Использование современных технологий в экологическом воспитании дошкольников
статья по окружающему миру (подготовительная группа)
За многие тысячелетия экология планеты пошатнулась. Люди просто не смогли спасти свое общее жилище от загрязнения окружающей среды. Леса вырубаются, фабрики и заводы сбрасывают отходы в водоёмы и в атмосферу, что приводит к загрязнению воздуха и воды. Животные, растения и живые организмы, живущие в биосфере, вымирают. Многие из них записаны в самую грустную книгу – Красную. Внешне и внутренне Земля изменилась до неузнаваемости…
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst.docx | 15.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование современных технологий в экологическом образовании
"Ничто другое, по-моему, кроме нового сознания человека, не в состоянии решить проблемы по сохранению всего живого, окружающего нас, проблемы, в которую мы каждый раз заходим, как в тупик".
Д. Гранин
Грамотная и правильная организация экологического воспитания дошкольников, оптимальное чередование современных образовательных технологий способствует овладению новыми знаниями и умениями, дает практическую модель правильного поведения в природе.
Коучинг одна из таких технологий. Мы, взрослые, должны помнить, что развитие ребенка - не есть передача ему навыков, не есть передача ему своего видения. Можно подталкивать его вопросами, можно заставлять его о чем-то задуматься, можно его ставить перед какими-то проблемами – пусть он решает, пусть ищет, находит. Только то, что он найдет сам, будет его развивать. Даже есть такая формула: если ты сказал человеку, как ему делать, то ты украл у него это решение. Он им не воспользуется. У него не будет мотивации пользоваться этим, потому что он не сам это нашел, а значит, это не будет его развивать. Значит, он будет постоянно это опротестовывать. Сделайте так, чтобы он сам нашел, и Вы станете его лучшим другом. Это удивительное свойство человеческой психики, подсмотренное в жизни, и в коучинге. Т. Гэлвей определил коучинг как “технологию раскрытия потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности“.
Старший дошкольный возраст - начало продуктивной учебы - самого первого труда ребенка. В это время человек начинает понимать ценность жизненных достижений, необходимость прилагать усилия для того, чтобы получить желаемое, в том числе и уважение окружающих. Здесь очень важно предоставить ребенку возможность ошибаться и получать опыт. Важно развивать вариативность мышления – у тебя не получилось так? – сделай по-другому, придумай.
Учеба – это не проглатывание готового и пережеванного. Учеба – это опыт, и тем он ценнее, чем более прожит. Приведем пример исследовательской деятельности ребенка. Ребенок что-то делает не так, например, пытается очистить воду тонким слоем салфетки. Стандартное поведение взрослого: «Самый лучший способ очистки – сделать сложный фильтр, используя вату, марлю и салфетку». При этом ребенок не думает, а просто принимает новую для него догму, спущенную свыше. С точки зрения развития личности – это минус. Если применить технологию коучинга, то нужно поступить следующим образом. Педагог кладет перед ребенком вату, марлю, салфетку – и говорит: «Как ты думаешь, как лучше и быстрее очисть воду от примесей?» Тогда ребенок начинает думать. В данной ситуации взрослый выступает в роле коуча и может задавать наводящие вопросы: «Как ты думаешь, использование салфетки как фильтра поможет быстро очистить воду? А как можно использовать вату? А как еще? и т. д.» И тогда ребенок, думая, исследуя, сам приходит к нужному решению, а когда он пришел к нему сам – это совсем другое, не навязанное сверху без объяснений решение, это его самостоятельное решение, выбор, оно намного весомее, понятнее и полезнее и способствует развитию креативного мышления. Ребенок совершил открытие!
Основной плюс такой системы заключается в том, что ребенок с раннего возраста начинает оценивать свои действия, думать над причинно-следственными связями и оценивать их последствия. Со временем ребенок учится задавать себе вопросы самостоятельно, уже без взрослых. При этом он начинает гораздо раньше думать о совершаемых действиях до того, как их совершить. Такой подход позволяет воспитать по-настоящему разумную личность уже в дошкольном возрасте. Коучинг развивает самостоятельность. Ребенок привыкает иметь свое мнение – и за него не приходится думать в более взрослом возрасте. Отсутствие наказаний позволяет не смешивать уважение к авторитету со страхом, благодаря чему такие дети очень часто становятся авторами смелых и дерзких решений.
Мы убедились в том, что воспитание экологической культуры у детей, может дать результат только тогда, когда осуществляется органическое единство интеллектуального мира, труда и природы, так как заботливое отношение к природе формируется в условиях, если ребенок улучшает окружающую среду своим трудом, а в этом ему помогают взрослые.
В заключении хочется привести слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда...».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
использование проектной технологии в экологическом воспитании дошкольников
В условиях введения ФГТ, с целью повышения качества образования возникает необходимость использования воспитателем в своей деятельности инновационных педагогических технологий, интегрирова...
Методическая разработка "Использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников"
Игровые технологии...
Использование игровых технологии в экологическом воспитании дошкольников
1.сл.Актуальность темы «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежин...
Современные технологии в экологическом воспитании дошкольников.
quot;Человек стал человеком только тогда, когачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возда ув...
Использование современных технологий в музыкальном воспитании дошкольников
Использование современных технологий в музыкальном воспитании дошкольниковПодготовила: музыкальный руководитель Сарви Людмила Николаевна Аннотация: в статье раскрывается проблема использования ин...
Использование современных технологий в музыкальном воспитании дошкольников
Аннотация: в статье раскрывается проблема использования инновационных технологий в музыкальном образовании дошкольников. В число используемых видов музыкальной деятельности входят импровизированная те...
Консультация для воспитателей "Использование современных технологий в экономическом воспитании дошкольников"
Формирование финансовой грамотности приближает ребёнка к реальной жизни....