Творческо-экологический проект «НАШ ЛЮБИМЫЙ ПАРК – КУЗЬМИНКИ-ЛЮБЛИНО»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Леман Ирина Викторовна

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nash_lyubimyy_park_kuzminki-lyublino_.proekt.docx33.66 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 1987"

Творческо-экологический проект

«НАШ ЛЮБИМЫЙ ПАРК – КУЗЬМИНКИ-ЛЮБЛИНО»

в рамках конкурса «Юные экологи Москвы-2021»

VI Городского экологического фестиваля

«Бережём планету вместе»

Выполнили:

воспитанники старшей группы

№31 «Подсолнух» (5-6 лет)

ГБОУ Школа №1987

Воспитатели:

Лондаридзе Натиа Васильевна,

Леман Ирина Викторовна

г.Москва, 2023 г.

Оглавление

  1. Введение………………………………………………………………3
  2. Постановка задачи……………………………………………………4
  3. Схема осуществления проекта …………………………………4 – 10
  4. Выводы………………………………………………………………..11
  5. Список используемой литературы…………………………………..12

Введение

«Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

В.А.Сухомлинский

Актуальность

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.

Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный, а затем и школьный периоды развития человека. В эти периоды у детей можно сформировать осознанно правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы.

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.

На сегодняшний день соблюдение экологической культуры, трепетное отношение к природе являются неотъемлемым критерием существования человека на Земле. Кроме того, экологическое образование является основой для всестороннего развития ребенка.

Название проекта: «Наш любимый парк – Кузьминки-Люблино»

Тип проекта: фронтальный, творческо- исследовательский

Участники проекта: воспитанники старшей группы №31 «Подсолнух», их родители, воспитатели группы.

Продолжительность работы над проектом: 9 месяцев (с сентября 2022г. по май 2023 г.)

Цель проекта: ознакомить воспитанников с природно-ландшафтным музеем-заповедником Кузьминки-Люблино.

Задачи проекта:

  • формировать у детей основы экологической культуры; развивать познавательный интерес, речевую, коммуникативную и информационную компетентности;
  • формировать у детей умения и навыки наблюдения за природными объектами и явлениями, навыки познавательно-исследовательского поведения в парке (обобщать, систематизировать, делать выводы);
  • стимулировать творческую активность;
  • привлекать родителей воспитанников к сотрудничеству в вопросах экологического воспитания, сплачивать членов семьи, формировать открытые доверительные отношения;
  • создать развивающую среду в группе по ознакомлению с природой родного края, ознакомление с Красной книгой Москвы и с ООПТ «Кузьминки-Люблино»;
  • обогащение личного опыта положительного, гуманного взаимодействия воспитанников с природой, бережного отношения к окружающей среде и правильного использования природных ресурсов.

Этапы работы над проектом:

I этап (подготовительный)

Подготовительным этапом был краткосрочный проект в 2021 г. в средней группе «Деревья, наши друзья», также в ходе подготовительного этапа были изучены фото и видеоматериалы, продумана тематика детской деятельности, спланировано взаимодействие с родителями воспитанников, подписан договор о сотрудничестве между с ГПБУ «Мосприрода» и ГБОУ Школа №1987, получен учебно-методический комплект «Юные экологи», который тесно использовали в изучении материала, ежегодное участие в фестивале «Бережем планету вместе».

II этап (основной)

Схема осуществления проекта:

 «Наш любимый парк – «Кузьминки-Люблино»

Тема: «Лес – наше богатство»

Форма организации образовательной деятельности. Тема

Задачи

Взаимодействие с родителями

Цикл бесед на тему «Как устроен лес?»

из книги

Т.А. Шорыгиной

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ, РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

  • Дать детям представление о лесных этажах, о том, как устроен лес.
  • Расширять и уточнять представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях леса.
  • Рассказать о лесной чаще, поляне.
  • Развивать любознательность, познавательную активность.
  • Воспитывать любовь к русскому лесу.

Рекомендации родителям: походы в лес родителей с детьми.

Смотр-конкурс совместных детско- родительских работ из природного и бросового материала

«Краски осени».

Предложить родителям самостоятельно с детьми посетить парк

Кузьминки-Люблино для ознакомления с ним в осеннюю пору.

Задание для родителей: совместно с детьми на прогулке осуществлять сбор природного материала для пополнения группового природного уголка

Чтение художественной литературы: Рассказы о природе: А. Онегов «Приметы лета»,

К. Паустовский «Заячьи лапы», Н. Сладков «Лесные тайнички».

 В. Бианки «Синичкин календарь»,

Рассказ «Лесные жилища» М. Пришвина

Рассказ «Подружись с крапивой» А. Плешакова ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ, РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

  • Способствовать формированию интереса к природе, понимания поведения и повадок животных.

  • Уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека.

