Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста через игры с песком, водой и сыпучими материалами
методическая разработка (младшая группа) по теме
Для ребенка раннего возраста характерны эмоциональная неустойчивость, импульсивность, яркость проявления эмоций. Все это определяет основную направленность психологической работы с малышами – эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в их регуляции.
Задача обеспечения эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения, развитие положительных эмоций у детей в нашем детском саду решается в центре “Песок-вода” при помощи различных игр и манипуляций с песком, водой и крупой.
Особое значение использования воды, песка и сыпучих материалов в качестве психопрофилактического средства мы придаем в период адаптации детей к детском саду, с целью создания наиболее благоприятных и оптимальных условий для адаптации малышей к детскому саду. Исходя из потребностей детей, посещающих наше ДОУ, мы ставим перед собой следующие задачи:
· снизить высокий уровень психофизического напряжения малышей в период адаптации, помочь ребенку проиграть психотравмирующую ситуацию расставания с родителями;
· установить доверительные отношения между педагогом и малышами, сделать роль воспитателя понятной, предсказуемой и значимой для ребенка. Все это укрепит его базисное доверие к миру, обозначит роль воспитателя как проводника и помощника в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире;
· помочь ребенку более осмысленно и быстро освоить нормы и правила, а также позитивные способы поведения и общения в детской группе;
· помочь каждому малышу выразить состояние внутреннего Я через игры, усилить его чувство принятия и успешности;
· осуществить психолого-педагогическую коррекцию поведения “особых” детей;
· способствовать возникновению и поддержанию положительных эмоций у малышей, повышению эмоционального тонуса, общего фона настроения;
· удовлетворять потребности детей в разнообразных эмоционально-насыщенных переживаниях и обеспечивать свободу выражений своих чувств, развивать и поддерживать самостоятельность в освоении окружающего мира, предоставлять условия для свободного освоения окружения;
· развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, умение прислушиваться к своим ощущениям, обогащать сенсорный чувственный опыт малышей;
· обеспечивать содержательное общение с взрослым, помочь установить социальные контакты со сверстниками.
Для малыша, еще слабо владеющего речью, емкость с водой, песком или крупой становится своеобразным театром одного актера, сценой его внутреннего Я. Через такую игру у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия, успешности, происходит спонтанное снижение психического напряжения. Это ведет и к сокращению сроков психофизической адаптации.
Очень важно, до начала занятий, детей познакомить с правилами поведения во время игр с водой, песком и крупой:
· нельзя намеренно выливать воду на пол; выкидывать песок (крупу) на пол;
· нельзя брызгать водой на других детей; бросать песок (крупу);
· после игры надо помочь убрать игрушки на свои места.
Игры с водой. Вода обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, расслаблению. С другой стороны она может просто развлечь ребенка, поднять эмоциональный настрой. Все это создает благоприятную почву для развития эмоциональной сферы малышей. Любые самостоятельные игры детей с водой, даже такие простые манипуляции, как переливание, выливание, заполнение емкостей водой, обладают психопрофилактической ценностью.
Для организации “Водного царства” важно учесть:
Во-первых, необходимо обеспечить безопасность и комфортные условия для детей во время игр с водой.
Во-вторых:
· Вода должна быть теплой и кипяченой (не вызывающей “тактильного дискомфорта” у детей, обеспечивающей безопасность для здоровья).
· Емкость целесообразно заполнять водой до уровня не ниже 7—10 см, чтобы малышам было удобно наполнять водой бутылочки, опуская их на дно, зачерпывать воду, и чтобы была возможность разнообразить игровые действия детей.
· Хорошо иметь для детей клеенчатые передники, фартучки, нарукавники, чтобы дети не боялись забрызгаться, не чувствовали себя скованными. Рядом должны находиться сухие тряпочки, салфетки, которыми можно воспользоваться в самых разных ситуациях.
· Материалы должны быть размещены так, чтобы ими было легко воспользоваться и взрослому, и детям. Их можно хранить в пластиковых контейнерах с отверстиями, тазиках, на подносах, на полках. А после окончания игр с водой следует раскладывать все мокрые предметы на полотенце для просушки.
В-третьих, необязательно покупать специальные игрушки, это могут быть разнообразные материалы и предметы, которые можно изготовить самим. Неоценимую помощь оказывают наши родители, обогащая развивающую среду.
Рекомендуемые материалы для игр с водой:
· пластмассовые и резиновые игрушки (кораблики, лодки, уточки, рыбки и др.);
· предметы из различных материалов (дерева, пластмассы), разного веса, формы, размера, фактуры; природные материалы;
· стаканчики из-под йогуртов, бутылочки с крышками, дырочками на дне, баночки, мерные стаканчики, формочки разных размеров, ведерки и другие пластиковые емкости;
· совки, черпачки, ложечки и другие предметы, которыми можно зачерпывать воду;
· сита, сачки, дуршлаги, лейки, воронки (воронки можно легко изготовить из пластиковых бутылок, срезав верх, отвинтив крышку, можно сделать дырочки на стенках воронки, и тогда вода будет выливаться не только из основного отверстия);
· резиновые и поролоновые губки, полые трубочки, пробки, венчики и многое другое.
Игры с песком, сыпучими материалами. Эти игры также имеют положительное значение для развития психики ребенка, установления психологического комфорта:
· при взаимодействии с песком, сыпучими материалами стабилизируется эмоциональное состояние;
· развитие мелкой моторики и тактильно-мнемической чувствительности влияет на развитие центра речи в головном мозге ребенка, формирование произвольного внимания и памяти;
· с развитием тактильно-мнемической чувствительности и мелкой моторики ребенок учится прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.
Рекомендуемые материалы для игры с песком, сыпучими материалами:
· водонепроницаемый деревянный ящик 50x70x8 см или пластмассовый таз;
· чистый просеянный песок (лучше его прокалить в духовке). Песок заполняет 1/3 емкости;
· вода в кувшине, чтобы можно было смочить песок;
· небольшие емкости (мерные стаканчики, мисочки, тазики, подносы для круп).
Игры с песком имеют мощный ресурс. Внешне простые действия — выливание в песочницу воды, перемешивание, вымешивание песочной субстанции, отделение воды от песка, пересыпание и перебирание сухого песка, закапывание мелких игрушек – позволяют стремительно уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять напряжение, тем самым подготовить почву для конструктивного взаимодействия.
Игры с сыпучими материалами. В своей работе мы используем различную крупу: манную, гречневую, перловую, горох.
Обучение педагогов и родителей. Немаловажное значение имеет обучение педагогов и родителей способам, методам и приемам работы с водой, песком и сыпучими материалами, как средствами сохранения эмоционального благополучия у детей. Для работы со взрослыми по этому направлению мы ставим следующие задачи:
· показать значимость применения игр с водой, песком и сыпучими материалами;
· мотивировать взрослых использовать эти игры дома и в детском саду;
· познакомить с разнообразием материалов при организации игр с водой, песком и сыпучими материалами;
· получить практический опыт применения игр и упражнений.
Примерный список игр
Игры с водой | Игры с песком | Игры с сыпучими материалами |
· переливание воды разными емкостями (ложкой, крышкой, баночкой, кружкой, спринцовкой) и способами (губкой, резиновой перчаткой, воронкой); · наливание воды в разные емкости (чашку, бутылочку, кастрюльку…); · веселая рыбалка (вылавливание рыб удочкой с магнитом); · тонет – не тонет (игры на экспериментирование); · игры с мыльными пузырями (пускание пузырей с помощью соломинки, воронки; взбивание пены венчиком). “Поймай пузырь на ладошку”, “Чей пузырь больше?”, “Чей пузырь улетит выше, дальше…”; · игры с заводными плавающими игрушками, мельницей; · игра “Море” (разноцветные большие и маленькие камушки, ситечко, игрушки – обитатели моря). | · по очереди делать отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороны; · скользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.); · выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро; · пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы; · создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травка, дерево, ежик и пр.); · пройтись по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой руками, после — одновременно (сначала только указательным, потом — средним, затем — безымянным, большим, и наконец — мизинчиком); · группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок может наблюдать загадочные следы. Хорошо вместе пофантазировать: чьи они?; · поиграть по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мелкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола. | · просеивание (горох, манка, сито); · пересыпание круп (из миски в миску, из чашки в чашку, из стаканчика в стаканчик); · перекладывание круп (ложкой, рукой, стаканом); · перебирание (например, смешаны горох и фасоль); · прятанье и поиск игрушек в крупе (по цветам, дикие и домашние животные, свободная тема); · поднос с манкой: – рисование разных дорожек; зигзагообразные и круговые движения ладошками по манке – едет машинка, ползет жук, крутится карусель… – нажимать на манку кулачками костяшками пальцев – сравнивать, на что похож отпечаток; – оставлять следы одновременно разным количеством пальцев. Придумать кто оставил следы; -использование коллажей (форма, цвет, овощи, фрукты, животные). |
Таким образом, мы считаем, что игры с водой, песком и сыпучими материалами могут быть мощным ресурсом предметно-развивающей среды в группах раннего возраста. Игры с этими материалами оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия, т.к. помогают создать радостное настроение, установить первые контакты с ребенком, повышать жизненный тонус, снимать напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sokhranenie_emotsionalnogo_blagopoluchiya_detey_rannego_vozrasta_cherez_igry_s_peskom.docx | 25.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста через игры с песком, водой и сыпучими материалами
Для ребенка раннего возраста характерны эмоциональная неустойчивость, импульсивность, яркость проявления эмоций. Все это определяет основную направленность психологической работы с малышами – эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в их регуляции.
Задача обеспечения эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения, развитие положительных эмоций у детей в нашем детском саду решается в центре “Песок-вода” при помощи различных игр и манипуляций с песком, водой и крупой.
Особое значение использования воды, песка и сыпучих материалов в качестве психопрофилактического средства мы придаем в период адаптации детей к детском саду, с целью создания наиболее благоприятных и оптимальных условий для адаптации малышей к детскому саду. Исходя из потребностей детей, посещающих наше ДОУ, мы ставим перед собой следующие задачи:
- снизить высокий уровень психофизического напряжения малышей в период адаптации, помочь ребенку проиграть психотравмирующую ситуацию расставания с родителями;
- установить доверительные отношения между педагогом и малышами, сделать роль воспитателя понятной, предсказуемой и значимой для ребенка. Все это укрепит его базисное доверие к миру, обозначит роль воспитателя как проводника и помощника в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире;
- помочь ребенку более осмысленно и быстро освоить нормы и правила, а также позитивные способы поведения и общения в детской группе;
- помочь каждому малышу выразить состояние внутреннего Я через игры, усилить его чувство принятия и успешности;
- осуществить психолого-педагогическую коррекцию поведения “особых” детей;
- способствовать возникновению и поддержанию положительных эмоций у малышей, повышению эмоционального тонуса, общего фона настроения;
- удовлетворять потребности детей в разнообразных эмоционально-насыщенных переживаниях и обеспечивать свободу выражений своих чувств, развивать и поддерживать самостоятельность в освоении окружающего мира, предоставлять условия для свободного освоения окружения;
- развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, умение прислушиваться к своим ощущениям, обогащать сенсорный чувственный опыт малышей;
- обеспечивать содержательное общение с взрослым, помочь установить социальные контакты со сверстниками.
Для малыша, еще слабо владеющего речью, емкость с водой, песком или крупой становится своеобразным театром одного актера, сценой его внутреннего Я. Через такую игру у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия, успешности, происходит спонтанное снижение психического напряжения. Это ведет и к сокращению сроков психофизической адаптации.
Очень важно, до начала занятий, детей познакомить с правилами поведения во время игр с водой, песком и крупой:
- нельзя намеренно выливать воду на пол; выкидывать песок (крупу) на пол;
- нельзя брызгать водой на других детей; бросать песок (крупу);
- после игры надо помочь убрать игрушки на свои места.
Игры с водой. Вода обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, расслаблению. С другой стороны она может просто развлечь ребенка, поднять эмоциональный настрой. Все это создает благоприятную почву для развития эмоциональной сферы малышей. Любые самостоятельные игры детей с водой, даже такие простые манипуляции, как переливание, выливание, заполнение емкостей водой, обладают психопрофилактической ценностью.
Для организации “Водного царства” важно учесть:
Во-первых, необходимо обеспечить безопасность и комфортные условия для детей во время игр с водой.
Во-вторых:
- Вода должна быть теплой и кипяченой (не вызывающей “тактильного дискомфорта” у детей, обеспечивающей безопасность для здоровья).
- Емкость целесообразно заполнять водой до уровня не ниже 7—10 см, чтобы малышам было удобно наполнять водой бутылочки, опуская их на дно, зачерпывать воду, и чтобы была возможность разнообразить игровые действия детей.
- Хорошо иметь для детей клеенчатые передники, фартучки, нарукавники, чтобы дети не боялись забрызгаться, не чувствовали себя скованными. Рядом должны находиться сухие тряпочки, салфетки, которыми можно воспользоваться в самых разных ситуациях.
- Материалы должны быть размещены так, чтобы ими было легко воспользоваться и взрослому, и детям. Их можно хранить в пластиковых контейнерах с отверстиями, тазиках, на подносах, на полках. А после окончания игр с водой следует раскладывать все мокрые предметы на полотенце для просушки.
В-третьих, необязательно покупать специальные игрушки, это могут быть разнообразные материалы и предметы, которые можно изготовить самим. Неоценимую помощь оказывают наши родители, обогащая развивающую среду.
Рекомендуемые материалы для игр с водой:
- пластмассовые и резиновые игрушки (кораблики, лодки, уточки, рыбки и др.);
- предметы из различных материалов (дерева, пластмассы), разного веса, формы, размера, фактуры; природные материалы;
- стаканчики из-под йогуртов, бутылочки с крышками, дырочками на дне, баночки, мерные стаканчики, формочки разных размеров, ведерки и другие пластиковые емкости;
- совки, черпачки, ложечки и другие предметы, которыми можно зачерпывать воду;
- сита, сачки, дуршлаги, лейки, воронки (воронки можно легко изготовить из пластиковых бутылок, срезав верх, отвинтив крышку, можно сделать дырочки на стенках воронки, и тогда вода будет выливаться не только из основного отверстия);
- резиновые и поролоновые губки, полые трубочки, пробки, венчики и многое другое.
Игры с песком, сыпучими материалами. Эти игры также имеют положительное значение для развития психики ребенка, установления психологического комфорта:
- при взаимодействии с песком, сыпучими материалами стабилизируется эмоциональное состояние;
- развитие мелкой моторики и тактильно-мнемической чувствительности влияет на развитие центра речи в головном мозге ребенка, формирование произвольного внимания и памяти;
- с развитием тактильно-мнемической чувствительности и мелкой моторики ребенок учится прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.
Рекомендуемые материалы для игры с песком, сыпучими материалами:
- водонепроницаемый деревянный ящик 50x70x8 см или пластмассовый таз;
- чистый просеянный песок (лучше его прокалить в духовке). Песок заполняет 1/3 емкости;
- вода в кувшине, чтобы можно было смочить песок;
- небольшие емкости (мерные стаканчики, мисочки, тазики, подносы для круп).
Игры с песком имеют мощный ресурс. Внешне простые действия — выливание в песочницу воды, перемешивание, вымешивание песочной субстанции, отделение воды от песка, пересыпание и перебирание сухого песка, закапывание мелких игрушек – позволяют стремительно уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять напряжение, тем самым подготовить почву для конструктивного взаимодействия.
Игры с сыпучими материалами. В своей работе мы используем различную крупу: манную, гречневую, перловую, горох.
Обучение педагогов и родителей. Немаловажное значение имеет обучение педагогов и родителей способам, методам и приемам работы с водой, песком и сыпучими материалами, как средствами сохранения эмоционального благополучия у детей. Для работы со взрослыми по этому направлению мы ставим следующие задачи:
- показать значимость применения игр с водой, песком и сыпучими материалами;
- мотивировать взрослых использовать эти игры дома и в детском саду;
- познакомить с разнообразием материалов при организации игр с водой, песком и сыпучими материалами;
- получить практический опыт применения игр и упражнений.
Примерный список игр
Игры с водой | Игры с песком | Игры с сыпучими материалами |
|
|
– рисование разных дорожек; зигзагообразные и круговые движения ладошками по манке – едет машинка, ползет жук, крутится карусель… – нажимать на манку кулачками костяшками пальцев – сравнивать, на что похож отпечаток; – оставлять следы одновременно разным количеством пальцев. Придумать кто оставил следы; -использование коллажей (форма, цвет, овощи, фрукты, животные). |
Таким образом, мы считаем, что игры с водой, песком и сыпучими материалами могут быть мощным ресурсом предметно-развивающей среды в группах раннего возраста. Игры с этими материалами оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия, т.к. помогают создать радостное настроение, установить первые контакты с ребенком, повышать жизненный тонус, снимать напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста через игры с песком, водой и сыпучими материалами.
Игры с водой, песком и сыпучими материалами могут быть мощным ресурсом предметно-развивающей среды в группах раннего возраста. Игры с этими материалами оказывают существенное влияние на сохранен...
Проект «Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста через игры с песком, водой и сыпучими материалами»
Каждый ребенок по-своему переносит трудности, связанные с поступлением в дошкольное учреждение. Для этого необходимо создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе, в которой бы ребёнок чувство...
«Сохранение эмоционального благополучия детей младшего возраста через игры с песком и водой»
Жизнь не стоит на месте, меняются наши дети, меняется информационный поток и способы усвоения новых знаний. Я стараюсь следовать времени и ищу новые пути обучения и воспитания дошкольников, применяя в...
Статья "Развитие детей раннего возраста через игры с песком"
"Самая лучшая игрушка для детей - куча песка!" К.Д. Ушинский...
Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста через игры с песком, водой и сыпучими материалами
Для ребенка раннего возраста характерны эмоциональная неустойчивость, импульсивность, яркость проявления эмоций. Задача обеспечения эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения, ра...
«Развитие любознательности и активности у детей раннего возраста через игры-экспериментирования с водой, песком и камнями»
В раннем возрасте происходит активное знакомство ребенка с окружающим миром. Все, что окружает малыша, - вещи, игрушки, растения, животные, вода, песок и многое другое - вызывает у него интерес. ...
Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста через игры с песком, водой и сыпучими материалами
Для ребенка раннего возраста характерны эмоциональная неустойчивость,импульсивность, яркость проявления эмоций. Все это определяет основную направленность психологической работы с малышами –эмоц...