КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Природа» ТЕМА: «Волшебные свойства воды»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Суслова Татьяна Олеговна

Систематизировать у детей старшего дошкольного возраста представления о свойствах воды в процессе познавательно – исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_novyy_1.docx28.76 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

 «Детский сад № 151»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

                        «Природа»

ТЕМА: «Волшебные свойства воды»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«Познавательное развитие»

                                                                              Подготовила:

 Суслова Татьяна Олеговна,

 воспитатель

Оренбург, 2024 г

Организационно-методическая информация

Содержание

1.

Тема образовательной деятельности

«Волшебные свойства воды»

2.

Доминирующая образовательная область

Познавательное развитие

3.

Вид деятельности детей

Познавательно-исследовательская деятельность: опыты «Вода – жидкость», «У воды нет запаха», «Вода не имеет вкуса», «Вода - растворитель», «Вода прозрачная», «Вода не имеет форму».

Двигательная деятельность: систематическое перемещение по группе;

Коммуникативная деятельность: беседа, загадки, свободное общение по теме, обсуждение, выводы;

4.

Методы и приемы реализации содержания образовательной деятельности

Методы формирования сознания: экспериментальная деятельность, презентация о воде.

Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: беседа, обсуждения, выводы по проблемным ситуациям.

Методы стимулирования и мотивации деятельности: проблемные ситуации, экспериментальная деятельность, видеофрагмент, наглядное представление (презентация), занимательные игровые ситуации и ситуации успеха.

5.

Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие: взаимодействие со взрослыми и сверстниками в процессе познавательно-исследовательской деятельности, обобщение нового материала.

Познавательное развитие: экспериментальная деятельность детей, получение информации о свойствах и качестве воды.

Речевое развитие: активное пополнение словарного запаса, развитие игровой интуиции на уровне абстрактных изображений, обобщение, беседа, выводы.

Художественно-эстетическое развитие: восприятие наглядно-иллюстративного материала (видеопрезентации).

Физическое развитие: сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.

6.

Возрастная группа:

Группа общеразвивающей направленности (дети 5-6 лет)

7.

Цель:

Систематизировать у детей старшего дошкольного возраста представления о свойствах воды в процессе познавательно – исследовательской деятельности.

8.

Задачи:

Планируемые результаты:

8.1

Образовательные задачи:

Уточнить представления детей о воде, о роли в жизни человека, о формах и видах воды (реки, моря, океаны, осадки, озёра и т. д.

Имеют представления о воде, о роли в жизни человека, о формах и видах воды

Актуализировать знания детей о свойствах воды

Актуализированы знания детей о свойствах воды

Формировать у детей познавательный интерес к природе

У детей формируется познавательный интерес

8.2

Развивающие задачи:

Развивать любознательность, обонятельную и вкусовую память (образную память), внимание, мышление.

Продолжают развиваться психические процессы через детские виды деятельности

Продолжать развивать интерес к экспериментальной деятельности

 Самостоятельно проводят опыты

формировать умение анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение

Умеют анализировать, делать умозаключения; высказывают  свое мнение

8.3

Воспитательные задачи:

Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу

Испытывают бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу

Воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия, активность, инициативность и самостоятельность.

Сотрудничают и взаимодействуют друг с другом, проявляют активность, инициативность и самостоятельность.

Примерный ход образовательной деятельности:

Этап

Содержание

Примечание:

I.

Вводная часть

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Дети играют, педагог подходит и говорит:

Воспитатель: Ребята, посмотрите,  что это у меня такое?

Дети: глобус

Воспитатель: А что такое глобус?

Дети: Глобус – это модель земного шара, только уменьшенная во много раз

Воспитатель: Что изображено на глобусе? 

Дети: Моря, океаны, горы, реки, леса.

Воспитатель: А каким цветом это все изображено?

Дети: зеленым, желтым, синим

Воспитатель: А какого цвета на глобусе больше всего?  

Дети: Синего, голубого

Воспитатель: Как вы думаете, что обозначено этим цветом?

Дети: это моря, океаны, реки, озера

Воспитатель: Посмотрите, как много воды на нашей Земле. А кому нужна вода? 

Дети: Животным, растениям, человеку.

Воспитатель: Правильно, без воды нет жизни на земле. Как вы думаете, для чего человеку нужна вода?

