Краткосрочный проект познавательно – исследовательской деятельности в общеразвивающей группе «Удивительный мир семян».
проект по окружающему миру
В настоящее время экологическое воспитание дошкольников является одним из важных направлений для всестороннего развития ребенка. Всегда можно найти природные объекты ,которые увлекут наших маленьких исследователей. А иногда и сами дети могут подсказать интересующую их тему. На занятии по исследованию объектов живой и неживой природы мы читали познавательную сказку «Подсолнух». Эта сказка о том, как из маленькой семечки вырос очень красивый цветок – подсолнух. И у нас с детьми возникла идея собрать коллекцию семян и прорастить их.
В нашей группе была организована работа по проекту «Удивительный мир семян».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
udivitelnyy_mir_semyan.docx | 25.36 КБ |
fotografii_proekta.docx | 1.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида № 12 «Ивушка» г. Белгорода.
Краткосрочный проект познавательно – исследовательской деятельности в общеразвивающей группе № 5 «Удивительный мир семян».
Паспорт проекта
Тип проекта: познавательно – исследовательский; групповой.
По содержанию: обучающий.
Сроки реализации проекта: краткосрочный июль – август.
По характеру контактов: в рамках ДОУ.
По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.
В настоящее время экологическое воспитание дошкольников является одним из важных направлений для всестороннего развития ребенка. Всегда можно найти природные объекты ,которые увлекут наших маленьких исследователей. А иногда и сами дети могут подсказать интересующую их тему. На занятии по исследованию объектов живой и неживой природы мы читали познавательную сказку «Подсолнух». Эта сказка о том, как из маленькой семечки вырос очень красивый цветок – подсолнух. И у нас с детьми возникла идея собрать коллекцию семян и прорастить их.
В нашей группе была организована работа по проекту «Удивительный мир семян».
Цель:
- формирование у детей знаний о разнообразии и взаимосвязях живой и неживой природы на примере развития растений из семян;
- учить детей организации и проведении самостоятельной исследовательской деятельности.
Задачи:
- учить развивать навыки исследовательской деятельности по этапам;
- упражнять в использовании разнообразных методов исследования (подумать самостоятельно, спросить у взрослого, посмотреть в книгах, провести эксперименты, понаблюдать);
- формировать представления детей о разнообразии семян, о роли семян в природе и жизни человека, о взаимосвязи развития растений и неживой природы.
- воспитывать доброжелательные взаимоотношения в ходе совместной работы, желание применять полученные знания на практике.
Ожидаемый результат:
- развитие у детей умения доказательно обьяснять результат, полученный в ходе эксперимента по сбору и выращиванию семян;
- совместно с детьми создать пособие для закрепления полученных знаний.
Особенности проекта:
- по составу участников: детско- взрослый, групповой;
- по виду: исследовательско-творческий;
-по типу: познавательно-развивающий;
- по сроку реализации: краткосрочный.
Материал и оборудование:
- картинки с темой исследования – семена;
- виды семян: кукуруза, тыква, арбуз, подсолнечник, фасоль, горох, хурма, финик, яблоко, овес, гречиха, пшеница, лен, рис, укроп, огурец, кабачок, помидор.
- емкости для замачивания семян, марля, стакан воды, пинцеты.
Проведена работа воспитателей по подготовке проекта:
- собраны иллюстрации по теме проекта;
- подготовлены наборы семян для изучения;
- отобрана познавательная и художественная литература по теме «Удивительный мир семян»;
- подготовлен дневник наблюдений за ростом семян;
- собрана картотека дидактических игр.
Совместно с детьми и родителями был разработан тематический план проекта:
- Какие бывают семена?
- Где люди выращивают семена?
- Как прорастает семя?
- Для чего нужны семена?
- Семена – герои литературных произведений.
Воспитатель – родители:
- индивидуальные рекомендации по подготовке к конкурсу – выставке поделок с использованием семян;
- награждение грамотами за лучшие поделки;
- ежедневные индивидуальные беседы об успехах детей.
Воспитатель - дети:
- беседы «Семена – путешественники», «Из чего варят каши?»
- чтение познавательной литературы;
- чтение и обсуждение сказок, рассказов, заучивание стихов о выращивании растений из семян;
- отгадывание загадок по данной теме;
- сбор семян и изготовление наглядного пособия;
- проведение эксперимента по выращиванию семян и ведение дневника наблюдений;
- ежедневное обсуждение меню (какие семена использовались для приготовления блюд);
- проведение дидактических игр;
- прослушивание детских рассказов из личного опыта.
