Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста через игры с песком, водой и сыпучими материалами
методическая разработка (младшая группа) по теме

Койти Светлана Геннадьевна

 

Для ребенка раннего возраста характерны эмоциональная неустойчивость, импульсивность, яркость проявления эмоций. Все это определяет основную направленность психологической работы с малышами – эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в их регуляции.

Задача обеспечения эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения, развитие положительных эмоций у детей в нашем детском саду решается в центре “Песок-вода” при помощи различных игр и манипуляций с песком, водой и крупой.

Особое значение использования воды, песка и сыпучих материалов в качестве психопрофилактического средства мы придаем в период адаптации детей к детском саду, с целью создания наиболее благоприятных и оптимальных условий для адаптации малышей к детскому саду. Исходя из потребностей детей, посещающих наше ДОУ, мы ставим перед собой следующие задачи:

·         снизить высокий уровень психофизического напряжения малышей в период адаптации, помочь ребенку проиграть психотравмирующую ситуацию расставания с родителями;

·         установить доверительные отношения между педагогом и малышами, сделать роль воспитателя понятной, предсказуемой и значимой для ребенка. Все это укрепит его базисное доверие к миру, обозначит роль воспитателя как проводника и помощника в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире;

·         помочь ребенку более осмысленно и быстро освоить нормы и правила, а также позитивные способы поведения и общения в детской группе;

·         помочь каждому малышу выразить состояние внутреннего Я через игры, усилить его чувство принятия и успешности;

·         осуществить психолого-педагогическую коррекцию поведения “особых” детей;

·         способствовать возникновению и поддержанию положительных эмоций у малышей, повышению эмоционального тонуса, общего фона настроения;

·         удовлетворять потребности детей в разнообразных эмоционально-насыщенных переживаниях и обеспечивать свободу выражений своих чувств, развивать и поддерживать самостоятельность в освоении окружающего мира, предоставлять условия для свободного освоения окружения;

·         развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, умение прислушиваться к своим ощущениям, обогащать сенсорный чувственный опыт малышей;

·         обеспечивать содержательное общение с взрослым, помочь установить социальные контакты со сверстниками.

Для малыша, еще слабо владеющего речью, емкость с водой, песком или крупой становится своеобразным театром одного актера, сценой его внутреннего Я. Через такую игру у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия, успешности, происходит спонтанное снижение психического напряжения. Это ведет и к сокращению сроков психофизической адаптации.

Очень важно, до начала занятий, детей познакомить с правилами поведения во время игр с водой, песком и крупой:

·         нельзя намеренно выливать воду на пол; выкидывать песок (крупу) на пол;

·         нельзя брызгать водой на других детей; бросать песок (крупу);

·         после игры надо помочь убрать игрушки на свои места.

Игры с водой. Вода обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, расслаблению. С другой стороны она может просто развлечь ребенка, поднять эмоциональный настрой. Все это создает благоприятную почву для развития эмоциональной сферы малышей. Любые самостоятельные игры детей с водой, даже такие простые манипуляции, как переливание, выливание, заполнение емкостей водой, обладают психопрофилактической ценностью.

Для организации “Водного царства” важно учесть:

Во-первых, необходимо обеспечить безопасность и комфортные условия для детей во время игр с водой.

Во-вторых:

·         Вода должна быть теплой и кипяченой (не вызывающей “тактильного дискомфорта” у детей, обеспечивающей безопасность для здоровья).

·         Емкость целесообразно заполнять водой до уровня не ниже 7—10 см, чтобы малышам было удобно наполнять водой бутылочки, опуская их на дно, зачерпывать воду, и чтобы была возможность разнообразить игровые действия детей.

·         Хорошо иметь для детей клеенчатые передники, фартучки, нарукавники, чтобы дети не боялись забрызгаться, не чувствовали себя скованными. Рядом должны находиться сухие тряпочки, салфетки, которыми можно воспользоваться в самых разных ситуациях.

·         Материалы должны быть размещены так, чтобы ими было легко воспользоваться и взрослому, и детям. Их можно хранить в пластиковых контейнерах с отверстиями, тазиках, на подносах, на полках. А после окончания игр с водой следует раскладывать все мокрые предметы на полотенце для просушки.

В-третьих, необязательно покупать специальные игрушки, это могут быть разнообразные материалы и предметы, которые можно изготовить самим. Неоценимую помощь оказывают наши родители, обогащая развивающую среду.

Рекомендуемые материалы для игр с водой:

·         пластмассовые и резиновые игрушки (кораблики, лодки, уточки, рыбки и др.);

·         предметы из различных материалов (дерева, пластмассы), разного веса, формы, размера, фактуры; природные материалы;

·         стаканчики из-под йогуртов, бутылочки с крышками, дырочками на дне, баночки, мерные стаканчики, формочки разных размеров, ведерки и другие пластиковые емкости;

·         совки, черпачки, ложечки и другие предметы, которыми можно зачерпывать воду;

·         сита, сачки, дуршлаги, лейки, воронки (воронки можно легко изготовить из пластиковых бутылок, срезав верх, отвинтив крышку, можно сделать дырочки на стенках воронки, и тогда вода будет выливаться не только из основного отверстия);

·         резиновые и поролоновые губки, полые трубочки, пробки, венчики и многое другое.

Игры с песком, сыпучими материалами. Эти игры также имеют положительное значение для развития психики ребенка, установления психологического комфорта:

·         при взаимодействии с песком, сыпучими материалами стабилизируется эмоциональное состояние;

·         развитие мелкой моторики и тактильно-мнемической чувствительности влияет на развитие центра речи в головном мозге ребенка, формирование произвольного внимания и памяти;

·         с развитием тактильно-мнемической чувствительности и мелкой моторики ребенок учится прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.

Рекомендуемые материалы для игры с песком, сыпучими материалами:

·         водонепроницаемый деревянный ящик 50x70x8 см или пластмассовый таз;

·         чистый просеянный песок (лучше его прокалить в духовке). Песок заполняет 1/3 емкости;

·         вода в кувшине, чтобы можно было смочить песок;

·         небольшие емкости (мерные стаканчики, мисочки, тазики, подносы для круп).

Игры с песком имеют мощный ресурс. Внешне простые действия — выливание в песочницу воды, перемешивание, вымешивание песочной субстанции, отделение воды от песка, пересыпание и перебирание сухого песка, закапывание мелких игрушек – позволяют стремительно уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять напряжение, тем самым подготовить почву для конструктивного взаимодействия.

Игры с сыпучими материалами. В своей работе мы используем различную крупу: манную, гречневую, перловую, горох.

Обучение педагогов и родителей. Немаловажное значение имеет обучение педагогов и родителей способам, методам и приемам работы с водой, песком и сыпучими материалами, как средствами сохранения эмоционального благополучия у детей. Для работы со взрослыми по этому направлению мы ставим следующие задачи:

·         показать значимость применения игр с водой, песком и сыпучими материалами;

·         мотивировать взрослых использовать эти игры дома и в детском саду;

·         познакомить с разнообразием материалов при организации игр с водой, песком и сыпучими материалами;

·         получить практический опыт применения игр и упражнений.

Примерный список игр

Игры с водой

Игры с песком

Игры с сыпучими материалами

·         переливание воды разными емкостями (ложкой, крышкой, баночкой, кружкой, спринцовкой) и способами (губкой, резиновой перчаткой, воронкой);

·         наливание воды в разные емкости (чашку, бутылочку, кастрюльку…);

·         веселая рыбалка (вылавливание рыб удочкой с магнитом);

·         тонет – не тонет (игры на экспериментирование);

·         игры с мыльными пузырями (пускание пузырей с помощью соломинки, воронки; взбивание пены венчиком). “Поймай пузырь на ладошку”, “Чей пузырь больше?”, “Чей пузырь улетит выше, дальше…”;

·         игры с заводными плавающими игрушками, мельницей;

·         игра “Море” (разноцветные большие и маленькие камушки, ситечко, игрушки – обитатели моря).

·         по очереди делать отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороны;

·         скользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);

·         выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;

·         пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

·         создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травка, дерево, ежик и пр.);

·         пройтись по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой руками, после — одновременно (сначала только указательным, потом — средним, затем — безымянным, большим, и наконец — мизинчиком);

·         группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок может наблюдать загадочные следы.  Хорошо вместе пофантазировать: чьи они?;

·         поиграть по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мелкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола.

·         просеивание (горох, манка, сито);

·         пересыпание круп (из миски в миску, из чашки в чашку, из стаканчика в стаканчик);

·         перекладывание круп (ложкой, рукой, стаканом);

·         перебирание (например, смешаны горох и фасоль);

·         прятанье и поиск игрушек в крупе (по цветам, дикие и домашние животные, свободная тема);

·         поднос с манкой:

– рисование разных дорожек; зигзагообразные и круговые движения ладошками по манке – едет машинка, ползет жук, крутится карусель…

– нажимать на манку кулачками костяшками пальцев – сравнивать, на что похож отпечаток;

– оставлять следы одновременно разным количеством пальцев. Придумать кто оставил следы;

-использование коллажей (форма, цвет, овощи, фрукты, животные).

 

Таким образом, мы считаем, что игры с водой, песком и сыпучими материалами могут быть мощным ресурсом предметно-развивающей среды в группах раннего возраста. Игры с этими материалами оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия, т.к. помогают создать радостное настроение, установить первые контакты с ребенком, повышать жизненный тонус, снимать напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста через игры с песком, водой и сыпучими материалами

Для ребенка раннего возраста характерны эмоциональная неустойчивость, импульсивность, яркость проявления эмоций. Все это определяет основную направленность психологической работы с малышами – эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в их регуляции.

Задача обеспечения эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения, развитие положительных эмоций у детей в нашем детском саду решается в центре “Песок-вода” при помощи различных игр и манипуляций с песком, водой и крупой.

Особое значение использования воды, песка и сыпучих материалов в качестве психопрофилактического средства мы придаем в период адаптации детей к детском саду, с целью создания наиболее благоприятных и оптимальных условий для адаптации малышей к детскому саду. Исходя из потребностей детей, посещающих наше ДОУ, мы ставим перед собой следующие задачи:

  • снизить высокий уровень психофизического напряжения малышей в период адаптации, помочь ребенку проиграть психотравмирующую ситуацию расставания с родителями;
  • установить доверительные отношения между педагогом и малышами, сделать роль воспитателя понятной, предсказуемой и значимой для ребенка. Все это укрепит его базисное доверие к миру, обозначит роль воспитателя как проводника и помощника в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире;
  • помочь ребенку более осмысленно и быстро освоить нормы и правила, а также позитивные способы поведения и общения в детской группе;
  • помочь каждому малышу выразить состояние внутреннего Я через игры, усилить его чувство принятия и успешности;
  • осуществить психолого-педагогическую коррекцию поведения “особых” детей;
  • способствовать возникновению и поддержанию положительных эмоций у малышей, повышению эмоционального тонуса, общего фона настроения;
  • удовлетворять потребности детей в разнообразных эмоционально-насыщенных переживаниях и обеспечивать свободу выражений своих чувств, развивать и поддерживать самостоятельность в освоении окружающего мира, предоставлять условия для свободного освоения окружения;
  • развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, умение прислушиваться к своим ощущениям, обогащать сенсорный чувственный опыт малышей;
  • обеспечивать содержательное общение с взрослым, помочь установить социальные контакты со сверстниками.

Для малыша, еще слабо владеющего речью, емкость с водой, песком или крупой становится своеобразным театром одного актера, сценой его внутреннего Я. Через такую игру у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия, успешности, происходит спонтанное снижение психического напряжения. Это ведет и к сокращению сроков психофизической адаптации.

Очень важно, до начала занятий, детей познакомить с правилами поведения во время игр с водой, песком и крупой:

  • нельзя намеренно выливать воду на пол; выкидывать песок (крупу) на пол;
  • нельзя брызгать водой на других детей; бросать песок (крупу);
  • после игры надо помочь убрать игрушки на свои места.

Игры с водой. Вода обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, расслаблению. С другой стороны она может просто развлечь ребенка, поднять эмоциональный настрой. Все это создает благоприятную почву для развития эмоциональной сферы малышей. Любые самостоятельные игры детей с водой, даже такие простые манипуляции, как переливание, выливание, заполнение емкостей водой, обладают психопрофилактической ценностью.

Для организации “Водного царства” важно учесть:

Во-первых, необходимо обеспечить безопасность и комфортные условия для детей во время игр с водой.

Во-вторых:

  • Вода должна быть теплой и кипяченой (не вызывающей “тактильного дискомфорта” у детей, обеспечивающей безопасность для здоровья).
  • Емкость целесообразно заполнять водой до уровня не ниже 7—10 см, чтобы малышам было удобно наполнять водой бутылочки, опуская их на дно, зачерпывать воду, и чтобы была возможность разнообразить игровые действия детей.
  • Хорошо иметь для детей клеенчатые передники, фартучки, нарукавники, чтобы дети не боялись забрызгаться, не чувствовали себя скованными. Рядом должны находиться сухие тряпочки, салфетки, которыми можно воспользоваться в самых разных ситуациях.
  • Материалы должны быть размещены так, чтобы ими было легко воспользоваться и взрослому, и детям. Их можно хранить в пластиковых контейнерах с отверстиями, тазиках, на подносах, на полках. А после окончания игр с водой следует раскладывать все мокрые предметы на полотенце для просушки.

В-третьих, необязательно покупать специальные игрушки, это могут быть разнообразные материалы и предметы, которые можно изготовить самим. Неоценимую помощь оказывают наши родители, обогащая развивающую среду.

Рекомендуемые материалы для игр с водой:

  • пластмассовые и резиновые игрушки (кораблики, лодки, уточки, рыбки и др.);
  • предметы из различных материалов (дерева, пластмассы), разного веса, формы, размера, фактуры; природные материалы;
  • стаканчики из-под йогуртов, бутылочки с крышками, дырочками на дне, баночки, мерные стаканчики, формочки разных размеров, ведерки и другие пластиковые емкости;
  • совки, черпачки, ложечки и другие предметы, которыми можно зачерпывать воду;
  • сита, сачки, дуршлаги, лейки, воронки (воронки можно легко изготовить из пластиковых бутылок, срезав верх, отвинтив крышку, можно сделать дырочки на стенках воронки, и тогда вода будет выливаться не только из основного отверстия);
  • резиновые и поролоновые губки, полые трубочки, пробки, венчики и многое другое.

Игры с песком, сыпучими материалами. Эти игры также имеют положительное значение для развития психики ребенка, установления психологического комфорта:

  • при взаимодействии с песком, сыпучими материалами стабилизируется эмоциональное состояние;
  • развитие мелкой моторики и тактильно-мнемической чувствительности влияет на развитие центра речи в головном мозге ребенка, формирование произвольного внимания и памяти;
  • с развитием тактильно-мнемической чувствительности и мелкой моторики ребенок учится прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.

Рекомендуемые материалы для игры с песком, сыпучими материалами:

  • водонепроницаемый деревянный ящик 50x70x8 см или пластмассовый таз;
  • чистый просеянный песок (лучше его прокалить в духовке). Песок заполняет 1/3 емкости;
  • вода в кувшине, чтобы можно было смочить песок;
  • небольшие емкости (мерные стаканчики, мисочки, тазики, подносы для круп).

Игры с песком имеют мощный ресурс. Внешне простые действия — выливание в песочницу воды, перемешивание, вымешивание песочной субстанции, отделение воды от песка, пересыпание и перебирание сухого песка, закапывание мелких игрушек – позволяют стремительно уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять напряжение, тем самым подготовить почву для конструктивного взаимодействия.

Игры с сыпучими материалами. В своей работе мы используем различную крупу: манную, гречневую, перловую, горох.

Обучение педагогов и родителей. Немаловажное значение имеет обучение педагогов и родителей способам, методам и приемам работы с водой, песком и сыпучими материалами, как средствами сохранения эмоционального благополучия у детей. Для работы со взрослыми по этому направлению мы ставим следующие задачи:

  • показать значимость применения игр с водой, песком и сыпучими материалами;
  • мотивировать взрослых использовать эти игры дома и в детском саду;
  • познакомить с разнообразием материалов при организации игр с водой, песком и сыпучими материалами;
  • получить практический опыт применения игр и упражнений.

