Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста через игры с песком, водой и сыпучими материалами
материал (младшая группа)
Для ребенка раннего возраста характерны эмоциональная неустойчивость, импульсивность, яркость проявления эмоций. Задача обеспечения эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения, развитие положительных эмоций у детей в нашем детском саду решается в центре “Песок-вода” при помощи различных игр и манипуляций.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста через игры с песком, водой и сыпучими материалами
Для ребенка раннего возраста характерны эмоциональная неустойчивость, импульсивность, яркость проявления эмоций. Задача обеспечения эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения, развитие положительных эмоций у детей в нашем детском саду решается в центре “Песок-вода” при помощи различных игр и манипуляций.
Особое значение использования воды, песка и сыпучих материалов в качестве психопрофилактического средства мы придаем в период адаптации детей к детском саду, с целью создания наиболее благоприятных и оптимальных условий для адаптации малышей к детскому саду. Через такую игру у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия, успешности, происходит спонтанное снижение психического напряжения. Это ведет и к сокращению сроков психофизической адаптации.
Игры с водой. Вода обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, расслаблению. С другой стороны она может просто развлечь ребенка, поднять эмоциональный настрой. Все это создает благоприятную почву для развития эмоциональной сферы малышей. Любые самостоятельные игры детей с водой, даже такие простые манипуляции, как переливание, выливание, заполнение емкостей водой, обладают психопрофилактической ценностью.
Игры с сыпучими материалами. Эти игры также имеют положительное значение для развития психики ребенка, установления психологического комфорта: при взаимодействии с песком, сыпучими материалами стабилизируется эмоциональное состояние; развитие мелкой моторики, формирование произвольного внимания и памяти.
Игры с водой, песком и сыпучими материалами являются мощным ресурсом предметно-развивающей среды в группе раннего возраста. Игры с этими материалами оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия, т.к. помогают создать радостное настроение, установить первые контакты с ребенком, повышать жизненный тонус, снимать напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.
Игры с водой: переливание воды разными емкостями, наливание воды в разные емкости (чашку, бутылочку, кастрюльку…); веселая рыбалка (вылавливание рыб удочкой с магнитом); тонет – не тонет (игры на экспериментирование); игры с мыльными пузырями (пускание пузырей с помощью соломинки, воронки; взбивание пены венчиком). “Поймай пузырь на ладошку”, “Чей пузырь больше?”, “Чей пузырь улетит выше, дальше…”; игры с заводными плавающими игрушками, мельницей.
Игры с сыпучими материалами: просеивание (горох, манка, сито); пересыпание круп (из миски в миску, из чашки в чашку); перекладывание круп (ложкой, рукой, стаканом); перебирание (например, смешаны горох и фасоль); прятанье и поиск игрушек в крупе (по цветам, дикие и домашние животные, свободная тема).
Требования к использованию природных материалов в работе с детьми дошкольного возраста. Песок для песочницы в группе должен быть мелким (речным или озерным), просеянный через мелкое сито, промытый и прожаренный в духовке. Над песочницей необходимо подвесить кварцевую лампу. Один раз в месяц песок необходимо промывать и прожаривать в духовке. Вода, которая используется для игр с песком, должна быть теплой, кипяченой, ее не должно быть много. После использования влажного песка песочница должна быть открыта до полного высыхания песка. Природные материалы, используемые для игр с песком и водой: камни натуральные или искусственные, орехи грецкие или земляные, кристаллы, минералы, ракушки, желуди. Не рекомендуются к использованию природные материалы, которые при взаимодействии с водой и песком прорастают: семена, фасоль. Игрушки для игр с песком и водой должны быть пластмассовыми или резиновым.
Игрушки для игр с песком и водой: дикие и домашние животные, деревья, цветы, люди, водные обитатели, дома, транспортные средства, самолеты, заборы, дорожные знаки, мосты, ворота, формочки, лопатки, грабли, лейка.
Игра с песком и водой «Утята у пруда».
Оборудование и материалы: мама утка и утята, мосты, лейка.
Цель игры: пробуждение интереса к занятиям с природным материалом, развитие внимания, связанного с координацией движений; развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений;
Ход игры: На песке необходимо заранее построить домик, где живут утята. Вокруг дома необходимо построить горы, сделать ямы, мосты. Разыграйте вместе с теми историю о том, что утята отправились гулять, далеко от дома. Во время прогулки пошел дождь (полить из лейки) и размыло дорожку к дому, где их ждет мама утка. Утята заблудились. Помоги им найти дорогу домой.
Игра с песком и водой «Грузовик».
Оборудование и материалы: грузовик, орехи (грецкие или земляные), белка, слон, мосты, лейка.
Цель игры: пробуждение интереса к занятиям с природным материалом, развитие внимания, связанного с координацией движений; развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений;
Ход игры: Постройте домик для белки, а на другом углу расположите грузовик, который везет для белки орехи. Внезапно пошел дождь (поливаем из лейки дорогу), размыл дорогу к домику белки, грузовик застрял в луже. Машина забуксовала. Огромный слон приходит нам на помощь и вытаскивает грузовик. Машина доезжает до белки, белка всех благодарит.
Игра с песком и водой «Запасливый хомяк».
Оборудование и материалы: орехи (земляной или грецкий), грузовик, совок, лейка Цель игры: пробуждение интереса к занятиям с природным материалом, развитие внимания, связанного с координацией движений; развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений;
Ход игры: Сделайте в песке глубокую ямку, здесь хомяк будет прятать свои запасы на зиму. Хомяк складывает орехи в норку. Ребенок помогает сделать хомяку припасы. Дождь грозит залить запасы хомяка, необходимо их спасти. Грузовик вывозит орехи в другую норку, которую сделают дети, где орехи будут в безопасности.
Игра с песком «Секретики».
Оборудование и материалы: мелкие природные и стеклянные камни, фольга, орехи, небольшие квадраты из оргстекла или из пластиковой бутылки.
Цель игры: пробуждение интереса к занятиям с природным материалом, развитие внимания, связанного с координацией движений; развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений;
Ход игры: Предложите детям раскопать небольшие ямки. На дно ямки раскладывается кусок фольги, на фольгу раскладываются в произвольном порядке камни, орешки и т.д. все закрывается оргстеклом и засыпается песком. Дети показывают друг другу свои «секретики».
Игра с песком «Зоопарк», «Ферма».
Оборудование и материалы: набор небольших игрушек «Дикие животные», «Домашние животные», пластмассовые деревья, мосты, формочки.
Цель игры: развитие моторики руки, тонких тактильных ощущений, познавательное и речевое развитие.
Ход игры: Перед игрой песок необходимо увлажнить, так, чтобы песку можно было придать форму. Предложите малышу построить зоопарк или ферму: разбейте клумбы, посадите деревья, предложите сделать ограждения, заборчики и дорожки для посетителей.
Сделайте дом для фермера, будку для собаки из формочек. Способствуйте играм ребенка по замыслу.
Игра с песком «Автопробег».
Оборудование и материалы: небольшие машинки, маленькие пластмассовые флажки. Цель игры: развитие моторики руки, тонких тактильных ощущений, развитие координации, ловкости.
Ход игры: нарисуйте на песке дорожку для того, чтобы по ней ездила машина: дорожка «змейка», ограниченная флажками, извилистая дорожка в форме лабиринта или восьмерки.
Игра с песком «Куличики»
Оборудование и материалы: формочки, камни природные, стеклянные, пластмассовые лепестки цветов и т.д.
Цель игры: развитие моторики руки, тонких тактильных ощущений.
Ход игры: Песок должен быть увлажнен так, чтобы песку можно было придать форму. Предложите детям представить себя кондитерами и «испечь» кулинарные изделия из песка. С помощью формочек придайте песку форму будущим изделиям и предложите детям украсить «торты» и «пирожные» камнями, цветами.
Игра «Рисуем на песке»
Оборудование и материалы: тонкая палочка, образцы с фигурами или линиями для рисования.
Цель игры: развитие моторики руки, тонких тактильных ощущений. Ход игры: Для того, чтобы рисовать на песке песок должен быть влажны, гладким. Нарисуйте на песке прямую или волнистую линию и попросите малыша повторить такую же линию, не отрывая руки от песка. Можно нарисовать человечка на песке, прочитайте стишок: «Точка, точка, запятая - / Вышла рожица кривая./ Ручки, ножки, огуречик - / Получился человечек!». Нарисуйте на песке круг или квадрат, овал или треугольник. Спросите малыша, на что похожа нарисованная фигура, предложите ее дорисовать. Круг может превратиться в солнышко, яблоко, мяч, рожицу, часы, шарик, бублик и т.д. Из квадрата может получиться телевизор, дом, рама, кубик. Треугольник может стать елкой, сачком, цветком, колпаком, флажком. Овал может быть похож на цветок, желудь, жука, ракетку, огурец.
Игра с водой «Поймай шарик».
Оборудование и материалы: небольшая чашка, пластмассовых теннисных шариков (6-7 штук); ситечко.
Цель игры: развитие внимания, связанного с координацией движений; развитие моторики рук.
Ход игры: Предложите ребенку поймать с помощью ситечка теннисные шарики в чашку.
Игра с водой «Тонет, не тонет».
Оборудование и материалы: предметы, которые тяжелее воды: камни, гвозди, ключи, бусинки и т.д.; предметы, которые легче воды: кубик, губка, пластмассовый теннисный шарик,
Цель игры: развитие внимания, связанного с координацией движений; развитие моторики рук.
Ход игры: Предложите малышам опытно-экспериментальным путем проследить за свойствами предметов, которые тяжелее или легче воды.
Игра с водой «Рыбалка»
Оборудование и материалы: пластмассовые рыбки с металлической вставкой и удочки с магнитом.
Цель игры: развитие внимания, связанного с координацией движений; развитие моторики рук.
Ход игры: разбросайте рыбок на дне игрового стола, предложите малышу поймать рыбок на удочку приговаривая: «Ловись рыбка большая и маленькая!». Пойманных рыбок складывайте в ведерко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста через игры с песком, водой и сыпучими материалами.
Игры с водой, песком и сыпучими материалами могут быть мощным ресурсом предметно-развивающей среды в группах раннего возраста. Игры с этими материалами оказывают существенное влияние на сохранен...
Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста через игры с песком, водой и сыпучими материалами
Для ребенка раннего возраста характерны эмоциональная неустойчивость, импульсивность, яркость проявления эмоций. Все это определяет основную направленность психологической работы с малышами – эм...
Сохранение эмоционального благополучия детей младшего возраста через игры с песком.
Игры с песком доставляют удовольствие и детям и взрослым, но это не только весело, но и полезно и в плане оздоровления, и в плане знакомства малышей с окружающим миром. Деткам нравится трогать песок, ...
Проект «Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста через игры с песком, водой и сыпучими материалами»
Каждый ребенок по-своему переносит трудности, связанные с поступлением в дошкольное учреждение. Для этого необходимо создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе, в которой бы ребёнок чувство...
«Сохранение эмоционального благополучия детей младшего возраста через игры с песком и водой»
Жизнь не стоит на месте, меняются наши дети, меняется информационный поток и способы усвоения новых знаний. Я стараюсь следовать времени и ищу новые пути обучения и воспитания дошкольников, применяя в...
«Сохранение эмоционального благополучия детей младшего возраста через игры с песком и водой»
Актуальность представленной разработки:Жизнь не стоит на месте, меняются наши дети, меняется информационный поток и способы усвоения новых знаний. Я стараюсь следовать времени и ищу новые пути обучени...
Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста через игры с песком, водой и сыпучими материалами
Для ребенка раннего возраста характерны эмоциональная неустойчивость,импульсивность, яркость проявления эмоций. Все это определяет основную направленность психологической работы с малышами –эмоц...