Экологический проект "Мой любимый парк"
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Направлен на развите познавательных, творческих и речевых способностей участников проекта. Полюбить природу нельзя по фотографиям и фильмам, только непосредственный личный, чувственный, эмоционально окрашенный опыт поможет сохранить в сердце любовь к малой Родине и преобразовать эту любовь в добрые дела.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_moy_lyubimyy_park.docx | 2.01 МБ |
ekskursiya_v_park_pozdney_osenyu.docx | 25.32 КБ |
perspektivnoe_planirovanie_park.docx | 23.24 КБ |
sistemnaya_pautinka.docx | 13.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад комбинированного вида № 3 «Ручеек»
Экскурсия в природу
«Парк поздней осенью»
(старшая группа)
Воспитатель первой квалификационной категории
Савина Елена Юрьевна
г.о.г. Выкса
2017 год
Цель:
Расширение представлений детей о характерных признаках поздней осени.
Задачи:
- уточнять представления об изменениях, происходящих осенью в жизни растений, животных, формировать умения различать некоторые деревья, кустарники, зимующих птиц; высказывать предположения о причинах происходящих изменений;
- развивать умение поддерживать беседу, активизировать употребление в речи прилагательных, глаголов характеризующих состояние природы осенью;
- приобщать к восприятию поэтических произведений об осени, учить понимать образные выражения, поощрять детей читать знакомые стихотворения;
- воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к природе;
- развивать эмоционально-эстетические чувства, чуткость к восприятию красоты осеннего пейзажа;
Предварительная работа:
Ежедневные наблюдения за изменениями в природе.
Беседы на тему осени, закрепление знаний об этом времени года.
Знакомство с народными приметами; пословицами, загадками.
Чтение и заучивание стихотворений: «Осенью» А. Плещеев; А. Пушкин
«Уж небо… »; Н. Некрасов «Славная осень».
Чтение художественных произведений: И. Соколов-Микитов «Осень в лесу»
И. Соколов-Микитов «Поздняя осень»; Н. Сладков «Осенняя елочка».
Выставка книг русских поэтов, которые писали про осень;
Составление гербария осенних листьев.
Способы:
Создание мотивации (письмо гнома), вводная беседа, вопросы к детям, художественное слово (стихи, загадки), дидактическая игра, обобщение, сравнение, указания, поощрение, физкультминутка, итог.
Средства:
Игра «С чьей ветки детки».
Ход экскурсии:
Воспитатель приносит детям в группу письмо от лесного гномика. Из письма дети узнают, что гномик очень расстроен тем, что в парке происходят странные вещи: листья с деревьев почти все облетели, трава засохла, кусты торчат, как палки. Неужели природа погибает?
Принимается совместное решение: совершить прогулку в осенний парк и все проверить на месте.
Дети одеваются и выходят на участок.
Воспитатель. - Дети, сегодня мы с вами пойдём на экскурсию в парк. Когда мы с вами были в парке?
Дети - Летом
В: А ещё когда?
Д: - Золотой осенью.
В: - Правильно, мы были в парке золотой осенью. А сейчас скажите, какая сегодня погода?
Д: - холодная погода, дует ветер, деревья качаются.
В:- Правильно, сегодня холодная погода.
«Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит».
А.Плещеев
Когда такая погода бывает?
Д: - Поздней осенью
В:- Правильно. Хмурая, дождливая, наступила осень. А теперь пойдёмте в парк и посмотрим, что в нём изменилось.
При входе обратить внимание на осенний парк.
В:
«Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу…
Приближалась довольно скучная пора.
Стоял ноябрь уж у двора».
А.С. Пушкин
Дети, посмотрите на парк, что можно о нём рассказать?
Д: - В парке пусто.
В: - А что ещё?
Д:- Все деревья без листьев
В:- Да, в парке сейчас светло, просторно стало, через голые ветки деревьев далеко видно. А какой парк был в период золотой осени?
Д: - Деревья стояли с жёлтыми и красными листьями. Кто хочет прочитать стихотворение о золотой осени?
В: - А что ещё можно сказать?
Д: - На деревьях было много листьев, но они уже опали.
В: - А сейчас есть листья?
Д:- нет.
В: - Какие сейчас деревья и кустарники?
Д: -Деревья и кустарники голые.
В: -Правильно, деревья обнажились. Посмотрите, какое небо?
Д:- Небо покрыто тучами. Оно серое, пасмурное.
В: - Правильно, небо серое, пасмурное, покрыто большими лохматыми тучами. А теперь все посмотрите на землю. Что вы видите на поверхности земли?
Д: - Кругом грязь, на земле талый снег.
В: - А земля какая?
Д: - земля мёрзлая, твёрдая?
В: - А что ещё на земле есть?
Д: -Трава. Она тёмная, пожелтела. Листья. Они …..
В :- правильно, молодцы.
«Лес совсем уж стал сквозистый,
Редки в нём листы.
Скоро будет снег пушистый
Падать с высоты.
На коньках начнём кататься
Мы на звонком льду.
Будет смех наш раздаваться
В парке на пруду».
К. Бальмонт
В: Куда мы сейчас отправимся, предлагаю угадать:
«Длинношеяя та птица
Грациозна, как царица,
Гладью водной проплывает,
Чудно шею извивает».
(лебедь)
В: - Мы отправляемся к прудику, чтобы проверить, не улетели ли наши давние знакомые утки и лебеди.
В: - Вот мы и у прудика. Кто знает его название?
Д: - «Лебединка»
В: -Почему его так назвали?
Д: -Здесь живут лебеди.
В: -Вы их видите?
Д: - Нет.
В: -А где же птицы?
Д: - Улетели в тёплые края.
В:- А почему они улетели?
Д: - Стало холодно, замерзает вода и утки и лебеди не могут добывать себе корм.
В: - Сейчас в парке очень тихо. Слышны ли какие звуки? (закройте глаза и послушайте)
В: - Слышим ли мы пение птиц?
Д: - Нет
В: - А летом здесь слышно было птиц?
Д: - Летом было много птиц.
В: - Как называют птиц, которые улетают в тёплые края?
Д :- перелётные.
В: -Назовите перелётных птиц.
Д:- Грачи, скворцы, ласточки.
В: - А какие птицы остались у нас?
Д: - Воробьи, сороки, галки, голуби.
В: - как можно назвать этих птиц?
Д: - Зимующие.
В: - Правильно, перелётные птицы улетели в тёплые края, а зимующие птицы остались у нас. Почему зимующие не улетают?
Д: -Они находят корм здесь.
В: -Раз, два - повернись
И в синичку превратись.
Физкультминутка:
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
(А. Барто)
В: Подойдите ко мне поближе, слушайте внимательно. Я вам расскажу о дереве, а вы отгадайте, что это за дерево:
А. Алферова
«На лесной опушке,
Около избушки,
Выросли подружки –
Шишки на макушке,
Острые иголки
Зелены и колки».
( Ёлки )
Дети:- Это ель.
В: - Мальчики, попробуйте найти это дерево. Правильно мальчики нашли это дерево? Да, молодцы мальчики, правильно нашли ель.
Слушайте дальше. Белый ствол, тонкие ветки, кудрявая крона, высокая, стройная. Скажите, что это за дерево?
Д: - Это берёза.
В: - Сейчас девочки попробуют найти это дерево. Правильно, они нашли берёзу? Да, девочки правильно нашли берёзу.
А теперь посмотрите, что это такое? Это дерево или нет?
Д: - кустарник.
В: - давайте внимательно посмотрим на кустарник и скажем, чем он отличается от дерева.
Д: -У дерева один ствол, а у кустарника много стволов. Кустарник низкий, а дерево высокое.
В: -Правильно, подойдите все к кустарнику и посмотрите на почки, какие они у кустарника?
Д: - Маленькие, кругленькие, тёмные.
В: - Правильно, дети. Осторожно смотрите на ветку, не сломайте её.
В: - Нужно бережно относиться к деревьям. Все деревья сейчас отдыхают. А как надо готовить деревья к зиме?
Д: - Надо укрывать их, обрезать сухие ветки.
В: - А сейчас мы с вами поиграем в игру «С чьей ветки детки?» Я вам буду показывать «деток», а вы должны ответить, с какой они ветки, с какого дерева. Только отвечать нужно, поднимая руку, смотреть внимательно.