Экскурсия в осенний парк

«Кузьминки-Люблино»

Тема: «Как растения готовятся к зиме»

Экскурсия по Экотропе парка.

Экскурсия по Экоцентру.

  • Сформировать у детей представления о состоянии растений осенью, дать знания о плодах и семенах конкретных деревьев, кустов, травянистых растений, показать приспособления семян к распространению. Уточнить представления детей об условиях жизни растений осенью;
  • Познакомить с трудом взрослых в парке по уходу за растениями осенью.
  • Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней
  • Развивать познавательную активность детей

НОД по ознакомлению  

с художественной литературой на тему:

Чтение рассказа

Ю. Дмитриева «Что такое лес?»

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ, РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

  • Уточнить знания о лесе,

о признаках осени;

  • Упражнять в образовании прилагательных от существительных, в подборе слов антонимов, в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • Развивать умение слышать, выделять и называть выразительные средства языка;
  • Формировать интонационную выразительность речи;
  • Воспитывать желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, не разрушая условия жизни обитателей леса.

Хороводная игра 

«Ой, в лесу, лесочке…»

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры, договариваться.

НОД по аппликации на тему:

«Осеннее дерево» (коллективная работа)

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ, СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

  • Вызвать интерес к созданию коллективной работы «Осеннее дерево».
  • Учить детей обводить карандашом ладошку и вырезать по этому контуру, составлять коллективную композицию из вырезанных деталей (ладошек) на основе объединяющего образа (ствол, крона дерева).
  • Совершенствовать умение правильно пользоваться ножницами, клеем.
  • Воспитывать навыки сотрудничества в коллективном творчестве.

НОД по формированию целостной картины мира на тему:

«Русский лес - чудный лес»

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

  • Расширять представления детей о животном и растительном мире средней полосы России;
  • Воспитывать бережное отношение к родной природе, патриотические чувства;
  • Развивать познавательную активность, умение работать в команде.

Дидактические игры

-«Напоминающие знаки» (правила поведения в лесу)

-«Умеете ли вы беречь лес?»

-«С какого дерева листок?»

-«Угадай, что где растет»

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ, СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

  • Воспитывать у детей бережное отношение к природе. Учить правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей.
  • Закрепить с детьми названия деревьев, внешний вид листьев.
  • Уточнить знания детей о названии и месте произрастания растения; развивать внимание, сообразительность, память

Сбор природного материала во время прогулок

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

  • Учить собирать природный материал (семена, шишки, желуди, листья) для изготовления поделок

Пальчиковые игры

-«По грибы»

-«Наш лесок»

-«Лукошко»

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

  • Развивать интонационную выразительность речи, мелкую моторику рук

Беседа на тему:

«Кто главный в лесу?»

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

  • Уточнить представление детей о взаимосвязи обитателей лесного сообщества, их пищевой зависимости друг от друга.
  • Показать, что главное звено в лесу – растения, которыми питаются различные животные.
  • Дать детям представление о леснике – человеке, который заботится о лесе: бережет от пожара, подкармливает животных зимой, спасает некоторых из них от беды.
  • Развивать навыки разумного поведения в лесу.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Беседа на тему:

«Какую пользу приносит лес?»

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

  • Объяснить детям, почему лес называют «зелеными легкими» Земли; рассказать, как леса способствуют сохранению воды, чем полезны леса для почвы, что дают леса животным, какую пользу приносят леса людям.
  • Помочь понять значение поговорок: -«изба елова — сердце здорово»,

-«липа человека обувает и кормит»,

-«лес не только волка, но и мужика прокормит».

  • Развивать интерес к познанию природы; повышать экологическую грамотность детей
  • Воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям.

Беседа на тему «Лекарственные растения родного края» ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ, РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

  • Расширять знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования.
  • Развивать познавательную активность, речь (словарный запас).
  • Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к природе  родного края.

Театрализация на тему: «Встреча в лесу»

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ,

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

  • Активизировать в речи детей фразеологизмы.
  • Воспроизводить стихи осмысленно, в заданном ритме.
  • Учить выразительной мимике и движениям в играх-этюдах; чётко и громко произносить слова, согласовывать речь и движение.
  • Развивать воображение

Экспериментальная деятельность на тему: «Дерево, его качества и свойства»

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

  • Научить детей узнавать вещи, изготовленные из древесины, вычленять ее качества (твердость, структура поверхности – гладкое или шершавое; степень прочности, толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде)

В ходе работы над проектом осуществлялась интеграция образовательных областей, через разные виды деятельности:

