18.09.2024 Диагностики по профориентации для дошкольников
материал по окружающему миру

Степанова Юлия Александровна

Диагностики по профориентации для дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostiki_po_proforientatsii_dlya_doshkolnikov.docx43.01 КБ

Предварительный просмотр:

Профориетационный опросник

(Е. И. Климов)

(Его можно использовать в старшей и подготовительной к школе группе при небольшой корректировке вопросов с учетом возраста детей. Опросник позволяет определить, к какому типу профессий испытывает склонность дошкольник пяти - семилетнего возраста.)

Ребенку предлагается 18 пар заданий. После чтения каждой пары ему необходимо выбрать тот вид деятельности, которому он отдает предпочтение. В соответствующей клеточке листа ответов ребенок фиксирует свой выбор знаком «+». Если он не может дать четкого ответа, все-таки следует отметить, какая деятельность ему ближе.

1а. Сажать и выращивать цветы, деревья.

1б.  Ремонтировать    сломавшийся    велосипед, игрушки, мебель.

2а. Участвовать в играх «Семья», «Детский сад».

2б. Показать кукольный театр.

За. Шить, вязать, мастерить, ремонтировать

игрушки.

3б. Участвовать в конкурсе рисунков.

4а. Ухаживать за животными.

4б. Участвовать     в     игре     «Продавцы-покупатели».

5а. Конструировать постройки из кубиков.

5б. Деталь украшения своими руками (из дерева, отходов материалов, ниток, растений).

6а. Выращивать растения, удобрять, поливать, пересаживать их.

6б. Играть в школу, при этом выполнять роль учителя.

7а. Участвовать в утренниках (петь, читать стихи, танцевать).

7б.  Проектировать,   придумывать   новые   виды игрушек, машин, зданий.

8а. Быть     экскурсоводом, уметь рассказывать людям о какой-нибудь небольшой      выставке (рисунков, лепки, аппликации).

8б. Лечить животных (кошек, собак, птиц), быть ветеринарным врачом.

9а. Быть в игре машинистом в поезда, водителем поезда, летчиком.

9б. Уметь организовать какую-нибудь игру (во дворе, детском саду).

10а. Учиться играть на каком-нибудь музыкальном инструменте.

10б.  Оказывать людям медицинскую помощь, ухаживать за больными.

11а. Лепить посуду, фигурки животных, птиц (из глины, пластилина).

11б. Заниматься озеленением улиц, территории около дома, детского сада.

12а. Играть со строительным материалом

(строить город, вокзалы).

12б.  Рассказывать  сказки  малышам,  играть  с ними.

13а. Участвовать в инсценировке сказок.

13б. Заниматься разведением рыб в аквариумах и водоемах.

14а. Собирать из деталей конструктора железную дорогу, космодром.

14б. Помогать воспитателю в работе с детьми.

15а. Выращивать животных и. ухаживать за ними.

15б. Слушать и читать книги об устройстве и работе механизмов, машин, приборов.

16а. Заниматься аппликацией, вышивкой,

моделированием одежды для кукол.

16б.  Слушать  и  читать  книги  о  растениях и животных.

17а. Быть в игре проводником вагона,

парикмахером.

17б.    Придумать    и    рисовать    костюмы    и декорации к спектаклям.

18а. Смотреть фильмы, диафильмы о жизни цветов, растений, животных.

18б. Смотреть фильмы, диафильмы о создании какой-нибудь машине (трактора, комбайна, подъемного крана).

Лист ответов составлен следующим образом: в первом столбце собраны профессии типа «Человек - природа» (садовник, агроном, животновод, зоотехник и др.), во втором — профессии типа «Человек - техника» (слесарь, токарь, крановщик, инженер и др.), в третьем - профессии типа «Человек - человек» (учитель, врач, продавец, медсестра и др.), в четвертом типа «Человек -художественный образ» (певец, актер, чеканщик и др.).

Лист ответов

Дата_______________

Фамилия, имя________________________________

группа ______________

I

II

III

IV

16

26

За

36

46

56

66

76

86

96

10а

106

Па

116

12а

126

13а

136

14а

146

15а

156

16а

166

17 а

176

18а

186

Сумма +

Сумма +

Сумма +

Сумма +

П

Т

Ч

X

Мне нравятся профессии

Я хочу быть

Диагностика игровой деятельности (игры профессионального характера)

(В.П. Кондрашов)

Критерий

Показатели

Применение в игре  знаний, полученных из разных источников  (беседы с взрослыми и сверстниками, наблюдения, художественную и познавательную литературу и пр.).

  • Самостоятельно или с помощью воспитателя определяет содержание предстоящей игры, последовательность событий, игровые действия,   персонажей и их взаимодействие.
  • Играет в игры, комбинирует их в единый сюжет, отражая взаимодействие людей разных профессий, их профессиональные действия, орудия труда.
  • Использует в  сюжетно-ролевых   играх знания о современных профессиях банкир, налоговый инспектор, провизор  и др.

Самостоятельное создание игровых замыслов.

