Занятие по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования "Снег и лёд" в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Волегжанина Алёна Геннадьевна

Через экспериментальную деятельность систематизировать знания детей о свойствах снега и льда.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_sneg_i_led.docx25.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования «Снег и лед» в подготовительной к школе группе

Цель: Систематизация знаний детей о свойствах снега и льда через организацию совместной деятельности.

Задачи:

- Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова;

- уточнить и расширить знания детей о сходствах и различиях снега и льда, характерных признаках зимы;

- активизировать словарь детей по лексической теме «Зима»;

- учить детей делать выводы;

- развивать связную речь детей, навыки исследовательской деятельности, логическое мышление.

Предварительная работа: наблюдение за приметами зимы в природе с воспитателем и родителями, беседы о диких животных, зимующих птицах, зимних забавах, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, составление описательных рассказов по картине, проведение экспериментов.

Оборудование: письмо, емкости со снегом и льдом, пустые стаканчики, тарелочки, кусочки пленки, картинки, салфетки, лупы, ложки, емкость со снегом для лепки снеговика, варежки, фартуки, емкость со снегом с участка, воронки, марля.

Методы и приемы: проблемная ситуация (рассказать львенку, что произошло, что такое снег и лед)

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам сегодня пришло письмо? Интересно, откуда оно, обратного адреса нет.

(дети рассматривают конверт, высказывают предположения)

Воспитатель: Давайте вскроем конверт и узнаем откуда и от кого пришло письмо.

«Здравствуйте, дети! Пишет вам львенок из далекой и жаркой Африки. Недавно я узнал о существовании вашей страны, а в интернете нашел много-много фотографий с изображением вашей природы. Что же случилось с деревьями и травой в вашей стране, почему все вокруг белое? Это белое везде: на земле, на домах, на деревьях, на машинах, даже на людях. Пожалуйста, объясните мне, что же это такое?»

Воспитатель: Как вы думаете, почему львенка удивили фотографии нашей природы в зимнее время года? Он знает, что такое зима? А в Африке бывает зима? (ответы детей)

Воспитатель: Конечно, бывает, только она не такая, как у нас. Ребята, скажите, а как вы определяете, что сейчас у нас зима, по каким признакам? (ответы детей)

Воспитатель: Что особенно удивило Львенка, когда он увидел фотографии нашей природы зимой? Знает ли он, что такое снег и лед? Почему он этого не знает? (ответы детей)

Воспитатель: Конечно в Африке нет такой зимы, которую знаем мы, там нет снега и льда, он не мог его ни увидеть, ни потрогать. А как мы можем помочь львенку, чтобы он узнал о Русской зиме и ещё много интересного про снег и лед? (предложение детей)

Воспитатель: Что же такое снег? Лед? Как вы думаете? Из чего состоит снег? А лед? Для того, чтобы объяснить львенку, что такое снег и лед, нам самим надо в этом разобраться. Проверить свои предположения, а для этого нам надо отправиться в лабораторию. Проходите, занимайте свои места, наденьте фартучки, помогайте друг другу.

(дети занимают места за столами, где на подносах лежит снег и лед)

Воспитатель: Вот теперь вы настоящие ученые. Готовы изучить свойства снега и льда? Давайте возьмем в руки небольшие кусочки снега и льда. Какие они? Что чувствуют ваши ладошки? Тепло или холод? (предложение детей)

Правильно, снег и лед холодные, это их сходство/ этим они похожи Отметим это на мольберте значком термометра с синим столбиком и снежинкой.

Вот вы немного подержали на ладошке снег и лед. Что-то изменилось или все осталось по-прежнему? А что произошло? Что появилось/осталось на ладошке? Почему это произошло, почему снег и лед растаяли? (предложение детей)

Я с вами согласна, снег и лед, от тепла тают и превращаются в воду, то есть из твердого состояния под действием тепла они могут перейти в жидкое состояние. В этом их сходство/ этим они похожи. Отметим это на мольберте значком термометра с красным столбиком и капелькой воды)

Сходства снега и льда мы определили, а теперь постараемся выяснить их различия.

Попробуйте посмотреть сквозь кусочек льда. Видите что-нибудь? (да) А теперь посмотрите сквозь снег. Видно что-то? (нет) Кусочек льда – прозрачный, а комочек снега – нет, он белый. Этим они отличаются друг от друга. Отметим это на мольберте: у льда значок глаза открытого, у снега- глаз закрытый)

- Предлагаю внимательно рассмотреть снег. (Рассматривают через лупу) Что вы видите? Из чего состоит снег? (предложение детей)

Правильно снег состоит из маленьких снежинок. А что такое снежинка? Для того, чтобы найти ответ на этот вопрос предлагаю вам посмотреть, как образуются снежинки и какими они бывают.

