Экологический проект "Мой любимый парк"
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Савина Елена Юрьевна

Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Направлен на развите познавательных, творческих и речевых способностей участников проекта. Полюбить природу нельзя по фотографиям и фильмам, только непосредственный личный, чувственный, эмоционально окрашенный опыт поможет сохранить в сердце любовь к малой Родине и преобразовать эту любовь в добрые дела.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад комбинированного вида № 3 «Ручеек»

Экскурсия в природу

«Парк поздней осенью»

(старшая группа)

Воспитатель первой квалификационной категории

 Савина Елена Юрьевна

г.о.г. Выкса

2017 год

Цель:

Расширение представлений детей о характерных признаках поздней осени.

Задачи:

  • уточнять представления об изменениях, происходящих осенью в жизни растений, животных, формировать умения различать некоторые деревья, кустарники, зимующих птиц; высказывать предположения о причинах происходящих изменений;
  • развивать умение поддерживать беседу, активизировать употребление в речи прилагательных, глаголов характеризующих состояние природы осенью;
  • приобщать к восприятию поэтических произведений об осени, учить понимать образные выражения, поощрять детей читать знакомые стихотворения;
  • воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к природе;
  • развивать эмоционально-эстетические чувства, чуткость к восприятию красоты осеннего пейзажа;

Предварительная работа:

Ежедневные наблюдения за изменениями в природе.

Беседы на тему осени, закрепление знаний об этом времени года.

Знакомство с народными приметами; пословицами, загадками.

Чтение и заучивание стихотворений: «Осенью» А. Плещеев; А. Пушкин

«Уж небо… »; Н. Некрасов «Славная осень».

Чтение художественных произведений: И. Соколов-Микитов «Осень в лесу»

И. Соколов-Микитов «Поздняя осень»; Н. Сладков «Осенняя елочка».

Выставка книг русских поэтов, которые писали про осень;

Составление гербария  осенних листьев.

Способы:

Создание мотивации (письмо гнома), вводная беседа, вопросы к детям, художественное слово (стихи, загадки), дидактическая игра, обобщение, сравнение, указания, поощрение, физкультминутка, итог.

Средства:

Игра «С чьей ветки детки».

Ход экскурсии:

     Воспитатель приносит детям в группу письмо от лесного гномика. Из письма дети узнают, что гномик очень расстроен тем, что в парке  происходят странные вещи: листья с деревьев почти все облетели, трава засохла, кусты торчат, как палки. Неужели природа погибает?

      Принимается совместное решение: совершить прогулку в осенний парк и все проверить на месте.

      Дети одеваются и выходят на участок.

Воспитатель. - Дети, сегодня мы с вами пойдём на экскурсию в парк. Когда мы с вами были в парке?

Дети - Летом

В: А ещё когда?

Д: - Золотой осенью.

В: - Правильно, мы были в парке золотой осенью. А сейчас скажите, какая сегодня погода?

Д: - холодная погода, дует ветер, деревья качаются.

В:- Правильно, сегодня холодная погода.

«Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит».

А.Плещеев

Когда такая погода бывает?

Д: - Поздней осенью

В:- Правильно. Хмурая, дождливая, наступила осень. А теперь пойдёмте в парк и посмотрим, что в нём изменилось.

При входе обратить внимание на осенний парк.

В:

«Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день.

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу…

Приближалась довольно скучная пора.

Стоял ноябрь уж у двора».

А.С. Пушкин

Дети, посмотрите на парк, что можно о нём рассказать?

Д: - В парке пусто.

В: - А что ещё?

Д:- Все деревья без листьев

В:- Да, в парке сейчас светло, просторно стало, через голые ветки деревьев далеко видно. А какой парк был в период золотой осени?

Д: - Деревья стояли с жёлтыми и красными листьями. Кто хочет прочитать стихотворение о золотой осени?

В: - А что ещё можно сказать?

Д: - На деревьях было много листьев, но они уже опали.

В: - А сейчас есть листья?

Д:- нет.

В: - Какие сейчас деревья и кустарники?

Д: -Деревья и кустарники голые.

В: -Правильно, деревья обнажились. Посмотрите, какое небо?

Д:- Небо покрыто тучами. Оно серое, пасмурное.