Родители – дети :
- подбор семян для составления коллекции в группе,
- привлечение детей к выращиванию растений из семян;
- совместное изготовление поделок из природного материала с использованием семян;
- сочинение сказок о посадке семян;
- чтение и обсуждение детской литературы по теме.
Дети (самостоятельная деятельность) :
- рассматривание иллюстраций с изображением семян и растений, которые из них выросли;
- рассматривание энциклопедий и книг;
- создание рисунков и поделок по теме;
- использование дидактических игр в самостоятельной игровой деятельности;
- рассматривание семян.
В ходе проекта в первую очередь была задействована мотивация: дети были заинтересованы воспитателями в проведении проекта. Была поставлена практическая задача. В ходе исследований мы вместе узнали много интересного и нового о семенах, чего мы еще не знали. Осуществление деятельности проводилось с помощью различных методов исследования. Был собран материал – коллекция семян . Вместе с детьми мы проращивали семена, наблюдали за их ростом и вели дневник наблюдений. Дети научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития. У детей были сформированы знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из семени. Дети проявили интерес к данной работе и мы вместе, используя коллекцию семян изготовили наглядное пособие для дальнейших занятий.
На протяжении всего проекта дети с удовольствием ухаживали за семенами, которые мы проращивали, применяя умения и навыки. Дети с радостью участвовали в изготовлении творческих работ, привлекали к деятельности родителей (сочинение сказок, подбор загадок, книг, изготовление поделок из семян). У детей сформировались навыки сотрудничества, заботливого отношения к растениям, представление о семенах, как части природы, о том, что в природе все взаимосвязано.
Обобщая знания по теме «Удивительный мир семян» дети совместно с воспитателями изготовили наглядное пособие – коллекцию семян. Это пособие поможет дошкольникам расширить представления о разнообразии семян, сформирует умение отличать семена по внешнему виду.
Ход НОД:
Воспитатель в уголке природы находит письмо. Приглашает детей послушать:"Здравствуйте ребята! Пишет Вам письмо Огородное Чучело"Я каждый год исправно отгоняю птиц от урожая. И всех ребят я благодарю, что не забывают сажать овощи на моем огороде. И очень хочу попросить вас, посадить на моем огороде, как можно больше овощей- ведь в них очень много витаминов для Вас! И предлагаю вам отгадать мои загадки:
Воспитатель: — Ребята, я буду загадывать загадки, а вы расположите на своих карточках овощи и фрукты в правильном порядке. Там где нарисована грядка — то положите картинки с овощами, а если нарисовано дерево, то те фрукты которые растут на дереве.
Этот плод едва обнимешь, если слаб то не поднимешь,
На куски его порежь, мякоть вкусную поешь.
Дети (Ответ) Арбуз.
Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой?
Дети (Ответ) Огурец.
Как на нашей грядке выросли загадки
Сочные да крупные, вот такие круглые
Летом зеленеют, к осени краснеют.
Дети (Ответ) Помидор.
В огороде хоть росла, знает ноты соль и фа.
Дети (Ответ) Фасоль.
Над землей трава, под землей бордовая голова.
Дети (Ответ) Свекла.
Там морковка, там капуста, там клубничкой пахнет вкусно.
И козла туда друзья, нам никак пускать нельзя.
Дети (Ответ) Огород.
Воспитатель: -Да, ребята- это огород! А что еще растет на огороде?
Дети (Ответ детей)
Воспитатель: — Что выращивает ваша семья на огороде?
Дети (Ответ).
Воспитатель: — Как называют людей, которые работают в огороде?
Дети: — Овощеводы.
Воспитатель: — А как называют людей, которые работают в саду?
Дети: — Садовниками.
Воспитатель: -Правильно ребята! Это люди которые очень любят свою работу, они должны быть трудолюбивыми, ласковым, добрым, терпеливым, потому что должно пройти время, чтобы выросла рассада.
Воспитатель: — Какую работу выполняют садовники и овощеводы?
Дети: Рыхлят землю, поливают, ухаживают за растениями, собирают сухую листву.
Воспитатель: — Какие орудия труда они используют?
Дети: — Грабли, тяпки, лопату, ведро ит. д.
Воспитатель: -Мне очень интересно, знаете ли вы, из чего выращивают овощи?
Дети (ответ). Из семян.
Воспитатель: — Правильно, из семян. Наступила весна, ярче светит солнце, пришло время сеять семена.. А вот как вы разбираетесь в семенах, мы сейчас узнаем? Я предлагаю вам поиграть в игру "Чьи семена?".