(просмотр видеоролика и фотографий макросъемки).

Текст слов во время трансляции видео: Высоко в небе, где очень холодно, капли воды замерзают и превращаются в крошечные кристаллики льда. Когда эти кристаллы соединяются друг с другом, рождается снежинка.

Воспитатель: Красиво, правда? Волшебница природа создала удивительные снежинки, разные, непохожие друг на друга. Но, все - таки, что - то общее у них есть. Как думаете, что в их строении повторяется? (ответы детей) Правильно, у каждой из них всегда шесть лучиков, ледяные кристаллики так соединяются.

А теперь рассмотрите кусочек льда, Состоит ли он из снежинок? Кусочек льда это своего рода кристалл, а кристалл всегда прозрачен.

Если на отдельную снежинку посмотреть в микроскоп, то мы сможем увидеть, что её кристаллы тоже прозрачны, Тогда почему снег кажется нам белым? Предлагаю вам провести опыт. У вас на столах есть маленькие кусочки пленки. Возьмите один, можете ли вы видеть сквозь него? Если сквозь него все видно, значит он какой? (бесцветный, прозрачный). Представьте, что это маленькие прозрачные кристаллики. А теперь возьмите много кусочков пленки и соедините их в комочек. Можете ли вы теперь увидеть, что- то сквозь него? Почему, какого он цвета?

В комочке снега снежинок очень много, они наслаиваются друг на друга и солнечный свет запутывается в миллиардах крошечных кристалликов, не может пройти сквозь комок и поэтому отражается от поверхности снега, поэтому он кажется нам белым. Это и придает снегу белый цвет, а сквозь кусочек льда свет проходит насквозь - беспрепятственно. Если измельчить ледяную глыбу, она станет белой, так как кристаллики будут не спрессованы в одно целое. Мы с вами, как настоящие ученые, сделали маленькое научное открытие. Отметим это различие на мольберте: Лёд- это один кристалл, он прозрачный, снег это множество кристаллов, поэтому наши глаза воспринимают снег белым, а не прозрачным.)

Воспитатель: Возьмите в руки снег и лед. Попробуйте постучать ими по столу, раздавить пальцами. Что можете сказать о твердости снега и льда? (предположения детей). Правильно, лед твердый, а снег рыхлый. Наверное, теперь вы знаете почему? (ответы) Лед - это кристалл, а снег - это множество кристалликов, между которыми есть воздух. Отметим это различие на мольберте: лед -твердый, как камень; снег -рыхлый, как губка.

А мы продолжаем наши эксперименты. Как вы думаете, где снег и лед быстрее растают – если просто их оставить на подносе в комнате или опустить в холодную воду? (предложения детей) Правильно, в воде снег и лед тают быстрее, чем просто на воздухе.

Воспитатель: Вот и весной солнце начнет пригревать, от тепла снег будет таять, но если пройдет дождь, то снег растает еще быстрее. А сейчас предлагаю сравнить, что растает в воде быстрее снег или лед. Давайте опустим в один стакан с водой кубик льда, в другой комочек снега и понаблюдаем, что произойдет.

(эксперимент со снегом и льдом)

Воспитатель: Что растаяло быстрее лед или снег? Как думаете, почему снег быстрее растаял? (ответы детей). Вы правильно подметили: у комка снега и кусочка льда разная плотность. Снег рыхлый, вода проникает в него, как в губку и растапливает его снаружи и изнутри одновременно. А кусочек льда твердый, вода не может проникнуть во внутрь и подтапливает его только снаружи, поэтому он и тает медленнее, чем снег. Отметим это различие на мольберте: лед тает медленнее снега, снег тает быстрее льда)

Можно слепить снеговика изо льда? Конечно нет, потому, что он…

А из снега снеговика слепить можно? Почему? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, изо льда снеговика слепить не получится, потому что он твердый, а вот из снега запросто. Из любого снега можно слепить снеговика? А какой снег для этого подойдет? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, из сырого снега слепить получится, а из сухого? Почему из сухого не получиться?  (рассуждения детей). Правильно, он будет рассыпаться.

