Конспект открытого занятия по теме "Жизнь диких животных зимой"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Катусова Екатерина Анатольевна

Конспект занятия с детьми среднего возраста о том, как зимуют дикие животные зимой в лесу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_v_sredney_gruppe.docx34.81 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 98

общеразвивающего вида

Калининского района Санкт-Петербурга

Конспект открытого занятия по познавательному развитию

в средней группе по теме:

«Жизнь диких животных зимой»

Подготовила: Катусова Е.А.

Санкт-Петербург, 2024г.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе

«Жизнь диких животных зимой»

Цель: Закреплять знание детей о лесных жителях.

Задачи:

Образовательные:  

        Расширять и закреплять знания детей о жизни диких животных зимой (белка, заяц, медведь). Сформировать умение выделять характерные особенности внешнего вида животных и образа жизни. Заложить основы экологических знаний.

Развивающие:

        Развивать любознательность,  интерес, образное мышление,  наблюдательность,   внимание,  речь,  умение вести диалог, двигательную активность. Расширять кругозор  детей. Совершенствовать интонационную выразительность, отчетливое произношение слов и звуков.

Воспитательные:

        Воспитывать дружеские отношения, эмоциональную отзывчивость, прививать любовь к родному краю, к братьям нашим меньшим,

Предварительна работа с детьми:

Беседы о зиме (изменения в природе, одежде людей). Закрепление представления о том, что у каждого времени года есть свои особенности. Рассматривание ледяных узоров на окнах. Разучивание пословиц и поговорок о зиме, приметы зимы. Считалки и загадки о диких зверях. Просмотр мультфильмов о зиме, о диких животных. Рассматривание репродукций о зиме, о животных.

 Чтение художественной литературы

        И. Суриков «Белый снег пушистый», «Зима»; К. Ушинский «Лиса Патрикеевна», «Жалобы Зайки», С. Есенин «Поет зима – аукает.», С. Маршак «Январь», М. Садовский «Снегопад», обр. М. Булатова «Зимовье»

Методические приемы:

игровая ситуация (прилетела снежинка), беседы, загадывание загадок, дидактическая игра «Четвертый лишний».

Материал:

Елки, деревья, снежинка, мягкие игрушки белка, заяц, кормушка, зерно, бочонок, корзина, грибы, шишки, морковь.

Ход занятия

Дети подойдите ко мне. Посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. (Входят, встают вокруг воспитателя). Давайте с ними поздороваемся. Здравствуйте!

Давайте встанем в круг.

Воспитатель:

         Встанем рядышком по кругу,

Скажем, здравствуйте, друг другу.

Воспитатель: Сегодня утром я шла в детский сад и ко мне на руку упала снежинка. Снежинка не простая, она волшебная на ней есть послание. (Читаю)

«Здравствуйте девочки и мальчики группы «Капитошки». Мы лесные жители: птицы и звери, приглашаем вас в гости познакомиться и поиграть в разные игры! Будем очень рады встрече с вами!»

Ребята, мы принимаем приглашение наших лесных друзей?  (ответы детей)

Воспитатель:  Прежде чем отправиться в путь вспомним, какое сейчас время года?

Дети: Зима

Воспитатель: Молодцы, правильно. Ребята, а как вы догадались, что сейчас зима?

Дети: (Индивидуальные ответы.) На улице много снега, деревья голые, без листьев, птицы улетели в тёплые края, солнце греет мало, небо серое, на улице холодно и морозно.

Воспитатель: Как люди одеваются зимой?

Дети: Одеваются тепло, шапки, куртки, шубы, сапоги, варежки.

Воспитатель:  Ребята, давайте вспомним как нужно вести себя в лесу.                

                Если в лес гулять пошел ты,

                А на улице зима

                Должен правила простые

                Ты усвоить для себя

Ребенок: Вести себя ты должен тихо,

Нигде там мусор не бросать,

Не разорять кормушки лихо,

Зверей и птичек не пугать

        

Ребенок: А еще ты друг запомни,

Что на улице зима,

Это значит, день короткий

Наступили холода.

        

Ребенок: Ты в лесу всего лишь гость.

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

Воспитатель: Молодцы. Вы правильно рассказали правила. Теперь мы можем с вами,  отправится в путешествие. Возьмём с собой гостинцы для животных и птиц и оправимся  в путь. Повторяйте за мной ребята.

Двигательное упражнение «Прогулка в лес»

В лес отправимся гулять,            Дети маршируют.

