Познавательно-исследовательский проект «Деревья - наши друзья».
проект по окружающему миру (средняя группа)

Малькова Галина Александровна

Познавательно-исследовательский проект разработан для работы с детьми среднего дошкольного возраста и реализуется в течение всего учебного года. Участниками проекта являются не только дети и педагоги, но и родители. Данный материал может быть адаптирован для работы в других возрастных группах и пригодится воспитателям всех групп ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Познавательно-исследовательский проект «Деревья - наши друзья».

Описание: Познавательно-исследовательский проект разработан для работы с детьми среднего дошкольного возраста и реализуется в течение всего учебного года. Участниками проекта являются не только дети и педагоги, но и родители. Данный материал может быть адаптирован для работы в других возрастных группах и пригодится воспитателям всех групп ДОУ.
Вид проекта:
познавательно – исследовательский.
Продолжительность проекта:
долгосрочный.
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Участники проекта:
Дети, воспитатели, родители.
Актуальность проекта:

Экологическое образование ребенка дошкольника начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми он сталкивается каждый день. Повсеместно нас окружают деревья, они растут, с ними растут и дети. Мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле, ведь деревья – это легкие Земли, источник кислорода, а значит, источник здоровья. Однако дошкольники, воспринимают дерево как обычное явление, не подозревая, какой огромный и интересный мир скрывается за ним, играя, ломают ветки деревьев, рвут листья, обдирают кору. Зачастую такое небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Таким образом, возникла необходимость в создании данного проекта.

Участие детей в проекте «Деревья - наши друзья» позволит максимально обогатить знания и представления о деревьях и их свойствах. Ведь люди, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними.

Цель проекта:
• сформировать у детей представление о необходимости бережного отношения к природе;
• поддерживать естественный интерес ребенка к объектам живой природы;
• сформировать исследовательские способности в процессе реализации проекта;
Задачи:
Образовательные:
• формировать у детей представления о деревьях как о живых объектах природы;
• вызвать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из различных источников (книги, фильмы, дидактические, настольно-печатные игры и др.; посредством опытно – экспериментальной деятельности.
• учить различать и называть деревья и плоды;
Развивающие:
• развивать способность устанавливать причинно-следственные связи;
• развивать любознательность, фантазию ,воображение;
• развивать интерес к окружающему миру;
Воспитательные:
• воспитывать эмоциональное отношение ко всему живому, умение видеть красоту природы;
Ожидаемый результат:
В ходе реализации данного проекта предполагается, что дети
• научатся различать, узнавать и называть дуб, клен, березу, рябину, ель, сосну и их плоды;
• разовьются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
• у детей появится желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
• продолжится развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, образного мышления, творческих способностей,
• появится понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе;
Продукт проектной деятельности:
• создание гербария ;
• выставки детского творчества на темы: « Осенний пейзаж », коллективная работа «Осенний парк», «Елочке маленькой холодно зимой » и др.
• интеллектуальная игра «Знаешь ли ты деревья?» 

Этапы реализации проекта

I. Подготовительный этап:

  1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
  2. Подбор методической литературы для реализации проекта;
  3. Подготовка предметно-пространственной развивающей среды.
  4. Подбор опытно – экспериментальная деятельность.
  5. Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, репродукций картин, организация развивающей среды в группе.

II. Основной этап:

  • Реализация комплекса мероприятий направленного на достижение поставленной цели по осуществлению проекта «Деревья наши друзья».
  • Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.

1. Образовательная область «Познавательное развитие» Формирование целостной картины мира. 1.ООД «Деревья, которые нас окружают». 2.ООД «Что растет в лесу?». 3.ООД «Деревья-наши друзья» 4.ООД «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой» 5.«Как появляются деревья» (презентация) 6.ООД «Почему нужно беречь и охранять деревья» 7. ООД «Деревья в жизни человека» 8. ООД «Как березу использовали в древности»

Опытно - экспериментальная и исследовательская деятельность. 1. Опыт «Корень – устойчивость дерева». 2. Исследование «Кора разных деревьев». 3. Опыт «Кораблик путешествия» (свойства дерева). 4. Исследование «Измеряем толщину дерева» 5. Опыт «Ветка тополя в воде». 6. Опыты с различным материалом (дерево, резина, стекло, железо, пенопласт, пластик) 7. Развлечение «Приключения Буратино» (сравнение свойств дерева и металла)

Дидактические игры 1. «Угадай дерево». 2. «С какого дерева листок?». 3. «Четвертый лишний». 4. «Детки с какой ветки?». 5. «Так бывает или нет?». 6. «Подбери пару».

2. Образовательная область «Речевое развитие»

Беседы с детьми

«Здравствуй, дерево!»

«Что мы знаем о деревьях»

 «Какие деревья растут на участке»;

  «Как деревья помогают человеку»;

«Как появляются деревья»;

«Как родился листок у дерева»

 «Почему нужно беречь и охранять деревья»

Творческое рассказывание детей по темам

«Мы гуляли на участке»

«Что я видел в парке?»

Словесные игры

«Опиши, я отгадаю»

«Вспомни – назови»

«Один – много»

«Подбери действие».

