Конспект ОД по познавательному развитию «Подводное царство»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ольга Вячеславовна Хопта

Цель: формировать основы экологического мировоззрения и природоохранного сознания, ответственного отношения к окружающей среде (воде) у детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_podvodnyy_mir.docx27.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад №10 «Умка»

Конспект

ОД по познавательному развитию

«Подводное царство»

Возрастная группа: подготовительная к школе

Воспитатель: О.В. Хопта

г. Шадринск, 2020

Цель: формировать основы экологического мировоззрения и природоохранного сознания, ответственного отношения к окружающей среде (воде) у детей.

Задачи:

Образовательные:

1. Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между природными объектами и явлениями;

2. Учить составлять и рассказывать короткие познавательные рассказы о морских обитателях;

3. Называть морских животных и рыб.

Развивающие:

1. Способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания;

2. Развивать познавательный интерес к миру природы, умение самостоятельно добывать нужную информацию.

Воспитательные:

1. Воспитывать привычки правильного поведения в природе;

2. Подвести детей к пониманию того, что от каждого из нас зависит состояние окружающей среды на всей планете.

Ход:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Ребята, а вы знаете, что при встрече здороваются друг с другом не только люди, но и животные и даже рыбы. Оказывается, при встрече рыбы соприкасаются плавниками и, открывая рот произносят «па-па», только беззвучно. И я предлагаю вам поздороваться сегодня по-рыбьему. Встаем по парам друг напротив друга, так и поздороваемся. Ребята, а у нас сегодня гости, давайте и с ними поздороваемся по-рыбьи (здороваемся с гостями).

Воспитатель: Ребята, сегодня я вам предлагаю попутешествовать. Посмотрите, что у меня в руках?

Дети: Глобус.

Воспитатель: Что такое глобус?

Дети: Это наша планета, только в уменьшенном виде. Модель Земли.

Воспитатель: Подойдите к глобусу, рассмотрите и раскрутить его. Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он разноцветный. Какой краски больше?

Дети: Голубой.

Воспитатель: Что изображено голубой краской?

Дети: Вода.

Воспитатель: Вода занимает большую часть поверхности Земли.  Для чего нужна вода?

Дети: Воду мы пьем, купаемся, готовим пищу, в воде живут многие виды рыб, животные и растения…

Воспитатель: Что вам известно о воде?

Дети читают стихотворение Н. Рыжовой «Волшебная вода».

Первый ребенок:

Вы слыхали о воде? 
Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане 
И в водопроводном кране,

Второй ребенок:

На плите у вас кипит, 
Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае, 
Мы ее не замечаем.

Третий ребенок:

Без нее нам не умыться, 
Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить, 
Без нее нам не прожить.

Четвёртый ребенок:

Вы в пруду ее найдете 
И в сыром лесном болоте!

Путешествует всегда 
Наша спутница вода!

Воспитатель: Молодцы! Давайте посмотрим внимательно на глобус и ответим на вопрос, какие мы знаем водоемы?

Дети: Моря, океаны, реки, озера, пруды, ручейки.

Воспитатель: Какие из них самые большие?

Дети: Океаны.

Воспитатель: Какие океаны вы знаете?

Дети: Тихий, Северный Ледовитый, Индийский, Атлантический.

Воспитатель: Чем отличаются моря от океанов, и чем они похожи?

Дети: Отличаются размерами, а похожи тем, что вода в них соленая.

Воспитатель: Ребята, а чем полезна для нас морская вода? (ответы детей)

Воспитатель: Она содержит много минеральных веществ. Ею можно полоскать горло. С ней принимают лечебные ванны. Из морской воды добывают специальные вещества, из которых делают лекарства, мази. Из морской воды добывают морскую соль и продают в аптеках.

Воспитатель: Приглашаю вас на морское побережье.

Садимся на колени вокруг голубой ткани, включаю презентацию (Слайд №1)

Воспитатель: Закрываем глазки. Слышите как дует ветер и плещутся волны? Как приятно обдувает нас морской ветерок. Давайте представим, как море едва, едва трепещет (дети берут ткань за края и слегка её колышут)

Иногда море тихое, спокойное, как сейчас:

«Не шумит оно, не хлещет,

Лишь едва, едва трепещет.

И в лазоревой дали,

Нежный плеск волны»

Воспитатель: Но море не всегда спокойное. Может подняться сильный ветер, шторм. Представьте, что наше море расплескалось, поднялись высокие волны (дети встают, сильнее колышут ткань). Слайд №2

«Море вздуется бурливо

зашумит, поднимет вой.