Примерный список игр

Игры с водой

Игры с песком

Игры с сыпучими материалами

  • переливание воды разными емкостями (ложкой, крышкой, баночкой, кружкой, спринцовкой) и способами (губкой, резиновой перчаткой, воронкой);
  • наливание воды в разные емкости (чашку, бутылочку, кастрюльку…);
  • веселая рыбалка (вылавливание рыб удочкой с магнитом);
  • тонет – не тонет (игры на экспериментирование);
  • игры с мыльными пузырями (пускание пузырей с помощью соломинки, воронки; взбивание пены венчиком). “Поймай пузырь на ладошку”, “Чей пузырь больше?”, “Чей пузырь улетит выше, дальше…”;
  • игры с заводными плавающими игрушками, мельницей;
  • игра “Море” (разноцветные большие и маленькие камушки, ситечко, игрушки – обитатели моря).
  • по очереди делать отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороны;
  • скользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);
  • выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
  • пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
  • создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травка, дерево, ежик и пр.);
  • пройтись по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой руками, после — одновременно (сначала только указательным, потом — средним, затем — безымянным, большим, и наконец — мизинчиком);
  • группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок может наблюдать загадочные следы.  Хорошо вместе пофантазировать: чьи они?;
  • поиграть по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мелкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола.
  • просеивание (горох, манка, сито);
  • пересыпание круп (из миски в миску, из чашки в чашку, из стаканчика в стаканчик);
  • перекладывание круп (ложкой, рукой, стаканом);
  • перебирание (например, смешаны горох и фасоль);
  • прятанье и поиск игрушек в крупе (по цветам, дикие и домашние животные, свободная тема);
  • поднос с манкой:

– рисование разных дорожек; зигзагообразные и круговые движения ладошками по манке – едет машинка, ползет жук, крутится карусель…

– нажимать на манку кулачками костяшками пальцев – сравнивать, на что похож отпечаток;

– оставлять следы одновременно разным количеством пальцев. Придумать кто оставил следы;

-использование коллажей (форма, цвет, овощи, фрукты, животные).

Таким образом, мы считаем, что игры с водой, песком и сыпучими материалами могут быть мощным ресурсом предметно-развивающей среды в группах раннего возраста. Игры с этими материалами оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия, т.к. помогают создать радостное настроение, установить первые контакты с ребенком, повышать жизненный тонус, снимать напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста через игры с песком, водой и сыпучими материалами.

Игры с водой, песком и сыпучими материалами могут быть мощным ресурсом предметно-развивающей среды в группах раннего возраста. Игры с этими материалами оказывают существенное влияние на сохранен...

Проект «Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста через игры с песком, водой и сыпучими материалами»

Каждый ребенок по-своему переносит трудности, связанные с поступлением в дошкольное учреждение. Для этого необходимо создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе, в которой бы ребёнок чувство...

«Сохранение эмоционального благополучия детей младшего возраста через игры с песком и водой»

Жизнь не стоит на месте, меняются наши дети, меняется информационный поток и способы усвоения новых знаний. Я стараюсь следовать времени и ищу новые пути обучения и воспитания дошкольников, применяя в...

Статья "Развитие детей раннего возраста через игры с песком"

"Самая лучшая игрушка для детей - куча песка!" К.Д. Ушинский...

Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста через игры с песком, водой и сыпучими материалами

Для ребенка раннего возраста характерны эмоциональная неустойчивость, импульсивность, яркость проявления эмоций.  Задача обеспечения эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения, ра...

«Развитие любознательности и активности у детей раннего возраста через игры-экспериментирования с водой, песком и камнями»

В раннем возрасте происходит активное знакомство ребенка с окружающим миром. Все, что окружает малыша, - вещи, игрушки, растения, животные, вода, песок и многое другое - вызывает у него интерес. ...

Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста через игры с песком, водой и сыпучими материалами

Для ребенка раннего возраста характерны эмоциональная неустойчивость,импульсивность, яркость проявления эмоций. Все это определяет основную направленность психологической работы с малышами –эмоц...