Серия конспектов занятий-экспериментов для детей раннего возраста с водой и песком.
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Тюленева Ирина Валериевна

Конспект занятия для детей первой младшей группы

«Волшебный песок».

 

Задачи: Познакомить детей со свойствами песка. Формировать интерес к экспериментальной деятельности. Развивать мелкую моторику кистей рук, координацию движений.

 

Материал: Песок, совочки, формочки, влажные салфетки по количеству детей, лейка с водой. Игрушка зайчика.

                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                   Конспект занятия «Помоги зайчику» (Рисование пальчиком на крупе) .

 

Задачи:

Развивать умение детей рисовать на крупе пальчиком линии, следы от лап пальцами, сложенными щепоткой.

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитывать отзывчивость и доброту.

 

Материал: Поднос с манной крупой, распределенный тонким слоем в одном углу подноса, прикреплен на пластилине нарисованный заяц, в двух других углах прикреплены нарисованные морковь и капуста.

 

                                                                                                                 Конспект занятия в первой младшей группе « В гостях у капельки»

 

Задачи: Познакомить детей со свойствами воды: прозрачная, чистая, капает, льётся. Развивать мелкую моторику в процессе всего занятия. Доставить детям эмоциональное удовольствие от общения друг с другом и игр с водой.

Материал: кораблик, таз с водой, стаканчики, губка, капелька.

 

Конспект занятий для детей первой младшей группы

«Водичка льется».

Цель: Ознакомление детей со свойствами воды.

 

Задачи:

1.Развивать у детей слуховое, зрительное и тактильное восприятие, мышление, речь.

2.Изучить свойства воды (льется, журчит).

3.Воспитывать у детей интерес к игре с водой

 

Материал: кукла Катя, столик для игр с водой, пластмассовая лейка и кружка (по количеству детей), полотенце.

Занятие по экспериментированию в первой  младшей группе «Тонет — не тонет»

Задача: Познакомить со свойствами предметов, развивать наблюдательность.

 

Материал: Емкость с водой, бумажная лодочка (предварительно сделанная – оригами, пароход пластмассовый, пробка деревянная, железная машинка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей первой младшей группы

«Волшебный песок».

Задачи: Познакомить детей со свойствами песка. Формировать интерес к экспериментальной деятельности. Развивать мелкую моторику кистей рук, координацию движений.

Материал: Песок, совочки, формочки, влажные салфетки по количеству детей, лейка с водой. Игрушка зайчика.

Ход занятия-экспериментирования:

Раздается стук в дверь.

Воспитатель: Интересно, кто к нам пришёл в гости?

Заносит игрушку зайчика. В лапах зайчика прозрачная баночка с сухим песком.

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришёл зайчик Стёпа. Давайте поздороваемся с ним.

Дети здороваются.

Воспитатель: Стёпа, что ты принёс детям?

Стёпа: Я маленький и не знаю, что это такое. А вы уже за зиму выросли и стали большими, скажите вы , что это такое.

Воспитатель: Ребята, поможем Стёпе?

Воспитатель показывает детям песок.

Воспитатель: Что это такое? (Песок).

Воспитатель: У нас тоже песок есть в группе. Дети, покажем Степе, где у нас находится песок.

Дети показывают.

Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель: Стёпа сейчас мы тебе всё расскажем о песке.

Во время занятия:

не брать песок в рот;

не обсыпаться песком;

не тереть глаза грязными руками.

Воспитатель: Что насыпано в ваших ёмкостях? (песок) Дети, потрогайте песок и скажите, какой он? (Сухой, тёплый, сыпется). Вывод. Правильно, песок сухой, тёплый, он сыпучий. Скажем вместе: сухой, тёплый, сыпучий.

Воспитатель: Стёпа, запомни этот песок - сухой, сыпучий. (Дети повторяют).

- Насыпьте его себе на ладошку. (Дети выполняют).

- Посмотрите, из чего состоит песок? (Ответы детей.)

- Скажем вместе: из песчинок. Они маленькие. (Дети повторяют.)

- Как трудно держать их в руках. Песчинки сыпется, как струйка. Этот песок сухой. (Педагог сопровождает свои слова демонстрацией опыта).

Воспитатель: У вас лежат формочки, скажите какого они цвета?

Дидактическая игра «Какого цвета формочка и совок». Цель: закрепить названия цветов, развитие разговорной активности детей.

