Игры и упражнения по преодолению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи
презентация к уроку по логопедии по теме
Презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_uprazhneniya_po_preodoleniyu_narusheniy_chteniya_i.pptx | 2.14 МБ |
dokl.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Коррекционные з адачи по предупреждению дисграфии и дислексии Развитие тактильных ощущений Формирование навыков чтения Совершенствование зрительно-пространственного восприятия Развитие конструктивного праксиса
Развитие тактильных ощущений Угадай букву
Развитие конструктивного праксиса - Допиши букву. Моделирование букв. Разрезные картинки, мозаика.
Совершенствование зрительно-пространственного восприятия Зачеркни неправильную букву. Дорисуй по точкам. Выделение букв в геометрических ф игурах. Изображение букв с помощью поз и д вижений. - «Зашумлённые» буквы.
Формирование навыков чтения Отгадывание кроссвордов. Отгадывание ребусов. Выкладывание слов из букв Разрезной азбуки. Буквенный экран. «Читай! Занимательные задания по совер- шенствованию техники чтения для детей 5-7 лет.» ( Ястребова А.В., Лазаренко О.И.)
Спасибо за внимание !
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Московской области Педагогическая академия последипломного образования
(ГОУ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ)
Кафедра дефектологии
Курсовая подготовка
«ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»
Доклад по проекту
«Игры и упражнения по преодолению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи.»
Слушатель курсов:
Болотова Наталья Викторовна
учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад
компенсирующего вида №17»
город Сергиев Посад
Проверила: Малева З.П.,
канд.педаг.наук, доцент
Г.Сергиев посад 2012
- Введение. Актуальность проблемы.
Проблема нарушений письма и чтения актуальна для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.
Специфические ошибки письма (дисграфии) и чтения (дислексии) школьные учителя объясняют нежеланием ребёнка сосредоточиться, ленью, невнимательностью, торопливостью и неусидчивостью.
- Основная часть.
(слайд 2)
Однако причиной этих ошибок являются не личностные качества ребёнка, а несформированность речевых и психических процессов. Это: несформированность фонематических процессов, назкий уровень словарного запаса, нарушения звукопроизношения, лексико-грамматические нарушения, нарушения связной речи.
Нарушения чтения и письма в психолого-педагогической классификации рассматриваются, как отсроченные последствия фонетико-фонематического недоразвития и общего недоразвития речи.
Поэтому в коррекционно-развивающеё работе по преодолению ФФН И ОНР учителю-логопеду необходимо особое внимание уделять профилактической работе по предупреждению ошибок чтения и письма.
(слайд 3)
Проанализировав опыт коллег, изучив работы дефектологов-логопедов по предупреждению дисграфии и дислексии, опираясь на собственный опыт работы, я в коррекционно-развивающей работе ставлю перед собой следующие задачи:
- Развивать тактильные ощущения у детей.
- Развивать конструктивный праксис у дошкольников.
- Совершенствовать зрительно-пространственные восприятия детей.
- Формировать навыки чтения.
Ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста является игра, поэтому поставленные задачи я реализую в играх и игровых упражнениях.
(слайд 4)
При развитии у ребёнка тактильных ощущений важно задействовать все анализаторы организма: зрение, слух, тактильные ощущения.
Для этого я использую игры, целью которых является определение ребёнком на основании полученных тактильных ощущений букв.
Например, дети на ощупь отгадывают и называют спрятанную в мешочке букву магнитной азбуки. Или ребёнок должен определить, какую букву ему на спине «написал» другой человек.
(слайд 5)
Конструктивный праксис помогает ребёнку лучше запомнить зрительные образы букв, что в дальнейшем поможет ему избежать трудностей при письме и чтении.
Например, можно использовать такие игры для решения задачи развития конструктивного праксиса:
- моделирование букв из различных материалов,
- дописывание букв,
- разрезные картинки с буквами, мозаику с буквами.
(слайд 6)
В совершенствовании зрительно-пространственного восприятия помогают такие игры, как:
- нахождение неправильно изображённых букв,
- дорисовывание букв по точкам,
- выделение букв среди «зашумлённых»,
- выделение букв в геометрических фигурах,
- изображение букв с помощью поз и движений.
(слайд 7)
Для совершенствования навыков чтения дети с интересом отгадывают различные кроссворды и ребусы с буквами, словами, предложениями; выкладывают слова из букв разрезной азбуки, на магнитных досках. Особенно хотелось бы отметить небольшую, но очень занимательную книжечку Ястребовой и Лазаренко «Читай! Занимательные задания по совершенствованию техники чтения для детей 5-7 лет.» В книжке задания предусматривают не только совершенствование техники чтения, но и развитие импрессивной речи.
3. Заключение.
В результате систематического и целенаправленного использования игр и игровых упражнений в коррекционно-развивающей работе по предупреждению нарушений чтения и письма у будущих школьников значительно уменьшаются трудности при овладении письмом и чтением, повышается уровень готовности к обучению в школе, улучшается внимание, восприятие, память, рече-мыслительная деятельность, мелкая моторика формируется осмысленное чтение, интерес к познанию нового, ребёнок учится преодолевать трудности без эмоционального напряжения и тревожности, развивается способность переносить полученные навыки на другой, незнакомый материал.
(слайд 8)
4. Библиографический список.
1.Голубева Г.Г. Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников.-СПб, 2010.
2.Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет –Москва,2003.
3.Крупенчук О.И. Воробьева Т.А. Мяч и речь -СПб,2003.
4. Новоторцева Н.В. Учимся читать:обучение грамоте в детском саду и дома. Ярославль,1998.
5. Парамонова Л.Т. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб, 2001.
6.Парамонова Л.Т. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция.-СПб., 2006.
7.Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах – Москва, -1995.
8. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - СПб.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2005
9. Ванюхина Г.А. Речецветик. - Г.Екатеринбург: Старсо, 1993.
10. Нищева Н.В. "Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи".- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
11. Новикова Е.Н. Секреты предлогов и падежей: Учебно-практическое пособие. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
12. Сычёва Г.Е. Логопедический букварь. Пособие по обучению чтению дошкольников. - М.: Книголюб, 2004.
13. "Формируем навыки чтения. Раздаточные таблицы для обучения грамоте и развития техники чтения у старших дошкольников. Приложение к пособию "Я учусь говорить и читать" / С.П.Цуканова, Л.Л. Бетц. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
14. Поваляева М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи: Ростов н/Д:,Феникс, 2006.
15. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма / Ястребова А.В., Бессонова Т.П. – М.: Издательство Арки, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация и видеопрезентация для учителей логопедов "Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи"
Из опыта работы с дошкольниками по подготовке к обучению грамоте.Консультация содержит игры, упражнения, фотографии....
"Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи "
Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи...
Буклет "Игры и упражнения по преодолению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи".
В буклете родителям и педагогам коррекционных групп, рекомендуются игры по преодолению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи....
"Систематизация игр и игровых упражнений по профилактике нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи".
Из опыта работы....
Педагогический проект логопеда "Профилактика нарушений чтения и письма у дошкольников с речевыми нарушениями".
Данный материал включает в себя непосредственно проект, мероприятия по его реализации и итоговую НОД для детей с ОНР подготовительной к школе группы....
Игры и упражнения для преодоления у детей 5 - 6 лет фонетико – фонематического нарушения речи. /методическая разработка для воспитателей/
Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки произношения могут явиться причин...
Консультация «Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи»
В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Самый главн...