"Речевое развитие в экологическом воспитании старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
учебно-методический материал по развитию речи

 «Каждый шаг ребёнка должен быть

путешествием к истокам мышления

и речи – к чудесной красоте природы»

                                        В. Сухомлинский

 В соответствии с ФГОС ДО работа нашего детского сада  направлена на создание условий всестороннего развития ребенка. Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка.  От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, в наблюдении на прогулке, в обсуждении и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в обществе.

Для развити речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни, игры. Дети старшего дошкольного возраста отличается большой любознательностью, в этом возрасте у детей активно  формируется экологическое представление, которое тесно связано с развитием речи. Ребенок познает окружающий мир, формируются знания, и развивается речь.  

 Природа окружает ребенка с ранних лет. К.Д.Ушинский считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка.  

Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи – развитие мышления и речи идет как единый процесс. Познание природы будит «ребячью мысль», способствует развитию творчества и самостоятельности, учит «вдумчивее» относиться к природе.

Опыт работы в детском саду показывает, что ни один дидактический материал не сравнится с естественной природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Поэтому с самых ранних этапов развития ребёнка нужно вводить его во всё многообразие окружающего мира.

 Наша задача - создать все необходимые условия для   стимулирование речевой активности детей, посредством  экологического воспитания.

Начиная работу в этом направлении необходимо изучить и проанализировала литературу: А. А Вахрушева «Здравствуй мир!», С.Н Николаева «Ознакомление дошкольников с неживой природой», «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» Т.М Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет», А.К Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», Т.С Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи», А.Г Селихова «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи».

Педагогические задачи успешно решаются при правильном выборе методов, приёмов, которые внешне отвлекали бы ребёнка от задачи – «развивай свою речь» — и одновременно служили бы этой цели. Детям ближе всего игра. В игре дети учатся вычленять различные и сходные признаки, группировать предметы по отдельным признакам, узнавать качества предмета.  

Учитывая, что у дошкольников преобладает наглядно – образное мышление широко использую в своей работе

  • наглядно – выставочный материал, игрушки, картины, натуральные предметы.
  • специально – организованные проблемные ситуации,
  •  игры, которые способствуют повышению внимания, интереса к занятию и к речевой активности.

 Для повышения эффективности развития словаря и грамматического строя речи у дошкольников большое значение нужно уделять дидактическим речевым играм: «Назови одним словом», «Кому нужны эти предметы», «Узнай целое по части».

Для речевого развития также полезны игры, в ходе которых ребёнок может  больше подобрать признаки  к предмету, например, «Из чего сделан», «Угадай на вкус» и др.  

Словесные игры: "Съедобное - несъедобное", "Кто как кричит?", "Что лишнее?", "Узнай по голосу", "Это кто к нам пришёл?" и др. развивают у детей внимание, воображение, речь, повышают знания об окружающем мире, они требуют от детей знания закономерностей, о которых дети узнают  при ознакомлении с природой.

При введение в образовательный процесс  метода проблемной  ситуации в процессе развития речи старших дошкольников повышает активность детей, способствует развитию у них познавательных интересов.

 

Необходимо подводить  детей к противоречию, ставя проблемный вопрос, задачу, ситуацию и предлагая  им самим найти способ  разрешения.

Проблемный вопрос«Когда опадают листья?»– это просто вопрос.

«Почему осенью опадают листья?» является проблемным, т. к. требует от детей при ответе на него рассуждений.

Какие птицы наших краёв улетают на юг последними? (просто вопрос).

Почему дикие утки, гуси улетают на юг последними? (проблемный вопрос).

Дидактические  игры  помогают в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы, а возникающие в ходе игр детские вопросы, дают «зеленый свет» дальнейшим поискам, развивают интерес к познанию: "Большой - маленький", "Времена года", "С какого дерева листик", "Назови, кто я?", "Помоги найти маму", "Где, чей домик?", "Оденем Машу на прогулку".

Хочется отметить, что хороводные игры, игры малой подвижности, игры драматизации также способствуют развитию  речи. В процессе игры вопросы, задаваемые ребёнку,   побуждают его к  фантазии и  творчеству, самостоятельному  открытию окружающего мира и его закономерностей.

Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например, почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет.

Все эти вопросы заставляют ребят думать, сопоставлять и делать выводы. Этот вид игр можно отнести к экспериментированию, так как дети при непосредственном взаимодействии с предметами учатся получать результат, делать выводы и умозаключения.   Занятия по экспериментальной и исследовательской деятельности позволяют обогатить, активизировать  словарь ребенка.

Опустив кусочек льда в воду, ребенок надолго запомнит это явление; выявив его причину, будет знать, что лед плавает, потому что он легче воды. На занятиях - опытах развивается связная речь. Ведь при постановке проблемы ее необходимо сформулировать; при объяснении своих действий суметь подобрать подходящие слова, доходчиво передать собственную мысль. Во время таких занятий происходит формирование монологической речи, умение выстраивать собственные действия, действия товарища, собственные суждения и умозаключения. Развивается и диалогическая речь (совместное наблюдение за предметами и явлениями, обсуждение совместных действий и логических заключений, споры и обмен мнениями). Происходит сильный всплеск речевой активности и инициативности. В этот момент мало говорящие дети преображаются, стремятся выйти на передний план коммуникации.

  Для правильной дикции и четкого произношения, необходимо разучивать с детьми скороговорки, потешки, чистоговорки,  а так же использовать пальчиковые игры и игры имитации, которые являются уникальным средством для развития речи.

Так как развитие общей и мелкой моторики способствуют развитию речи, большое внимание нужно уделять упражнениям и играм для развития мелкой моторики  (лабиринты, выкладывание по контуру, нанизывание предметов на гибкий шнур, разложи семена по цвету и размеру), пальчиковым играм с природными материалами.         

 Огромное значение в работе необходимо уделить чтению художественной литературы и особенно сказкам.

Нужно  находить интересные, нетрадиционные приёмы развития устной речи детей, так как не все дети хотят и умеют высказывать свои мысли вслух, задавать вопросы, рассуждать об увиденном, давать ему оценку.

 

Виды работы над сказкой:

«Салат из сказок»\ смешивание разных сказок\

«Что будет, если…?»\ сюжет задаёт воспитатель\

«Изменение характера персонажей»\ старая сказка на новый лад\

«Использование моделей»\ картинки-геометрические фигуры

«Введение в сказку новых атрибутов»\ волшебные предметы, бытовые приборы и т.д.\

«Введение новых героев»\ как сказочных, так и современных\

«Тематические сказки» \ цветочные, ягодные и т.д.\

Можно использовать такой прием как - круговое рассказывание знакомой  сказки.  Это когда каждый участник группы по очереди рассказывает небольшой кусочек знакомой сказки. 

Придумывание продолжения к знакомой сказке. Последний ребёнок, сидящий в кругу, должен закончить сказку, можно придумать концовку к таким сказкам, как «Колобок», где лиса не съела колобка, а стала его лучшим другом. «Красная Шапочка», где волк добрый, умный, хозяйственный, трудолюбивый.

Придумывание новой сказки или истории. Предлагая детям тему  например«Где находится Дед Мороз летом?». Дети по цепочке придумывают сюжет.

Работа по сказке имеет свое продолжение в другом виде деятельности – театрализованной. Детям доставляет огромное удовольствие проявлять себя в качестве артистов. В этом виде деятельности формируется правильная речь детей, пополняется и активизируется словарь, развивается память, внимание, а чтобы образ был более похожим, появляется мотивация больше узнать об особенностях конкретного животного.

Рассматривание картин также помогает развивать речь детей. В старшем дошкольном возрасте, когда у детей сформировался достаточный словарный запас, необходимо с ними рассматривать картины мастеров живописи, помочь детям понять замысел художника, расширить представления и речь детей.