  1. «познавательное развитие» - обогащение представлений о растительном и животном мире парка «Кузьминки-Люблино», формирование представлений и понятия о живой и неживой природе, ознакомление с понятиями «особо охраняемая природная территория» и Красная книга Москвы.
  2. «речевое развитие» - развитие всех компонентов речи в ходе обсуждения полученных впечатлений, ситуативных разговоров, прочитанной литературы, рассматривания иллюстраций, пересказ, беседы познавательного характера, рассказывание - обмен мнениями после прошедшей экскурсии.
  3. «художественно-эстетическое развитие» - приобщение к изобразительному искусству, изготовление поделок, рисунков, коллективных работ, изготовление ежа, зайца из Красной книги Москвы в технике оригами, организация выставки совместных детско-родительских работ «Волшебница осень!», чтение художественной и научной литературы для дошкольников, заучивание стихотворений, слушание звуков природы.
  4. «социально-коммуникативное развитие» - налаживание общения взрослых и детей в процессе совместного чтения, обсуждения, творчества и экскурсий, приобщение к общепринятым нормам и правилам поведения, культуры взаимоотношений, развитие игровой деятельности

III этап (заключительный)

В результате работы над проектом:

  1. Воспитанники ознакомились с ООПТ «Кузьминки-Люблино», прошли по Экотропе парка, сотрудники эколого-просветительского центра «Кузьминки» провели очень интересную экскурсию по экоцентру, мы посетили музейно-образовательный центр по пчеловодству, познакомились с Красной книгой Москвы, создали рабочую Интерактивную карту с достопримечательностями нашего парка, которую планируем и дальше пополнять красными флажками, в следующем учебном году, с подробным изучением историко-архитектурных мест.
  2. Были созданы продукты детской деятельности: аппликации, рисунки, композиции из пластилина, поделки в технике оригами.
  3. Пополнилась развивающая среда группы дидактической игрой «Деревья и кустарники», демонстрационными материалами, иллюстрациями, интерактивной картой ООПТ «Кузьминки-Люблино».

Вывод:

   Подводя итог нашей работы, можно сделать вывод, что работа над проектом положительно повлияла на развитие познавательной активности воспитанников по теме, активизировала речь и продуктивную деятельность детей. на взаимоотношения в семье, обогатила содержание совместной деятельности детей и взрослых, расширила круг интересов семьи. Дети познакомились с природно-историческим парком «Кузьминки-Люблино», посетили некоторые достопримечательности парка.

Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.

Данный проект стал важным звеном экологического воспитания детей, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми, чуткими, внимательными и заботливыми, научить любить природу и видеть её красоту.

В следующем учебном году мы планируем продолжить работу в данном направлении и посетить достопримечательности парка, которые мы еще не посещали.

Список используемой литературы:

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Пространство детской реализации: проектная деятельность дошкольников. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2020-64с.
  2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. –М.: ТЦ Сфера, 2006. -64с.
  3. Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в дошкольных учреждениях – Волгоград: Учитель, 2008. – 286с.
  4. Шорыгина Т.А. Беседы о природных явлениях. М.: ТЦ Сфера, 2011. – 96с.
  5. Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М.: ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2002. – 288с.
  6. Николаева С.Н. Эколог в детском саду: Программа повышения квалификации дошкольных работников. – М.: Мозаика-Синтез, 2002 – 120с.
  7. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методиста ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – 159с.
  8. Учебно-методический комплект для экологического образования дошкольников и младших школьников. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
  9. Николаева С.Н. «Юный эколог». Программа экологического воспитания в детском саду. –  М.: Мозаика-Синтез, 2010 – 82с.
  10. Сайт https://mospriroda.ru/
  11. Сайт http://www.kuzpark.ru/
  12. Сайт https://park-kuzminki.ru/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию "Мои любимые парки" из долгосрочного творческого проекта "Музыкальные прогулки по Воронежу"

Я выбрала тему парков именно в октябре, чтобы ребята могли полюбоваться парками Воронежа не только на картинках и фотографиях, а еще и воочию, пригласив родителей на прогулку....

Лего-проект "Наш любимый парк "Семья"

Лего-проект "Наш любимый парк "Семья"...

Экологический проект "Мой любимый парк"

Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Направлен на развите познавательных, творческих и речевых способностей участников проекта. Полюбить природу нельзя по фотографиям и фильмам...

Наш любимый парк

конспект ОД...

Творческо-экологический проект «НАШ ЛЮБИМЫЙ ПАРК – КУЗЬМИНКИ-ЛЮБЛИНО»

Цель данного проекта ознакомить воспитанников с природно-ландшафтным музеем-заповедником Кузьминки-Люблино....

Экологический проект: « МОЙ ЛЮБИМЫЙ ПРИРОДНЫЙ ПАРК»

Актуальность проекта:Парковые зоны и места отдыха являются сердцем города и играют значительную роль в жизни не только крупных мегаполисов, но и в жизни небольших провинциальных городков. Городские па...

Экологический проект: « МОЙ ЛЮБИМЫЙ ПРИРОДНЫЙ ПАРК»

Актуальность проекта:Парковые зоны и места отдыха являются сердцем города и играют значительную роль в жизни не только крупных мегаполисов, но и в жизни небольших провинциальных городков. Городские па...