  • Строит сюжет из 6—8 смысловых эпизодов.
  • Отражает  в играх как впечатления от реальной жизни (больница, школа, магазин, почта, парикмахерская), так и навеянные сказками, игрой воображения.

Умение творчески комбинировать разнообразные события, создавая новый сюжет игры, делать это согласованно с партнером

  • Объединяют в одной игре несколько сюжетов.
  • Самостоятельно распределяют роли, согласовывают сюжет, игровые действия, персонажей.

Протокол опроса детей старшего дошкольного возраста по теме «Профессиональная деятельность взрослых»

(Л.В. Куцакова)

               Вопросы

Ф.И. ребенка

1. Знания о трудовой деятельности взрослых: - Кто работает?

- на фабрике, заводе

- на стройке

- на транспорте

- на ферме

- в учреждениях культуры (ДК, школа искусств, спортивно-оздоровит. комплекс и др.)

- в больнице

- в детском саду, школе

2. Знание основных трудовых процессов: - Что делает?

Водитель

Повар

Почтальон

Моряк

Продавец

Врач

Фермер

Учитель

3. Знания о материалах, орудиях, инструментах и механизмах, необходимых для работы:

-  Чем пользуется (какими инструментами)?

5. Бережное отношение к труду взрослых: - Как мы должны относиться к  чужому труду? -Что мы для этого делаем? –Как себя ведем?

6. Знания о героических профессиях: - Что делают?

Космонавты

Спасатели

Таблица З - И -У
Почему говорят, трудом славен человек?

Знаю

Интересуюсь

Узнали

Что ты знаешь о заводе, где работают твои родители?

Какими профессиями славится завод?

Как называется завод, на котором работает твой отец?

Какие загадки, пословицы о труде ты знаешь?

Диагностика представлений о труде взрослых

Методика диагностики знаний детей о профессиях Е.И. Медвецкой «Что такое профессия?».

Детям задаются вопросы:

                    Какие ты знаешь профессии, назови их?

                    Расскажи, какими орудиями труда пользуется человек названных тобой профессий?

                    В чем заключаются особенности процесса работы данных профессий?

Ответы детей заносятся в таблицу.

Таблица№1 Диагностическая карта по изучению представлений о труде взрослых

(на основе методики Е.И. Медвецкой «Что такое профессия?»)

№п/п

ФИО ребенка

возраст

Перечень вопросов

Выводы

Какие ты знаешь профессии, назови их?

Расскажи, какими орудиями труда пользуется человек названных тобой профессий?

В чем заключаются особенности процесса работы данных профессий?

1.Проявляет ли Ваш ребенок интерес к профессиям? В чем это выражается? 2.Задает ли Ваш ребенок вопросы, желая узнать чтото новое о той или иной профессии?3.Знает ли Ваш ребенок, где и кем Вы работаете?4.Знает ли ребенок, в чем значение Вашей профессии?5.Знает ли Ваш ребенок, что Вы делаете на работе, чем конкретно занимаетесь, какие профессиональные действия совершаете?6.Знает ли Ваш ребенок, какие орудия труда Вы используете?7.Знакомите ли Вы своего ребенка с профессиями взрослых? Если да, то с какими и каким образом?8.Какой иллюстративный материал используете?

Для определения предпочтения дошкольников играм, связанным с профессиями, степени устойчивости познавательного интереса можно использовать метод «парных сравнений». Составляется 10 сочетаний по три вида занятий в каждом. Все виды деятельности, в том числе и игры, связанные с разными профессиями взрослых, повторяются пять раз. Например:

1)игра в стройку, подвижная игра, чтение сказок;

2)рассматривание картинок, чтение сказок, подвижная игра;

3)игра в магазин, рисование, конструирование;

4)рисование, подвижная игра, конструирование;

5)рисование, конструирование, игра в почту;

6)чтение стихотворений, подвижная игра, конструирование;

7)рисование, игра в больницу, рассматривание картинок;

8)чтение рассказов, рассматривание картинок, конструирование;

9)чтение рассказов, рассматривание картинок, подвижная игра;

10)игра в детский сад, рисование, рассматривание картинок.

Работа проводится индивидуально с каждым ребенком. Ребенку предлагается назвать один из предложенных в сочетании видов деятельности, который ему больше всего нравится. Выбранный вид экспериментатор подчеркивает. На основании обработки полученных данных можно выделить следующие уровни:

нулевой ‬нет ни одного выбора игры, связанной с профессиями;

низкий ‬один раз отдают предпочтение игре, связанной с профессиями;

средний ‬осуществляют два три выбора;

высокий ‬демонстрируют четыре пять предпочтений.

С целью выявления уровня представлений детей о труде взрослых, мною было проведено педагогическое обследование детей. За основу была взята методика Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик.

Критерии:

  1. Характер представлений о труде взрослых.
  2. Отношение детей к труду взрослых.

Показателями характера представлений о труде взрослых: полнота, содержательность представлений об орудиях труда, внешнего вида, трудовых действий, результата труда. Показателями отношения к труду взрослых: адекватность и выразительность экспрессивных действий: мимических, жестовых, пантомимических, речевых.