Дети: Готовить, стирать, поливать растения, пить, умываться

Воспитатель: Молодцы. Совершенно верно 

Педагог совместно с детьми рассматривают глобус.

Педагог вносит глобус

зеленый – леса, коричневый – горы, желтый – пустыни, синий - вода

1.2

Мотивация деятельности детей

Воспитатель: А сейчас ребята, я предлагаю отгадать загадки, если вы правильно отгадаете, то на  экране появится картинка - отгадка.

- Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и всё вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это - (Дождь)  2 слайд

 

- Каплями в траве сверкает,

Травку  утром украшает.

С переливами краса...

Как зовут её? ... (Роса)  3 слайд

- Белые овечки

Не сидят на печке

А плывут издалека
Кучевые
…(Облака)  4 слайд

- Облако, но на земле,
На воде и на траве,
Что за чудо, не обман?
Да ведь это же …..   (Туман) 5 слайд

- Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь.  (Снег)  6 слайд

- С неба падают крупинки,
Это маленькие льдинки.
Им вообще никто не рад,
Потому что это…
(Град)  7 слайд

- Он появляется тогда,

Когда замёрзнет пруд, река.

На нём так трудно удержаться,

Но любим по нему кататься!  (Лед) 8 слайд

Педагог загадывает загадки

Презентация, в которой раскрываются различные состояния воды

1.3

Целеполагание (с помощью педагога  дети формируют цель  своей деятельности или принимают цель педагога)

Воспитатель: Ребята, а как мы можем назвать одним словом дождь, росу, снег, облака, град, лед?

 (Вода)

Воспитатель: Правильно, ребята, это вода.

И сейчас к нам в гости пришла капелька и она хочет нам что-то сказать:

Капелька на экране: Привет, ребята. Я капелька. Я состою из воды. Я приглашаю вас к себе в гости в лабораторию, где вы узнаете обо мне много нового.

Воспитатель: А в лаборатории мы будем проводить опыты, для этого наденем фартуки и чепчики. И я хочу напомнить, что в лаборатории нельзя шуметь, трогать предметы и нужно быть внимательными.

Знакомство с капелькой воды

Правила поведения в лаборатории

II.

Основная часть:

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний и умений

Воспитатель: Пройдемте  к столам.

Итак, мои ученые, вот  мы с вами в лаборатории.  Сейчас мы приступим к нашей работе и узнаем, какими же свойствами обладает вода? А все результаты наших исследований мы подарим капельке.

1 опыт. Вода –жидкость

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем? Что она делает?

Ответы детей: вода плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет.

Воспитатель: Значит она какая по состоянию?

Дети: жидкая

Воспитатель: Молодцы.  

(значок № 1-  «вода – течет»)

Опыт 2. У воды нет запаха

Воспитатель: Ребята, что мы с вами налили в стаканчики?

Дети: Воду

Воспитатель: А может быть, сок? Почему вы думаете, что это вода? (ответы детей).

Воспитатель: Давайте понюхаем ее. Она пахнет?

Дети: Нет

Воспитатель: Правильно. Мы делаем вывод, что вода не имеет запаха

(значок №2 – «вода – не имеет запаха»)

Опыт 3: Вода не имеет вкуса

Воспитатель: А теперь попробуйте воду на вкус. Какая она? Сладкая? Горькая? Кислая? Солёная? 

Дети: Вода без вкуса, она безвкусная.

Воспитатель: А если мы захотим, чтоб она была сладкая, добавим сахар, а если соленая – соль.

Воспитатель: Молодцы.  Вывод: Вода не имеет вкуса

(значок №3 – «вода – не имеет вкуса»)

А сейчас предлагаю отдохнуть. Пожалуйста, встаньте возле стульчиков и мы с вами прогуляемся под дождем.

Физкультминутка

Капля – раз, капля – два. (шагают по счету)

Капли медленно сперва.

Стали капли поспевать, (ускоряют шаг)

Капля каплю догонять:

Кап, кап, кап, кап.

Зонтик поскорей раскроем, (руки поднимают вверх, изображают зонтик)

От дождя себя укроем!

Возвращаемся к нашей работе.

Опыт №4 « Вода - растворитель»

Воспитатель: Итак, мы выяснили, что вода не имеет вкуса, запаха, льется. А вещества можно растворить в воде?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Сейчас мы это проверим. Предлагаю вам размешать 1 чайную ложку сахара в стаканчике с водой.

Воспитатель: Что произошло с сахаром?

Дети: сахар растворился.

(После растворения сахара, предложить попробовать снова воду на вкус)

Воспитатель:  Что произошло с водой, как вы думаете? Возьмите ложечку и попробуйте водичку.

Дети: У воды появился вкус. Вода стала сладкая.

Воспитатель: Правильно. Вывод: вода может растворять вещества

(значок № 4 -  «вода – растворитель»)

Опыт № 5 - «Вода – прозрачная жидкость»

Воспитатель: Посмотрите внимательно другой опыт. Какого цвета вода? Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Опускаем ложку стаканчик с водой и в стаканчик с молоком. Что вы заметили?

Дети: В стаканчике с водой мы видим ложку, а в стакане с молоком – не видим.

Воспитатель: Правильно. Вывод: вода прозрачная жидкость

(значок № 5 – «вода – прозрачная»)

Опыт № 6 –«Какой формы вода?»

Воспитатель: (На столе лежит кубик и шарик). Ребята, кто скажет, какой формы эти предметы?

Дети: Куб и шар.

Воспитатель: Если кубиком постучать по столу, а шарик прокатить, изменят они свою форму? 

Дети: Нет

Воспитатель: А имеет ли форму вода? Сейчас мы это проверим. А чтобы нам это узнать, я возьму узкий сосуд и наполню его водой. Вода приняла форму этого сосуда. А теперь из узкого сосуда воду перелью в широкий сосуд. Форма, которую принимает вода, все время изменяется. Значит, что происходит с водой?

Дети: Вода принимает форму, в которую её переливают  

Воспитатель: Правильно. Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится.

(значок № 6  - «вода не имеет форму»)

Воспитатель: Ребята, с какими  свойствами  воды мы сегодня познакомились?

Дети: (ответы)

Педагог с детьми проводит опыты с водой

Дети выполняют физкультминутку

Подведение итога по опытам

2.2

Затруднение

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, а какие реки в нашем городе вы знаете?

Дети: Урал, Сакмара, ……. 

Воспитатель: А как вы думаете, что произойдет с водой в реках с наступлением зимы?

Дети: Замерзнет

Воспитатель: Совершенно верно.  И у нас есть еще один значок, что воду можно заморозить.

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Воспитатель: Предлагаю вам провести дома с родителями еще один опыт с водой. Налить воду в формочку и убрать в морозильную камеру. А на следующий день проверить, что произошло с водой и  нам рассказать, у кого что получилось. И тогда мы и этот значок подарим нашей капельке.  

Педагог предлагает дома провести опыт

III.

Заключительная  часть:

3.1

Осмысление

Анализ и самоанализ деятельности детей

На этом наша деятельность подошла концу.

И сейчас нужно попрощаемся с нашей гостьей. Пройдите, пожалуйста, на палас.

Капелька  на экране: «Спасибо, вам ребята, за вашу работу. А я с вами прощаюсь ненадолго и обязательно приду к вам зимой в виде снега и льда. Пока, пока!»

Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе. Тема: «Волшебные свойства воды».

Конспект интегрированного занятия в старшей группе.Тема: «Волшебные свойства воды»Образовательная область: Познание, коммуникация, чтение художественной литературы....

Конспект непосредственно образовательной деятельости в подготовительной к школе группе детского сада Тема: «Волшебные свойства воды»

Закрепить знания детей об основных свойствах воды: прозрачная, без запаха и вкуса, растворяет некоторые вещества. Формировать представления о том, что вода бывает жидкой, твердой, превращается в пар. ...

проект на тему " Волшебные свойства воды"

опытно эксперементальная деятельность в средней группе...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Волшебные свойства воды» в старшей группе

Цель: развивать желание познавать окружающий мир через познавательно-исследовательскую деятельность Задачи:Образовательные:закреплять знания о свойствах воды (нет цвета, без запаха);закрепля...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе. Тема: «Волшебные свойства воды» 2019г

Цель занятия: обеспечить развитие познавательной активности дошкольников и воспитание бережного отношения к воде как к фактору экологического благополучия для всего живого на Земле, а также обеспечить...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «Волшебные свойства воды».

Цель: Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.Задачи:1.Образовательные:Обучающие:• совершенствовать знания детей о значе...