Хлынет на берег пустой

расплеснётся в шумном беге»

Воспитатель: Не легко приходиться и подводным обитателям в такие минуты. Но вот, море снова успокоилось, закроем глазки, сядем на колени и слегка поколышим наше море. Слайд №3

Воспитатель в это время подкладывает посылку

Воспитатель: Открываем глазки. Ой, ребята, что это такое? Слайд №4

Дети: Посылка.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что же нам прислали? (Дети рассматривают содержимое посылки) Какие красивые ракушки! Возьмите ракушку, послушайте их шум. Рассмотрите ракушку. Откуда она появилась, где ее место обитания? Для чего она на морском дне?

Дети: Она может служить домиком для улиток и некоторых других морских животных.

Воспитатель: Да, в таких домиках некоторые морские обитатели могут спрятаться от врагов и плохой погоды. Какую форму имеет ракушка?

Дети: Необычную, причудливую.

Воспитатель: 

А таят они в своих изгибах
И шорох звёздной кометы,
И шепот ушедшего лета,
И горсточку лунного света.

Воспитатель: А как вы думаете, кто же их прислал? (Варианты ответов детей) Конечно же, это Морской царь Нептун. А вот и письмо для нас:
«Дорогие ребята! Пишет вам Морской Царь. Донесли мне мои русалки, что в вашем саду живут ребята, которые интересуются подводным миром. И захотелось мне пригласить вас в мой «Музей подводного царства» где вы можете ознакомиться с обитателями моря, а заодно и проверить, хорошо ли вы знаете морских животных. С уважением к вам, Морской Царь»
Воспитатель: Ребята, что же это значит? (ответы детей) Давайте мы с вами опустимся на дно морское и понаблюдаем за подводными обитателями. А как мы туда попадём? (ответы детей)

Воспитатель: А у нас как раз есть батискаф. Перелезаем в него и опускаемся на морское дно. Закройте глаза, зажмите нос. Приседаем. Вот мы с вами очутились в подводном царстве. Слайд №5

Воспитатель: Кого вы здесь видите?

Дети: Много рыб, медуз, крабов, ракушки, подводные скалы.

Воспитатель: Поплыли дальше, отгадайте загадку:

В океанах и морях,

Хищница та проживает,

Видом грозным она всех,

Обитателей пугает! (акула)
Дети рассматривают акулу
Воспитатель: Акула - самая крупная хищная рыба, которая дышит жабрами. Часто акул называют кровожадными и злыми. Ребята, как можно понять, что акула-это хищница? (ответы детей) Зубы у них – в шесть рядов, и острые, как пила. Кожа этих рыб покрыта чешуёй с острыми шипами, поэтому даже лёгкое прикосновение к ним наносит серьёзные раны.

Воспитатель: Поплыли дальше. Следующая загадка:
Что за шар плывет с шипами,
Тихо машет плавниками?
Только в руки не возьмешь.
Этот шарик - ... (рыба-еж)
Дети рассматривают морского ежа.
Воспитатель: Морские ежи могут уколоть ядовитым шипом и, уколовшись, человек почувствует жгучую боль. А для чего этой рыбе столько игл? С помощью игл морские ежи не только защищаются от врагов, но и передвигаются с большой скоростью, можно даже сказать, что он не ходит, а бегает по морскому дну.

Воспитатель: А теперь загадка другая, сложная такая
Он в воде цветок, как пламень,
а на суше-сразу камень.
Драгоценным тут же стал.
Дети, это кто …….. (коралл)
Воспитатель: Что же такое коралл? Как вы думаете, это животное или растение? Кораллы — это живые существа, располагаются они на мелководье, разрастаясь, кораллы образуют целые поля, мешая проплывать яхтам и кораблям. Есть такое понятие – коралловые рифы. Посмотрите на эту ветвь коралла. На что она похожа? (на оленьи рога). Этот коралл так и называется — «оленьи рога». Когда коралл растет, то он имеет светло-коричневый цвет, а если во время шторма он погиб со временем становится белоснежным.  А вот возле коралла кто-то лежит. Кто это? 
Дети: Морская звезда.
Воспитатель: Почему она так называется? Это рыба или морское животное? Почему вы так думаете? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, морская звезда - животное. Какого она цвета? (ответы детей)

Воспитатель: Когда она живая, она розового цвета или красного, а погибает - становится коричневато-бежевого цвета, твердая на ощупь. Во время передвижения ей помогают конечности - щупальца, снизу покрытые иголочками. Морская звезда - хищник, питается живыми организмами: мелкими рыбками, морскими червяками, креветками. Очень интересно она питается. У нее нет глаз, рот снизу тела. Наползет на добычу, присосется… А еще есть такая особенность. Если ее разделить на несколько частей, то из каждой вырастит новая морская звездочка.
Воспитатель: Какие ещё обитатели подводного мира проплывают мимо нас? Слайд№6,7,8,9

Дети: Морской конек, медуза, осьминог, скат, кальмары.