Воспитатель: Давайте насыплем в формочки песок и сделаем куличики. Работайте осторожно, аккуратно насыпайте песок в формочки. (Дети выполняют задание.)

- Получились куличики? (Ответы детей). Почему не получились? (Песок сухой.)

Воспитатель: Стёпа, запомни, из сухого песка куличики нельзя сделать. Дети, протрите руки салфеткой.

Подвижная игра «Песчинки» (повторяется 2-3 раза).

Воспитатель: Давайте поиграем, выходите все на ковер. Вокруг себя повернитесь и в песчинки превратитесь. Присели все на корточки. О-о, сколько у нас песка. Но вот подул ветер, поднял песчинки, и они полетели в разные стороны. (Звучит вальсовая мелодия. Дети имитируют полёт песчинок). Ветер стих и песчинки опустились на землю. (Дети приостанавливают движение. Присаживаются на корточки).

- Песок мокрый - он темный, холодный, из него можно лепить куличики. Кто знает, что будет, если в песок налить воду? (Ответы детей.) Давайте проверим.

Воспитатель вместе с зайцем наливает воду в песок.

- Потрогайте его и скажите - сухой он или мокрый'? (Мокрый.) Тёплый или холодный? (Холодный).

Вывод. Стёпа запомни, если в песок налить воду, он станет мокрым, холодным.

- Посмотрите, мокрый песок так же сыплется, как и сухой? (Показать детям.)

Вывод. Мокрый песок не сыпучий.

Воспитатель: Из мокрого, сырого песка можно делать куличики. Давайте попробуем. Возьмите формочки и аккуратно накладывайте в них мокрый песок. Вот так постучите по песку совочком, утрамбуйте его. Осторожно переверните формочку с песком. Постучите по донышку еще раз совочком. Снимите формочку. Что получилось? (Куличик.)

- Вот какие красивые куличики мы с вами сделали, молодцы. Дети, протрите руки салфеткой.

Воспитатель: Ребята, давайте Стёпе напомним всё, что мы узнали о песке.

Стёпа  начинает фразу, дети заканчивают.

- Я узнал, что песок сухой…(светлый, сыпучий, из него нельзя делать куличики).

- Песок мокрый... (темный, холодный, из него можно лепить куличики).

Стёпа: Спасибо, дети, что рассказали мне о песке и научили делать куличики. А сейчас мне пора в лес. Меня мама ждёт, до свидания.

Конспект занятия «Помоги зайчику» (Рисование пальчиком на крупе) .

Задачи:

Развивать умение детей рисовать на крупе пальчиком линии, следы от лап пальцами, сложенными щепоткой.

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитывать отзывчивость и доброту.

Материал: Поднос с манной крупой, распределенный тонким слоем в одном углу подноса, прикреплен на пластилине нарисованный заяц, в двух других углах прикреплены нарисованные морковь и капуста.

Ход занятия.

В начале занятия проводится хороводная игра:

Зайка шел, шел,

Капустку нашел,

Сел, поел,

И дальше пошел.

Зайка шел, шел,

Морковку нашел,

Сел, поел,

И дальше пошел.

Перед каждым ребенком ставится поднос с манной крупой и прикрепленными зайчиком и овощами.

Воспитатель: - Давайте, поможем зайчику добраться до еды : проведем пальчиком по крупе линии-дорожки к морковке и капусте. Таких дорожек может быть несколько.

Рисуют пальчиком линии на крупе.

Воспитатель: -Вот спасибо, ребята! Зайчик съел капусту и морковку, теперь он сыт.

(С подносов убирается морковь и капуста)

Воспитатель: -Наступила зима, зайчик бегает по снегу и оставляет следы.

(Воспитатель разравнивает крупу и показывает детям, как нужно сложить три пальчика щепоткой и отпечатывать следы зайчика на «снегу»).

Дети выполняют следы на «снегу».

Воспитатель: -Ребята, зайчику холодно, он мерзнет, давайте построим зайчику домик.

(Воспитатель разравнивает крупу и показывает, как можно нарисовать дом: квадрат, а сверху треугольную крышу ; короткими прямыми линиями, нарисовать забор).

Воспитатель: - А теперь, давайте покажем друг другу своих зайчиков.

(Дети сжимают руки в кулак, а два пальчика- указательный и средний, поднимают вверх), пошевелим ушками.

