Авторская методическая разработка "Экологическая тропа как средство обучения дошкольников с нарушениями речи"
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме
Методическая разработка для учителе-логопедов, воспитателей речевых групп. Данный материал содержит игры и упражнения по формированию лексико-грамматической стороны речи, развитию фонематического восприятия, навыков языкового анализа и синтеза.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskaya_tropa_kak_sredstvo_obucheniya_doshkolnikov_s_narusheniyami_rechi.doc | 146.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГДМО г. Белогорск, 2011г.
Семинар – практикум «Экологическая тропа как средство развития экоцентрического воспитания дошкольников»
Методическая разработка
Тема: «Экологическая тропа как средство обучения дошкольников с нарушениями речи».
Подготовила: учитель-логопед
Якимчук В.С.
В последнее время мы всё чаще сталкиваемся с нарушениями речи у детей дошкольного возраста. Как показывает практика, большинство из них носят системный характер, т.е. отстаёт от нормы формирование основных компонентов речи: лексики, грамматики, фонетики, связной речи (ОНР).
Несмотря на различную природу дефектов у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системность нарушений речевой деятельности:
1.более позднее начало речи (первые слова появляются к 3-4 годам, а иногда к 5);
2. речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена;
3. экспрессивная речь отстаёт от импрессивной;
4. речь детей с ОНР малопонятна.
В связи с такой проблемой логопедические занятия носят комплексный характер, т.е. они направлены не только на коррекцию звукопроизношения, но также и на развитие лексико-грамматических представлений у детей.
В своей работе мы успешно применяем экологическую тропу как средство обучения дошкольников с речевыми нарушениями.
Стоянка 1. «В гостях у дядюшки Филина»
- Д/и «Кто как кричит?»
Цель: развивать фонематическое восприятие.
Описание: логопед предлагает детям по звукоподражанию угадать название птицы (ворона – каркает, филин – ухает, воробей – чирикает).
- Д/и «Для чего?»
Цель: закреплять знания детей о частях тела птицы.
Описание: логопед предлагает детям ответить на вопросы: «Для чего птичке клюв?», «Для чего птички крылья?» и т.д.
- Д/и «Что могут птицы?»
Цель: активизировать глагольный словарь детей по теме «Птицы».
Описание: логопед предлагает детям ответить на вопрос: «Что могут птицы?» (летать, клевать, вить, вить, петь и т.д.).
- Д/и «Звуковичок»
Цель: развивать навыки звукового анализа и синтеза.
Описание: логопед предлагает детям среди птиц, встречающихся на экологической тропе, найти тех, названия которых начинаются со звука «В» (ворона, воробей), «СЬ» (синица).
- Загадки.
Стоянка № 2. «Куда спрятались насекомые?»
- Д/и «Кто как передвигается?»
Цель: учить детей составлять сложные предложения со значением противоположности.
Описание: логопед предлагает детям закончить предложения:
Муравей ползает, а бабочка ___________.
Гусеница ползает, а кузнечик __________.
Жук ползает, а стрекоза ________.
- Д/и «Подскажи словечко»
Цель: развивать внимание, обобщить словарь по теме.
Описание: логопед предлагает детям закончить четверостишия:
Звон весь день в ушах стоит
Надо мною кто звенит?
Прилетел он со двора
Длинный нос у ….....
Два пера и три былинки
И листочек и травинку
В муравейник принесли
Работяги………
- Д/и «Как бабочка летала»
Цель: усвоение предлогов НА, С, ПОД, ИЗ-ПОД.
Описание. Бабочка летала-летала и села НА цветок. Бабочка улетела с цветка. Бабочка села под грибок. Посидела и вылетела ИЗ-ПОД грибка.
- «Со словами мы играем»
Цель: учить детей делить слова на части, удлинять их.
Со словами мы играем
И слова мы удлиняем
Стре-ко-за, за-за-за, (6 хлопков)
Му-ра-вей, вей-вей-вей,
Свер-чок, чок-чок, (4 хлопка)
Ба-боч-ка, ка-ка-ка.
Стоянка № 3 «Найди меня!
- Д/и «Кто где живёт?»
Цель: активизировать словарь детей по теме «Дикие животные»
Описание: логопед предлагает детям ответить на вопросы:
- Как называется жилище медведя?
- Как называется жилище белки?
- Как называется жилище лисы?
- Д/и «Чей, чья, чьё?»
Цель: продолжать учить детей образовывать притяжательные прилагательные.
Описание: логопед предлагает детям ответить на вопросы:
лапа медведя (чья лапа?) – медвежья;
иголки ежа (чьи иголки?) – ежиные иголки.
- Составление описательного рассказа.
Цель: учить детей составлять описательные рассказы о животных.
Описание: логопед предлагает детям составить описательный рассказ про животных, которые им встретились на экологической тропе. Если дети затрудняются, логопед помогает им, задавая наводящие вопросы.
«Медведь – дикое животное, он живёт в лесу. Он большой, коричневый, лохматый. Медведь ест рыбу, насекомых, корешки. Зимой он спит в берлоге.
- Загадки.
Таким образом, мы можем говорить о том, что практическое применение экологической тропы позволило сделать занятия для детей более наглядными, интересными и увлекательными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мультимедийная презентация "Обучение дошкольников с нарушениями речи рассказыванию посредством пальчиковых игр"( по мотивам русских народных сказок)
Примерно сотавленный отзыв на работу учителя-логопеда...
Презентация "Экологическая тропа как средство обучения детей с нарушениями речи"
В презентации представлены игры и задания по формированию лексико-грамматического строя речи, связной речи, фонематического слуха, произносительной стороны речи....
Учебно-методические материалы в MicrosoftWord для обучения детей с нарушениями речи.
Учебно-методические материалы для обучения детей с нарушениями речи....
Лэпбук как средство обучения дошкольников с нарушением речи в условиях внедрения ФГОС ДО
Что такое ЛЭПБУК? Каково его значение в коррекционной работе? Как его изготовить? Ответы на эти и другие вопросы вы можете найти в представленном материале....
Программа "ЛОГОМЕР" как современное универсальное средство обучения детей с нарушениями речи
ФГОС подчеркивает статус ребенка как «человека играющего», то есть акцентирует внимание педагогов на необходимости больше уделять внимания процессу игры. База интерактивных игр Мерсибо поз...
Консультация для педагогов «Программно-дидактический комплекс «Логомер 2» - современное, универсальное средство обучения детей с нарушениями речи»
«Логомер 2» — образец ИКТ в современном образовании. Игры интерактивные — персонажи отвечают на действия ребенка. Профессиональные актеры ...
Игра как средство обучения детей с нарушениями речи в образовательном процессе.
В данной статье описывается неоценимая роль игры в дошкольном детстве.В коррекционной работе логопед использует игры и игровые приемы для улучшения речевого развития детей-логопатов.В статье раскрыта ...
Комментарии
Очень понравилась
Очень понравилась методическая разработка. Дальнейших вам разработок.