(Проводится игра.)
В: - Ребята, сегодня мы с вами побывали в парке и посмотрели, как он изменился. Вы старались, отвечали на все вопросы. А что нового вы узнали на сегодняшней экскурсии? (Ответы детей) Дети, посмотрите ещё раз, какой светлый, просторный парк поздней осенью!
Далее проходит свободная прогулка, с остановками по желанию детей.
Предварительный просмотр:
Приложение №1
Перспективное планирование наблюдений и других видов деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста в рамках проекта «Мой любимый парк»
Сроки | Основное мероприятие, содержание наблюдений | Беседы, проблемные ситуации | Игры (дидактические, подвижные и т.д.) | Продуктивная деятельность | Экспериментирование, коллекционирование |
09. 2017 | Прогулка: «Обитатели водоема»; Наблюдение за утками, лебедями, водными растениями | Правила поведения у водоема; «Почему нельзя кормить уток хлебом?» | д/и: «Сложи картинку», лото; «Парочки» (птицы); п/и: «Гуси-лебеди», «Караси и щука» | Лепка «Утка с утятами» | 1. Перышко плавает – перышко тонет; 2.фотографии «Водоплавающие птицы» |
10. 2017 | Экскурсия: «Золотая осень»; Наблюдение за окраской листвы, листопадом, изменением травяного покрова | Правила поведения в парке; «Почему деревья сбрасывают листья?» | д/и «К дереву беги», «Домик для листочка», п/и «Ловишки» | Рисование «Золотая осень»; создание альбома «Парк осенью» | 1.Путешествие крылатки; 2.Сбор листьев, семян, плодов |
11. 2017 | Прогулка: «Кто ухаживает за парком»; Наблюдение за обрезкой деревьев, укрыванием теплолюбивых растение. | «Почему обрезают сухие ветки?»; «Какие растения надо укрывать?»; «Наблюдаем за растениями правильно» | д/и «Парочки» (деревья, кустарники, осенние цветы), «Я садовником родился»; п/и «К дереву беги» | Конструирование из природного материала: «Чудесные превращения» |
|
12.2017 | Прогулка: «Лесной детский сад»; наблюдение за липками на восточная аллея, самосевом сосенок. | «Зачем сажают новые деревья?»; «Чем отличаются лиственные и хвойные деревья?» | п/и «К дереву беги», лото: «Деревья и кустарники» | Рисование свечой «Заколдованные картинки» | 1. Замораживание бутылок с водой на разной глубине сугроба (почему растения не замерзают зимой) |
01. 2018 | Экскурсия: «Зимушка-зима»; Наблюдение за деревьями, птицами, снежным покровом. | «Когда снег лепится?»; «Почему январь – лютый?»; «Много снега – хорошо или плохо?». | д/и «Чьи это следы?», «Наряды матушки-зимы»; лото: «Зимующие птицы»; п/и «Воробьи – вороны» | Рисование на тему: «Зимние деревья», создание альбома: «Парк зимой». | 1. Приготовление снежного теста; замораживание цветных льдинок; 2.Подборка фотографий зимующих птиц. |
02. 2018 | Прогулка: «Загадки снега»; Наблюдение за толщиной снежного покрова, цветом, структурой снега, подсчет снежных слоев; рассматривание следов. | «Что прячется в снегу?», «Что длиннее зимой – день или ночь?» | д/и «Чьи это следы?», «Снежные печатки»; п/и: «Ловишки» | Рисование: «Лесные звери» (техника – трафаретная печать) | 1. Растапливание снега, изготовление фильтра для очистки талой воды. |
03. 2018 | Прогулка: «Первые проталинки»; Наблюдение за проталинками, небом, солнцем. | «Где появляются первые проталинки?»; «Почему март называют «утром года?»; «Какие птицы возвращаются первыми?» | Лото: «Зимующие – перелетные птицы», п/и «Хитрая лиса», «Снежные круги» | Изготовление модели: «Что нужно растениям для роста» | 1.Пробуждение веточек (условий роста – тепло, влага, свет) |
