то же время не навредить здоровью детей.
Помощь ИКТ в работе современного педагога по экологическому воспитанию дошкольников весома:
- подбор иллюстративного материала к образовательной деятельности и для оформления стендов, уголков в группе по экологическому развитию;
- создание презентаций по вопросу экологического образования дошкольников;
- подбор дополнительного познавательного материала, составление сценариев праздников и других мероприятий экологической направленности;
- обмен опытом, знакомство с наработками других педагогов России и зарубежья:
- возможность расширить творческие способности самого педагога по экологическому образованию, что оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников.
Создание своего сайта поможет представить накопленный опыт по экологическому воспитанию дошкольников коллегам, родителям и детям.
Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательный образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность. Позволяет, не только в увлекательной форме привлечь внимание детей, но и наглядно показать взаимосвязи животных и растений. Тем самым улучшить качество результатов знаний и умений по экологическому воспитанию.
Технические средства ИКТ применяемые в образовательной деятельности в ДОУ: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, видеомагнитофон; телевизор, принтер, сканер, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера.
К сожалению, не все детские сады могут позволить себе такое оснащение. И как следствие, не все воспитатели применяют их в работе, а зачастую, и пользоваться ими не умеют. Современный мир не стоит на месте. Изменения, происходящие в данный момент в образовании, заставляют педагога, помимо его воли, изучать новые технологии и внедрять их в свою практику. ИКТ начинают занимать свою нишу в воспитательном образовательном пространстве ДОУ, а соответственно и в экологическом образовании дошкольников.
Сегодня ИКТ позволяет:
- показать информацию экологического содержания на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как основной виду деятельности дошкольника – игра;
- в доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал по экологическому образованию, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;
- привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими;
- способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.
В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности, в том числе и в деятельности экологической направленности. Образовательная деятельность в детском саду имеют свою специфику: она должны быть направлена на эмоциональность, яркость, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых импровизаций и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.
Литература:
- Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В., Мозаика-Синтез М., 2011.
- Новые информационные технологии в дошкольном образовании. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддъяков Н.Н., и др. М.: Линка-пресс, 1988.
- Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. Фомичева О.С. М.: Гелиос АРВ, 2000.
- "Упражнения для оздоровления детей 6-7 лет". Каралашвили Е., Дошкольное воспитание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
использование проектной технологии в экологическом воспитании дошкольников
В условиях введения ФГТ, с целью повышения качества образования возникает необходимость использования воспитателем в своей деятельности инновационных педагогических технологий, интегрирова...
Методическая разработка "Использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников"
Игровые технологии...
Использование современных технологий в экологическом воспитании дошкольников
За многие тысячелетия экология планеты пошатнулась. Люди просто не смогли спасти свое общее жилище от загрязнения окружающей среды. Леса вырубаются, фабрики и заводы сбрасывают отходы в водоёмы и в ат...
Использование игровых технологии в экологическом воспитании дошкольников
1.сл.Актуальность темы «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежин...
презентация по экологии "Использование игровых технологии в экологическом воспитании дошкольников".
Использование игровых технологии в экологическом воспитании дошкольников...
«Использование ТРИЗ – технологии в экологическом воспитании дошкольников»
Презентация выступления на семинаре...
«Использование компьютерных технологий в экологическом воспитании дошкольников, как инструмента реализации ФГОС ДО».
Тема "Использование компьютерных технологий в экологическом воспитании дошкольников, как интструментреализации ФГОС ДО" на сегодняшний день очень актуальна...