Воспитатель: Что необходимо рыбам, чтобы в воде, они себя чувствовали комфортно, могли нормально жить? Слайд №10

Дети: Морские водоросли- которые вырабатывают кислород; подводные скалы, камни - за которые рыбы прячутся, а главное чистота (подсказка на слайде).

Воспитатель: Правильно, ребята, самое главное-это чистота. Ведь Мировой океан в опасности. Как вы думаете, почему?  Как человек загрязняет его? Давайте посмотрим. (Убираем батискаф, садимся на подушки)

Просмотр видеоролика Слайд №11

1. Заводы выбрасывают промышленные отходы Слайд№12
2. Люди выбрасывают мусор на пляже и всё это попадает в море
Слайд№13
3. Пароходы, катера, танкеры выбрасывают остатки бензина, мазута
Слайд№14
4. Загрязнения от мойки машин
Слайд №15
5. Сточные воды
Слайд №16

Воспитатель: Ребята, посмотрите, из чистого прозрачного мировой океан скоро превратится в серо-буро-малиновый. Всем угрожает опасность - не будет чистой воды, не будет жизни на земле. Я думаю, Морской царь не просто так пригласил нас к себе в гости, он просит у нас помощи. Давайте поможем морским обитателям очистить воду. Что необходимо сделать для этого? Я вам подготовила подсказки. Слайд №17

1. Построить очистные сооружения - «водоочистки».
2. Очистить реку от мазута и грязи.
3. Машины лучше мыть в специальной мойке.

4. Надо убирать за собой мусор с пляжа, с отдыха на природе.

Воспитатель: Давайте попробуем очистить с вами воду от мусора.

Дети подходят к столу, где стоит ванна с загрязнённой водой

Воспитатель: Как избавимся от крупного мусора, который плавает сверху?

Дети: С помощью сачка.

Дети собирают крупный мусор, беру пробу воды в стакан

Воспитатель: Но вода всё равно грязная, давайте возьмём воронку, вложим в неё салфетку и начнём пропускать грязную воду через воронку. Посмотрите, что у нас получается. Вода стала чистой. А что стало с нашей салфеткой? (ответы детей)

Воспитатель: На море случилась авария. Плыл по морю огромный корабль. Он вез столько нефти, что можно было отапливать большой город. Но случилась беда, корабль наскочил на скалу. Послышался грохот, крики. От моря пахло не солью морской, не водорослями, а нефтью. Она широко разлилась на воде. А утром пляжи и прибрежные скалы были покрыты скользкой пленкой. Настало тяжелое время для жителей прибрежных городов и для всех обитателей моря. Произошла экологическая катастрофа.

Воспитатель: Итак, давайте посмотрим, что происходит на поверхности моря, когда там нефть. Какие морские обитатели могут пострадать от нефти? (ответы детей)

Воспитатель: Давай вспомним, какие птицы обитают на море и на морском побережье? (чайки, гагарки, пеликаны, альбатросы)

Воспитатель: Возьмите перо, опустите в стаканчик с чистой водой, стряхните на салфетку. Намокло ли перо? Почему? (ответы детей)

Воспитатель: Перья смазаны жиром, вода скатывается. А теперь я обмакну перо в нефть. Какое перо стало? Скатывается ли нефть как вода? (ответы детей)

Воспитатель: Вы когда-нибудь застревали в грязи? Легко ли вам было выбраться из грязи? Вот поэтому первыми страдают птицы. Чайки, кайры садились на воду, не подозревая об опасности, но уже не могли взлететь.

Воспитатель: Почему птицы не смогли взлететь? 

Дети: Нефть склеивала им перья, они оставались на воде и погибали.

Воспитатель: Какие животные обитают на море и на морском побережье?

Дети: Белые медведи, тюлени, моржи, морские котики и т. д.

