Творческо-экологический проект «НАШ ЛЮБИМЫЙ ПАРК – КУЗЬМИНКИ-ЛЮБЛИНО»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nash_lyubimyy_park_kuzminki-lyublino_.proekt.docx | 33.66 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 1987"
Творческо-экологический проект
«НАШ ЛЮБИМЫЙ ПАРК – КУЗЬМИНКИ-ЛЮБЛИНО»
в рамках конкурса «Юные экологи Москвы-2021»
VI Городского экологического фестиваля
«Бережём планету вместе»
Выполнили:
воспитанники старшей группы
№31 «Подсолнух» (5-6 лет)
ГБОУ Школа №1987
Воспитатели:
Лондаридзе Натиа Васильевна,
Леман Ирина Викторовна
г.Москва, 2023 г.
Оглавление
- Введение………………………………………………………………3
- Постановка задачи……………………………………………………4
- Схема осуществления проекта …………………………………4 – 10
- Выводы………………………………………………………………..11
- Список используемой литературы…………………………………..12
Введение
«Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». В.А.Сухомлинский |
Актуальность
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.
Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный, а затем и школьный периоды развития человека. В эти периоды у детей можно сформировать осознанно правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы.
Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.
На сегодняшний день соблюдение экологической культуры, трепетное отношение к природе являются неотъемлемым критерием существования человека на Земле. Кроме того, экологическое образование является основой для всестороннего развития ребенка.
Название проекта: «Наш любимый парк – Кузьминки-Люблино»
Тип проекта: фронтальный, творческо- исследовательский
Участники проекта: воспитанники старшей группы №31 «Подсолнух», их родители, воспитатели группы.
Продолжительность работы над проектом: 9 месяцев (с сентября 2022г. по май 2023 г.)
Цель проекта: ознакомить воспитанников с природно-ландшафтным музеем-заповедником Кузьминки-Люблино.
Задачи проекта:
- формировать у детей основы экологической культуры; развивать познавательный интерес, речевую, коммуникативную и информационную компетентности;
- формировать у детей умения и навыки наблюдения за природными объектами и явлениями, навыки познавательно-исследовательского поведения в парке (обобщать, систематизировать, делать выводы);
- стимулировать творческую активность;
- привлекать родителей воспитанников к сотрудничеству в вопросах экологического воспитания, сплачивать членов семьи, формировать открытые доверительные отношения;
- создать развивающую среду в группе по ознакомлению с природой родного края, ознакомление с Красной книгой Москвы и с ООПТ «Кузьминки-Люблино»;
- обогащение личного опыта положительного, гуманного взаимодействия воспитанников с природой, бережного отношения к окружающей среде и правильного использования природных ресурсов.
Этапы работы над проектом:
I этап (подготовительный)
Подготовительным этапом был краткосрочный проект в 2021 г. в средней группе «Деревья, наши друзья», также в ходе подготовительного этапа были изучены фото и видеоматериалы, продумана тематика детской деятельности, спланировано взаимодействие с родителями воспитанников, подписан договор о сотрудничестве между с ГПБУ «Мосприрода» и ГБОУ Школа №1987, получен учебно-методический комплект «Юные экологи», который тесно использовали в изучении материала, ежегодное участие в фестивале «Бережем планету вместе».
II этап (основной)
Схема осуществления проекта:
«Наш любимый парк – «Кузьминки-Люблино»
Тема: «Лес – наше богатство»
Форма организации образовательной деятельности. Тема | Задачи | Взаимодействие с родителями |
Цикл бесед на тему «Как устроен лес?» из книги Т.А. Шорыгиной ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ, РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ |
| Рекомендации родителям: походы в лес родителей с детьми. Смотр-конкурс совместных детско- родительских работ из природного и бросового материала «Краски осени». Предложить родителям самостоятельно с детьми посетить парк Кузьминки-Люблино для ознакомления с ним в осеннюю пору. Задание для родителей: совместно с детьми на прогулке осуществлять сбор природного материала для пополнения группового природного уголка |
Чтение художественной литературы: Рассказы о природе: А. Онегов «Приметы лета», К. Паустовский «Заячьи лапы», Н. Сладков «Лесные тайнички». В. Бианки «Синичкин календарь», Рассказ «Лесные жилища» М. Пришвина Рассказ «Подружись с крапивой» А. Плешакова ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ, РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ |
| |
Экскурсия в осенний парк «Кузьминки-Люблино» Тема: «Как растения готовятся к зиме» Экскурсия по Экотропе парка. Экскурсия по Экоцентру. |
| |
НОД по ознакомлению с художественной литературой на тему: Чтение рассказа Ю. Дмитриева «Что такое лес?» ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ, РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ |
о признаках осени;
| |
Хороводная игра «Ой, в лесу, лесочке…» СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ |
| |
НОД по аппликации на тему: «Осеннее дерево» (коллективная работа) ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ, СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ |
| |
НОД по формированию целостной картины мира на тему: «Русский лес - чудный лес» ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ |
| |
Дидактические игры -«Напоминающие знаки» (правила поведения в лесу) -«Умеете ли вы беречь лес?» -«С какого дерева листок?» -«Угадай, что где растет» ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ, СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ |
| |
Сбор природного материала во время прогулок СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ |
| |
Пальчиковые игры -«По грибы» -«Наш лесок» -«Лукошко» РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ |
| |
Беседа на тему: «Кто главный в лесу?» ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ |
| |
Беседа на тему: «Какую пользу приносит лес?» ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ |
-«липа человека обувает и кормит», -«лес не только волка, но и мужика прокормит».
| |
Беседа на тему «Лекарственные растения родного края» ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ, РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ |
| |
Театрализация на тему: «Встреча в лесу» ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ, СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ |
| |
Экспериментальная деятельность на тему: «Дерево, его качества и свойства» ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ |
|
В ходе работы над проектом осуществлялась интеграция образовательных областей, через разные виды деятельности:
- «познавательное развитие» - обогащение представлений о растительном и животном мире парка «Кузьминки-Люблино», формирование представлений и понятия о живой и неживой природе, ознакомление с понятиями «особо охраняемая природная территория» и Красная книга Москвы.
