Познавательно - исследовательский проект «Деревья, которые нас окружают»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Проект «Деревья, которые нас окружают» развивает интерес к представителям растительного мира: деревьям; усвоению детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами; гармонично формируют разные виды отношений детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного). В различных видах детской деятельности (изобразительной, игровой, умственной, художественно-продуктивной) отражаются знания, полученные опытным путем, развивается воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_derevya_kotorye_nas_okruzhayut.docx | 50.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 12«Ивушка»
г. Белгорода
Познавательно - исследовательский проект
«Деревья, которые нас окружают»
Авторы: воспитатель Заречная Е.Б.
г.Белгород, 2023 г.
Паспорт проекта :
Тема проекта : «Деревья, которые нас окружают»
Основной разработчик: Заречная Елена Борисовна
Тип проекта : познавательно-исследовательский, взросло-детский.
Участники проекта: дети, родители, педагоги группы
Возраст детей: старшая группа
Сроки реализации проект: краткосрочный
Введение
Познавательно-исследовательский проект «Деревья, которые нас окружают» предназначен для занятий с детьми старшей группы.
В содержании проекта представлена деятельность по изучению жизни деревьев во взаимосвязи с его экосистемой, необходимость бережного отношения к ним. Расширяет знания о видах деревьев, их строении и особенностях жизни, способов определения возраста.
Проект «Деревья, которые нас окружают» развивает интерес к представителям растительного мира: деревьям; усвоению детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами; гармонично формируют разные виды отношений детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного). В различных видах детской деятельности (изобразительной, игровой, умственной, художественно-продуктивной) отражаются знания, полученные опытным путем, развивается воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать.
В ходе реализации проекта большое внимание уделяется развитию исследовательской деятельности дошкольников, развитию инициативы, реализации регионального компонента, формированию экологически грамотного и безопасного для природы и здоровья человека поведения. Реализация проекта способствует развитию кругозора детей, воспитанию любви, уважения к природе, умению обобщать собственный опыт исследовательской работы в творческой деятельности, бережного отношения к деревьям растущих не только на территории детского сада, но и за его пределами, изучению взаимодействие дерева с окружающим миром, выявлению пользы и вреда флоры и фауны экосистемы, исследованию функциональных особенностей систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времен года. Данная тема актуальна, так как дети не очень хорошо знают названия деревьев нашего края и их особенности. Путают декоративные и фруктовые виды. Не знают способов ухода в различные времена года
Период дошкольного детства – благодатная почва для формирования основ нравственного поведения, культурных эталонов в обществе, любви к родине. Научим ребенка с любовью относится к деревьям, которые он видит ежедневно, а завтра эту любовь он перенесет на всю природу в целом.
Творческая работа объединила всех: дошкольников, родителей, педагогов.
Идея проекта : помочь ребенку сформировать основы активной жиз-ненной позиции; осознать экологическую ценность дерева – как часть природы в ее единстве с человеком; воспитывать умение сопереживать всему живому, что в дальнейшем трансформируется в сочувствие.
Цель проекта : актуализировать знания ребенка о видах, свойствах различных видов деревьев, исследовать особенности древесины и возможности использования его в быту.
Задачи:
1. Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир; искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предложения, эстетические суждения;
2. Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы; обогащать словарный запас.
3. Формировать у дошкольников элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязях в природе.
4. Изучать взаимодействия дерева с окружающим миром, выявление пользы и вреда флоры и фауны экосистемы в ходе наблюдений и бесед. Исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времени года.
5. Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за растениями участка детского сада.
6. Воспитывать основы экологического сознания, гуманно – ценностного отношения к природе через понимание ценности природы.
7. Развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать. Отражать знания, полученные опытным путем, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой). Изучать влияния деятельности человека на жизнь дерева.
8. Разработать ряд дидактических пособий для обогащения представлений детей о природе Белгородской области.
Гипотеза: Воспитанники группы, узнав, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, будут бережнее к ним относиться.
Методы исследования:
1. Чтение познавательной литературы: энциклопедии и журналы.
2. Спросить, обсудить полученную информацию с родителями и воспитателями.
3. Совместная со взрослыми и самостоятельная экспериментальная и исследовательская деятельность.
4. Собрать коллекцию предметов из дерева, мини выставка деревьев, цветов деревьев, насекомых, изделий из дерева.
5. Создать макет «Моя малая родина», где систематизировать интересный материал и познавательные задания на тему «Деревья и что из него производят».
Один из наиболее эффективных способов введения в тему связан с использованием модели «трёх вопросов».
Что мы знаем о деревьях?
Что мы хотим узнать?
Как нам найти ответы на свои вопросы?
Дети ответили на вопросы:
Азиз - Дерево, нас спасает от жары, от холода и т. д.
Нур– Деревья – это дом для мелких животных, насекомых.
Саша - Деревья бывают разные – белоствольная береза, раскидистый клен и т. д.
Как питается дерево? Почему кора дерева коричневая? Почему лист желтеет? Какие деревья растут на юге, а какие на севере?
На вопрос как найти ответ дети делились своими идеями и предложениями. Егор предложил спросить у мамы, папы, дедушки, бабушки Элина– спросить у воспитателя. Антонина – спросить у сестры или брата. Азиз – спросить у друзей. Саша предположил, что можно узнать в книгах, в энциклопедиях. Дарина предложила посмотреть познавательные мультфильмы. Нур – посещение библиотеки и спросить у тех, кто работает в музее.
План реализации проекта
Организационный
№ п/п | Мероприятия с детьми | Мероприятия с родителями | Ответст венный | Сроки |
1 | Сбор литературы о деревьях: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки Подбор иллюстраций, открыток, фотографий о деревьях Белгородской области | Воспитатель группы, родители | ||
2 | Родители и дети по желанию выбирают дерево, о котором они будут собирать информацию, рисовать, засушивать листок для гербария | Родители | ||
3 | Прогулки по экологической тропе детского сада | Воспитатель | ||
4 | Прогулки по осеннему городу, в парк, сквер | Родители | ||
5 | Разучивание с детьми стихов, загадок, песен о деревьях. | Воспитатель |
Продуктивный
№ п/п | Мероприятия с детьми Мероприятия с родителями | Ответст венный | Сроки |
1 | Рассматривание иллюстрации «Мудрое дерево» и чтение А. Лопатина «Мудрость дерева». Задачи. Формировать представление об уникальности дерева : рассмотреть ствол, переплетение веток, корней. Воспитывать бережное отношение, уважение и любовь к деревьям. Опытно-экспериментальная деятельность: «Условия, необходимые для жизни дерева», проращивание семян в разных условиях. Компьютерная презентация «Рост и развитие дерева» | Воспитатель группы | |
2 | Решение проблемной ситуации «Что было бы, если бы не было деревьев» • П/и «К названному дереву беги», «Листопад» Рекомендации «Правила поведения в природе» | Воспитатель группы | |
3 | Беседа и просмотр компьютерной презентации «Царство деревьев» Предложить для рассматривания альбом «Деревья Белгородской области Задачи. Расширять представления детей о деревьях родного края, их жизнедеятельности, значении для всего живого. Воспитывать любовь к природе родного края. Трудовая деятельность: «Сбор опавшей листвы» | Воспитатель | |
4 | • Беседа и рассматривание видео альбома «Деревья нашего города» • Д/ игры: «Узнай дерево по описанию», «Лесник» Наблюдение: деревья в октябре. Задачи: Учить детей узнавать деревья по описанию, рассказывать об изменениях, которые произошли с ними осенью. Оформление коллажа «Такие разные деревья» | Воспитатель группы, родители | |
5 | • Рисование разных видов деревьев (береза, клен, тополь, рябина и т. д.) • Д/ игры: «Подбери листок к дереву», «Какое дерево лишнее и почему» | Воспитатель | |
6 | Экскурсии по экологической тропе. Рассматривание иллюстраций с изображением деревьев в разное время года. Рассматривание картин: И. Левитан «Березовая роща», «Золотая осень», «Зимой в лесу», «Март»; А. Саврасов «Грачи прилетели»; «И. Остроухов «Первая зелень» и др. Оформление альбома с рисунками и рассказами детей «Наши деревья» | Воспитатель | |
7 | • Д/ игры: «Найди, что опишу», «С какого дерева листок» Опытно-экспериментальная деятельность: Изучаем листья: «Сколько на дереве листьев?»; «Исследуй листья»; «Почемулистья желтеют и падают?» | Воспитатель группы | |
8 | • Трудовая деятельность: «Сбор листьев для гербария» • Сюжетно-ролевая игра «Прогулка по парку» | Воспитатель группы | |
9 | Сочинение сказок, загадок, рассказов о деревьях. • Лепка деревьев способом «пластилинография и барельеф». «Путешествие в осенний парк». Задачи. Совершенствовать умения детей работать в нетрадиционной изобразительнойтехнике – пластилинография (рисование пластилином, использовать его свойства при расплющивании, сплющивании создавая изображение в полуобъёме, размазывании). Учить детей работать в коллективе. Выпуск листовок: «Берегите лес» | Воспитатель группы | |
10 | Настольно-печатная игра «Стань другом природы» Чтение худ. литературы А. Лопатина «Липкины дары». Задачи. Объяснить детям, что деревья имеют целебные свойства. | Воспитатель группы, родители | |
11 | Опытно-экспериментальная деятельность: Изучаем кору дерева : «Чем покрыт ствол?»; «Что такое кора, для чего она служит, какая она»; «Чем пахнет кора, (ствол) в разное время года?». Трудовая деятельность: «Окапывание деревьев и кустарников» Консультация по теме: «Роль семьи в экологическом воспитании ребенка» | Воспитатель группы | |