Воспитатель: Давайте рассмотрим как эта экологическая катастрофа повлияла на жизнь животных.

Приложите мех к щеке. Какой он? (Мягкий, теплый). Зачем мех нужен морским животным? (Согреваться от холода)

Воспитатель: Посмотрите, я опускаю в миску с нефтью мех. Какой он стал? (Липкий, мокрый) Может ли такой мех согреть? Если перья и мех в нефти, то тепло не сохраняется. Чем животные очищают себя от нефти (Языками) А если они сами себя очищают языками, то что может произойти с ними?

Дети: Животные отравятся нефтью, так ка она попадет вовнутрь.

Воспитатель: Что еще есть в море? (Водоросли, морская капуста, рыба) Взболтайте воду в стаканчике трубочкой. Что увидели? (Пузырьки – это кислород). Так как нефть не пропускает в воду кислород, какие обитатели моря могут погибнуть (Стали погибать водоросли) А куда исчезли рыбы из места, где пролилась нефть? (Рыбы уплыли подальше от этого места)

Воспитатель: Возьмите прозрачный полиэтилен. Что вы видите через него? (Свет) А теперь посмотрите через черный полиэтилен. Что видите (Темно, ничего не видно) А что нужно для жизни в воде морским растениям? Смогут ли морские растения жить без кислорода и света? (Солнечные лучи не проникают и растения погибают)

Воспитатель: Что же произошло из-за гибели одного единственного корабля? (Ответы детей)

Воспитатель: Но люди заботятся о море и там, где нефть выливается в море – корабли-нефтесборщики при помощи специальных приспособлений высасывают нефть. Давайте и мы с вами очистим поверхность нашего моря от нефти.

Воспитатель: Пройдут годы, прежде чем эти берега и море очистятся полностью от нефти, и в морской воде снова будут жить водоросли, рыба, морские животные. 

Воспитатель: Молодцы, ребята. Ну что, поплыли дальше? Вот мы и подплываем к побережью. Ребята, выйдем из нашего батискафа. Посмотрите, что делается на берегу моря. Пакеты, пластиковые бутылки, газеты, ржавые консервные банки, стекло – нетрудно обнаружить на любом побережье. Но как весь этот мусор оказался здесь? (ответы детей)

Воспитатель: Люди не специально загрязняют побережья, а просто они не знают правила поведения на природе. А вы многое сегодня узнали и теперь расскажите своим родителям и друзьям. Слайд 18

Сборка и сортировка мусора

Воспитатель: Ребята, а как мы с вами можем защитить наши водоемы от загрязнения?

Дети: Не бросать мусор в воду, сказать взрослым, чтобы не загрязняли водоемы, убирать за собой мусор после пикников. Слайд 19

Воспитатель: Если вы будете соблюдать все эти правила, то наши водоёмы будут чистыми и все эти прекрасные морские обитатели будут и дальше радовать нас своей необычной красотой. А сейчас я предлагаю вам нарисовать плакат, предупреждающий взрослых о запрете загрязнять наши водоемы.

Коллективная работа детей.

Воспитатель заканчивает занятие стихотворением:

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой,

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом.

Итог

- Ребята, вам понравилось наше путешествие?

- Где мы с вами сегодня побывали? Что нового мы узнали, увидели? Что было самым интересным?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию “Тридевятое Царство”

Цели: Систематизировать знания детей о правах; формировать навыки вычислительной деятельности; прививать интерес к решению занимательных задач с математическим смыслом; продолжать учить ориентироватьс...

Познавательный проект " Подводное царство" для средней группы детского сад

Детский познавательный проект по теме "Подводное царство". Для детей среднего дошкольного возраста....

Конспект ОД по познавательному развитию «В царстве комнатных растений».

Конспект  НОД по познавательному развитию  (старшая группа)...

Конспект НОД по познавательному развитию "Цветочное Царство"

Данное занятие разработано для детей старшей группы...

Технологическая карта средняя группа, познавательное развитие:"Подводный мир"

Технологическая карта средняя группа, познавательное развитие: "Подводный мир"...

Технологическая карта ООД подготовительная группа по познавательному развитию: "Подводный мир или морские жители"

Технологоическая карта ООД подготовительная группа по познавательному развитию: "Подводный мир или морские жители"...

Познавательно-творческий проект «Царство Нептуна».

Жизненно важно воспитывать у детей бережное и осознанное поведение по отношению к природе. В старшей группе нами был реализован  познавательно-творческий проект «Царство  Нептуна»...