Ознакомление с художественной литературой

  1. И. Семенова «Березка»,
  2. О. Высоцкая «Наш сад», «Две сосны и ель»,
  3. А. Прокофьев «Наш лесок»,
  4. М. Ивенсен «Ёлочка»,
  5. И. Токмакова «Ива»,
  6. П. Воронько «Липка»; 
  7. Заучивание: П. Воронько «Берёзка».

3. Образовательная область.  Социально – коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры

«Магазин семян»

«Путешествие в лес»

Игры – драматизации

«Лесная история»

«Сказки старого дуба»

«Волшебный лес»

Настольно – печатные игры

«Времена года»

«Деревья наших лесов»

«С какого дерева листок»

«Ветки и детки»

«Сложи дерево»

Трудовая деятельность

- уход за деревом, уборка сломанных веток на участке

- уборка опавшей листвы

- оказание помощи в случае необходимости (подвязать сломанную ветку или «залечить» ранки и др.)

Беседы по ОБЖ

«Почему в лесу нельзя ничего пробовать?»

«Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?»

«Как вести себя в лесу?»

4. Образовательная область. Художественно-эстетическое развитие

Аппликация

«Березка»

«Деревья летом и осенью»

Коллективная аппликация с использованием природных материалов.

Рисование

«Дерево»

«Пейзаж »

«Елочка»

«Ветка рябины в вазе» (коллективное рисование)

«Сказочное дерево»

Лепка

Декоративная лепка «Гроздь рябины спелой»

«Дубок» (пластилинография)

Коллективная работа: «Чудо-дерево».

Прослушивание музыки:

запись «Голоса леса», в музыкально-поэтическом сопровождении:

Е. Кочеткова «Дерево»«Дуб» и «Береза» И. Токмаковой.

Досуги, развлечения

«Час загадки»

«Деревья мы сажаем, наш садик украшаем»

«КВН «Деревья родного края»

Викторина на «Международный день леса»(21 марта) Тема «Друзья леса»

Рассматривание картин с изображением деревьев в разное время года:

И. Э. Грабарь «Рябинка», И. И. Шишкин «В сосновом бору», И. Левитан «Весна. Цветущие яблони», И. И. Шишкин «Дубовая роща» и беседы по их содержанию;

5. Образовательная областьФизическое развитие

Подвижные игры

«Поймай листок»

«1,2,3 к дереву беги»

«Найди пару»

«Кто быстрее добежит через препятствие к дереву»

Физкультминутки

«Клён»

«Листопад»

«Ветер дует нам в лицо»

«Береза»

Пальчиковая гимнастика

«Листья»

«Деревья»

«Елка»

«Собираем листики»

Мероприятия по работе с родителями:

  1. Стендовая информация для родителей по теме проекта
  2. Рекомендации: «Чем занять ребенка на прогулке?»
  3. Консультации: «Прогулки в природу – основа здоровья ребёнка», «Влияние природы на духовное развитие ребенка», «Будем любить, и беречь природу»
  4. Совместная творческая деятельность: выставка творческих работ из природного материала «Лесная фантазия».
  5. Акция «Подари книгу о природе»
  6. Папки – передвижки «Прикоснись к природе сердцем», «Прогулки в природу – основа здоровья ребенка»
  7. Издание мини –книжки «Узнай дерево»
  8. Создание коллекции «Семена деревьев»
  9. Привлечение родителей к акции «Наш лес. Посади свое дерево»

III. Заключительный этап

  • Подведение итогов проекта
  • Оформление выставки «Берегите деревья».
  • Презентация проекта «Деревья наши друзья»
  • Оценка достигнутых результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Деревья-наши друзья"

проект во второй младшей группе по лексической теме "Деревья"...

Познавательно – исследовательский, творческий проект «Деревья - наши друзья»

Цель проекта: формировать у детей представление о деревьях, как о живых организмах; развивать познавательные и творческие способности детей среднего  дошкольного возраста; воспитывать бережное от...

Экологический познавательно-исследовательский семейный проект «Деревья наши друзья» для детей младшего дошкольного возраста.

Цель проекта:Формировать у детей представления о деревьях, как о живых объектах природы. Развивать познавательные и творческие способности детей младшего дошкольного возраста. Воспитывать бережное отн...

Познавательно-исследовательский проект «Деревья - наши друзья»

Основанием для разработки проекта «Деревья-наши друзья» послужили наблюдения  за детьми, беседы  с  ними, которые  показали, что воспитанники группы не знают дере...

Познавательно-исследовательский проект «Деревья - наши друзья».

ull; Познавательно-исследовательский проект разработан для работы с детьми среднего дошкольного возраста и реализуется в течение всего учебного года. Участниками проекта являются не только дети...

Познавательно - исследовательский проект «Деревья - наши друзья»

Экологическое образование ребенка дошкольника начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми он сталкивается каждый день. Повсеместно нас окружают деревья, они растут, с ними ра...

Познавательно исследовательский проект \'\'Деревья наши друзья\'\'.

Основываясь на принципах ФГОС ДО разработали проект на тему: ''Деревья наши друзья'", для детей среднего возраста направленны на обогощение детского экологического развития для формир...