04. 2018 | Прогулка: «Первоцветы парка»; Наблюдение за мать-и- мачехой, гусиным луком, хохлаткой. | «Почему нельзя рвать дикорастущие растения?»; «Погода и одежда». | д/и «Весенние цветы», «Раздели на группы»; п/и «Через ручеек», «Дед Мазай и зайцы». | Оригами «Подснежники» | 1.В почве есть воздух (опускаем комочек земли в воду); 2. подборка фото, иллюстраций «Первоцветы» |
05. 2018 | Экскурсия: «Весенний парк»; Наблюдение за солнцем и тенью, цветущими растениями. | «Майские жуки: польза или вред?»; «Зачем цветам запах?» | д/и «К дереву беги», «Лесной город»; «Лягушка и цапли». | Рисование «Весенний пейзаж»; создание альбома: «Парк весной». | 1.Тепло – холодно (нагревание предметов в тени и на солнце) |
06. 2018 | Прогулка: «Птицы нашего парка»; Наблюдение за птицами (голубь, ворона, воробей, трясогузка, зарянка) | «Если мы нашли гнездо…»; «Чем питаются птицы?» | д/и «Птицы средней полосы», «Летает – не летает»; п/и «Ласточки и мошки», | Оригами «Голубь» | 1. Достаточно ли корма птицам летом (насыпаем зерно в кормушку); 2. Подборка фотографий перелетных птиц. |
07. 2018 | Прогулка «Земляничная поляна»; Наблюдение за цветением земляники, за цветущими дикорастущими травами | «Зачем нужны головные уборы?», «Солнце – хорошо или плохо»; Осторожности: незнакомые ягоды. Грибы, травы. | д/и «Цветочные часы», «Съедобное – несъедобное»; лото: «Ягоды. Грибы»; п/и «У медведя во бору» | Коллективная работа: «Цветущая полянка» | 1. Где прохладнее: на солнце или в тени деревьев?; 2. Подборка фотографий ягод, грибов, цветущих трав. |
08. 2018 | Экскурсия: «Здравствуй, Лебединка»; Наблюдение за водоплавающими птицами, водными растениями. | «Почему улетают птицы?»; «Как птицы готовятся к перелету?»; Осторожности: крупные птицы. | д/и «Проложи маршрут перелёта» (работа с картой), д/и «Носы, хвосты, лапы»; п/и «Перелет птиц», «Стая» | Конструирование из природного материала (выставка «Дары природы» | 1.Где прячется семечко. 2. Подборка фотографий, иллюстраций обитатели водоема. |
09. 2018 | Прогулка: «Дендрарий»; Наблюдение за экзотическими растениями, сравнение хвойных и лиственных растений. | Правила поведения в дендрарии; «Как люди готовят растения к зиме?» (обрезка, укрывание и т.д.). | д/и «Растения-гости», «Лабиринты» (ориентировка по карте-схеме); п/и «Хитрая лиса» | Рисование «Растения дендрария» (техника примакивания) | 1.Подборка фотографий, иллюстраций растений дендрария |
10. 2018 | Прогулка «Детки с ветки»; Наблюдение за деревьями, кустарниками, травой (сравнение семян, плодов). | «Как растения готовятся к зиме?», «Кому нужны детки с ветки?». | д/и «Деревья и плоды», «Лесной город»; п/и «1,2,3 – дерево найди» | Конструирование из природного материала «Лесная фантазия» | 1. «Путешествие» семян (парашютики, крылатки и т.д.) 2.Сбор семян, плодов |
11. 2018 | Экскурсия «Серебряная осень»; Наблюдение за инеем, изморосью, первым снегом и льдом. | «Три осени. Их приметы, отличия»; «Чем опасен первый лед». | Лото: «Времена года», игра-бродилка: «Осень»; п/и «Волк во рву», «Зайцы и охотники». | Рисование «Серебряная осень»; продолжение альбома: «Парк осенью». | 1. «Как появляется иней?»; 2. Подборка фотографий, иллюстраций с видами осеннего парка. |
12. 2018 | Прогулка: «Здравствуй, ёлочка»; Наблюдение за хвойными растениями, за украшением парка к праздникам. | «Какая ёлка лучше – живая или искусственная?»; «Как нарядить ёлку, чтобы она радовала обитателей парка?» | д/и «Кто чем питается?»; п/и «Два Мороза» | Рисование «Новогодняя ёлка для любимого животного» | Акция: «Украсим ёлку для обитателей парка» (рябина, сухие семена, сало, семечки» |
