Экологическое воспитание старших дошкольников с нарушениями речи
статья по окружающему миру (старшая группа)
В статье рассмотрены основные принципы экологического воспитания в ДОУ и положительное влияние на дошкольников от соприкосновения с миром природы и взаимодействия с ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zarechnaya_e_ekologiya_.docx | 17.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Заречная Е.Б.
Экологическое воспитание старших дошкольников с нарушениями речи
В настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек – это всего лишь часть природы.
Важным слагаемым жизнедеятельности человека является его взаимодействие с природой, которое достаточно противоречиво: человек – это часть природного мира, однако в результате его деятельности в биосфере происходят не только позитивные, но и негативные изменения.
Экологическое состояние нашей планеты очень критичное, рост экологических проблем обнаруживается на всех материках и государствах, в том числе и в России, что актуализирует необходимость понимания данной ситуации и сознательного к ней отношения.
В современной действительности экология является жизненно необходимой наукой, помогающая людям сделать среду их обитания приемлемой для существования, так как каждый человек связан с природным миром и зависит от него.
Экологическое образование является самостоятельной областью дошкольной педагогической теории и практики, а его начальной ступенью является дошкольный возраст, когда наблюдается активное развитие личности, закладываются основы экологического сознания, формируется отношение к окружающему миру.
Формирование экологического сознания приобретает свою специфику для дошкольников с нарушениями речи, одной из основных особенностей которых является наличие коммуникативных барьеров, нежелание вступать в контакт ни с взрослыми, ни со сверстниками.
Соприкасаясь с миром природы и взаимодействуя с ней, дети ощущают себя ее частью, у них развивается образное мышление, внимание, наблюдательность, зрительная память, раскрывается творческий потенциал, обогащается словарный запас, формируются трудовые умения и навыки. Взаимодействие с природным миром способствует не только развитию ума и речи дошкольников, но и является источником нравственных чувств ребенка, в связи с чем, крайне важно вызвать у него положительное отношение к нему.
В дошкольном возрасте усвоение экологических знаний наиболее эффективно, так как в этом возрасте дети воспринимают природу более эмоционально, видят в ней много удивительного.
Основными принципами экологического воспитания согласно ФГОС дошкольного образования являются:
– гуманистический и личностно-развивающий характер взаимодействия взрослых (родителей, воспитателей) и детей;
– уважение личности ребенка;
– поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
– формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
– объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
– формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных качеств, самостоятельности и ответственности ребенка;
– содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
– сотрудничество с семьей;
– приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
Получению экологических знаний, развитию умения устанавливать экологические взаимосвязи, классифицировать представления о природе способствует системная работа с миром природы. Для развития самостоятельной деятельности детей необходимая экологически направленная предметно-развивающая среда. В группах могут быть созданы уголки природы, которые знакомят детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. В уголке природы имеется календарь природы, подборка альбомов на каждое время года, картинки с изображением примет и загадок на каждый месяц. Здесь же есть открытки с изображениями предметов природного мира и животных, занесенных в Красную книгу, рыб, лекарственных растений, бабочек. В уголке природы имеется книга «Лекарственные растения Белгородской области», а также коллекция природных камней: кварц, уголь, мел, природный материал: шишки, ракушки желуди. В группе оборудована мини-лаборатория, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами для реализации исследовательской деятельности.
На участке детского сада имеется экологическая тропа, выполняющая познавательную, эстетическую, оздоровительную, развивающую, функцию, способствующую возникновению у детей экологического интереса.
Важным фактором приобщения старших дошкольников к миру природы являются прогулки, походы, экскурсии. Во время ежедневных прогулок дети знакомятся с названиями деревьев, цветов, птиц, учатся осознавать себя частью природного мира.
Например, на прогулках мы вместе с детьми организуем игры с природным материалом, экскурсии в Белгородский государственный историко-краеведческий музей, где дети приобщались к природе родного края, его обитателям.
Одним из факторов формирования экологического сознания старших дошкольников является художественная литература, содержащая богатую познавательную информацию, стимулирующую детей к наблюдению за предметами и явлениями окружающего мира, воздействующая на чувства детей, развивающая и пополняющая их словарный запас. Художественная литература о природе животных и растениях расширяет экологические представления детей, воспитывает любовь к родным местам.
Особый интерес для детей представляют экологические сказки, способствующие развитию мышления, памяти, воображения, связной речи, умению правильно выражать свои мысли, пополнению словарного запаса.
Одним из наиболее часто применяемых методов формирования экологического сознания, является наблюдение, которое сопровождает практически все используемые формы образовательной деятельности: экскурсии, прогулки, трудовую и исследовательскую деятельность.
Отметим, что любое наблюдение является познавательной деятельностью, требующей от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно не должно быть продолжительным.
Ежегодно 1 апреля проводится экологическая акция-праздник «Международный день птиц», в рамках которой проходит тематическая неделя «Наши пернатые друзья», на протяжении которой с детьми проводят беседы о птицах, читают сказки и рассказы, слушают птичьи голоса, делают разнообразные поделки
Эффективным методом экологического воспитания детей с нарушением речи являются и дидактические игры, целью которых является закрепление представлений о предметах и явлениях природы, а также решение речевых задач. При этом ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать по определенным общим признакам
Большую роль в формировании экологического сознания играет исследовательская деятельность, в рамках которой дошкольниками совместно с нами проводятся эксперименты с объектами неживой природы, направленные на повышение познавательной активности, любознательности; исследовательские умения и навыки детей с нарушениями речи, в частности умение ставить цель, выдвигать различные гипотезы, определять и решать проблему, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы. Данный вид деятельности способствует и речевому развитию, обогащению словарного запаса детей с нарушением речи, закреплению умения грамматически правильно задавать вопросы, строить свои ответы, умение строить доказательную речь.
Одну из ведущих ролей в формировании экологического сознания играют родители. Необходимо использовать такие формы сотрудничества с ними, как беседы, родительские собрания, круглые столы, дискуссии.
Таким образом, изучение природных особенностей, приобщение старших дошкольников с нарушениями речи к окружающему миру растений и животных посредством самых разнообразных форм работы и широким использованием педагогических средств, учет возрастных и индивидуальных особенностей таких детей будет способствовать формированию экологического сознания.
Список литературы
1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Текст]
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация и видеопрезентация для учителей логопедов "Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи"
Из опыта работы с дошкольниками по подготовке к обучению грамоте.Консультация содержит игры, упражнения, фотографии....
"Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи "
Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи...
Влияние экологической культуры на духовно-нравственное здоровье старших дошкольников с нарушением речи
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Встречи с природой помогают формировать реалистические знания об окружающем мире, гу...
Игры и упражнения по преодолению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи
Презентация....
Авторская методическая разработка "Экологическая тропа как средство обучения дошкольников с нарушениями речи"
Методическая разработка для учителе-логопедов, воспитателей речевых групп. Данный материал содержит игры и упражнения по формированию лексико-грамматической стороны речи, развитию фонематического восп...
«Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольников с нарушениями речи»
Опыт работы по теме...
Перспективное планирование по «Экологическому воспитанию дошкольников с нарушением зрения и речи в старшей группе»
Календарно-тематическое планирование на 2021-2022 учебный год №Тема занятияСодержание занятияЗадачи занятияСЕНТЯБРЬ1 «Вода –источник жизни»...