- «речевое развитие» - развитие всех компонентов речи в ходе обсуждения полученных впечатлений, ситуативных разговоров, прочитанной литературы, рассматривания иллюстраций, пересказ, беседы познавательного характера, рассказывание - обмен мнениями после прошедшей экскурсии.
- «художественно-эстетическое развитие» - приобщение к изобразительному искусству, изготовление поделок, рисунков, коллективных работ, изготовление ежа, зайца из Красной книги Москвы в технике оригами, организация выставки совместных детско-родительских работ «Волшебница осень!», чтение художественной и научной литературы для дошкольников, заучивание стихотворений, слушание звуков природы.
- «социально-коммуникативное развитие» - налаживание общения взрослых и детей в процессе совместного чтения, обсуждения, творчества и экскурсий, приобщение к общепринятым нормам и правилам поведения, культуры взаимоотношений, развитие игровой деятельности
III этап (заключительный)
В результате работы над проектом:
- Воспитанники ознакомились с ООПТ «Кузьминки-Люблино», прошли по Экотропе парка, сотрудники эколого-просветительского центра «Кузьминки» провели очень интересную экскурсию по экоцентру, мы посетили музейно-образовательный центр по пчеловодству, познакомились с Красной книгой Москвы, создали рабочую Интерактивную карту с достопримечательностями нашего парка, которую планируем и дальше пополнять красными флажками, в следующем учебном году, с подробным изучением историко-архитектурных мест.
- Были созданы продукты детской деятельности: аппликации, рисунки, композиции из пластилина, поделки в технике оригами.
- Пополнилась развивающая среда группы дидактической игрой «Деревья и кустарники», демонстрационными материалами, иллюстрациями, интерактивной картой ООПТ «Кузьминки-Люблино».
Вывод:
Подводя итог нашей работы, можно сделать вывод, что работа над проектом положительно повлияла на развитие познавательной активности воспитанников по теме, активизировала речь и продуктивную деятельность детей. на взаимоотношения в семье, обогатила содержание совместной деятельности детей и взрослых, расширила круг интересов семьи. Дети познакомились с природно-историческим парком «Кузьминки-Люблино», посетили некоторые достопримечательности парка.
Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.
Данный проект стал важным звеном экологического воспитания детей, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми, чуткими, внимательными и заботливыми, научить любить природу и видеть её красоту.
В следующем учебном году мы планируем продолжить работу в данном направлении и посетить достопримечательности парка, которые мы еще не посещали.
Список используемой литературы:
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Пространство детской реализации: проектная деятельность дошкольников. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2020-64с.
- Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. –М.: ТЦ Сфера, 2006. -64с.
- Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в дошкольных учреждениях – Волгоград: Учитель, 2008. – 286с.
- Шорыгина Т.А. Беседы о природных явлениях. М.: ТЦ Сфера, 2011. – 96с.
- Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М.: ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2002. – 288с.
- Николаева С.Н. Эколог в детском саду: Программа повышения квалификации дошкольных работников. – М.: Мозаика-Синтез, 2002 – 120с.
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методиста ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – 159с.
- Учебно-методический комплект для экологического образования дошкольников и младших школьников. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
- Николаева С.Н. «Юный эколог». Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010 – 82с.
- Сайт https://mospriroda.ru/
- Сайт http://www.kuzpark.ru/
- Сайт https://park-kuzminki.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к занятию "Мои любимые парки" из долгосрочного творческого проекта "Музыкальные прогулки по Воронежу"
Я выбрала тему парков именно в октябре, чтобы ребята могли полюбоваться парками Воронежа не только на картинках и фотографиях, а еще и воочию, пригласив родителей на прогулку....
Лего-проект "Наш любимый парк "Семья"
Лего-проект "Наш любимый парк "Семья"...
Экологический проект "Мой любимый парк"
Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Направлен на развите познавательных, творческих и речевых способностей участников проекта. Полюбить природу нельзя по фотографиям и фильмам...
Наш любимый парк
конспект ОД...
Творческо-экологический проект «НАШ ЛЮБИМЫЙ ПАРК – КУЗЬМИНКИ-ЛЮБЛИНО»
Цель данного проекта ознакомить воспитанников с природно-ландшафтным музеем-заповедником Кузьминки-Люблино....
Экологический проект: « МОЙ ЛЮБИМЫЙ ПРИРОДНЫЙ ПАРК»
Актуальность проекта:Парковые зоны и места отдыха являются сердцем города и играют значительную роль в жизни не только крупных мегаполисов, но и в жизни небольших провинциальных городков. Городские па...
Экологический проект: « МОЙ ЛЮБИМЫЙ ПРИРОДНЫЙ ПАРК»
Актуальность проекта:Парковые зоны и места отдыха являются сердцем города и играют значительную роль в жизни не только крупных мегаполисов, но и в жизни небольших провинциальных городков. Городские па...