Будем весело шагать.

По тропиночке  пойдём                Ходят «змейкой»

Друг за дружкою гуськом.

Ноги выше поднимаем,            Ходят высоким шагом

На сугроб не наступаем.

И снова по дорожке  

Мы весело шагаем.                          Маршируют.

1. Воспитатель.  Вот мы и в лесу. Какой красивый зимний лес! Все покрыто снегом, будто пушистым ковром. Тихо-тихо в лесу.

Воспитатель:  Ребята, вы умеете отгадывать загадки? Если вы отгадаете загадку, то узнаете, какого животного зимой в лесу не встретишь?

        Косолапый и большой,

        Спит в берлоге он зимой.

        Любит шишки, любит мёд,

        Ну-ка, кто же назовет?

Дети: Медведь

Воспитатель: Не стало в лесу малинки, нет землянички. Что кушать косолапому. Нечего. Решил медведь поспать. Уснул медведь, тепло ему в своей берлоге, спать до весны. Медведи усиленно питаются осенью, копят толстый слой жира и всю зиму спят до весны.

Воспитатель: Почему мы не встретим медведя зимой?

Дети: Он спит, впадает в спячку.

Воспитатель: А где спит медведь?

Дети: В берлоге.

Воспитатель: Чем медведь питается?

Дети: Малиной, медом.

Воспитатель: Дети, чтобы не разбудить медведя отойдем от берлоги подальше, но оставим мишке гостинец – бочонок с медом, он проснется весной и полакомится гостинцем. (Достаю бочонок). А нам пора дальше идти.

2. Воспитатель: Послушайте еще загадку, и мы узнаем, кто спрятался под кустом.

        У косого нет берлоги,

        Не нужна ему нора.

        От врагов спасают ноги,

        А от голода – кора.

Дети. Заяц

Воспитатель: (показывает игрушку зайчик). У зайца длинные уши, хвостик короткий. Задние лапы  длинные и сильные, чтобы прыгать и отбиваться от врагов было удобно. Он меняет шубку 2 раза в год. Летом - серый, зимой - белый. Для того, чтобы на снегу быть незаметнее для хищников – лисы и волка. На зиму заяц ничего не заготавливает, а питается корой деревьев. У него даже норки нет, живёт под кустиком.

Воспитатель: Чем же питается заяц, ребята?

Дети: Питается корой деревьев, веточками.

Воспитатель: Есть ли у него норка?

Дети:  Нет, он живет под кустом.

Воспитатель: Какая шубка у зайца зимой? Почему?

Дети:  Белая. Для того, чтобы на снегу быть незаметнее для хищников.

Воспитатель:  Почему зайца называют трусишкой?

Дети: Потому что он боится хищных зверей - лису, волка.

Воспитатель:  Что бы зайка нас не боялся, давайте поиграем с ним.

Физминутка «Зайчики»

Девочки и мальчики,

Представьте, что вы зайчики.   (Полуприседания с поворотами вправо-влево)

Раз, два, три, четыре, пять,

Начал заинька скакать.   (Прыжки вперед-назад)

Лапки вверх и лапки вниз,

На носочках подтянись.

Влево, вправо поклонись,

Наклонись и поднимись   (Движения выполнять по содержанию текста)

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.    (Приседание на корточки, потирание рук)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.   (Выполнение прыжков, стоя на месте)

Девочки и мальчики,

Представьте, что вы зайчики.  (Полуприседания с поворотами вправо-влево)

Кто-то зайку испугал,

Зайка прыг - и ускакал. (Поворот спиной, приседание на корточки, обхватить себя руками, голову опустить вниз)

Воспитатель: Спасибо тебе большое, зайчик за интересную  игру, но нам пора прощаться. Давайте мы угостим зайца морковкой. (Угощаем). А теперь пойдём дальше. До свидания!

 

3. Воспитатель: Отгадав загадку, мы узнаем, кого мы сейчас  встретим.

        

Хожу в пушистой шубке,  

        Живу в густом лесу,    

        В дупле на старом дубе,    

        Орешки я грызу.

Дети: Белка.

Воспитатель: (показывает игрушку белочки, ставлю на пенек). Белка - маленький, рыжий, безобидный зверек. Зимой свою рыжую шубку белка меняет, на более тёплею - серенькую. Живёт белка в дупле. Белки на зиму делают запасы: сушат ягоды, грибы, орехи. У неё сильные задние лапы, что позволяет ловко прыгать с ветки на ветку, с дерева на дерево. А пушистый хвост как парашют помогает держаться в воздухе.

