Проект: «Барабинск - моя малая Родина»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Проект ориентирован на детей дошкольного возраста 5-6 лет, направлен на формирование духовно–нравственных качеств через развитие интереса и внимания к своей малой Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 358 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение-
детский сад комбинированного вида № 1 «Ручеек»
Барабинского района Новосибирской области
(МКДОУ № 1 «Ручеек», г. Барабинск Новосибирская область)
Номинация: учебное пособие
Авторы:
Воспитатели ВКК
Леонова Т.В.,
Самусова Е.Г.,
г. Барабинск, 2022 г.
«С чего начинается Родина? –
С картинки в твоём букваре…»
(М. Матусовский)
Паспорт проекта
Название проекта: «Барабинск - моя малая Родина»
Авторы проекта: Леонова Т.В., Самусова Е.Г. - воспитатели ВКК, Лысенко Н.В. – педагог МБОУ ДО ЦДОД
Вид проекта: познавательно – творческий, информационный.
Продолжительность: долгосрочный (январь - май).
Сроки реализации проекта: май.
Участники: воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель, учитель – логопед, библиотекарь, специалисты ЦДОД.
Возраст детей: 5-6 лет.
Аннотация
Проект «Моя малая Родина» ориентирован на детей дошкольного возраста 5-6 лет, направлен на формирование духовно–нравственных качеств через развитие интереса и внимания к своей малой Родине. Замыслом проекта является приобщение ребёнка к культуре своего народа, пополнение знаний о родном городе, воспитание уважения к его традициям и обычаям, развитие потребности детей в освоении окружающего мира путём изучения культурного наследия. Проживая в городе Барабинске, дети мало знают о истории возникновения города, почему именно так называется. В ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Пояснительная записка
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. В Законе РФ «Об образовании» говорится о необходимости уже в дошкольном возрасте формировать самосознание ребенка, как члена семьи, гражданина страны, города, как активного преобразователя окружающей и общественной среды. Для этого необходимо воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть красоту окружающей жизни, желание больше узнать об особенностях родного края, его природе и истории. Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать. Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем. Каждый из нас должен любить свою страну. Начинать воспитание любви к своей родине необходимо со своего родного города. Поэтому проект поможет осознать значимость и важность семейного участия в процессе создания условий для становления основ патриотического сознания. Проект подразумевает единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками станут и родители.
Актуальность
Воспитание любви к своей малой родине является главной ступенью в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников. Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, братьям и сёстрам, бабушке и дедушке. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Детский сад должен стать домом, в котором бы ребёнок хорошо себя чувствовал. Для того чтобы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств, необходимо создать условия в детском саду для интересной, насыщенной, запоминающейся жизни дошкольников. Очень важно, чтобы ребёнок полюбил свой детский сад. Не менее важно помочь ребёнку научиться видеть и понимать красоту и величие родных мест (родного края, его малой Родины), это даст возможность ощутить причастность к большому и прекрасному миру, Родине - России.
Проблема:
- дети: Педагогический мониторинг, проведённый с воспитанниками, показал, что у современных детей недостаточно сформированы представления о своей семье, о семейных традициях, о своей малой родине.
- родители: Опрос родителей по теме «Нравственно-патриотическое воспитание» выявил недостаточную осведомлённость самих родителей о составляющих нравственно – патриотического воспитания дошкольников, в частности, о понятии «малая Родина». Некоторые родители считают, что любовь к дому, семье – врождённое чувство и никаких усилий по его развитию не требуется.
Цель проекта: формирование нравственно-патриотических основ у воспитанников посредством приобщения их к истории и культуре родного края, воспитания любви к семье и ближайшему окружению.