01. 2019 | Экскурсия «Идет волшебница-зима»; Наблюдение за положением солнца, облаками; птицами; деревьями (состояние коры, семенами …) | «Как сделать безопасную кормушку для птиц?»; «Осторожности: гололёд: играем в снежки» | д/и «Времена года», лото: «Зима»; п/и «Два Мороза», «Снежные круги». | Создание макета: «Наши зимние забавы» (конструирование, рисование, лепка) | Акция: «Покормим птиц зимой»; 2. Подборка фотографий, иллюстраций с видами зимнего парка. |
02. 2019 | Прогулка: «Следы на снегу»; Рассматривание следов (птицы, животные, люди, санки, лыжи…) | «Кто где живет?», «Кого можно встретить в зимнем парке?». | д/и «Чей это дом?», п/и «Следопыты», «След в след». | Рисование «Следы на снегу» (примакивание, печать) | 1. Как узнать, сколько было снегопадов? (считаем слои на срезе сугроба); 2.Подборка иллюстраций, картиной со следами. |
03. 2019 | Прогулка: «Тает снег, тает лёд»; Наблюдение за снегом, льдом, сосульками, проталинами, ручейками, лужами. | «Что такое ледоход?», «Где появляются первые проталинки?», Осторожности: сосульки, весенний лед. | д/и «Времена года», лото: «Весна»; п/и «Ручеек», «Переправа». | Рисование по «мокрому» «Весенние ручьи» | 1.Какой снег быстрее тает – чистый или грязный?, Будим цветок (выгонка луковичных растений) |
04. 2019 | Прогулка: «Весенние работы в парке»; Наблюдение за работой сотрудников парка (посадка деревьев, побелка и т.д.), за сокодвижением, насекомыми. | «Для чего белят стволы деревьев?»; «Как просыпаются деревья?». | д/и «К дереву беги», «Чей ствол, чья ветка?», п/и «Перелет птиц», «Паук и мухи». | Лепка: «Весенняя веточка» (техника налеп) | 1. Окрашивание растений (сокодвижение); 2. Подборка фотографий «Наша семья отдыхает в парке» |
05. 2019 | Экологическое развлечение: «На цветочной полянке»; Наблюдение за цветением растений, за насекомыми. | «Кто должен следить за чистотой парка?», «С кем дружит цветок?» | д/и «Правильно – неправильно», «Собери цветок», «Я знаю 5 названий цветов (деревьев, насекомых…)». | Изготовление «Памятки друзей природы» (рисование, аппликация) | Акция: «Мы за чистый парк» (раздача памяток). |
Предварительный просмотр:
Приложение №2
Системная паутинка
(варианты работы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическая акция "МАРШ ПАРКОВ"
Экологическая акция "МАРШ ПАРКОВ"...
Участие дошкольного отделения «Сорочата» МБОУ «СШ № 40» в Международной экологической акции «Марш парков-2015» (Сотрудничество с родителями и социумом)
В 2015 году Международная экологическая акция "Марш парков", проводимая по инициативе Центра охраны дикой природы, в Нижневартовске и Нижневартовского района Х...
Презентация к занятию "Мои любимые парки" из долгосрочного творческого проекта "Музыкальные прогулки по Воронежу"
Я выбрала тему парков именно в октябре, чтобы ребята могли полюбоваться парками Воронежа не только на картинках и фотографиях, а еще и воочию, пригласив родителей на прогулку....
Лего-проект "Наш любимый парк "Семья"
Лего-проект "Наш любимый парк "Семья"...
Наш любимый парк
конспект ОД...
Творческо-экологический проект «НАШ ЛЮБИМЫЙ ПАРК – КУЗЬМИНКИ-ЛЮБЛИНО»
Цель данного проекта ознакомить воспитанников с природно-ландшафтным музеем-заповедником Кузьминки-Люблино....
Творческо-экологический проект «НАШ ЛЮБИМЫЙ ПАРК – КУЗЬМИНКИ-ЛЮБЛИНО»
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общени...