Творческое задание:

Воспитатель: Как вы думаете, из снега, который лежит у нас на подносе, можно слепить снеговика? Хотите попробовать слепить снеговика? Тогда надевайте варежки и смело приступайте. (дети лепят маленьких снеговиков или одного)

Воспитатель: Как вы думаете, что произойдет со снеговиком, если его оставить в группе? Почему он растает? Что же делать? Как можно сохранить нашего снеговика? Как долго он простоит на улице? А может ли снеговик прожить все лето? Что же можно сделать, чтобы сохранить его? (ответы детей - отправить в Антарктиду, на Северный полюс)

Воспитатель: Наверное, мы можем отправить его в Антарктиду или на Северный полюс, но пока он будет туда добираться, может растаять или сломаться, ведь путь не близкий.

(если дети не назовут холодильник, то загадать им загадку про холодильник)

Воспитатель: Да, в морозилке снеговик может переждать лето. А мы пока отправим наших снеговиков на улицу, там как раз погода для них – подходящая, холодная и морозная. Как вы думаете, можно ли есть снег? Почему нельзя есть снег? (ответы детей)

Воспитатель: Предлагаю провести эксперимент. Перед вами снег с нашего участка. Как вы думаете, он чистый? На вид, он, конечно чистый, предлагаю проверить, так ли это на самом деле. Нам потребуется стакан с водой. Посмотрите вода в стакане какая? Возьмите немного снега и положите его в стакан с водой, растворите его хорошенько. А теперь получившуюся воду надо профильтровать. Как это можно сделать? Возьмите воронку и вложите в неё кусочек марли, затем осторожно перелейте воду через воронку в другой стакан. Внимательно рассмотрите марлю, что вы видите на ней?

Откуда взялись грязь и мусор на марле? (ответы детей)

Воспитатель: А теперь вы хотите попробовать снег на вкус? Почему теперь не хотите? (ответы детей)

Воспитатель: Может быть сосульки можно есть, они ведь не на земле, а на крыше вырастают? (предположения детей). Сосульки есть нельзя, потому что в воде, стекающей по крыше, тоже содержатся частички грязи, пыли, мелкого мусора, и того, что птицы после себя на крыше оставляют.

Сосульки и снег конечно есть нельзя, но, если очень хочется, мы можем заморозить компот (получится фруктовый лед, сделать мороженое и вот это есть.

Воспитатель: Сегодня мы сделали множество открытий. Узнали свойства снега и льда. Ребята, что же мы выяснили про снег и лед? Сможем ли теперь объяснить это львенку? Давайте мы запишем ему голосовое сообщение.

Повторение по мольберту

Воспитатель начинает «Дорогой львенок, не пугайся, наши деревья и трава совершенно здоровы, просто у нас наступила зима. Зима - это такое время года, когда становится очень холодно, реки покрываются льдом, а земля и деревья снегом. Снег и лёд похожи» (дети называют сходства: они холодные, и то и другое это замерзшая вода, когда будет тепло снег и лед растают). 

Воспитатель продолжает «Кроме сходств у снега и льда есть различия» (называют различия: снег белый, а лед прозрачный; снег состоит из снежинок, а лед –это кристалл; снег – рыхлый, как губка, а лед –твердый, как камень).

Воспитатель: Я считаю, теперь львенку будет всё понятно про снег и лед.

Ребята, что вам понравилось сегодня на занятии? Какое задание вызвало у вас затруднение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план «Развитие у детей умений и навыков познавательно-исследовательской деятельности при ознакомлении с окружающим миром, образовательная область «Познание». Для детей подготовительной к школе группы.

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы,оказываясь на более высоком умственном и нравственномуровне, в сравнении ...

Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром для детей с ОНР в подготовительной к школе группе детского сада. Тема: « Невидимка-воздух.»

Занятие направлено на формирование представления детей о воздухе его свойствах и его значении для всего живого планеты....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в подготовительной группе

1.    Познакомить детей с историей использования огня, свойствами, его ролью в жизни человека, пользой и опасностью.2.    Через эксперименты с разными предметами учить де...

Конспект итоговой НОД интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами аппликации Тема: «Виды транспорта» (подготовительная к школе группа)

Познакомить детей с возникновением различных видов транспорта.Закрепить знания о профессии водителя, о необходимости соблюдения правил дорожного движения.Упражнять в умении классифицировать транспорт ...

Занятие по ознакомлению с окружающим "Весна! Весна! И все ей радо!" (подготовительная к школе группа)

Занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе. Воспитателям детских садов...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме «Бытовые электроприборы» в подготовительной к школе группе.

Учить правилам безопасного поведения с электробытовыми приборами. Предостеречь от опасности....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "Воздух и его свойства" в подготовительной к школе группе.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятелбности в подготовительной группе...