Для изучения уровня информированности детей о труде взрослых проводится беседа, индивидуально каждому ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:

  1. Для чего люди ходят на работу?
  2. Что такое профессия?
  3. Какие ты знаешь профессии?
  4. Какие профессии тебе нравятся больше всего?
  5. Кем работают твои мама и папа?

Далее проводится эксперимент с использованием визуальных методик. Детям предлагается 5 картинок, на которых изображены представители различных профессий, их орудия труда и место труда: парикмахер, продавец, водитель, регулировщик, работник почты. Ребёнок самостоятельно выбирает картинку и составляет по ней рассказ.

Для получения дополнительных сведений о профессиях, которые не были выбраны детьми, необходимо в индивидуальной беседе показать детям эти изображения и попросить рассказать о данной профессии.

Шкала оценок - Характеристика оценки ответов детей

  • Ребенок дает полный, точный ответ - имеет четкое представление о должностных обязанностях, орудиях труда, о месте работы, трудовых действиях и их результатах.
  • Ребенок дает неточный ответ - не выделяет отдельные детали процесса, называет не все орудия труда, опускает отдельные трудовые действия, значимость результата.
  • Ребенок дает неправильный ответ - затрудняется назвать должностные обязанности, путает орудия труда, не имеет представлений о трудовых действиях и результатах труда.

Три уровня развития представлений о труде взрослых и процессе его организации:

  • 1 уровень – высокий: дети имеют полные знания о труде взрослых, содержательно и последовательно характеризуют процесс организации их труда. В беседах с воспитателем проявляют самобытный рисунок эмоциональной экспрессии, положительные эмоции прослеживаются в мимике, жестах, речевой интонации.
  • 2 уровень – средний: дети не имеют полных знаний о труде взрослых. Не всегда характеризуют труд взрослых, опускают действия при изложении последовательности организации труда. Не проявляют ярких эмоций в процессе проведения беседы, эмоциональная экспрессия прослеживается в основном в жестах.
  • 3 уровень – низкий: дети не знают профессий взрослых, не владеют знаниями о процессе организации труда взрослых, не проявляют положительных эмоций, индифферентны в процессе общения с педагогом.

Мониторинг

Показатели

Методики

Периодичность

Осведомленность  о труде взрослых

Опросник  Л. В. Куцаковой «Профессиональная деятельность взрослых»

 

2 раза в год сентябрь

апрель

Ранние профориентационные склонности

Профориетационный опросник

Е. И. Климова 

 

1 раза в год

сентябрь

 

Игровая деятельность (игры профессионально -ориентированного характера)

Педагогическая диагностика В.П. Кондрашова по определению уровня развития игры «Диагностика игровой деятельности» (игры профессионального характера)

 

2 раза в год

Сентябрь

 

апрель

 

Протокол опроса детей старшего дошкольного возраста по теме «Профессиональная деятельность взрослых»

(Л.В. Куцакова)

               Вопросы

Ф.И. ребенка

1. Знания о трудовой деятельности взрослых: - Кто работает?

- на фабрике, заводе

- на стройке

- на транспорте

- на ферме

- в учреждениях культуры (ДК, школа искусств, спортивно-оздоровит. комплекс и др.)

- в больнице

- в детском саду, школе

2. Знание основных трудовых процессов: - Что делает?

Водитель

Повар

Почтальон

Моряк

 

Продавец

Врач

Фермер

Учитель

3. Знания о материалах, орудиях, инструментах и механизмах, необходимых для работы:

-  Чем пользуется (какими инструментами)?

Водитель

Повар

Почтальон

Моряк

Продавец

Врач

Фермер

Учитель

4. Знания о взаимодействии людей разных профессий: - Кто кому помогает?  - Кто работает вместе?

5. Бережное отношение к труду взрослых: - Как мы должны относиться к  чужому труду? -Что мы для этого делаем? –Как себя ведем?

6. Знания о героических профессиях: - Что делают? 

Космонавты

Спасатели


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей тема: "Профориентация для дошкольников"

Что такое проффесиональная ориентация? Это система мероприятний направленных на выявление личных особенностей,интересов и способностей у каждого человека для оказанияему помощи в выборе профессии наиб...

"Ранняя профориентация старших дошкольников в совместной игровой деятельности с родителями"

Профориентация срарших дошкольников в совместной игровой деятельности с родителями...

Проект мастер класса Тема «Изготовление лэпбука по профориентации для дошкольников»

Цель: показать способы изготовление лэпбука.Зачем нужен лэпбук?·        Лэпбук помогает ребёнку лучше понять и запомнить материал по изученной теме.·...

Развитие профориентации у дошкольников.

Вашему вниманию представлен проект по профориентации дошкольников "Юные поварята"....

Перспективный план по профориентации старших дошкольников

Перспективный план по профориентациистарших дошкольников...

Диагностика ранней профориентации детей подготовительной группы компенсирующей направленности с ТНР. по теме проекта: «Все профессии важны, все профессии нужны»

Сравнительный анализ после проведённой работы по ранней профориентации (в течение учебного года)Октябрь 2016г./май 2017г.Цель: определить результат усвоенных знаний у детей по теме «Профессии, о...