Во время прогулок на участке детского сада необходима организация ежедневных наблюдений за природой, во время которых дети о многом узнают из жизни растений и животных, любуются красотой природы во все времена года.  

Например: планируя  наблюдения за следами синички на снегу, предлагать детям отгадать загадку, разгадав которую дети поймут, за кем или чем будет проводиться  наблюдение.

Стимулируя  речь детей применять ТРИЗ . Например: во время прогулок использую приемы фантазирования: оживление, изменение законов природы, увеличение, уменьшение и т. д. Оживим ветер: кто его мама? Кто его друзья  и т. д.

 Опыт, получаемый детьми от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни, игры дети реализуют в различных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

Важную роль  для развития познавательно-речевой  сферы дошкольников имеет правильно организованная развивающая среда.  

Воспитывать любовь к природе помогает уголок природы в группе, в котором содержатся комнатные растения. Ухаживая за ними, дети получают представление о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения.  А это в свою очередь способствует накоплению словаря, его активизации и развитию речевой деятельности детей.

Хочется отметить, что развитие речи в процессе ознакомления с природой  происходит как  на занятиях, так  и во время игры, в процессе трудовой деятельности, во время прогулки. Во всех этих видах деятельности идёт процесс углубления и систематизации знаний об окружающей действительности, происходит совершенствование формы выражения мыслей,  обогащение лексики, достижение чёткости и последовательности изложения, эмоциональной речи. Благодаря целенаправленной работе  по развитию речи у дошкольников совершенствовалась их речь и навыки практической деятельности, увеличился кругозор и повысился познавательный интерес.   Речевое общение активизирует познавательные процессы, развивает эмоциональную сферу, нормализует поведение.  Именно ознакомление с природой расширяет  и активизирует  словарный запас воспитанников, способствует формированию  грамматического строя речи и развитию связной  речи.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Речевое развитие в экологическом воспитании старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

 «Каждый шаг ребёнка должен быть

путешествием к истокам мышления

и речи – к чудесной красоте природы»

                                        В. Сухомлинский

 В соответствии с ФГОС ДО работа нашего детского сада  направлена на создание условий всестороннего развития ребенка. Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка.  От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, в наблюдении на прогулке, в обсуждении и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в обществе.

Для развити речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни, игры. Дети старшего дошкольного возраста отличается большой любознательностью, в этом возрасте у детей активно  формируется экологическое представление, которое тесно связано с развитием речи. Ребенок познает окружающий мир, формируются знания, и развивается речь.  

 Природа окружает ребенка с ранних лет. К.Д.Ушинский считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка.  

Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи – развитие мышления и речи идет как единый процесс. Познание природы будит «ребячью мысль», способствует развитию творчества и самостоятельности, учит «вдумчивее» относиться к природе.

Опыт работы в детском саду показывает, что ни один дидактический материал не сравнится с естественной природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Поэтому с самых ранних этапов развития ребёнка нужно вводить его во всё многообразие окружающего мира.

 Наша задача - создать все необходимые условия для   стимулирование речевой активности детей, посредством  экологического воспитания.

Начиная работу в этом направлении необходимо изучить и проанализировала литературу: А. А Вахрушева «Здравствуй мир!», С.Н Николаева «Ознакомление дошкольников с неживой природой», «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» Т.М Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет», А.К Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», Т.С Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи», А.Г Селихова «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи».

Педагогические задачи успешно решаются при правильном выборе методов, приёмов, которые внешне отвлекали бы ребёнка от задачи – «развивай свою речь» — и одновременно служили бы этой цели. Детям ближе всего игра. В игре дети учатся вычленять различные и сходные признаки, группировать предметы по отдельным признакам, узнавать качества предмета.  

Учитывая, что у дошкольников преобладает наглядно – образное мышление широко использую в своей работе

  • наглядно – выставочный материал, игрушки, картины, натуральные предметы.
  • специально – организованные проблемные ситуации,
  •  игры, которые способствуют повышению внимания, интереса к занятию и к речевой активности.