Воспитатель: Где живет белка, ребята?

Дети: Белка живет в дупле.

Воспитатель: Чем питается?

Дети: Ягоды, грибы, орехи.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, белка нам приготовила задание.  

Дидактическая игра: «Четвертый лишний» детям предлагается исключить из перечисленных четырех картинок, одно животное, которое они считают лишним.

На картинку посмотри,

Предмет лишний назови,

И свой выбор объясни.

1. Белка, ворона, лиса, волк (ворона птица, все остальные звери)

2. Медведь, волк, лиса, заяц (медведь единственный впадает в спячку)

3.  Кошка, медведь, заяц, белка (кошка домашнее животное, все остальные дикие)

Воспитатель: Почему они дикие?

Дети: Они живут в лесу, сами добывают пищу.

Воспитатель. Спасибо белка за твое интересное задание, мы тебя хотим угостить гостинцами  грибами и шишками (достаю корзинку)

4. Звучит музыка «Голоса птиц».

Воспитатель: А это ещё кто? Слышите?

Дети: Это птицы поют.

(На дереве висят птицы)  Посмотрите, кто сидит на дереве? (птицы)

Воспитатель. Давайте, назовем их. (Синица, дятел, снегирь, воробей, ворона)

Воспитатель. Какие это птицы? (зимующие)

Воспитатель: Почему они зимующие? (они не улетают в теплые края, а остаются у нас)

Воспитатель: Птицам очень трудно зимой. Многие из них голодают, так как нет ни семян, ни плодов, ни насекомых. Все покрыто снегом, на улице холодно. Но мы с вами можем помочь птицам. Как люди помогаю птицам зимой? (Вешают кормушки)

Воспитатель: А чем питаются птицы зимой?

Дети: Семечками, зерном

Воспитатель: Правильно ребята. Давайте и мы с вами поможем птицам. Что  у меня есть на тарелочке.  Давайте  их покормим. (Дети кормят птиц)

Воспитатель: Молодцы ребята, птицы нас благодарят за то, что мы их угостили. Нам уже пора возвращаться в детский сад. Скажем.

До свиданья, зимний лес,

Полный сказочных чудес!

По тропинкам мы гуляли

На полянке поскакали

Подружились мы с тобой

Нам теперь пора домой.

Воспитатель. Ну вот, ребята, мы с вами вернулись в детский сад. Вам понравилась прогулка? Ребята, мы с вами  очень долго  гуляли в лесу и очень много узнали о лесных жителях. Давайте вспомним, кого мы встретили в лесу, отгадав загадки.

Глубоко дупло – не мелко,  в нем в тепле ночует … белка.

Беленький да маленький под кусточком … заинька.

Начал громко он реветь узнаете? Я … медведь.

Воспитатель. С кем вам больше всего понравилось играть? (ответы детей). Вы все сегодня молодцы, хорошо отвечали и выполняли все задания зверей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого занятия на тему: "дикие птицы зимой"

в данном материале предоставлены дидактические игры по теме, загадки о диких животных....

Конспект открытого занятия по теме: «Дикие животные»

Для студентов и педагогических работников....

Конспект открытого занятия "Домашие и дикие животные"

Цели: расширить представления детей о животных; познакомить с домашними и дикими животными и их детенышами, особенностями их поведения и питания....

Конспект открытого занятия "Домашние и дикие животные"

Итоговое занятие по пройденным темам домашние и дикие животные....

Конспект коррекционного занятия лексическая тема «Дикие животные зимой» с детьми средней группы (диагноз: ТНР: ОНР – I, II и III ур.р.р., дизартрия) (с использованием игровых и здоровье сберегающих технологий)

Конспект коррекционного занятия лексическая тема «Дикие животные зимой» с детьми средней группы (диагноз: ТНР: ОНР – I, II и III ур.р.р., дизартрия) (с использованием игровых и здоро...

Конспект занятия тема «Жизнь диких животных зимой» (средняя группа) «Познавательное развитие

Конспект занятия тема «Жизнь диких животных зимой» (средняя группа) «Познавательное развитие Задачи: Образовательные: формировать представление детей о том что, дикиеживотныеприспоса...

Конспект открытого занятия по теме "Дикие животные и экология нашего края"

В представленном материале отражены этапы проведения открытого занятия объединяющего в себе тему о диких животных и экологическое воспитание детей. цель занятия обогащение знаний детей об окружающем н...