Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «Тайны океана»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: Формировать у детей познавательный интерес к разнообразным свойствам воды.
Задачи:
расширять знания детей о воде солёной и пресной, её свойствах;
закрепить знания о наличии воздуха в воде;
выявить, что воздух легче воды;
формировать умение получать сведения об объекте в процессе практического обследования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tayny_okeana.docx | 23.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №45 компенсирующего вида
Колпинского района Санкт – Петербурга
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе
Тема: «Тайны океана»
Подготовил воспитатель:
Дружинина М.Д.
Санкт-Петербург
2023г
Возрастная группа: старшая (5-6 лет),
Количество детей: 6 чел.
Цель: Формировать у детей познавательный интерес к разнообразным свойствам воды.
Задачи:
О.О. «Познавательное развитие»:
расширять знания детей о воде солёной и пресной, её свойствах;
закрепить знания о наличии воздуха в воде;
выявить, что воздух легче воды;
формировать умение получать сведения об объекте в процессе практического обследования.
О.О. «Социально-коммуникативное развитие»:
продолжать учить детей взаимодействовать со сверстниками.
О.О. «Речевое развитие»:
развивать устную речь для выражения своих мыслей, умение рассуждать, делать выводы;
расширять активный словарь детей.
О.О. «Физическое развитие»:
предупредить утомление, обеспечить кратковременный активный отдых для детей.
Оборудование: Глобус, карточки – схемы с правилами безопасности в лаборатории, 12 стаканов, соль, краситель, пластилин, лупы 6 шт. прозрачная полиэтиленовая заготовка 30х30см 6 шт., прозрачные пластиковые бутылки с крышкой 6 шт., ножницы 6 шт., нитка, пищевой краситель синего цвета, глицерин.
Ход занятия:
- Дети, вы любите путешествовать?
- Что у меня в руках? (глобус). Посмотрите все на глобус. Если его не крутить, то он кажется, каким? (разноцветным)
-А если раскрутить, то он становится голубым. Почему? Кто сможет ответить на этот вопрос?
- Что обозначает голубой цвет?
- На планете Земля много воды, но воды пригодной для питья очень мало. Вода это жизнь, вода нужна всему живому, но чистая. В реках, озёрах, прудах вода пресная, она пригодна для питья, но после специальной обработки на очистных сооружениях. Но вот река впадает в море, и наше путешествие продолжается в морских водах.
-Кто был на море и видел его?
- Какая вода в море на вкус? Почему?
А можно ли пить морскую воду? Почему?
Соленый вкус морю придают различные минеральные вещества, которые приносят в моря, впадающие в них реки.
- А где применяется соленая морская вода? (она полезна для здоровья, ею полощут больное горло, из морской воды добывают различные вещества, из которых потом делают лекарства, удобрения для растений.)
-Хотите узнать о необычных свойствах воды и почувствовать себя настоящими учеными? (Да)
-Тогда приглашаю вас в свою лабораторию!
- Прежде чем нам начать хочу вас познакомить с правилами поведения в лаборатории. (Карточки – схемы.)
Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения воспитателя.
Правило №2. Пробовать на вкус, брать в рот – в лаборатории запрещено.
Правило №3. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место.
Правило №4. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
-Проходите к лабораторным столам, рассаживайтесь. (Дети рассаживаются.)
-Ребята, какая же вода тяжелее: пресная или соленая? Мы сможем это узнать, проведя простой, но красочный эксперимент.
Опыт №1 «Цветные волны».
Ход эксперимента:
1. В один стакан налить водопроводную воду и добавить 5 чайных ложек соли.
2. Во второй стакан налить водопроводной воды и добавить пищевой краситель.
3. В стакан с соленой водой аккуратно влить пару чайных ложек воды с красителем.
Вывод: Окрашенная вода останется на поверхности, так как соленая вода более плотная и тяжелая, поэтому она находится внизу стакана. А водопроводная вода более легкая – поэтому она на поверхности.
- Кто обитает в море? (Ответы детей)
Рыбам для хорошего самочувствия нужна чистая, свежая вода, в которой много воздуха. Если воздуха в воде мало, рыбы задыхаются: они подплывают к поверхности и хватают воздух ртом над водой.
Опыт №2 «Воздух в воде»
Ход эксперимента:
- В прозрачную емкость с холодной водой опустим кусок пластилина.
Дети наблюдают.
Почему пластилин опускается на дно? (он тяжелее воды, поэтому тонет)
2. Возьмем лупы, посмотрим, что образовалось на кусочке пластилина? (не вынимая из воды) На кусочке пластилина налипли пузырьки воздуха. Какие они? (очень маленькие). Можно потрогать пластилин кончиками пальцев, посмотреть, как пузырьки воздуха поднимаются вверх.
Вывод: В воде есть воздух. Рыбы, как все живые существа дышат воздухом, растворенным в воде.
Физминутка «Я акула»
- А каких морских обитателей вы еще знаете? (Ответы детей)
Мы с вами сейчас сделаем медузу.
Опыт №3 «Медуза в бутылке».
Ход эксперимента:
1.Мы берем квадрат 30х30 см, вырезанный из полиэтиленового пакета
2.Теперь сделаем туловище «медузы». Для этого центр вырезанного квадрата соберем в небольшой шарик и завяжем его ниткой, но не крепко, в этот шарик должна протекать вода.
3.Ребята нам нужно сделать «щупальца»: полиэтилен под шариком разрежем на тонкие полоски, причем одни полоски сделаем короче других. В туловище «медузы» нальем немного воды, но не полностью, там должен остаться воздух.
4.Теперь нашу «медузу» поместим в бутылку.
5.В наполненную бутылку с водой, добавим глицерин и краситель.
6. Закроем крышкой нашу бутылку, и перевернем.
Дети, смотрите, что происходит. Наша «Медуза» всплывает!
Вывод: «Медуза» всплывает благодаря воздуху, который есть в ее туловище. Воздух легче воды, поэтому поднимается вверх.
- Ну вот, ребята мы с вами познакомились с некоторыми тайнами, которые хранит вода. Вам понравились эксперименты, которые мы провели?
- Что нового вы узнали о свойствах воды? (Ответы детей)
- Молодцы ребята, мне тоже очень понравилось наше исследование!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательно-исследовательская/продуктивная деятельности в средней группе." Космическое путешествие"
Рисование в технике граттаж....
Конспект НОД по познавательно-исследовательскому развитию "Мебель" старшая логопедическая группа "Яблонька"
Познавательное развитие...
Конспект НОД по познавательно-исследовательскому развитию в старшей группе "Свойства полезных ископаемых ".
Сформировать представления о полезных ископаемых и их свойствах ....
Конспект НОД по познавательно – исследовательской экспериментальной деятельности «Путешествие по сказкам"
Развивать интерес к познавательно - экспериментальной деятельности. Формировать естественно - научные знания, полученные в процессе познавательно-экспериментальной деятельности....
Конспект НОД По познавательно-исследовательскому развитию в старшей группе Тема: «Посадка лука»
Конспект НОДПо познавательно-исследовательскому развитию в старшей группе Тема: «Посадка лука» Выполнила:...
проект по познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности старшей группы детского сада "Хочу все знать"
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира....