Проект: «Барабинск - моя малая Родина»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Самусова Елена Геннадьевна

Проект ориентирован на детей дошкольного возраста 5-6 лет, направлен на формирование духовно–нравственных качеств через развитие интереса и внимания к своей малой Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_barabinsk_-_moya_malaya_rodina.ppt.doc358 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение-

детский сад комбинированного вида № 1 «Ручеек»

Барабинского района Новосибирской области

(МКДОУ № 1 «Ручеек», г. Барабинск Новосибирская область)

Номинация: учебное пособие

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0d77/000368d6-063f08f8/hello_html_m51495dc6.jpg

Авторы:

Воспитатели ВКК

Леонова Т.В.,

Самусова Е.Г.,

г. Барабинск, 2022 г.

 «С чего начинается Родина? –

С картинки в твоём букваре…»

(М. Матусовский)

Паспорт проекта

Название проекта: «Барабинск -  моя малая Родина»

Авторы проекта: Леонова Т.В., Самусова Е.Г. - воспитатели ВКК, Лысенко Н.В. – педагог МБОУ ДО ЦДОД  

Вид проекта:  познавательно – творческий, информационный.

Продолжительность: долгосрочный (январь - май).

Сроки реализации проекта: май.

Участники: воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель, учитель – логопед, библиотекарь, специалисты ЦДОД.

Возраст детей: 5-6 лет.

Аннотация

Проект «Моя малая Родина» ориентирован на детей дошкольного возраста 5-6 лет, направлен на формирование духовно–нравственных качеств через развитие интереса и внимания к своей малой Родине. Замыслом проекта является приобщение ребёнка к культуре своего народа, пополнение знаний о родном городе, воспитание уважения к его традициям и обычаям, развитие потребности детей в освоении окружающего мира путём изучения культурного наследия. Проживая в городе Барабинске, дети мало знают о истории возникновения города, почему именно так называется. В ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Пояснительная записка

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. В Законе РФ «Об образовании» говорится о необходимости уже в дошкольном возрасте формировать самосознание ребенка, как члена семьи, гражданина страны, города, как активного преобразователя окружающей и общественной среды. Для этого необходимо воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть красоту окружающей жизни, желание больше узнать об особенностях родного края, его природе и истории. Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать. Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем. Каждый из нас должен любить свою страну. Начинать воспитание любви к своей родине необходимо со своего родного города. Поэтому проект поможет осознать значимость и важность семейного участия в процессе создания условий для становления основ патриотического сознания. Проект подразумевает единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками станут и родители.

Актуальность

Воспитание любви к своей малой родине является главной ступенью в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников.  Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, братьям и сёстрам, бабушке и дедушке. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Детский сад должен стать домом, в котором бы ребёнок хорошо себя чувствовал. Для того чтобы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств, необходимо создать условия в детском саду для интересной, насыщенной, запоминающейся жизни дошкольников. Очень важно, чтобы ребёнок полюбил свой детский сад. Не менее важно помочь ребёнку научиться видеть и понимать красоту и величие родных мест (родного края, его малой Родины), это даст возможность ощутить причастность к большому и прекрасному миру, Родине - России.

Проблема:

  • дети: Педагогический мониторинг, проведённый с воспитанниками, показал, что у современных детей недостаточно сформированы представления о своей семье, о семейных традициях, о своей малой родине.
  • родители: Опрос родителей по теме «Нравственно-патриотическое воспитание» выявил недостаточную осведомлённость самих родителей о составляющих нравственно – патриотического воспитания дошкольников, в частности, о понятии «малая Родина». Некоторые родители считают, что любовь к дому, семье – врождённое чувство и никаких усилий по его развитию не требуется.

Цель проекта: формирование нравственно-патриотических основ у воспитанников посредством приобщения их к истории и культуре родного края, воспитания любви к семье и ближайшему окружению.