 Для повышения эффективности развития словаря и грамматического строя речи у дошкольников большое значение нужно уделять дидактическим речевым играм: «Назови одним словом», «Кому нужны эти предметы», «Узнай целое по части».

Для речевого развития также полезны игры, в ходе которых ребёнок может  больше подобрать признаки  к предмету, например, «Из чего сделан», «Угадай на вкус» и др.  

Словесные игры: "Съедобное - несъедобное", "Кто как кричит?", "Что лишнее?", "Узнай по голосу", "Это кто к нам пришёл?" и др. развивают у детей внимание, воображение, речь, повышают знания об окружающем мире, они требуют от детей знания закономерностей, о которых дети узнают  при ознакомлении с природой.

При введение в образовательный процесс  метода проблемной  ситуации в процессе развития речи старших дошкольников повышает активность детей, способствует развитию у них познавательных интересов.

 

Необходимо подводить  детей к противоречию, ставя проблемный вопрос, задачу, ситуацию и предлагая  им самим найти способ  разрешения.

Проблемный вопрос«Когда опадают листья?»– это просто вопрос.

«Почему осенью опадают листья?» является проблемным, т. к. требует от детей при ответе на него рассуждений.

Какие птицы наших краёв улетают на юг последними? (просто вопрос).

Почему дикие утки, гуси улетают на юг последними? (проблемный вопрос).

Дидактические  игры  помогают в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы, а возникающие в ходе игр детские вопросы, дают «зеленый свет» дальнейшим поискам, развивают интерес к познанию: "Большой - маленький", "Времена года", "С какого дерева листик", "Назови, кто я?", "Помоги найти маму", "Где, чей домик?", "Оденем Машу на прогулку".

Хочется отметить, что хороводные игры, игры малой подвижности, игры драматизации также способствуют развитию  речи. В процессе игры вопросы, задаваемые ребёнку,   побуждают его к  фантазии и  творчеству, самостоятельному  открытию окружающего мира и его закономерностей.

Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например, почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет.

Все эти вопросы заставляют ребят думать, сопоставлять и делать выводы. Этот вид игр можно отнести к экспериментированию, так как дети при непосредственном взаимодействии с предметами учатся получать результат, делать выводы и умозаключения.   Занятия по экспериментальной и исследовательской деятельности позволяют обогатить, активизировать  словарь ребенка.

Опустив кусочек льда в воду, ребенок надолго запомнит это явление; выявив его причину, будет знать, что лед плавает, потому что он легче воды. На занятиях - опытах развивается связная речь. Ведь при постановке проблемы ее необходимо сформулировать; при объяснении своих действий суметь подобрать подходящие слова, доходчиво передать собственную мысль. Во время таких занятий происходит формирование монологической речи, умение выстраивать собственные действия, действия товарища, собственные суждения и умозаключения. Развивается и диалогическая речь (совместное наблюдение за предметами и явлениями, обсуждение совместных действий и логических заключений, споры и обмен мнениями). Происходит сильный всплеск речевой активности и инициативности. В этот момент мало говорящие дети преображаются, стремятся выйти на передний план коммуникации.

  Для правильной дикции и четкого произношения, необходимо разучивать с детьми скороговорки, потешки, чистоговорки,  а так же использовать пальчиковые игры и игры имитации, которые являются уникальным средством для развития речи.

Так как развитие общей и мелкой моторики способствуют развитию речи, большое внимание нужно уделять упражнениям и играм для развития мелкой моторики  (лабиринты, выкладывание по контуру, нанизывание предметов на гибкий шнур, разложи семена по цвету и размеру), пальчиковым играм с природными материалами.         

 Огромное значение в работе необходимо уделить чтению художественной литературы и особенно сказкам.

Нужно  находить интересные, нетрадиционные приёмы развития устной речи детей, так как не все дети хотят и умеют высказывать свои мысли вслух, задавать вопросы, рассуждать об увиденном, давать ему оценку.