12 | Аппликация. «Чудо-дерево». Задачи. Познакомить детей с засушиванием листвы деревьев, изменением ее свойств, возможностью использования сухой листвы как материала для аппликации. Воспитывать желание работать сообща. | Родители | |
13 | Чтение. И. Токмакова «Ива», «Сосны». | Воспитатель группы | |
14 | Выпуск плаката в защиту деревьев. | Воспитатель группы |
Заключительный этап
№ п/п | Мероприятия с детьми Мероприятия с родителями | Ответст венный | Сроки |
1 | Оформление альбома детских работ«Деревья в детском саду» Создание презентации «Наши деревья» | Воспитатель группы, родители | |
2 | Изготовление альбомов: «Деревья нашего участка», «Деревья нашего города», «Деревья нашего края» | Воспитатель группы, родители | |
3 | Оформление плаката в защиту деревьев. Изготовления макета с мобильной средой. | Воспитатель | |
4 | Проведение КВНа «Знатоки деревьев» (дети) | Воспитатель группы |
Заключение
Изучая эту тему, мы узнали, что дерево - это важно для природы и человека, которое нуждается в уходе и бережном отношении. Теперь мы знаем, что такое дерево, его свойства, отличия разных пород, их особенности, кто помогает им в природе и кто вредит. Изучая эту тему мы обнаружили, что нас окружает масса разнообразных деревьев, облегчают и украшает нашу жизнь (изделия из дерева, мебель, посуда, дома и др, используют в медицине. Весь добытый материал воспитатель обобщил в макет. С этим материалом может познакомиться каждый ребенок, выполняя игровые задания.
Список литературы: 1. Аникина В. М. «Русские пословицы и поговорки» - М. : Художествен-ная литература, 1988.
2. Бондаренко Т. М, «Экологические занятия с детьми 6 – 7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002. – 159с.
3. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7лет. / Т. М. Бон-даренко. – Воронеж: Учитель, 2007. 159 с.
4. Виноградова Н. В Умственное воспитание детей в процессе ознаком-ления с природой
5. Воронкевич О. А Добро пожаловать в экологию! СПб «Детство-Пресс», 2008
6. Горщенко Е. «Природа и люди» - М. : Просвещение, 1976.
7. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию [Текст] / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М. :. Вако, 2008. – 240 с.
8. Грехова Л. И В союзе с природой. «ЦГЛ» «Сервис школа» Москва, 2002
9. Дрязгунова В. А. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» : Пособие для воспитателя дет. Сада. – М. : Просвещение, 1981. – 80с., ил.
10. Елкина Н. В, Мариничева О. В Учим детей наблюдать и рассказывать» Ярославль «Академия Развития», 1997
11. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» : Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2003.
12. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2004.
13. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы / М. Д. Маханева. - М. :Аркти, 2004. – 320 с.
14. Николаева С. Н. «Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 112с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект «Деревья которые нас окружают»
Экологический проект «Деревья которые нас окружают». НОД "Деревья у нас в саду". ИЗО деятельность "Нарисуй дерево". Презентация к проекту....
Экологический проект "Деревья, которые нас окружают"
Экологический проект "Деревья, которые нас окружают"...
Познавательно-исследовательский проект «Деревья - наши друзья».
Познавательно-исследовательский проект разработан для работы с детьми среднего дошкольного возраста и реализуется в течение всего учебного года. Участниками проекта являются не только дети и педагоги,...
Познавательно-исследовательский проект «Невидимка, который нужен всем»
С помощью экспериментов (опытов) выявить уровень сформированности представлений о воздухе у детей старшего дошкольного возраста....
Познавательно-исследовательский проект «Деревья - наши друзья»
Основанием для разработки проекта «Деревья-наши друзья» послужили наблюдения за детьми, беседы с ними, которые показали, что воспитанники группы не знают дере...
Познавательно-исследовательский проект «Деревья - наши друзья».
ull; Познавательно-исследовательский проект разработан для работы с детьми среднего дошкольного возраста и реализуется в течение всего учебного года. Участниками проекта являются не только дети...
Познавательно - исследовательский проект «Деревья - наши друзья»
Экологическое образование ребенка дошкольника начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми он сталкивается каждый день. Повсеместно нас окружают деревья, они растут, с ними ра...