Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе: "Эти удивительные грибы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Закреплять и обобщать знания детей о грибах; учить различать съедобные и несъедобные грибы. Познакомить детей с особенностями внешнего вида и роста грибов. Дать детям представления о правилах сбора грибов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
griby.docx | 19.39 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД Ознакомление с окружающим миром в старшей группе
Тема: « Эти удивительные грибы»
Цель: формировать знания детей о грибах, как удивительных
обитателях леса.
Образовательные задачи:
Закреплять и обобщать знания детей о грибах; учить различать съедобные и несъедобные грибы. Познакомить детей с особенностями внешнего вида и роста грибов. Дать детям представления о правилах сбора грибов.
Развивающие задачи:
Развивать наблюдательность, память, воображение, умение анализировать и делать выводы.
Воспитательные задачи:
Воспитывать экологическую культуру, умение правильно вести себя в лесу при сборе грибов.
Методы и приёмы:
Наглядный: изображения грибов по теме .
Словесный: беседа, рассказывание, указания, отгадывание загадок, «метод педагогической оценки», напоминание, чтение стихотворения П.Синявского «Грибная электричка».
Игровой: пальчиковая игра «Грибы»,
Практический: составление модели «Как растут грибы», игра «Собери грибы в лукошко».
Словарная работа:
Активизация словаря: съедобные, несъедобные грибы; ядовитые, мухомор, белый гриб-боровик, рыжики, подосиновики, лисички; шляпка, ножка, грибники.
Обогащение: грибница, бледная поганка.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, сюжетных картин на тему «Грибы», загадывание загадок, заучивание стихотворений о грибах, разучивание пальчиковых игр.
Оборудование и материалы:
Муляжи и изображения съедобных, несъедобных грибов, грибницы. Корзинки для сбора грибов, письмо.
Ход НОД.
Воспитатель: Показывает корзинку, в которой дети обнаруживают
письмо.
- А о чём письмо, мы с вами сейчас узнаем, когда вы отгадаете загадку.
Кто сидит на крепкой ножке
В бурых листья у дорожки?
Встала шапка из травы –
Нет под шапкой головы.
- Ребята, так о чём сегодня пойдёт речь? Правильно о грибах. А вы знаете, кто это такие? (ответы детей). Почему и взрослым и детям необходимы знания об этих удивительных созданиях?
Дети: - Потому, что мы все любим собирать грибы, а они бывают очень опасны для нашего здоровья.
Воспитатель: Грибы – это не растения, и не животные, поэтому их и называют загадочными и удивительными созданиями. Много – много, около 100 тыс. грибов растёт на нашей планете. Их можно встретить везде. Как вы думаете где? (ответы детей).
Воспитатель: Грибы можно встретить: в почве, в воде, на камнях, на растениях, в домах, в лесу и даже в музеях (дети рассматривают картинки).
- А где встречали их вы?
Дети: В лесу.
Пальчиковая игра «Грибы».
На полянке – толстячок.
(Правая рука сжата в кулак и поднята перед собой.)
Белый гриб – боровичок.
(Ладонь левой руки накрывается кулак правой.)
А под ним, дрожа немножко,
(Левая рука остаётся, правую убираем.)
Подняла улитка рожки.
(Указательные и средний пальцы правой руки подняты. Большой палец придерживает остальные, можно слегка повращать рукой.)
Воспитатель:- Каких только грибов нет в лесу. Удивительные и красивые эти грибочки! А вернее, их плодовые тела. Вот послушайте.
Многие думают, что грибы растут сами по себе. Но это не так. Гриб спрятан в почве. Состоит он из тонких белых ветвящихся нитей – грибницы ( дети рассматривают грибницу на картинке). Когда грибу достаточно тепла, влаги и питательных веществ, то на грибнице вырастают плодовые тела. Грибы поодиночке не растут.
Воспитатель: - Многие лесные грибы очень «дружат» с определёнными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Часто гриб просто не может существовать без дерева.
- Ребята, посмотрите, кто знает этот гриб? Как он называется? (белый). Белый гриб растёт только в лесу. Его ещё называют боровиком, растёт он на вырубках, в хвойных лесах, близ дорог; в глухомани его не встретишь ( рассматривают гриб муляж). Шляпка у него мясистая, упругая, светло-серая, но может быть и желтоватая или бурая. Низ шляпки, как губка – губчатый, желтоватого цвета с чуть зеленоватым оттенком. А сам гриб, действительно, на изломе белый.
- А как называются эти грибы? ( грибы - рыжики). Рыжики растут под соснами и елями.
А этих красавцев знаете? Ну, конечно, это подосиновики. А где они растут, уже догадались?
Дети: - Правильно, под осиной, поэтому, так и называются.
Воспитатель: - А вот этот удивительный гриб узнали? (гриб – лисичка). Как вы думаете, почему он так называется? (ответы детей). Правильно, за сходство его окраски с цветом лисьего меха. (Рассматривают гриб). Шляпка у лисички не отделяется от ножки, как у других грибов, а сливается с ней в одно целое. Есть у лисички очень ценная для грибников особенность. Ребята, может вы, знаете какая? (ответы детей). Правильно, они никогда не бывают червивыми. Старые лисички высыхают или загнивают, но в них никогда не поселяются другие насекомые. А вы знаете, почему? (размышления детей). Учёные никак не могут обнаружить, почему так происходит. Неужели насекомых просто отпугивает яркий цвет гриба? Удивительно…
Дети: - Ребята, так какие съедобные грибы вы знаете? (ответы детей).