Конспект занятия в первой младшей группе « В гостях у капельки»

Задачи: Познакомить детей со свойствами воды: прозрачная, чистая, капает, льётся. Развивать мелкую моторику в процессе всего занятия. Доставить детям эмоциональное удовольствие от общения друг с другом и игр с водой.

Материал: кораблик, таз с водой, стаканчики, губка, капелька.

Ход занятия

Здравствуйте ребята. Я водяная капелька

Я очень вам нужна

Покапаю – покапаю

Получится вода.

- А вы знаете, как я капаю?

- Дети - кап, кап.

- А посмотрите дети сколько я накапала воды? (дети подходят к тазу с водой).

- Ребята, какая вода? (тёплая, чистая)

- Возьмите губки и опустите их в воду, потом отожмите.

- Что, капает с губки? (водичка)

- А, как она капает? (кап, кап)

- Молодцы дети. За то, что – вы всё про меня знаете я подарю вам эту игрушку (кораблик).

- Давайте мы отправим кораблик в плаванье, пусть плывёт.

- Но вот подул ветер и вода стала качать наш кораблик (опустите руки в воду и толкайте воду).

- Но, наш кораблик продолжал своё плаванье. Но вдруг пошёл дождь. Ребята возьмите стаканчики наберите в них воду.

- Что, делает вода? (льётся как дождик).

- А после дождика выглянуло солнышко.

Игра «Солнышко и дождик» давайте пригласим Капельку.

- Молодцы ребята вам понравилось играть с водичкой? Капельке тоже понравилось играть с вами, но ей пора уходить.

- До свидания ребята.

Конспект занятий для детей первой младшей группы

«Водичка льется».

Цель: Ознакомление детей со свойствами воды.

Задачи:

1.Развивать у детей слуховое, зрительное и тактильное восприятие, мышление, речь.

2.Изучить свойства воды (льется, журчит).

3.Воспитывать у детей интерес к игре с водой

Материал: кукла Катя, столик для игр с водой, пластмассовая лейка и кружка (по количеству детей), полотенце.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости?

Дети: кукла Катя.

Воспитатель: Кукла Катя хочет с вами поиграть. (В туалетной комнате помощник воспитателя открывает кран с водой. Воспитатель прислушивается). Ребята, а что это за шум?

Дети: (прислушиваются): Это шумит вода.

Воспитатель: А где она шумит?

(ответы детей).

Воспитатель: Давайте посмотрим? (Дети вместе с воспитателем ищут источник шума, смотрят, где и откуда льется вода). Ребята, а откуда еще может литься вода? (Дети вместе с воспитателем ходят по туалетной и групповой комнатах и, смотрят, откуда еще может литься вода).

Затем воспитатель открывает кран в групповой комнате.

Воспитатель: Что водичка делает? (льется, журчит). А как водичка

льется? (сильно).

А, послушайте, как водичка журчит: тихо или громко? (громко). А

давайте, ребята, я прикрою кран, она так же будет журчать? А как?(тихо).

Воспитатель еще прикрывает кран

Воспитатель: А теперь, что делает водичка? (капает). Как капает? (кап-кап).

Ребята, кукла Катя принесла вам кружки и лейки для игры, но сначала подойдите к столику для игр с водой. Потрогайте руками водичку. Какая она? (теплая, мокрая). Ребята, вы хотите посмотреть, как будет литься вода из кружки?

Знаем, знаем, да-да-да,

Где тут прячется вода!

Буль-буль-буль! -

Журчит водица.

С-с-с - она свистит, поет

И из кружки струйкой льет.

(воспитатель зачерпывает и льет воду из кружки).

Воспитатель: Как вода льется из кружки? (струйкой). А теперь возьмите в руки кружки и сами зачерпните и вылейте воду. (Действия детей).

А сейчас, ребята, я возьму лейку и вылью из нее водичку (воспитатель берет лейку, зачерпывает воду и выливает ее). Смотрите, как из лейки водичка льется: струйкой или нет? (Нет, из лейки течет много струек). Почему из лейки вода льется струйками? (Потому что есть дырочки). Теперь возьмите в руки лейки зачерпните и вылейте воду (действия детей с лейкой).

После игры дети вытирают руки полотенцами. Воспитатель подзывает детей, и спрашивает: кто приходил к ним в гости, что принесла им кукла, что они делали с водой, какая вода, что делала вода, когда мы открыли кран.

Занятие по экспериментированию в первой  младшей группе «Тонет — не тонет»

Задача: Познакомить со свойствами предметов, развивать наблюдательность.

Материал: Емкость с водой, бумажная лодочка (предварительно сделанная – оригами, пароход пластмассовый, пробка деревянная, железная машинка.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает вниманию детей приготовленную емкость с водой и различные предметы стоящие рядом. И начинает свой рассказ.

  Воспитатель: Сегодня я вам не только расскажу сказку, но и покажу ее. А дело было в одной волшебной стране под названием Эксперимент. Там живут наши герои. Это Пробочка – Деревянная, Лодочка – Бумажная, Пароход – Пластмассовый и Машинка – Железная. Их не зря так зовут, потому что Пробочка сделана из деревянной стружки, Лодочка из бумаги, Пароход из пластмассы, Машинка из железа. Наши герои очень дружные и любя проводить время вместе. Вот и в этот раз они отправились на прогулку к озеру. Им очень нравилось гулять возле воды в теплые дни как этот. Пробочка – Деревянная говорит своим друзьям«Я умею плавать лучше всех и никогда не утону». И в этот же миг прыгнула в воду.

 Изумленные друзья смотрели на нее, как она плавала по водной глади. Лодочка – Бумажная не стерпела и сказала«Я тоже так могу!» и в тот же миг плюхнулась в воду. И как вы думаете, что с ней случилась ребята? (Ответы детей).

 Да конечно она стала мокнуть и тонуть. Но верная подруга Пробочка – Деревянная поспешила ей на помощь и конечно же спасла ее. Мокрая Лодочка – Деревянная сохла на берегу под лучами теплого солнышка. А Пароход – Пластмассовый сказал«Я попробую поплавать по воде». И так же решительно прыгнул в воду. Как вы думаете, ребята, что с ним случилось дальше. Он поплыл или начел тонуть? (Ответы детей).

 Все правильно он поплыл по воде как настоящий герой. Смотря на это все Машинка – Железная молча, прыгнула в воду и тут же начала тонуть, но в этот же миг ее спасли, вытащили на сушу ее друзья. Как вы думаете, ребята, почему наша Машинка – Железная начала тонуть? (Ответы детей).

Конечно, вы правы она слишком тяжелая и именно поэтому она тонула. Все друзья выбрались на берег и поняли, что не все из них могут плавать, но за то, у них, у каждого есть друг, который обязательно придет на помощь. На этом наша сказка подходит к концу, и я бы хотела вас спросить.

Какие из героев тяжелее, а какие легче?

Какие герои нашей сказки тонули в воде? Почему?

Какие герое свободно плавали в воде? Почему?

Вам понравилась волшебная сказка?

Воспитатель: Я очень рада, что вам понравилась сказка, но нам пора прощаться с нашими героями. До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста через игры с песком, водой и сыпучими материалами.

Игры с водой, песком и сыпучими материалами могут быть мощным ресурсом предметно-развивающей среды в группах раннего возраста. Игры с этими материалами оказывают существенное влияние на сохранен...

Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста через игры с песком, водой и сыпучими материалами

Для ребенка раннего возраста характерны эмоциональная неустойчивость, импульсивность, яркость проявления эмоций. Все это определяет основную направленность психологической работы с малышами – эм...

Проект «Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста через игры с песком, водой и сыпучими материалами»

Каждый ребенок по-своему переносит трудности, связанные с поступлением в дошкольное учреждение. Для этого необходимо создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе, в которой бы ребёнок чувство...

Конспект игр - экспериментов для детей раннего возраста "Свойства воды".

Предлагаю  материал  для детей раннего  возраста   с использованием   игр  и  экспериментов с водой....

Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста через игры с песком, водой и сыпучими материалами

Для ребенка раннего возраста характерны эмоциональная неустойчивость, импульсивность, яркость проявления эмоций.  Задача обеспечения эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения, ра...

Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста через игры с песком, водой и сыпучими материалами

Для ребенка раннего возраста характерны эмоциональная неустойчивость,импульсивность, яркость проявления эмоций. Все это определяет основную направленность психологической работы с малышами –эмоц...

Конспект игр-экспериментов для детей раннего возраста "Свойства воды"

Вызвать у детей эмоционально-положительный настрой, расширять представление об окружающем мире....