В: - Правильно, небо серое, пасмурное, покрыто большими лохматыми тучами. А теперь все посмотрите на землю. Что вы видите на поверхности земли?

Д: - Кругом грязь, на земле талый снег.

В: - А земля какая?

Д: - земля мёрзлая, твёрдая?

В: - А что ещё на земле есть?

Д: -Трава. Она тёмная, пожелтела. Листья. Они …..

В :- правильно, молодцы.

«Лес совсем уж стал сквозистый,

Редки в нём листы.

Скоро будет снег пушистый

Падать с высоты.

На коньках начнём кататься

Мы на звонком льду.

Будет смех наш раздаваться

В парке на пруду».

К. Бальмонт

В: Куда мы сейчас отправимся, предлагаю угадать:
«Длинношеяя та птица 
Грациозна, как царица,
Гладью водной проплывает,
Чудно шею извивает». 

(лебедь)

В: - Мы отправляемся к прудику, чтобы проверить, не улетели ли наши давние знакомые утки и лебеди.

В: - Вот мы и у прудика. Кто знает его название?

Д:  - «Лебединка»

В: -Почему его так назвали?

Д: -Здесь живут лебеди.

В: -Вы их видите?

Д: - Нет.

В:  -А где же птицы?

Д: - Улетели в тёплые края.

В:- А почему они улетели?

Д: - Стало холодно, замерзает вода и утки и лебеди не могут добывать себе корм.

В: - Сейчас в парке очень тихо. Слышны ли какие звуки? (закройте глаза и послушайте)

В: - Слышим ли мы пение птиц?

Д: - Нет

В: - А летом здесь слышно было птиц?

Д: - Летом было много птиц.

В: - Как называют птиц, которые улетают в тёплые края?

Д :- перелётные.

В: -Назовите перелётных птиц.

Д:- Грачи, скворцы, ласточки.

В: - А какие птицы остались у нас?

Д: - Воробьи, сороки, галки, голуби.

В: - как можно назвать этих птиц?

Д: - Зимующие.

В: - Правильно, перелётные птицы улетели в тёплые края, а зимующие птицы остались у нас. Почему зимующие не улетают?

Д: -Они находят корм здесь.

В: -Раз, два - повернись

И в синичку превратись.

Физкультминутка:

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.) 
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.) 
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.) 
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.) 
Вот присела на минутку, (Присели.) 
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.) 
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.) 
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.) 
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.) 
(А. Барто) 

В: Подойдите ко мне поближе, слушайте  внимательно. Я вам расскажу о дереве, а вы отгадайте, что это за дерево:

А. Алферова

«На лесной  опушке,
Около избушки,
Выросли подружки  – 
Шишки на макушке,
Острые иголки
Зелены и колки».   
( Ёлки )

Дети:- Это ель.

В: - Мальчики, попробуйте найти это дерево. Правильно мальчики нашли это дерево? Да, молодцы мальчики, правильно нашли ель.

Слушайте дальше. Белый ствол, тонкие ветки, кудрявая крона, высокая, стройная. Скажите, что это за дерево?

Д: - Это берёза.

В: - Сейчас девочки попробуют найти это дерево. Правильно, они нашли берёзу? Да, девочки правильно нашли берёзу.

А теперь посмотрите, что это такое? Это дерево или нет?

Д: - кустарник.

В: - давайте внимательно посмотрим на кустарник и скажем, чем он отличается от дерева.

Д: -У дерева один ствол, а у кустарника много стволов. Кустарник низкий, а дерево высокое.

В: -Правильно, подойдите все к кустарнику и посмотрите на почки, какие они у кустарника?

Д: - Маленькие, кругленькие, тёмные.

В: - Правильно, дети. Осторожно смотрите на ветку, не сломайте её.

В: - Нужно бережно относиться к деревьям. Все деревья сейчас отдыхают. А как надо готовить деревья к зиме?

Д: - Надо укрывать их, обрезать сухие ветки.

В: - А сейчас мы с вами поиграем в игру «С чьей ветки детки?» Я вам буду показывать «деток», а вы должны ответить, с какой они ветки, с какого дерева. Только отвечать нужно, поднимая руку, смотреть внимательно.

(Проводится игра.)

