Познавательно - исследовательский проект «Деревья - наши друзья»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Машаева Лариса Анатольевна

Экологическое образование ребенка дошкольника начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми он сталкивается каждый день. Повсеместно нас окружают деревья, они растут, с ними растут и дети. Мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле, ведь деревья – это легкие Земли, источник кислорода, а значит, источник здоровья. Однако дошкольники, воспринимают дерево как обычное явление, не подозревая, какой огромный и интересный мир скрывается за ним, играя, ломают ветки деревьев, рвут листья, обдирают кору. Зачастую такое небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Таким образом, возникла необходимость в создании данного проекта.

Участие детей в проекте «Деревья - наши друзья» позволит максимально обогатить знания и представления о деревьях и их свойствах. Ведь люди, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними.

Скачать:


Предварительный просмотр:





Познавательно - исследовательский проект

 «Деревья - наши друзья»

В средней группе

«Солнышко»


орнЯ

Выше, выше деревце над землей расти.


Актуальность

Экологическое образование ребенка дошкольника начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми он сталкивается каждый день. Повсеместно нас окружают деревья, они растут, с ними растут и дети. Мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле, ведь деревья – это легкие Земли, источник кислорода, а значит, источник здоровья. Однако дошкольники, воспринимают дерево как обычное явление, не подозревая, какой огромный и интересный мир скрывается за ним, играя, ломают ветки деревьев, рвут листья, обдирают кору. Зачастую такое небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Таким образом, возникла необходимость в создании данного проекта.

Участие детей в проекте «Деревья - наши друзья» позволит максимально обогатить знания и представления о деревьях и их свойствах. Ведь люди, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними.

Формулировка проблем«Что дают деревья для жизни людей: пользу или вред?

«Нужны ли деревья вообще?»

Цель проекта: Формирование у детей представлений о деревья, как о живых объектах и объектах необходимых для жизни человека.

Задачи проекта:

  1. Формировать устойчивый интерес детей к познанию мира природы.
  2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброе отношение к окружающему миру, интерес к экологической деятельности, любознательность.
  3. Расширить знания о деревьях: особенности строения, произрастания и возможности использования человеком.
  4. Формировать познавательные умения, учить отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности.
  5. Воспитывать эстетическое восприятие, способность видеть красоту родной природы, наслаждаться красотой деревьев в разное время года.
  6. Воспитывать убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, желании её беречь и охранять.
  7. Развивать познавательные и творческие способности детей.
  8. Повысить уровень экологических знаний родителей через совместное участие в педагогическом процессе с детьми.

Задачи воспитателя по работе над проектом:

  1. Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.
  2. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.
  3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
  4. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
  5. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
  6. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
  7. Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

Тип проекта:

познавательно - исследовательский.

долгосрочный – октябрь -апрель

Участники проекта: дети средней группы родители, воспитатели

Предполагаемый результат:

Дети:

• научатся различать, узнавать и называть дуб, клен, березу, рябину, ель, сосну и их плоды;

• разовьются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

• у детей появится желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

• продолжится развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, образного мышления, творческих способностей,

• появится понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе;

Родители:

повысится интерес у родителей к данному вопросу, расширится кругозор экологических знаний родителей.

Методы и приёмы: наглядные, словесные, игровые, практические:

  • наблюдения,рассматривание картин, прослушивание песен и музыкальных произведений,беседы,чтение художественной литературы,заучивание стихов, пословиц,игры, опыты, экскурсии.

Продукт проектной деятельности:

  • выставка творческих работ детей;
  • создание гербария «Деревья и кустарники нашего края»;
  • систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме «Деревья»,
  • коллективная работа «Чудо-дерево»,
  • разработанные рекомендации и консультации для родителей;

Этапы реализации проекта

I. Подготовительный этап:

  1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
  2. Подбор методической литературы для реализации проекта;
  3. Подготовка предметно-пространственной развивающей среды.
  4. Подбор опытно – экспериментальная деятельность.
  5. Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, репродукций картин, организация развивающей среды в группе.

      II. Основной этап:

  • Реализация комплекса мероприятий направленного на достижение поставленной цели по осуществлению проекта «Деревья наши друзья».
  • Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Формирование целостной картины мира. 

ООД «Деревья, которые нас окружают».

ООД «Кто живет в лесу?».

Дидактические игры 

«Угадай дерево», «С какого дерева листок?»  «Четвертый лишний»,  «Так бывает или нет?».  «Подбери пару».

Опытно - экспериментальная и исследовательская деятельность.

Исследование «Кора разных деревьев».

Опыт «Ветка тополя в воде».

 

                                     Образовательная область «Речевое развитие»

Беседы с детьми

«Здравствуй, дерево!»

«Деревья в лесу.»

«Какие деревья растут на участке»;

«Как деревья помогают человеку»;

 

Словесные игры

«Что бывает осенью» ?

«В лесу родилась елочка.»

«Назови ласково.»

«Что происходит в зимнем лесу?».

Творческое рассказывание детей по темам

«Мы гуляли на участке»

«Что я видел в парке?»

Ознакомление с художественной литературой

И. Семенова «Березка», О. Высоцкая «Две сосны и ель»,

А. Прокофьев «Наш лесок»,М.Ивенсен «Ёлочка»,И. Токмакова «Ива»,

Образовательная область. Социально – коммуникативное развитие

Игра – драматизации 

«Путешествие в лес»

Настольно – печатные игры

«Кому нужны деревья в лесу»

«С какого дерева листок»

«Ветки и детки»

«Сложи дерево»

Трудовая деятельность

- уход за деревом, уборка сломанных веток на участке

- уборка опавшей листвы

- оказание помощи в случае необходимости (подвязать сломанную ветку или «залечить» ранки и др.)

Беседы по ОБЖ

«Почему в лесу нельзя ничего пробовать?», «Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?», «Как вести себя в лесу?»

Образовательная область. Художественно-эстетическое развитие

Аппликация

НОД «Бусы на елку.»

НОД «Зимушка волшебница».

Рисование

 НОД «Наша нарядная елка.»

НОД  «Маленькой елочке холодно зимой.»

Рассматривание картин с изображением деревьев в разное время года:

И. Э. Грабарь «Рябинка», И. И. Шишкин «В сосновом бору», И. Левитан «Весна. Цветущие яблони», И. И. Шишкин «Дубовая роща» и беседы по их содержанию;

Образовательная областьФизическое развитие

Подвижные игры

«Поймай листок»

«1,2,3 к дереву беги»

«Найди пару»

«Кто быстрее добежит через препятствие к дереву»

Физкультминутки

«Клён»

«Листопад»

«Ветер дует нам в лицо»

«Береза»

Пальчиковая гимнастика

«Листья»

«Деревья»

«Елка»

«Собираем листики»

Мероприятия по работе с родителями:

Стендовая информация для родителей по теме проекта

Рекомендации: «Чем занять ребенка на прогулке?»

Консультации: «Прогулки в природу – основа здоровья ребёнка», «Правильное отношение к  природе начинается в семье .», «Будем любить, и беречь природу»

Памятка для родителей « Берегите лес!»

Совместная творческая деятельность: выставка творческих работ из природного материала «Лесная фантазия».

Акция «Подари книгу о природе»

Папки – передвижки «Прикоснись к природе сердцем», «Прогулки в природу – основа здоровья ребенка»

    III. Заключительный этап

Презентация проекта «Деревья наши друзья»

Вывод:

 Во время проведения проекта «Деревья –наши друзья» в средней группе « Солнышко » .Дети познакомились с конкретными видами деревьев, знают их названия, характерные признаки. Расширились знания о деревьях, как живых существах. Дети знают, что для жизни и роста деревьев нужны определенные условия: тепло, влага, свет, питательная почва, воздух. Развился познавательный интерес к растениям участка. Дети запомнили правила поведения в природе, научились их соблюдать. В ходе реализации проекта  у детей  значительно расширился  словарный запас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - исследовательский проект "Птицы - наши друзья"

Проект "Птицы - наши друзья" Цель: расширение и обогащение знаний о птицах, их образе жизни и поведении, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц....

Познавательно – исследовательский проект «Витамины - наши друзья!»

Мы постоянно ищем все новые и новые способы позаботиться о своем здоровье, и в этом поиске забываем о самых простых и естественных вещах: необходимость обратить пристальное внимание детей и родителей ...

Познавательно-исследовательский проект «Деревья - наши друзья».

Познавательно-исследовательский проект разработан для работы с детьми среднего дошкольного возраста и реализуется в течение всего учебного года. Участниками проекта являются не только дети и педагоги,...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Витамины – наши друзья»

Питание в дошкольном детстве имеет особое значение для здоровья ребенка, так как оно должно не только покрывать расходуемую им энергию, но и обеспечивать материал, необходимый для роста и развития все...

Познавательно-исследовательский проект «Деревья - наши друзья»

Основанием для разработки проекта «Деревья-наши друзья» послужили наблюдения  за детьми, беседы  с  ними, которые  показали, что воспитанники группы не знают дере...

Познавательно-исследовательский проект «Деревья - наши друзья».

ull; Познавательно-исследовательский проект разработан для работы с детьми среднего дошкольного возраста и реализуется в течение всего учебного года. Участниками проекта являются не только дети...

Познавательно исследовательский проект \'\'Деревья наши друзья\'\'.

Основываясь на принципах ФГОС ДО разработали проект на тему: ''Деревья наши друзья'", для детей среднего возраста направленны на обогощение детского экологического развития для формир...