Задачи для воспитанников:

обучающие: расширять представления воспитанников о своей семье, о семейных традициях; продолжать расширять представления о ближайшей окружающей среде (дом, детский сад, улица); углублять и уточнять представления детей о родном городе, его историческом прошлом;

развивающие: развивать у детей познавательно-исследовательские умения и навыки; развивать связную речь детей, активизировать и расширять словарный запас; побуждать детей совместно с взрослыми принимать участие в сборе необходимой информации (посещение с родителями музея, библиотеки, ДК); вызвать желание представлять свой опыт в форме продуктов исследования (рисунки, художественно-творческие выставки, сочинение стихотворений и др.);

воспитательные: воспитывать любовь и уважение к своей семье, к близким и родным людям; воспитывать чувство любви к своему городу; воспитывать толерантность по отношению к сверстникам в детском саду.

Задачи для педагогов:

  • создавать условия для активизации творческих способностей детей, стимулировать их стремление отражать в своих работах полученные представления о родном крае;
  • формировать активную позицию по отношению к истории, культуре, природе родного края;
  • развивать способность к самоанализу собственной педагогической деятельности;
  • обогащать предметно-развивающую среду группы, создавая условия для реализации проекта «Моя малая Родина»;
  • приобщать родителей к участию в работе по проекту.

Задачи для родителей:

  • познакомить детей с историей своей семьи (роль поколений в разные периоды);
  • формировать у детей уважение к семейным традициям, к старшему поколению;
  • знакомить детей с достопримечательностями своего города, посещать места боевой славы;
  • активно участвовать в мероприятиях ДОО, в расширении предметно-развивающей среды по данной теме.

Взаимосвязь образовательных областей в работе над проектом «Мой родной город»:

  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • социально-коммуникативное развитие;
  • физическое развитие;
  •  художественно-эстетическое развитие.

Ожидаемый результат

Для педагогов:

  • использование инновационных технологий (метод проектов) по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников;
  • разработка конспектов НОД, досугов, разнообразных игры по теме проекта;
  • создание в группе мини-музея «Барабинск - мой родной город»;
  • обобщение и распространение опыта работы по теме проекта.

Для воспитанников:

расширение  и обогащение знаний о родном городе, о символах своего города;

- активное участие в сборе необходимой информации совместно со взрослыми, распространение полученной информации воспитателям и сверстникам;

- отражения в продуктивной деятельности своих представлений, впечатлений;

- участие совместно со взрослыми в городских праздниках, шествиях;

- бережное отношение к памятникам, к родной природе;

активное взаимодействие со сверстниками и родителями в проектной деятельности.

Для родителей:

- расширение кругозора в процессе активного участия с детьми в проектной деятельности;

- сбор совместно с детьми необходимой информации по теме проекта;

- посещение вместе с детьми памятных мест города, музеи;

- выполнение совместно с детьми творческих работ;

- активное участие в совместных мероприятиях в ДОУ по теме проекта.

Продукт проектной деятельности: 

  • Мини - музей «Барабинск – мой родной город»;
  • Пополнение развивающей среды по патриотическому воспитанию (картотеки игр, загадок, пословиц и поговорок, стихов);
  • Создание семьёй  Ивашкевич интеллектуально – познавательной игры «Хочу всё знать»;
  • Разработанный проект реализовать на конкурс «Секрет успеха - 2022».

Форма проведения итогового мероприятия: интеллектуальная игра  «Что? Где? Когда?».  

Этапы проекта

I этап – подготовительный (январь II неделя)

II этап – основной (январь - май)

III этап - заключительный

Подготовительный  (1  неделя

ноября)

Подготовительный  (1  неделя

ноября)

Подготовительный  (1  неделя

ноября)

Подготовительный  (1  неделя

ноября) 

Подготовительный

Определение  проблемы,  цели, задач, содержания,  участников проекта.  Разработка перспективного  планирования  по работе с детьми, составление плана взаимодействия  с  родителями. Изучение знаний родителей и детей по  данному  направлению, пополнение  знаний  воспитателя  об истории  города,  его  культурных достопримечательностях, традициях,  подбор иллюстративного  и  литературного материала для работы с детьми, развивающей среды. 

Основной

Осуществление  планирования, подбор  и  разработка  конспектов занятий,  развлечений  и  других мероприятий. Осуществление  планирования, подбор  и разработка мероприятий, проводимых с родителями детей. Презентация о реализации проекта.

Заключительный

Оформление  материалов проекта, подведение  итогов. Представление  проекта на конкурс «Секрет успеха - 2022».

Реализация проекта по гражданско-патриотическому воспитанию

Месяц

Неделя

Тема

Работа с детьми

Работа с родителями

Январь

II неделя

«Подготовка»

Мониторинговое исследование детей по данной теме.

Анкета для родителей «Формирование у детей патриотического воспитания».

III неделя

«Путешествие по карте родного края»

«Города на карте».

Цель: познакомить детей с картой Новосибирской области и картой Барабинского района, познакомить детей с географическим расположением нашей области, города.

Выставка детских работ «Мой любимый город».

IV неделя

«Мой город»

НОД «История моего города»; рассматривание фотографий родного города. Цель: расширять знания детей о родном городе и его истории, развивать бережное отношение к нему, его достопримечательностям, культурным ценностям.

Консультация для родителей VK: «Воспитание у детей любви к родному городу». Совместное составление с детьми схем безопасных маршрутов в детский сад и домой.

Февраль

I неделя

«Символика нашего города»

Рисование: «Флаг города Барабинска»; аппликация: «Герб моего города».

Цель: продолжать знакомить детей с символами города Барабинска – гербом, флагом. Развивать интерес к символике города. Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, уважительное отношение к государственным символам.

Игровая деятельность - сюжетно-ролевые игры: «Новостройка», «Экскурсия по городу».

Конкурс «Герб нашего города».

II неделя

«Улицы моего города»

«Вот эта улица, вот этот дом»

Цель: познакомиться с разнообразными названиями улиц нашего города и историей происхождения некоторых из них.

Словесная игра «Узнай улицу»; дидактическая игра «Жилое – нежилое здание»; чтение художественной литературы: С. Маршак «Вот какой рассеянный», А. Андреева «Улица».

Фотовыставка «Вот моя улица, вот мой дом». Помощь в оформлении в группе мини – музея «Мой город».

III неделя

«Здания нашего города»

НОД: «Памятные места моего города». Дидактическая игра «Найди тень».

Цель:  закрепить знания детей об архитектуре родного города; учить анализировать конструкции сооружений, размер, расположение деталей; развивать образное мышление, воображения, инициативу, творчество; воспитывать трудолюбие.

Презентация «Чьи имена носят наши улицы»; игровая ситуация «Я иду по улице…».

Макет «Памятное место города», сбор информации «Чьи имена носят наши улицы»

IV неделя

«Прошлое родной земли»

«Экскурсия в городской историко-краеведческий музей»

Цель: Закрепить знания детей о героическом прошлом г. Барабинска. Знакомство с экспозицией «Вехи истории родной земли».

Участие в экскурсии в городской музей г. Барабинска.

Март

I неделя

«Экскурсия в городскую библиотеку № 3 г. Барабинска»

Литературная гостиная  «Стихи о родном городе». Экскурсия по книжной выставке «Нет на свете Родины милее, чем земля Барабы».

Цель: воспитание гражданской ответственности, достоинства, уважения к истории родного края; развитие поэтических способностей детей, эстетического вкуса.

Участие в экскурсии в городскую библиотеку № 3 г. Барабинска.

II неделя

«Природа родного края»

Беседа «Природа рядом со мной» - о живой и неживой природе (что значит живое и неживое).

Экскурсия «Деревья нашего участка». «Животные и птицы нашего района» (знакомство с Красной книгой «Ты – часть природы»).

Цель: расширять знания детей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы родного города.

Природоохранная акция «Не рубите елочку зеленую», «Посади дерево»

III неделя

«Богатства нашего края»

Экспериментальная деятельность «Удивительная почва»

Цель: Закреплять умения сравнивать сухую и влажную почву. Выделить некоторые свойства песка и глины. Выяснить, что в почве есть для жизни живых организмов. Развивать смекалку наблюдательность. Воспитание интереса к неживой природе.

Сбор ископаемых для экспериментирования.

IV неделя

«Памятные места ВОВ»

«Экскурсия к памятникам погибшим воинам в годы ВОВ г. Барабинска»

Цель: познакомить детей с памятником – мемориалом бойцам локомотивного ремонтного депо Барабинск, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг; воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину; прививать уважение к памяти павших бойцов, расширить представления детей о воинах-защитниках; воспитывать патриотические чувства.

Создание альбома «Герои ВОВ нашего города». Посещение памятников: «Защитим память Героев».

Апрель

I неделя

«Мой дом»

Продуктивная деятельность (аппликация) «Дом». Подвижная игра «Найди свой домик». Рассматривание картин с изображение домов, из каких материалов они сделаны. Совместное изготовление макета дома и размещение в нем мебели (по комнатам).

Цель: Расширить представление детей знания о доме, как о месте, где живёт семья, закрепить знания о предметах обстановки в доме, о домашних обязанностей членов семьи, о безопасном поведении дома.

Партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации выставки «Дом будущего».

II неделя

«Моя семья»

Продуктивная деятельность (рисование) «Моя семья». Чтение И. Глазкова "Волшебная семья". Дидактическая игра «Разложи по порядку» (фигурки человека, с учетом возрастных изменений)

Цель: Расширять представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях.

Выставка семейного древа. Конкурс «Герб семьи».

III неделя

«Общественные здания микрорайона»

«Экскурсия в отделение почтовой связи № 632308»

Цель: познакомить детей с общественными зданиями микрорайона (почтой), назначением; познакомить детей с трудом работников почты, показать общественную значимость труда почтовых работников, воспитывать уважение к труду работников почты.

Помощь в организации экскурсии.

IV неделя

«Семейные традиции»

Познавательно – исследовательская деятельность: «Семья и семейные ценности». Дидактическая игра «Найди тень». Куб блума «Семья».

Цель: Воспитание чувства любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, развитие интереса к истории своей семьи. Формирование положительного отношения, уважения к  другим семьям.

Игровая программа «Наша дружная семья». Знакомство родителей с содержанием весенних православных праздников: Вербное воскресенье, Благовещение, Пасха.

Май

I неделя

Акция «Победа»

Продуктивная деятельность (аппликация) «Изготовление гвоздик для арт-объекта г. Барабинска»

Цель: создание условий для изготовления гвоздики из гофрированной бумаги ко Дню Победы, воспитание патриотических чувств.

Участие в акции «Победа» (оформление арт-объекта), «Окна Победы», «Платок Памяти»

II неделя

«Праздники нашего города»

Спортивное развлечение «Зарница».

Цель:   Закрепление и применение знаний о воинской службе, армейских  профессиях, видах оружия и военной техники в игре «Зарница».  Совершенствование умений и навыков элементов военной подготовки детей в игре «Зарница».

Участие в акции «Бессмертный полк», «Свеча памяти», возложение цветов. 

Круглый стол для родителей «Воспитание патриота и гражданина».

III неделя

«Общественные здания микрорайона»

«Экскурсия в аптеку»

Цель: расширять знания детей о профессиях работников социальной сферы, формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека», продолжить знакомить детей с общественными зданиями нашего города, их назначении.

Памятка: «Прогулки вместе с детьми по городу», «Помощь в организации экскурсий»

IV неделя

«Викторина»

«Знатоки Родного города»

Цель: закрепить понятие - малая Родина. Воспитывать у детей патриотические чувства, толерантность и качества, необходимых для успешной социальной адаптации, через изучение особенностей родного города и его истории. Воспитание любви и интереса к родному городу, расширение кругозора.

Участие в викторине в роли жюри.

        

Дата проведения

Городская библиотека № 3 города Барабинка

ЦДОД

ДК им. Ленина Барабинск

MКУК «Барабинский краеведческий музей»

Январь

«Добро пожаловать в Читалию!» (посещение библиотеки семьёй).

 Просмотр видеофильма «Рассказово: окно в прошлое». Игра «Машина времени – путешествие в прошлое».

Конкурс рисунков, видеороликов «Безопасный новый год»

«Здравствуй, музей» (знакомство с краеведческим музеем)

Февраль

Познавательный час «Часть России моей - Бараба» Выставка «Прошлое и настоящее нашего города»

Фотовыставка «Природа родного края».

Акция «Мой папа герой»

«Природный мир Барабинского района»

Март

«Калейдоскоп библиотечных новостей» (экскурсия в детскую библиотеку).

Посещение музея «Военная техника»

Праздник «Масленица».

«Птицы Барабинского района»

Апрель

Тематический вечер природы «Птицы нашего района»

Мероприятие «Чем помочь родному городу?»

Акция «Чистый город» (городской субботник)

«Животные Барабинского района»

Май

Час краеведения «Наши земляки – участники Великой Отечественной войны»

Виртуальная экскурсия «Путешествие по родному городу»

Акция «Победа» (изготовление гвоздик для оформления арт-объекта), приуроченного к 9 мая.

«Русская изба» (чайные традиции)

Литература

  1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  2. Активные методы обучения в повышении профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Из опыта работы. Т. Г. Сальникова. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2017.
  3. Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты. Н.П. Битютская. – Волгоград: Учитель, 2013.
  4. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. –Издательство ЦГЛ, М., 2005;
  5. Вострухина Т.В. «Знакомим с окружающим миром детей 5 – 6 лет» Издательство:  ТЦ Сфера М., 2015г.;
  6. Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным социальным окружением » в старшей группе детского сада. Издательство: Мозаика-синтез М.. 2011г;
  7. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Старшая группа. - «Издательство Скрипторий». М.: 2008г.;
  8. интернет - ресурсы.
  9. Баевский В.С. Поэты земли Смоленской. – Смоленск, 2001.
  10. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007г.
  11. Васильева – Гангус Л.П. Азбука вежливости. – М.: Педагогика, 1989.
  12. Воспитательная система «Маленькие россияне». Под общ.ред. Оверчук Т.И. Ред.-сост. Арапова-Пискарева Н.А. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  13. Выготский Л.С. Собрание сочинений. – М., 1982.
  14. Гагарин В. Мой брат Юрий. – М., 1979.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Воскресенск-наша малая Родина"

практико - ориентированный проект по курсу ознакомление детей с родным городом...

Проект .Тема: «Моя малая Родина»

Тема: «Моя малая Родина»     Тип проекта: исследовательско – творческий, долгосрочный, групповой. Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители,воспитат...

Комплексный краткосрочный образовательный проект "Главные достопримечательности малой родины"

Проект знакомит детей с прошлым и настоящим родной земли, с главными достопримечательностями малой родины. Воспитывает интерес к своей малой родине -сельскому  поселению Солнечный, уважение к жит...

Краткосрочный образовательный проект "Главные достопримечательности малой родины"

Проект знакомит детей с прошлым и настоящим родной земли, главными достопримечательностями малой родины. Воспитывает интерес к своей малой родине, уважение к жителям поселка, их труду....

Проект "Чукотка моя малая родина" средняя группа

Кратковременный (2 недельный) проект о родном северном крае....

Проект «Дивногорск – моя малая Родина»

Для младших дошкольников знакомство с родным городом имеет большое значение в воспитании нравственно-патриотических чувств. Но родители недостаточно внимания обращают на самобытность города, его архит...

Проект "Барабинск моя малая Родина"

Проект «Моя малая Родина» ориентирован на детей дошкольного возраста 5-6 лет, направлен на формирование духовно–нравственных качеств через развитие интереса и внимания к своей малой ...