Дидактическая игра "Чьи семена?"
Воспитатель: — Семена нашли свои места?
-Ребята, скажите пожалуйста, что нужно для того, чтобы урожай был хорошим?
Дети: — Солнце, воздух, вода и земля.
Воспитатель: — Теперь мы немного поработаем на огороде.
Физминутка "Огород"
Мы лопаты взяли, землю раскопали (Имитировать копание земли)
Ее мы удобряли, все вместе разрыхляли (Показ работы с тяпкой),
Грабли в руки взяли, грядки разровняли (Пальцами изобразить грабли)
Семена сажали, из лейки поливали.
Мы мотыгу взяли и сорняки собрали. (Наклоны вперед)
Все под солнышком растет
Вырос, вырос огород. (Подняться на носки, руки вверх)
Воспитатель приглашает детей в лабораторию. на столах приготовлены тарелочки с семенами.
Воспитатель: — Рассмотрите семена и ответьте на мои вопросы?
Семена (тыквы, огурцов, помидор, кукурузы, дыни, фасоли, арбуза.
Проводится игра с анализом "Закончи предложение"
Воспитатель: Семена кукурузы гладкие, а семена гороха... (шершавые)
Семена дыни- светлые, а семена арбуза... (темные)
Семена арбуза тонкие, а семена фасоли... (толстые)
Семена тыквы большие, а семена подсолнуха... (маленькие)
Воспитатель: — Правильно ребята! А теперь, ребята возьмите карточки и расположите семена в порядке уменьшения. Какое семечко оказалось самым маленьким, а какое самое большое?
Дети: — (Ответы детей)
Воспитатель: — Перед вами стоят пробирки, давайте разложим в одну полную пробирку крупные семена, а в другую -мелкие. Как вы думаете где больше семян?
Дети: Крупные семена занимают больше места в пробирке, а мелкие -меньше. Больше семян мелких.
Воспитатель: А сейчас посмотрим на экран. Я покажу вам схему посадки семян и мы с вами ее разберем.
Показ презентации"Удивительный мир семян"
Воспитатель: Ну, а сейчас ребята, мы начнем сажать огород. Семена у нас есть, на огороде работать мы умеем.
На столе лежат лоточки, грунт, лопатки и фартуки, Тарелочки с семенами огурцов и помидор.
Дети одевают фартуки и приступают к посадке семян.
После посадки семян воспитатель задает детям вопрос:
-Ребята, что мы сегодня с вами делали? Что нового вы узнали? Как называются профессии людей, которые работают на огороде, в саду? Что нужно для того, чтобы был хороший урожай? Чтобы вы еще хотели узнать о семенах? Мы посадили огурцы и помидоры, теперь куда мы с вами поместим наш лоток?
Дети: — На подоконник, куда попадает солнечный свет.
Воспитатель: — А после того как появиться всходы и наша рассада окрепнет, мы пересадим её в наш огород. а наши наблюдения будем отмечать в дневнике роста.
Воспитатель дочитывает письмо Чучела — Огородного
- Ребята я вижу вы справились с моим заданием. Спасибо вам большое! И предлагаю вам принять участие в конкурсе "Необычные семена". Можно принести семена и пополнить вашу коллекцию семенами, самых различных овощей и фруктов. До встречи Ваше Огородное — Чучело. А за ваш труд передаю Вам свежие фрукты! Приятного аппетита!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект познавательно-исследовательской деятельности "Удивительный мир камней"
Конспект ООД "Удивительный мир камней"...
Развитие познавательно-исследовательской деятельности при составлении коллекций из семян, камней, листьев с детьми младшего дошкольного возраста.
Консультация для педагогов и родителей....
Проект познавательно-исследовательской деятельности «Эта удивительная соль» Занимательные опыты с солью
Мир, окружающий ребенка, не дает ему покоя. Он хочет покорить и удивить малыша своими необъятными просторами, разнообразием, изменчивостью и красотой. На каждом шагу, каждую минуту ребенка ожидают &la...
Проект познавательно-исследовательской деятельности "Удивительное яйцо"
Эксперименты с яйцом - это так увлекательно!...
Проект «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОО» «Этот удивительный мир» Подготовительная группа
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопрос «как?» и «почему?». На протяжении...
Проект Познавательно-исследовательская деятельность «Этот удивительный мир» Подготовительная группа 2020 - 2021 уч. год
ГБОУ Школа 2065 ОП Д5 Проект «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОО»«Этот удивительный мир»Подготовительная группа...
Проект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Посадка семян гороха».
Цели: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию растений и овощей в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода...