Проект Познавательно-исследовательская деятельность «Этот удивительный мир» Подготовительная группа 2020 - 2021 уч. год
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Лазутина Наталья Анатольевна

ГБОУ Школа 2065 ОП Д5

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект

«Познавательно-исследовательская деятельность в ДОО»

«Этот удивительный мир»

Подготовительная группа

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила

Воспитатели

Лазутина Наталья Анатольевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020г.

Москва.

 

 

 

 

Паспорт проекта.

 

 

Название

«Этот удивительный мир»

Руководитель проекта

Воспитатель ГБОУ Школа 2065 Лазутина Наталья Анатольевна

                                

Вид проекта

Исследовательский

 

Тип проекта

Групповой; долгосрочный; поисково-исследовательский.

Место реализации проекта

ГБОУ Школа 2065 ОП Д5 группа «Дюймовочка»

Участники проекта

Воспитанники подготовительной группы 29 человек, воспитатели, родители воспитанников

Возраст воспитанников

Дети подготовительной группы 6-7 лет

Интеграция образовательных областей

Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Срок реализации проекта

Один год

 

 

Актуальность проекта

         Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.                                                                                                     К.Е.Тимирязев

         В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.

       Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

    Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Одной из центральных задач дошкольного образования становится не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации дальнейшему образованию и самообразованию.

     С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии с взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире.

        Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопрос «как?» и «почему?». На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом как поиск знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

     Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.      Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно–следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

       Работая в дошкольном учреждении, всегда стремилась искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.

     Проанализировав уровень исследовательской активности старших дошкольников, мы разработали проект «Этот удивительный мир». В проекте учтены возрастные особенности, интересы и предпочтения детей. В своей работе руководствуюсь программой «Развитие» под редакцией Л.А.Венгер парциальной программой «Юный эколог» С.Н.Николаевой, «Ознакомление дошкольников с природными объектами» Зениной Т.Н., «Ознакомление с окружающим миром» Дыбиной О.В.

Цели и задачи проекта

Проблема

Сколько интересных и удивительных предметов вокруг нас?

 

Цель проекта

 

 Практическое внедрение познавательного исследования и детского экспериментирования как средства развития умственной активности.

Задачи проекта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;

2.Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью - доказательством;

3.Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);

4.Развивать наблюдательность;

5.Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;

6.Воспитывать такие качества как эмпатия, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.

Принципы

Принцип научности:
- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
Принцип целостности:
- основывается на комплексном принципе построения непрерывности  процесса поисково-исследовательской деятельности;
-предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
Принцип систематичности и последовательности:
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;
- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
- обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
Принцип доступности:
- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;
Принцип активного обучения:
- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
-обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
Принцип креативности:
- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Принцип результативности:
- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Методы и технологии реализации проекта

 

Метод проекта; личностно-ориентированные технологии; познавательные занятия и игры - экспериментирования, беседы с детьми, продуктивные виды деятельности.

 

Формы работы

  • Совместная деятельность воспитателя с ребенком,
  • самостоятельная деятельность детей,
  • НОД, «Что, где, когда?», наблюдения в природе,
  • рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий, беседы, просмотр фильмов, прослушивание аудиозаписей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура проекта

1 этап: Подготовительный

Мотивация детей.

Определение цели и задач проекта.

Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.

Разработка комплексно - тематического плана работы.

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.

Создание условий для самостоятельной деятельности детей:

создание центра экспериментально-поисковой деятельности;

Организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе;

2 этап: Основной

Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности.

Самостоятельная практическая деятельность детей по проекту.

Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей.

3 этап: Заключительный

Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно- исследовательской деятельности детей.

Проведение игры «Что, Где, Когда?»

 

Содержание работы.

 

Месяц

неделя

НОД

Совместная деятельность в режимных моментах

Досуги, развлечения

Сентябрь

1

диагностика

2

«Простые и ценные камни в природе»

Наблюдение «Разнообразные камни», Опыты «Тонет, не тонет», «Мягкий, твердый камень»

Просмотр ролика «Окружающий мир. Простые и драгоценные камни»

3

«Глина и ее свойства»

Опыт «Сравнение частичек песка и глины», «Что быстрее пропустит воду»

Просмотр ролика «Галилео «Глина»

4

«Что делают из глины?»

Беседа «Полезные свойства глины», Игры с гончарным кругом.

Мастер-класс «Лепим игрушки»

Октябрь

1

«Удивительные предметы»

Д\и «Что на что похоже?», «Чудесные вещи рукотворного мира»

Целевая прогулка «Сравни предметы»

2

«Вода – источник жизни»

Эксперименты: «Удивительное вещество - вода», «Сухой из воды», «Вода бывает теплой, холодной и горячей», «Как разделить смеси». Рисование в технике «Эбру» «Дождь», беседа

«Кому нужна вода», дежурство в уголке природы (полив комнатных растений, протирание пыли  с листьев), подвижные игры «Ручеек», «Путешествие капельки»

Развлечение «Водичка, водичка»

3

«Воздух вокруг нас»

Эксперименты: «Реактивный шарик», «Расширение воздуха», «Волшебный стакан», «Тяжелая газета или давление воздуха».

Дидактическая игра «Свойства воздуха». Беседа «Чистый воздух».

Чтение сказки «Соломинка, пузырь и лапоть»; С.Маршак «Мяч», «Мыльные пузыри»

 

Просмотр презентации «Береги планету»

4

«Коралл-сказочный камень»

Опыты «Морские и речные камни», «Дом для рыбок», Рассматривание поделок из коралла

Просмотр мультфильма «Почемучки» «Кораллы»

ноябрь

1

«Путешествие в прошлое книги»

Ручной труд «Книжка-малышка», Опыт «на чем можно писать?», «Свойства бумаги», беседа «История создания книги»

Экскурсия в библиотеку

2

Солнце, земля и другие планеты»

д\и «Нерешенные задачи», Беседы «Почему происходит смена времен года», «Почему бывает день и ночь»

Эксперимент: «Вращение Земли вокруг Солнца», дидактические игры: «Времена года», «Части суток». С–р игры: «Космонавты», «Полет на Луну».

Просмотр ролика «Солнечная система»

3

Дерево и его свойства

Беседа «Живое-не живое», Опыты «Тонет, не тонет», «Забей гвоздь», «Угадай что звучит»

Целевая прогулка в столярную мастерскую

4

«Камень, рожденный деревом»

Рисование углем, Беседа «Происхождение угля», опыт «сравнение угля и камня»

Конкурс рисунков углем

декабрь

1

Каменный уголь и мел»

Беседа «Самый мягкий камень», Опыт «Белое и черное»

Викторина «Угадай что?»

2

«Путешествие в типографию»

Опыт «Печатный станок», «Сделай новый цвет», «Волшебные картинки»

Мастер-класс «Создаем книгу»

3

«Съедобный камень»

Опыт «Растворимость жиров с помощью соли», «Покраска соли с помощью восковых мелков».

Рисование солью

4

«Две вазы»

Опыт «Сравни стекло и керамику», Рассматривание разных ваз.

Роспись глиняных ваз

январь

1

 

 

 

2

«Путешествие в сказку»

Опыт «Свет и тень», «Фокусы с магнитами».

Развлечение «Фокусники»

3

«Магнит»

Эксперименты: «Притягивание предметов к магниту», «Волшебный диск», «Притягивание к магниту через предметы»., рисование «Компас», «Магнит на холодильник»

Изготовление игры «Магнитная рыбалка»

4

Викторина «В мире материалов»

Опыт «Необычные кораблики», «свойства ткани», «Что крепче?»

Викторина «В мире материалов»

февраль

1

«Необычные свойства обычных материалов»

д\и «Расскажи о материале», «Таинственные картинки».

Просмотр ролика «Необычное в обычном»

2

«Путешествие в прошлое счетных устройств»

Беседа «История счетных устройств», Опыт «Изобретаем счеты»,

Игра «Магазин»

3

«Ткань и ее разнообразие»

д\и «Бабушкин сундук», с\р игра «ателье»

Экскурсия в ателье

4

«Профессия ткач. Путь ткацкого станка.»

Опыты «Свойства шерсти», «Как сделать нить», художественное конструирование «Коврик»

Ручной труд «Плетем коврики на станке»

март

1

«История возникновения денег»

Опыт: «почему деньги бумажные?» ,с\р игра «Банк», Художественное конструирование «Деньги для игры в магазин»

Рассматривание альбома «Какие раньше были деньги»

2

«Бюджет семьи»

Опыт «Волшебные монетки».

С\р игра «Банкомат»

3

«Юные археологи»

Опыты: «Кладоискатели», «Волшебное сито»,

Развлечение «Ищем клад»

4

«Почвы и их особенности»

Опыты: «Строители почвы», «Сквозь песок и глину», «Ищем воздух в почве».