В: - Ребята, сегодня мы с вами побывали в парке и посмотрели, как он изменился. Вы старались, отвечали на все вопросы. А что нового вы узнали на сегодняшней экскурсии? (Ответы детей) Дети, посмотрите ещё раз, какой светлый, просторный парк поздней осенью!

Далее проходит свободная прогулка, с остановками по желанию детей.



Предварительный просмотр:

Приложение №1

Перспективное планирование наблюдений и других видов деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста в рамках проекта «Мой любимый парк»

Сроки

Основное мероприятие, содержание наблюдений

Беседы, проблемные ситуации

Игры (дидактические, подвижные и т.д.)

Продуктивная деятельность

Экспериментирование, коллекционирование

09.

2017

Прогулка: «Обитатели водоема»;

Наблюдение за утками, лебедями, водными растениями

Правила поведения у водоема;

«Почему нельзя кормить уток хлебом?»

д/и: «Сложи картинку», лото; «Парочки» (птицы);

п/и: «Гуси-лебеди», «Караси и щука»

Лепка «Утка с утятами»

1. Перышко плавает – перышко тонет;

2.фотографии «Водоплавающие птицы»

10.

2017

Экскурсия: «Золотая осень»;

Наблюдение за окраской листвы, листопадом, изменением травяного покрова

Правила поведения в парке;

«Почему деревья сбрасывают листья?»

д/и «К дереву беги», «Домик для листочка»,

п/и «Ловишки»

Рисование «Золотая осень»; создание альбома «Парк осенью»

1.Путешествие крылатки;

2.Сбор листьев, семян, плодов

11.

2017

Прогулка: «Кто ухаживает за парком»;

Наблюдение за обрезкой деревьев, укрыванием теплолюбивых растение.

«Почему обрезают сухие ветки?»; «Какие растения надо укрывать?»; «Наблюдаем за растениями правильно»

д/и «Парочки» (деревья, кустарники, осенние цветы), «Я садовником родился»; п/и «К дереву беги»

Конструирование из природного материала: «Чудесные превращения»

  1. «Как узнать «живую» веточку?»;
  2. Сбор открыток, фотографий с видами парка

12.2017

Прогулка: «Лесной детский сад»; наблюдение за липками на восточная аллея, самосевом сосенок.

«Зачем сажают новые деревья?»; «Чем отличаются лиственные и хвойные деревья?»

п/и «К дереву беги», лото: «Деревья и кустарники»

Рисование свечой «Заколдованные картинки»

1. Замораживание бутылок с водой на разной глубине сугроба

(почему растения не замерзают зимой)

01.

2018

Экскурсия: «Зимушка-зима»;

Наблюдение за деревьями, птицами, снежным покровом.

«Когда снег лепится?»;

«Почему январь – лютый?»; «Много снега – хорошо или плохо?».

д/и «Чьи это следы?», «Наряды матушки-зимы»; лото: «Зимующие птицы»; п/и «Воробьи – вороны»

Рисование на тему: «Зимние деревья», создание альбома: «Парк зимой».

1. Приготовление снежного теста; замораживание цветных льдинок;

2.Подборка фотографий зимующих птиц.

02.

2018

Прогулка: «Загадки снега»;

Наблюдение за толщиной снежного покрова, цветом, структурой снега, подсчет снежных слоев; рассматривание следов.

«Что прячется в снегу?», «Что длиннее зимой – день или ночь?»

д/и «Чьи это следы?»,

«Снежные печатки»; п/и: «Ловишки»

Рисование: «Лесные звери» (техника – трафаретная печать)

1. Растапливание снега, изготовление фильтра для очистки талой воды.

03.

2018

Прогулка: «Первые проталинки»;

Наблюдение за проталинками, небом, солнцем.

«Где появляются первые проталинки?»; «Почему март называют «утром года?»; «Какие птицы возвращаются первыми?»

Лото: «Зимующие – перелетные птицы»,

п/и «Хитрая лиса», «Снежные круги»

Изготовление модели: «Что нужно растениям для роста»

1.Пробуждение веточек (условий  роста – тепло, влага, свет)

04.

2018

Прогулка: «Первоцветы парка»;

Наблюдение за мать-и- мачехой, гусиным луком, хохлаткой.

«Почему нельзя рвать дикорастущие растения?»;  

«Погода и одежда».

д/и «Весенние цветы», «Раздели на группы»; п/и «Через ручеек», «Дед Мазай и зайцы».

Оригами «Подснежники»

1.В почве есть воздух (опускаем комочек земли в воду);

2. подборка фото, иллюстраций «Первоцветы»

05.

2018

Экскурсия: «Весенний парк»;

Наблюдение за солнцем и тенью, цветущими растениями.

«Майские жуки: польза или вред?»; «Зачем цветам запах?»

д/и «К дереву беги», «Лесной город»;

 «Лягушка и цапли».

Рисование «Весенний пейзаж»; создание альбома: «Парк весной».

1.Тепло – холодно (нагревание предметов в тени и на солнце)

06.

2018

Прогулка: «Птицы нашего парка»;

Наблюдение за птицами (голубь, ворона, воробей, трясогузка, зарянка)

«Если мы нашли гнездо…»; «Чем питаются птицы?»

д/и «Птицы средней полосы», «Летает – не летает»;  п/и «Ласточки и мошки»,

Оригами «Голубь»

1. Достаточно ли корма птицам летом (насыпаем зерно в кормушку);

2. Подборка фотографий перелетных птиц.

07.

2018

Прогулка «Земляничная поляна»;

Наблюдение за цветением земляники, за цветущими дикорастущими травами

«Зачем нужны головные уборы?», «Солнце – хорошо или плохо»; Осторожности: незнакомые ягоды. Грибы, травы.

д/и «Цветочные часы», «Съедобное – несъедобное»; лото: «Ягоды. Грибы»; п/и «У медведя во бору»

Коллективная работа: «Цветущая полянка»

1. Где прохладнее: на солнце или в тени деревьев?;

2. Подборка фотографий ягод, грибов, цветущих трав.

08.

2018

Экскурсия: «Здравствуй, Лебединка»;

Наблюдение за водоплавающими птицами, водными растениями.

«Почему улетают птицы?»; «Как птицы готовятся к перелету?»;

Осторожности: крупные птицы.

д/и «Проложи маршрут перелёта» (работа с картой), д/и «Носы, хвосты, лапы»; п/и «Перелет птиц», «Стая»

Конструирование из природного материала (выставка «Дары природы»

1.Где прячется семечко.

2. Подборка фотографий, иллюстраций  обитатели водоема.

09.

2018

Прогулка: «Дендрарий»;

Наблюдение за экзотическими растениями, сравнение хвойных и лиственных растений.

Правила поведения в дендрарии;

«Как люди готовят растения к зиме?» (обрезка, укрывание и т.д.).

д/и «Растения-гости», «Лабиринты» (ориентировка по карте-схеме); п/и «Хитрая лиса»

Рисование «Растения дендрария» (техника примакивания)

1.Подборка фотографий, иллюстраций растений дендрария

10.

2018

Прогулка «Детки с ветки»;

Наблюдение за деревьями, кустарниками, травой (сравнение семян, плодов).

«Как растения готовятся к зиме?», «Кому нужны детки с ветки?».

д/и «Деревья и плоды», «Лесной город»;

п/и «1,2,3 – дерево найди»

Конструирование из природного материала «Лесная фантазия»

1. «Путешествие» семян (парашютики, крылатки и т.д.)

2.Сбор семян, плодов

11.

2018

Экскурсия «Серебряная осень»;

Наблюдение за инеем, изморосью, первым снегом и льдом.

«Три осени. Их приметы, отличия»;

«Чем опасен первый лед».

Лото: «Времена года», игра-бродилка: «Осень»;

 п/и «Волк во рву», «Зайцы и охотники».

Рисование «Серебряная осень»; продолжение альбома: «Парк осенью».

1. «Как появляется иней?»;

2. Подборка фотографий, иллюстраций с видами осеннего парка.

12.

2018

Прогулка: «Здравствуй, ёлочка»;

Наблюдение за хвойными растениями, за украшением парка к праздникам.

«Какая ёлка лучше – живая или искусственная?»;

«Как нарядить ёлку, чтобы она радовала обитателей парка?»

д/и «Кто чем питается?»;

п/и «Два Мороза»

Рисование «Новогодняя ёлка для любимого животного»

Акция: «Украсим ёлку для обитателей парка» (рябина, сухие семена, сало, семечки»

01.

2019

Экскурсия «Идет волшебница-зима»;

Наблюдение за положением солнца, облаками; птицами; деревьями (состояние коры, семенами …)

«Как сделать безопасную кормушку для птиц?»;

«Осторожности: гололёд: играем в снежки»

д/и «Времена года», лото: «Зима»;

п/и «Два Мороза», «Снежные круги».

Создание макета: «Наши зимние забавы» (конструирование, рисование, лепка)

Акция: «Покормим птиц зимой»;

2. Подборка фотографий, иллюстраций с видами зимнего парка.

02.

2019

Прогулка: «Следы на снегу»;

Рассматривание следов (птицы, животные, люди, санки, лыжи…)

«Кто где живет?»,

«Кого можно встретить в зимнем парке?».

д/и «Чей это дом?»,

п/и «Следопыты», «След в след».

Рисование «Следы на снегу» (примакивание, печать)

1. Как узнать, сколько было снегопадов? (считаем слои на срезе сугроба);

2.Подборка иллюстраций, картиной со следами.

03.

2019

Прогулка: «Тает снег, тает лёд»;

Наблюдение за снегом, льдом, сосульками, проталинами, ручейками, лужами.

«Что такое ледоход?», «Где появляются первые проталинки?»,

Осторожности: сосульки, весенний лед.

д/и «Времена года», лото: «Весна»;

п/и «Ручеек», «Переправа».

Рисование по «мокрому» «Весенние ручьи»

1.Какой снег быстрее тает – чистый или грязный?,

 Будим цветок (выгонка луковичных растений)

04.

2019

Прогулка: «Весенние работы в парке»;

Наблюдение за работой сотрудников парка (посадка деревьев, побелка и т.д.), за сокодвижением, насекомыми.

«Для чего белят стволы деревьев?»;

«Как просыпаются деревья?».

д/и «К дереву беги»,

«Чей ствол, чья ветка?»,

п/и «Перелет птиц», «Паук и мухи».

Лепка: «Весенняя веточка» (техника налеп)

1. Окрашивание растений (сокодвижение);

2. Подборка фотографий «Наша семья отдыхает в парке»

05.

2019

Экологическое развлечение: «На цветочной полянке»;

Наблюдение за цветением растений, за насекомыми.

«Кто должен следить за чистотой парка?»,

«С кем дружит цветок?»

д/и «Правильно – неправильно», «Собери цветок»,

 «Я знаю 5 названий цветов (деревьев, насекомых…)».

Изготовление «Памятки друзей природы» (рисование, аппликация)

Акция: «Мы за чистый парк» (раздача памяток).



Предварительный просмотр:

Приложение №2

Системная паутинка

(варианты работы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая акция "МАРШ ПАРКОВ"

Экологическая акция "МАРШ ПАРКОВ"...

Участие дошкольного отделения «Сорочата» МБОУ «СШ № 40» в Международной экологической акции «Марш парков-2015» (Сотрудничество с родителями и социумом)

         В 2015 году Международная экологическая акция "Марш парков", проводимая по инициативе Центра охраны дикой природы, в Нижневартовске и Нижневартовского района Х...

Презентация к занятию "Мои любимые парки" из долгосрочного творческого проекта "Музыкальные прогулки по Воронежу"

Я выбрала тему парков именно в октябре, чтобы ребята могли полюбоваться парками Воронежа не только на картинках и фотографиях, а еще и воочию, пригласив родителей на прогулку....

Лего-проект "Наш любимый парк "Семья"

Лего-проект "Наш любимый парк "Семья"...

Наш любимый парк

конспект ОД...

Творческо-экологический проект «НАШ ЛЮБИМЫЙ ПАРК – КУЗЬМИНКИ-ЛЮБЛИНО»

Цель данного проекта ознакомить воспитанников с природно-ландшафтным музеем-заповедником Кузьминки-Люблино....

Творческо-экологический проект «НАШ ЛЮБИМЫЙ ПАРК – КУЗЬМИНКИ-ЛЮБЛИНО»

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общени...