Задачи для воспитанников:
обучающие: расширять представления воспитанников о своей семье, о семейных традициях; продолжать расширять представления о ближайшей окружающей среде (дом, детский сад, улица); углублять и уточнять представления детей о родном городе, его историческом прошлом;
развивающие: развивать у детей познавательно-исследовательские умения и навыки; развивать связную речь детей, активизировать и расширять словарный запас; побуждать детей совместно с взрослыми принимать участие в сборе необходимой информации (посещение с родителями музея, библиотеки, ДК); вызвать желание представлять свой опыт в форме продуктов исследования (рисунки, художественно-творческие выставки, сочинение стихотворений и др.);
воспитательные: воспитывать любовь и уважение к своей семье, к близким и родным людям; воспитывать чувство любви к своему городу; воспитывать толерантность по отношению к сверстникам в детском саду.
Задачи для педагогов:
- создавать условия для активизации творческих способностей детей, стимулировать их стремление отражать в своих работах полученные представления о родном крае;
- формировать активную позицию по отношению к истории, культуре, природе родного края;
- развивать способность к самоанализу собственной педагогической деятельности;
- обогащать предметно-развивающую среду группы, создавая условия для реализации проекта «Моя малая Родина»;
- приобщать родителей к участию в работе по проекту.
Задачи для родителей:
- познакомить детей с историей своей семьи (роль поколений в разные периоды);
- формировать у детей уважение к семейным традициям, к старшему поколению;
- знакомить детей с достопримечательностями своего города, посещать места боевой славы;
- активно участвовать в мероприятиях ДОО, в расширении предметно-развивающей среды по данной теме.
Взаимосвязь образовательных областей в работе над проектом «Мой родной город»:
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- физическое развитие;
- художественно-эстетическое развитие.
Ожидаемый результат
Для педагогов:
- использование инновационных технологий (метод проектов) по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников;
- разработка конспектов НОД, досугов, разнообразных игры по теме проекта;
- создание в группе мини-музея «Барабинск - мой родной город»;
- обобщение и распространение опыта работы по теме проекта.
Для воспитанников:
- расширение и обогащение знаний о родном городе, о символах своего города;
- активное участие в сборе необходимой информации совместно со взрослыми, распространение полученной информации воспитателям и сверстникам;
- отражения в продуктивной деятельности своих представлений, впечатлений;
- участие совместно со взрослыми в городских праздниках, шествиях;
- бережное отношение к памятникам, к родной природе;
- активное взаимодействие со сверстниками и родителями в проектной деятельности.
Для родителей:
- расширение кругозора в процессе активного участия с детьми в проектной деятельности;
- сбор совместно с детьми необходимой информации по теме проекта;
- посещение вместе с детьми памятных мест города, музеи;
- выполнение совместно с детьми творческих работ;
- активное участие в совместных мероприятиях в ДОУ по теме проекта.
Продукт проектной деятельности:
- Мини - музей «Барабинск – мой родной город»;
- Пополнение развивающей среды по патриотическому воспитанию (картотеки игр, загадок, пословиц и поговорок, стихов);
- Создание семьёй Ивашкевич интеллектуально – познавательной игры «Хочу всё знать»;
- Разработанный проект реализовать на конкурс «Секрет успеха - 2022».
Форма проведения итогового мероприятия: интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?».