Эти грибы очень питательные и вкусные. Но растут в наших лесах и несъедобные, ядовитые грибы.
Воспитатель:- Дети, кто знает, какие? (ответы детей). Правильно, бледная поганка и мухомор. Но самый опасный из ядовитых грибов – бледная поганка. Съешь её, и умрёшь. (дети рассматривают на иллюстрации бледную поганку). Шляпка у неё в центре как шар, а по краям плоская, шелковистая, бледно-зелёного цвета. Ножка белая, длинная, тонкая, с кольцом наверху и оторочкой у основания. Растёт она летом и осенью, обычно в лиственных лесах, реже а хвойных.
- А этот гриб красивый, красный. Но, поверьте, - он опасный.
Дети: - Мухомор.
Воспитатель: - Мухомор – самый нарядный гриб. Его вы ни с чем не спутаете (рассматривают и описывают мухомор). Шляпка у него…ярко-красная с белыми крапинками, на ножке кольцо, как будто мини-юбочка. А знаете что? Мухомор – гриб не такой простой. Людям его можно есть?
Дети: - (нет, он ядовитый и опасен). А вот многим лесным жителям без него не обойтись. Почему? (размышления детей).
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, кто из животных может, есть мухомор? Правильно, белочки иногда сушат их на зиму. А ещё не брезгуют мухоморами и сороки. А лоси проглатывают их целиком, иногда несколько штук за один раз. Зачем? (ответы детей). Мухоморы для лосей – лекарство, которое помогает им избавиться от паразитов. Вот так-то!
- Ребята, так о каких грибах вы сегодня узнали? Какие из них съедобные, а какие ядовитые – несъедобные? (ответы детей).
- А почему мухомор назвали мухомором? (раньше настой этого гриба всегда применяли для уничтожения мух и других насекомых, за что он и получил своё название).
- Что общего между мухомором и бледной поганкой?
Дети: - Это ядовитые, несъедобные грибы.
Воспитатель: - Что вы сделаете, увидев в лесу мухомор: пройдёте мимо или собьёте ногой? Почему?
Дети: - Мухомор нужен животным.
Воспитатель:- Ребята, а почему говорят, что маленький и старый гриб грех срывать? (маленький должен вырасти, а старый в пищу не годится – пусть им лесные жители полакомятся).
Воспитатель: - Сейчас проверим, знаете ли вы грибы. (Загадывание детям загадок).
Я в красной шапочке расту под стройною осиною, меня узнаешь за версту, зовусь я …(подосиновик).
Возле леса на опушке, украшая тёмный бор, вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый…(мухомор).
На толстой белой ножке коричневая шапка. Наверняка любой грибник найти мечтает…(боровик).
У него невзрачный вид, воланчик на ножке его не украсил. Ты не трогай этот гриб. Учти, - он очень ядовит! Смотри, не бери его с полянки! Его называют…(бледной поганкой).
Растут в лесу сестрички, рыжие…(лисички).
Воспитатель: - Молодцы! Загадки отгаданы. А теперь, подумайте и скажите, как правильно собирать грибы в лесу? (ответы детей).
Для настоящего грибника поход за грибами – радостная встреча с лесом, приобщение к его красоте, к его тайнам. Каждый гриб он осторожно срежет, да ещё полюбуется им, а потом только положит в корзину. Незнакомые и несъедобные грибы не тронет, ногами не собьёт. Они нужны лесу. Сухую листву и мох не перевернёт, не разбросает. Настоящему грибнику лес радуется, как другу и грибов для него не пожалеет. Отправляясь за грибами, не забывайте об этом.
- Я надеюсь, что вы ребята запомнили правила сбора грибов, и будут стараться не навредить лесу.
Предлагаю детям поиграть игру «Собери грибы в лукошко».
На полу разложены разные грибы: съедобные и несъедобные. Звучит музыкальный фон, дети собирают в корзинки грибы. В конце игры дети объясняют, почему они собрали именно эти грибы.
Проверяем, правильно ли дети запомнили съедобные грибы. Делаю акцент на то, что дети не трогали ногами несъедобные грибы, потому что они пригодятся диким животным. Благодарю детей за их знания, и желания научиться правильно вести себя в лесу при сборе грибов.
Рефлексия.
Воспитатель: - О чём она мы с вами сегодня узнали?
Дети: - о съедобных и ядовитых грибах.
Воспитатель: - С чем познакомились?
Дети: - с правилами сбора грибов.
Воспитатель: - Что интересное для себя вы узнали?
Дети: Что мухоморы нужны лесным жителям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе. Тема: «Все работы хороши – выбирай на вкус!»
открытое занятие...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему: "Космос".
В конспекте решаются задачи по ознакомлению детей с историей развития космонавтики....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Насекомые"
На занятии в игровой форме расширяются и уточняются представления детей о характерных особенностях и условиях жизни насекомых....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему "Россия - Родина моя!"
План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему "Россия - Родина моя!"...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»
Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе. "Опасности вокруг нас"
Формирование знаний об опасных ситуациях и предметах, с которыми дети встречаются в быту.Закрепление знаний о пожароопасных предметах и профессии "пожарнай"....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе Тема занятия: «Животные севера»
1. Продолжать знакомить детей с животными Севера2. Развивать познавательную активность; способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи3. Воспитывать люб...