Посев семян цветов

апрель

1

«Тепло и холод»

Эксперименты: «Влияние солнечного света на жизнь на Земле», «На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени». Наблюдение за солнцем. Дидактическая игра «Горячо – холодно». Беседы и рассуждения с детьми: «Как получается свет? Значение света в жизни человека?».

Развлечение «Солнечные зайчики»

2

«Кто как по воздуху летает?»

Опыт «Из чего птицы строят гнезда?», «Как летает самолетик».

Экскурсия в парк

3

«Изобретатели»

Опыт «Подводная лодка» (из винограда), «Понятие об электрических зарядах».

Презентация «Интересные изобретения»

4

«Волшебные витамины»

Опыт «Вкусный сок», «Угадай по запаху», опыты с апельсином.

Физкультурный досуг «Чтоб здоровым быть»

май

1

«В мире растений»

Опыт «Куда растут корни?», «Разноцветные растения», «Секрет сосновой шишки».

Посадка лука

2

«Радуга»

Опыт «Радуга в комнате», «Получение радуги».

Презентация «Цвета радуги»

3

«Разоблачение фокусов»

Опыт «Чудесные спички», «Мыло - фокусник», «Секретное письмо».

Развлечение «В мире фокусов»

4

Диагностика

«Что, Где, Когда?»

 

 

 

План реализации проекта

 

Форма работы

Время проведения

Ответственные

НОД

Понедельник, среда

Воспитатель

Наблюдения, опыты

На прогулке, в зимнее время во второй половине дня.

Воспитатель

Итоговые мероприятия, досуги

Пятница, в вечернее время.

Воспитатель

Работа с родителями

В течение работы над проектом

Воспитатель

 

Ожидаемые результаты.

 

  • Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире;
  • Создание единого инновационного пространства;                        
  • Чёткое выполнение поставленной задачи;                                    
  • Повышение уровня мотивации к занятиям
  • У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
  • Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.
  • Развито эмоционально-ценностное отношение воспитанников к природе родного края.
  • Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.

 

Работа с родителями

1. Анкетирование родителей.

2. Консультации:

  • «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»,
  • «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»,
  • «Научите ребенка любить живую природу»,
  • «Значение экспериментальной деятельности для детей»,
  • «Экспериментируем дома».

3. Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ (подбор материалов и помощь в оформлении лаборатории).

4. Наглядная информация (подборка иллюстраций, картин; сбор информации;

5. Создание совместных с детьми альбомов по проведению опытов;

6. Обмен опытом.

 

Список литературы

1. Т.М. Бондаренко Экологические занятия с детьми 6-7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002.- 159 с.

2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под общ. ред. Л.Н. Прохоровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2008. - 64 с.

3. Салмина Е.Е. Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности № 1, 2 (старший дошкольный возраст). Учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014.- 32 с.: цв. ил. – (Из опыта работы по программе «Детство»).

4. Никонова Н.О., Талызина М.И. Экологический дневник дошкольника. Зима. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2013. – 32с., ил. – (Библиотека программы «Детство»).

5. Никонова Н.О., Талызина М.И. Экологический дневник дошкольника. Весна. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2013. – 32с., ил.

6. Картотека опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста.

7. Ольга Витальевна Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детского сада». Конспекты занятий.

8. Зенина Т.Н «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами»

 

Перспективы реализации проекта

  • Разработать перспективный план с учетом интеграции образовательных областей
  • Планировать индивидуальную работу с детьми, имеющими низкий уровень развития с учетом рекомендаций узких специалистов.
  • Выбирать оптимальные методы и приемы для активации речевой активности.
  • Совершенствовать профессионализм через применение инновационных технологий обучения.
  • Пополнять предметно-развивающую среду.
  • Систематизировать дидактический материал для проведения диагностических ситуаций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа 2065 ОП Д5

Проект

«Познавательно-исследовательская деятельность в ДОО»

«Этот удивительный мир»

Подготовительная группа

Подготовила

Воспитатели

Лазутина Наталья Анатольевна

2020г.

Москва.

Паспорт проекта.

Название

«Этот удивительный мир»

Руководитель проекта

Воспитатель ГБОУ Школа 2065 Лазутина Наталья Анатольевна

                                 

Вид проекта

Исследовательский

Тип проекта

Групповой; долгосрочный; поисково-исследовательский.

Место реализации проекта

ГБОУ Школа 2065 ОП Д5 группа «Дюймовочка»

Участники проекта

Воспитанники подготовительной группы 29 человек, воспитатели, родители воспитанников

Возраст воспитанников

Дети подготовительной группы 6-7 лет

Интеграция образовательных областей

Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Срок реализации проекта

Один год

Актуальность проекта

         Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.                                                                                                     К.Е.Тимирязев

         В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.

       Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

    Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Одной из центральных задач дошкольного образования становится не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации дальнейшему образованию и самообразованию.

     С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии с взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире.

        Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопрос «как?» и «почему?». На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом как поиск знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

     Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.      Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно–следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

       Работая в дошкольном учреждении, всегда стремилась искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.

     Проанализировав уровень исследовательской активности старших дошкольников, мы разработали проект «Этот удивительный мир». В проекте учтены возрастные особенности, интересы и предпочтения детей. В своей работе руководствуюсь программой «Развитие» под редакцией Л.А.Венгер парциальной программой «Юный эколог» С.Н.Николаевой, «Ознакомление дошкольников с природными объектами» Зениной Т.Н., «Ознакомление с окружающим миром» Дыбиной О.В.

Цели и задачи проекта

Проблема

Сколько интересных и удивительных предметов вокруг нас?

Цель проекта

 Практическое внедрение познавательного исследования и детского экспериментирования как средства развития умственной активности.

Задачи проекта

1.Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;

2.Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью - доказательством;

3.Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);

4.Развивать наблюдательность;

5.Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;

6.Воспитывать такие качества как эмпатия, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.

Принципы

Принцип научности:
- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
Принцип целостности:
- основывается на комплексном принципе построения непрерывности  процесса поисково-исследовательской деятельности;
-предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
Принцип систематичности и последовательности:
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;
- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
- обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
Принцип доступности:
- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;
Принцип активного обучения:
- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
-обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
Принцип креативности:
- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Принцип результативности:
- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Методы и технологии реализации проекта

Метод проекта; личностно-ориентированные технологии; познавательные занятия и игры - экспериментирования, беседы с детьми, продуктивные виды деятельности.

Формы работы

  • Совместная деятельность воспитателя с ребенком,
  • самостоятельная деятельность детей,
  • НОД, «Что, где, когда?», наблюдения в природе,
  • рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий, беседы, просмотр фильмов, прослушивание аудиозаписей.

Структура проекта

1 этап: Подготовительный

Мотивация детей.

Определение цели и задач проекта.

Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.

Разработка комплексно - тематического плана работы.

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.

Создание условий для самостоятельной деятельности детей:

создание центра экспериментально-поисковой деятельности;

Организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе;

2 этап: Основной

Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности.

Самостоятельная практическая деятельность детей по проекту.

Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей.

3 этап: Заключительный

Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно- исследовательской деятельности детей.

Проведение игры «Что, Где, Когда?»

Содержание работы.

Месяц

неделя

НОД

Совместная деятельность в режимных моментах

Досуги, развлечения

Сентябрь

1

диагностика

2

«Простые и ценные камни в природе»

Наблюдение «Разнообразные камни», Опыты «Тонет, не тонет», «Мягкий, твердый камень»

Просмотр ролика «Окружающий мир. Простые и драгоценные камни»

3

«Глина и ее свойства»

Опыт «Сравнение частичек песка и глины», «Что быстрее пропустит воду»

Просмотр ролика «Галилео «Глина»

4

«Что делают из глины?»

Беседа «Полезные свойства глины», Игры с гончарным кругом.

Мастер-класс «Лепим игрушки»

Октябрь

1

«Удивительные предметы»

Д\и «Что на что похоже?», «Чудесные вещи рукотворного мира»

Целевая прогулка «Сравни предметы»

2

«Вода – источник жизни»

Эксперименты: «Удивительное вещество - вода», «Сухой из воды», «Вода бывает теплой, холодной и горячей», «Как разделить смеси». Рисование в технике «Эбру» «Дождь», беседа

«Кому нужна вода», дежурство в уголке природы (полив комнатных растений, протирание пыли  с листьев), подвижные игры «Ручеек», «Путешествие капельки»

Развлечение «Водичка, водичка»

3

«Воздух вокруг нас»

Эксперименты: «Реактивный шарик», «Расширение воздуха», «Волшебный стакан», «Тяжелая газета или давление воздуха».

Дидактическая игра «Свойства воздуха». Беседа «Чистый воздух».

Чтение сказки «Соломинка, пузырь и лапоть»; С.Маршак «Мяч», «Мыльные пузыри»

Просмотр презентации «Береги планету»

4

«Коралл-сказочный камень»

Опыты «Морские и речные камни», «Дом для рыбок», Рассматривание поделок из коралла

Просмотр мультфильма «Почемучки» «Кораллы»

ноябрь

1

«Путешествие в прошлое книги»

Ручной труд «Книжка-малышка», Опыт «на чем можно писать?», «Свойства бумаги», беседа «История создания книги»

Экскурсия в библиотеку

2

Солнце, земля и другие планеты»

д\и «Нерешенные задачи», Беседы «Почему происходит смена времен года», «Почему бывает день и ночь»

Эксперимент: «Вращение Земли вокруг Солнца», дидактические игры: «Времена года», «Части суток». С–р игры: «Космонавты», «Полет на Луну».

Просмотр ролика «Солнечная система»

3

Дерево и его свойства

Беседа «Живое-не живое», Опыты «Тонет, не тонет», «Забей гвоздь», «Угадай что звучит»

Целевая прогулка в столярную мастерскую

4

«Камень, рожденный деревом»

Рисование углем, Беседа «Происхождение угля», опыт «сравнение угля и камня»

Конкурс рисунков углем

декабрь

1

Каменный уголь и мел»

Беседа «Самый мягкий камень», Опыт «Белое и черное»

Викторина «Угадай что?»

2

«Путешествие в типографию»

Опыт «Печатный станок», «Сделай новый цвет», «Волшебные картинки»

Мастер-класс «Создаем книгу»

3

«Съедобный камень»

Опыт «Растворимость жиров с помощью соли», «Покраска соли с помощью восковых мелков».

Рисование солью

4

«Две вазы»

Опыт «Сравни стекло и керамику», Рассматривание разных ваз.

Роспись глиняных ваз

январь

1

2

«Путешествие в сказку»

Опыт «Свет и тень», «Фокусы с магнитами».

Развлечение «Фокусники»

3

«Магнит»

Эксперименты: «Притягивание предметов к магниту», «Волшебный диск», «Притягивание к магниту через предметы»., рисование «Компас», «Магнит на холодильник»

Изготовление игры «Магнитная рыбалка»

4

Викторина «В мире материалов»

Опыт «Необычные кораблики», «свойства ткани», «Что крепче?»

Викторина «В мире материалов»

февраль

1

«Необычные свойства обычных материалов»

д\и «Расскажи о материале», «Таинственные картинки».

Просмотр ролика «Необычное в обычном»

2

«Путешествие в прошлое счетных устройств»

Беседа «История счетных устройств», Опыт «Изобретаем счеты»,

Игра «Магазин»

3

«Ткань и ее разнообразие»

д\и «Бабушкин сундук», с\р игра «ателье»

Экскурсия в ателье

4

«Профессия ткач. Путь ткацкого станка.»

Опыты «Свойства шерсти», «Как сделать нить», художественное конструирование «Коврик»

Ручной труд «Плетем коврики на станке»

март

1

«История возникновения денег»

Опыт: «почему деньги бумажные?» ,с\р игра «Банк», Художественное конструирование «Деньги для игры в магазин»

Рассматривание альбома «Какие раньше были деньги»

2

«Бюджет семьи»

Опыт «Волшебные монетки».

С\р игра «Банкомат»

3

«Юные археологи»

Опыты: «Кладоискатели», «Волшебное сито»,

Развлечение «Ищем клад»

4

«Почвы и их особенности»

Опыты: «Строители почвы», «Сквозь песок и глину», «Ищем воздух в почве».

Посев семян цветов

апрель

1

«Тепло и холод»

Эксперименты: «Влияние солнечного света на жизнь на Земле», «На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени». Наблюдение за солнцем. Дидактическая игра «Горячо – холодно». Беседы и рассуждения с детьми: «Как получается свет? Значение света в жизни человека?».

Развлечение «Солнечные зайчики»

2

«Кто как по воздуху летает?»

Опыт «Из чего птицы строят гнезда?», «Как летает самолетик».

Экскурсия в парк

3

«Изобретатели»

Опыт «Подводная лодка» (из винограда), «Понятие об электрических зарядах».

Презентация «Интересные изобретения»

4

«Волшебные витамины»

Опыт «Вкусный сок», «Угадай по запаху», опыты с апельсином.

Физкультурный досуг «Чтоб здоровым быть»

май

1

«В мире растений»

Опыт «Куда растут корни?», «Разноцветные растения», «Секрет сосновой шишки».

Посадка лука

2

«Радуга»

Опыт «Радуга в комнате», «Получение радуги».

Презентация «Цвета радуги»

3

«Разоблачение фокусов»

Опыт «Чудесные спички», «Мыло - фокусник», «Секретное письмо».

Развлечение «В мире фокусов»

4

Диагностика

«Что, Где, Когда?»

План реализации проекта

Форма работы

Время проведения

Ответственные

НОД

Понедельник, среда

Воспитатель

Наблюдения, опыты

На прогулке, в зимнее время во второй половине дня.

Воспитатель

Итоговые мероприятия, досуги

Пятница, в вечернее время.

Воспитатель

Работа с родителями

В течение работы над проектом

Воспитатель

Ожидаемые результаты.

  • Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире;
  • Создание единого инновационного пространства;                        
  • Чёткое выполнение поставленной задачи;                                    
  • Повышение уровня мотивации к занятиям
  • У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
  • Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.
  • Развито эмоционально-ценностное отношение воспитанников к природе родного края.
  • Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.

Работа с родителями

1. Анкетирование родителей.

2. Консультации:

  • «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»,
  • «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»,
  • «Научите ребенка любить живую природу»,
  • «Значение экспериментальной деятельности для детей»,
  • «Экспериментируем дома».

3. Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ (подбор материалов и помощь в оформлении лаборатории).

4. Наглядная информация (подборка иллюстраций, картин; сбор информации;

5. Создание совместных с детьми альбомов по проведению опытов;

6. Обмен опытом.

Список литературы

1. Т.М. Бондаренко Экологические занятия с детьми 6-7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002.- 159 с.

2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под общ. ред. Л.Н. Прохоровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2008. - 64 с.

3. Салмина Е.Е. Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности № 1, 2 (старший дошкольный возраст). Учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014.- 32 с.: цв. ил. – (Из опыта работы по программе «Детство»).

4. Никонова Н.О., Талызина М.И. Экологический дневник дошкольника. Зима. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2013. – 32с., ил. – (Библиотека программы «Детство»).

5. Никонова Н.О., Талызина М.И. Экологический дневник дошкольника. Весна. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2013. – 32с., ил.

6. Картотека опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста.

7. Ольга Витальевна Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детского сада». Конспекты занятий.

8. Зенина Т.Н «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами»

Перспективы реализации проекта

  • Разработать перспективный план с учетом интеграции образовательных областей
  • Планировать индивидуальную работу с детьми, имеющими низкий уровень развития с учетом рекомендаций узких специалистов.
  • Выбирать оптимальные методы и приемы для активации речевой активности.
  • Совершенствовать профессионализм через применение инновационных технологий обучения.
  • Пополнять предметно-развивающую среду.
  • Систематизировать дидактический материал для проведения диагностических ситуаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы нравственно-патриотическое воспитание детей в старшей - подготовительной группе 2020-2021 учебный год

Познакомить с изображением Государственного герба РФ, формировать элементарные представления о происхождении и функции герба России, о символическом значении цветового сочетания и образов в нем....

Перспективный план работы по пожарной безопасности в старшей – подготовительной группе 2020-2021 учебный год

Продолжать знакомить детей с элементарными правилами пожарной безопасности. Учить осторожному обращению с пожароопасными предметами.Закреплять знания о предметах, требующих осторожного обращения....

Перспективный план работы по ПДД в старшей - подготовительной группе 2020-2021 учебный год

Знакомить с правилами перехода улицы при двустороннем движении.Расширить представления об улицах города (на улице есть тротуар, по которому ходят пешеходы, и проезжая часть, по которой движутся машины...

Перспективное планирование по самообразованию по теме: «Развитие представлений об окружающем мире через сенсорные способности у детей дошкольного возраста с нарушение зрения и речи» Подготовительная группа 2020-2021 учебный год

Перспективный план по теме: Развитие представлений об окружающем мире через сенсорные способности у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи" Подготовительная группа...

Рабочая программа подготовительной группы 2020-2021 г.

Рабочая программа подготовительной группы 2020-2021 г....

Рабочая программа подготовительной группы 2020-2021 год

Рабочая прорамма подгтовительной группы...

Рабочая программа подготовительная группа 2020-2021

рабочая программа для подготттовительной группы детского сада в соответствии с ФГОС...