Этапы проекта
I этап – подготовительный (январь II неделя)
II этап – основной (январь - май)
III этап - заключительный
Подготовительный (1 неделя ноября) Подготовительный (1 неделя ноября) Подготовительный (1 неделя ноября) Подготовительный (1 неделя ноября) Подготовительный | Определение проблемы, цели, задач, содержания, участников проекта. Разработка перспективного планирования по работе с детьми, составление плана взаимодействия с родителями. Изучение знаний родителей и детей по данному направлению, пополнение знаний воспитателя об истории города, его культурных достопримечательностях, традициях, подбор иллюстративного и литературного материала для работы с детьми, развивающей среды. |
Основной | Осуществление планирования, подбор и разработка конспектов занятий, развлечений и других мероприятий. Осуществление планирования, подбор и разработка мероприятий, проводимых с родителями детей. Презентация о реализации проекта. |
Заключительный | Оформление материалов проекта, подведение итогов. Представление проекта на конкурс «Секрет успеха - 2022». |
Реализация проекта по гражданско-патриотическому воспитанию
Месяц | Неделя | Тема | Работа с детьми | Работа с родителями |
Январь | II неделя | «Подготовка» | Мониторинговое исследование детей по данной теме. | Анкета для родителей «Формирование у детей патриотического воспитания». |
III неделя | «Путешествие по карте родного края» | «Города на карте». Цель: познакомить детей с картой Новосибирской области и картой Барабинского района, познакомить детей с географическим расположением нашей области, города. | Выставка детских работ «Мой любимый город». | |
IV неделя | «Мой город» | НОД «История моего города»; рассматривание фотографий родного города. Цель: расширять знания детей о родном городе и его истории, развивать бережное отношение к нему, его достопримечательностям, культурным ценностям. | Консультация для родителей VK: «Воспитание у детей любви к родному городу». Совместное составление с детьми схем безопасных маршрутов в детский сад и домой. | |
Февраль | I неделя | «Символика нашего города» | Рисование: «Флаг города Барабинска»; аппликация: «Герб моего города». Цель: продолжать знакомить детей с символами города Барабинска – гербом, флагом. Развивать интерес к символике города. Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, уважительное отношение к государственным символам. Игровая деятельность - сюжетно-ролевые игры: «Новостройка», «Экскурсия по городу». | Конкурс «Герб нашего города». |
II неделя | «Улицы моего города» | «Вот эта улица, вот этот дом» Цель: познакомиться с разнообразными названиями улиц нашего города и историей происхождения некоторых из них. Словесная игра «Узнай улицу»; дидактическая игра «Жилое – нежилое здание»; чтение художественной литературы: С. Маршак «Вот какой рассеянный», А. Андреева «Улица». | Фотовыставка «Вот моя улица, вот мой дом». Помощь в оформлении в группе мини – музея «Мой город». | |
III неделя | «Здания нашего города» | НОД: «Памятные места моего города». Дидактическая игра «Найди тень». Цель: закрепить знания детей об архитектуре родного города; учить анализировать конструкции сооружений, размер, расположение деталей; развивать образное мышление, воображения, инициативу, творчество; воспитывать трудолюбие. Презентация «Чьи имена носят наши улицы»; игровая ситуация «Я иду по улице…». | Макет «Памятное место города», сбор информации «Чьи имена носят наши улицы» | |
IV неделя | «Прошлое родной земли» | «Экскурсия в городской историко-краеведческий музей» Цель: Закрепить знания детей о героическом прошлом г. Барабинска. Знакомство с экспозицией «Вехи истории родной земли». | Участие в экскурсии в городской музей г. Барабинска. | |
Март | I неделя | «Экскурсия в городскую библиотеку № 3 г. Барабинска» | Литературная гостиная «Стихи о родном городе». Экскурсия по книжной выставке «Нет на свете Родины милее, чем земля Барабы». Цель: воспитание гражданской ответственности, достоинства, уважения к истории родного края; развитие поэтических способностей детей, эстетического вкуса. | Участие в экскурсии в городскую библиотеку № 3 г. Барабинска. |
II неделя | «Природа родного края» | Беседа «Природа рядом со мной» - о живой и неживой природе (что значит живое и неживое). Экскурсия «Деревья нашего участка». «Животные и птицы нашего района» (знакомство с Красной книгой «Ты – часть природы»). Цель: расширять знания детей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы родного города. | Природоохранная акция «Не рубите елочку зеленую», «Посади дерево» | |
III неделя | «Богатства нашего края» | Экспериментальная деятельность «Удивительная почва» Цель: Закреплять умения сравнивать сухую и влажную почву. Выделить некоторые свойства песка и глины. Выяснить, что в почве есть для жизни живых организмов. Развивать смекалку наблюдательность. Воспитание интереса к неживой природе. | Сбор ископаемых для экспериментирования. | |
IV неделя | «Памятные места ВОВ» | «Экскурсия к памятникам погибшим воинам в годы ВОВ г. Барабинска» Цель: познакомить детей с памятником – мемориалом бойцам локомотивного ремонтного депо Барабинск, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг; воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину; прививать уважение к памяти павших бойцов, расширить представления детей о воинах-защитниках; воспитывать патриотические чувства. | Создание альбома «Герои ВОВ нашего города». Посещение памятников: «Защитим память Героев». | |
Апрель | I неделя | «Мой дом» | Продуктивная деятельность (аппликация) «Дом». Подвижная игра «Найди свой домик». Рассматривание картин с изображение домов, из каких материалов они сделаны. Совместное изготовление макета дома и размещение в нем мебели (по комнатам). Цель: Расширить представление детей знания о доме, как о месте, где живёт семья, закрепить знания о предметах обстановки в доме, о домашних обязанностей членов семьи, о безопасном поведении дома. | Партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации выставки «Дом будущего». |
II неделя | «Моя семья» | Продуктивная деятельность (рисование) «Моя семья». Чтение И. Глазкова "Волшебная семья". Дидактическая игра «Разложи по порядку» (фигурки человека, с учетом возрастных изменений) Цель: Расширять представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях. | Выставка семейного древа. Конкурс «Герб семьи». | |
III неделя | «Общественные здания микрорайона» | «Экскурсия в отделение почтовой связи № 632308» Цель: познакомить детей с общественными зданиями микрорайона (почтой), назначением; познакомить детей с трудом работников почты, показать общественную значимость труда почтовых работников, воспитывать уважение к труду работников почты. | Помощь в организации экскурсии. | |
IV неделя | «Семейные традиции» | Познавательно – исследовательская деятельность: «Семья и семейные ценности». Дидактическая игра «Найди тень». Куб блума «Семья». Цель: Воспитание чувства любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, развитие интереса к истории своей семьи. Формирование положительного отношения, уважения к другим семьям. | Игровая программа «Наша дружная семья». Знакомство родителей с содержанием весенних православных праздников: Вербное воскресенье, Благовещение, Пасха. | |
Май | I неделя | Акция «Победа» | Продуктивная деятельность (аппликация) «Изготовление гвоздик для арт-объекта г. Барабинска» Цель: создание условий для изготовления гвоздики из гофрированной бумаги ко Дню Победы, воспитание патриотических чувств. | Участие в акции «Победа» (оформление арт-объекта), «Окна Победы», «Платок Памяти» |
II неделя | «Праздники нашего города» | Спортивное развлечение «Зарница». Цель: Закрепление и применение знаний о воинской службе, армейских профессиях, видах оружия и военной техники в игре «Зарница». Совершенствование умений и навыков элементов военной подготовки детей в игре «Зарница». | Участие в акции «Бессмертный полк», «Свеча памяти», возложение цветов. Круглый стол для родителей «Воспитание патриота и гражданина». | |
III неделя | «Общественные здания микрорайона» | «Экскурсия в аптеку» Цель: расширять знания детей о профессиях работников социальной сферы, формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека», продолжить знакомить детей с общественными зданиями нашего города, их назначении. | Памятка: «Прогулки вместе с детьми по городу», «Помощь в организации экскурсий» | |
IV неделя | «Викторина» | «Знатоки Родного города» Цель: закрепить понятие - малая Родина. Воспитывать у детей патриотические чувства, толерантность и качества, необходимых для успешной социальной адаптации, через изучение особенностей родного города и его истории. Воспитание любви и интереса к родному городу, расширение кругозора. | Участие в викторине в роли жюри. |
Дата проведения | Городская библиотека № 3 города Барабинка | ЦДОД | ДК им. Ленина Барабинск | |
Январь | «Добро пожаловать в Читалию!» (посещение библиотеки семьёй). | Просмотр видеофильма «Рассказово: окно в прошлое». Игра «Машина времени – путешествие в прошлое». | Конкурс рисунков, видеороликов «Безопасный новый год» | «Здравствуй, музей» (знакомство с краеведческим музеем) |
Февраль | Познавательный час «Часть России моей - Бараба» Выставка «Прошлое и настоящее нашего города» | Фотовыставка «Природа родного края». | Акция «Мой папа герой» | «Природный мир Барабинского района» |
Март | «Калейдоскоп библиотечных новостей» (экскурсия в детскую библиотеку). | Посещение музея «Военная техника» | Праздник «Масленица». | «Птицы Барабинского района» |
Апрель | Тематический вечер природы «Птицы нашего района» | Мероприятие «Чем помочь родному городу?» | Акция «Чистый город» (городской субботник) | «Животные Барабинского района» |
Май | Час краеведения «Наши земляки – участники Великой Отечественной войны» | Виртуальная экскурсия «Путешествие по родному городу» | Акция «Победа» (изготовление гвоздик для оформления арт-объекта), приуроченного к 9 мая. | «Русская изба» (чайные традиции) |
Литература
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
- Активные методы обучения в повышении профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Из опыта работы. Т. Г. Сальникова. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2017.
- Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты. Н.П. Битютская. – Волгоград: Учитель, 2013.
- Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. –Издательство ЦГЛ, М., 2005;
- Вострухина Т.В. «Знакомим с окружающим миром детей 5 – 6 лет» Издательство: ТЦ Сфера М., 2015г.;
- Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным социальным окружением » в старшей группе детского сада. Издательство: Мозаика-синтез М.. 2011г;
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Старшая группа. - «Издательство Скрипторий». М.: 2008г.;
- интернет - ресурсы.
- Баевский В.С. Поэты земли Смоленской. – Смоленск, 2001.
- Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007г.
- Васильева – Гангус Л.П. Азбука вежливости. – М.: Педагогика, 1989.
- Воспитательная система «Маленькие россияне». Под общ.ред. Оверчук Т.И. Ред.-сост. Арапова-Пискарева Н.А. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений. – М., 1982.
- Гагарин В. Мой брат Юрий. – М., 1979.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/16/picture-205174-1361015111.jpg)
Проект "Воскресенск-наша малая Родина"
практико - ориентированный проект по курсу ознакомление детей с родным городом...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/17/picture-205679-1361089690.jpg)
Проект .Тема: «Моя малая Родина»
Тема: «Моя малая Родина» Тип проекта: исследовательско – творческий, долгосрочный, групповой. Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители,воспитат...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/16/picture-481775-1410835553.jpg)
Комплексный краткосрочный образовательный проект "Главные достопримечательности малой родины"
Проект знакомит детей с прошлым и настоящим родной земли, с главными достопримечательностями малой родины. Воспитывает интерес к своей малой родине -сельскому поселению Солнечный, уважение к жит...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/16/picture-481775-1410835553.jpg)
Краткосрочный образовательный проект "Главные достопримечательности малой родины"
Проект знакомит детей с прошлым и настоящим родной земли, главными достопримечательностями малой родины. Воспитывает интерес к своей малой родине, уважение к жителям поселка, их труду....
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/07/picture-542721-1704606764.jpg)
Проект "Чукотка моя малая родина" средняя группа
Кратковременный (2 недельный) проект о родном северном крае....
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/18/picture-416898-1700316442.jpg)
Проект «Дивногорск – моя малая Родина»
Для младших дошкольников знакомство с родным городом имеет большое значение в воспитании нравственно-патриотических чувств. Но родители недостаточно внимания обращают на самобытность города, его архит...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/15/picture-1137503-1555339422.jpg)
Проект "Барабинск моя малая Родина"
Проект «Моя малая Родина» ориентирован на детей дошкольного возраста 5-6 лет, направлен на формирование духовно–нравственных качеств через развитие интереса и внимания к своей малой ...