 

Виды работы над сказкой:

«Салат из сказок»\ смешивание разных сказок\

«Что будет, если…?»\ сюжет задаёт воспитатель\

«Изменение характера персонажей»\ старая сказка на новый лад\

«Использование моделей»\ картинки-геометрические фигуры

«Введение в сказку новых атрибутов»\ волшебные предметы, бытовые приборы и т.д.\

«Введение новых героев»\ как сказочных, так и современных\

«Тематические сказки» \ цветочные, ягодные и т.д.\

Можно использовать такой прием как - круговое рассказывание знакомой  сказки.  Это когда каждый участник группы по очереди рассказывает небольшой кусочек знакомой сказки. 

Придумывание продолжения к знакомой сказке. Последний ребёнок, сидящий в кругу, должен закончить сказку, можно придумать концовку к таким сказкам, как «Колобок», где лиса не съела колобка, а стала его лучшим другом. «Красная Шапочка», где волк добрый, умный, хозяйственный, трудолюбивый.

Придумывание новой сказки или истории. Предлагая детям тему  например«Где находится Дед Мороз летом?». Дети по цепочке придумывают сюжет.

Работа по сказке имеет свое продолжение в другом виде деятельности – театрализованной. Детям доставляет огромное удовольствие проявлять себя в качестве артистов. В этом виде деятельности формируется правильная речь детей, пополняется и активизируется словарь, развивается память, внимание, а чтобы образ был более похожим, появляется мотивация больше узнать об особенностях конкретного животного.

Рассматривание картин также помогает развивать речь детей. В старшем дошкольном возрасте, когда у детей сформировался достаточный словарный запас, необходимо с ними рассматривать картины мастеров живописи, помочь детям понять замысел художника, расширить представления и речь детей.

Во время прогулок на участке детского сада необходима организация ежедневных наблюдений за природой, во время которых дети о многом узнают из жизни растений и животных, любуются красотой природы во все времена года.  

Например: планируя  наблюдения за следами синички на снегу, предлагать детям отгадать загадку, разгадав которую дети поймут, за кем или чем будет проводиться  наблюдение.

Стимулируя  речь детей применять ТРИЗ . Например: во время прогулок использую приемы фантазирования: оживление, изменение законов природы, увеличение, уменьшение и т. д. Оживим ветер: кто его мама? Кто его друзья  и т. д.

 Опыт, получаемый детьми от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни, игры дети реализуют в различных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

Важную роль  для развития познавательно-речевой  сферы дошкольников имеет правильно организованная развивающая среда.  

Воспитывать любовь к природе помогает уголок природы в группе, в котором содержатся комнатные растения. Ухаживая за ними, дети получают представление о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения.  А это в свою очередь способствует накоплению словаря, его активизации и развитию речевой деятельности детей.

Хочется отметить, что развитие речи в процессе ознакомления с природой  происходит как  на занятиях, так  и во время игры, в процессе трудовой деятельности, во время прогулки. Во всех этих видах деятельности идёт процесс углубления и систематизации знаний об окружающей действительности, происходит совершенствование формы выражения мыслей,  обогащение лексики, достижение чёткости и последовательности изложения, эмоциональной речи. Благодаря целенаправленной работе  по развитию речи у дошкольников совершенствовалась их речь и навыки практической деятельности, увеличился кругозор и повысился познавательный интерес.   Речевое общение активизирует познавательные процессы, развивает эмоциональную сферу, нормализует поведение.  Именно ознакомление с природой расширяет  и активизирует  словарный запас воспитанников, способствует формированию  грамматического строя речи и развитию связной  речи.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Речевое развитие в экологическом воспитании старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка.  От качества речи, умения пользоваться ею в игре, ...

Речевое развитие в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образовании.

Речевое развитие в экологическомвоспитании детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образовании....

Консультация для воспитателей «Речевое развитие в экологическом воспитании старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

laquo;Каждый шаг ребёнка должен бытьпутешествием к истокам мышленияи речи – к чудесной красоте природы»...

Организация экологического воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

laquo;Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к природе, к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка, это пр...