Технологическая карта НОД. Тема: «Путешествие в мир шестиногих друзей» (насекомые)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кастюкова Ирина Николаевна

Возрастная группа: старшая

Форма НОД: познавательная деятельность

Форма организации: подгрупповая

Средства:

Наглядные: демонстрационный материал, алгоритмы развития насекомых

Музыкальные: звуковые эффекты

Оборудование и материалы: ноутбук, магнитофон, д/и «Что сначала, что потом»,  д/и «Кто, как устроен», аудиозапись

« Звуки насекомых», д/и «Кто как двигается»,  д/и «Четвёртый лишний», волшебный цветок.

Мультимедийные: компьютерная презентация (картинки с изображением насекомых)

Образовательная область: познавательное и речевое развитие.

Интеграция видов деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая.

Вид занятия: интегрированное

Цель: Уточнить представление детей о знакомых насекомых, условиях их жизни, внешний вид, повадки.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать у детей представления  о насекомых;
  • формировать познавательный  интерес.

Развивающие:

  • обогащать словарный запас;
  • развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера.

Воспитательные:

  • воспитывать доброжелательное отношение к насекомым;
  • воспитывать доброжелательное взаимоотношение между сверстниками в процессе коллективного решения творческой задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.

Планируемый результат: сформировать у детей представление о насекомых, их строении, пользе для людей и растений, о взаимосвязи любого живого организма со средой обитания. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

 детский сад № 48 «Капитошка» р.п. Чунский

Технологическая карта НОД

составитель: воспитатель МДОБУ

детский сад № 48 «Капитошка»

Кастюкова Ирина Николаевна

                                                                                                   2024

Тема: «Путешествие в мир шестиногих друзей» (насекомые)

Возрастная группа: старшая

Форма НОД: познавательная деятельность

Форма организации: подгрупповая

Средства:

Наглядные: демонстрационный материал, алгоритмы развития насекомых

Музыкальные: звуковые эффекты

Оборудование и материалы: ноутбук, магнитофон, д/и «Что сначала, что потом»,  д/и «Кто, как устроен», аудиозапись

« Звуки насекомых», д/и «Кто как двигается»,  д/и «Четвёртый лишний», волшебный цветок.

Мультимедийные: компьютерная презентация (картинки с изображением насекомых)

Образовательная область: познавательное и речевое развитие.

Интеграция видов деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая.

Вид занятия: интегрированное

Цель: Уточнить представление детей о знакомых насекомых, условиях их жизни, внешний вид, повадки.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать у детей представления  о насекомых;
  • формировать познавательный  интерес.

Развивающие:

  • обогащать словарный запас;
  • развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера.

Воспитательные:

  • воспитывать доброжелательное отношение к насекомым;
  • воспитывать доброжелательное взаимоотношение между сверстниками в процессе коллективного решения творческой задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.

Планируемый результат: сформировать у детей представление о насекомых, их строении, пользе для людей и растений, о взаимосвязи любого живого организма со средой обитания. 

Ход деятельности

Этапы занятия

Структурные компоненты деятельности

Время

Содержание деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей, выполнение которых приводит к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

Вводная часть

Организационный момент

Установка на предстоящую деятельность, создание проблемной ситуации

2 мин

-Здравствуйте, ребята! Давайте с вами поздороваемся и дружно за руки возьмёмся.

Круг радости:

Всё проснулось ото сна это к нам пришла весна.

Солнце греет всё теплее, на прогулку все скорее.

Справа первые цветочки появились на лужочке.

Слева быстрый ручеёк с бугорка к реке потёк.

-Как приятно принимать гостей в такой солнечный весенний день!

Весна нам дарит красивые, яркие краски. Одевает природу и  всё живое в разноцветные наряды. Весной просыпается всё живое. Давайте послушаем и угадаем, кто уже проснулся.

 

- Как можно назвать одним словом тех, чьи звуки мы услышали?  (Насекомые)

Воспитатель приветствует детей.

Ведет диалог с детьми.

Воспитатель включает

Аудиозапись звуки насекомых.

Дети дружно взялись за руки и встали в круг.

Заинтересованные дети присоединяются, отвечают на вопросы педагога.

Дети слушают звуки, угадывают и называют насекомых.

Общение, взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Способность ребенка к принятию собственных решений.

Основная часть

Создание условий для разнообразной активной деятельности детей

Активизация имеющихся знаний у детей.

Практическая часть

Начало выполнения действий по задачам НОД

Физминутка

Заключительная часть

Рефлексия

Подведение итогов детальности, поощрение детей

7 мин

10мин

1мин

5 мин

- Странно, ребята, но на полянке никого нет! Что произошло с насекомыми? Только письмо лежит. Интересно от кого оно, давайте прочитаем!

 

-Дорогие ребята, мы попали в беду. Однажды над нашей полянкой пронёсся злой паук

и всех заколдовал.

Чтобы бабочки порхали,

и трудился муравей;

Чтобы осы вновь жужжали,

помоги нам поскорей»

 

-А случилась эта беда на именнинах у Мухи-Цокотухи.  

- Ребята, как вы думаете, почему паук так зол на насекомых?

Ответы детей (у насекомых- 6 ног, а у паука-8)

- Вы готовы им помочь? Ответы детей.

-Тогда нам нужно тоже превратиться в насекомых. У меня есть волшебный цветок, который поможет нам.

 

Воспитатель берет волшебный  цветок и произносит слова вместе с детьми:

-Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати!

Вот мы с вами превратились в насекомых.

Игра на звукоподражание

Воспитатель предлагает воспроизвести звуки:

 

Жужжим как жук – Ж –Ж - Ж.

Звеним как комар – З – З – З.

Трещим как кузнечик – ТРР – ТРР – ТРР.

Проходите на полянку насекомые, садитесь.  

 

Дидактическая игра

«Кто, как устроен»

-Ребята, чтобы спасти муху, нам нужно выполнить первое задание от паука. Возьмите конверт. Достаньте карточки.

 

Одна группа детей выкладывают части тела мухи, а другие птицы.

- Ребята, что общего и чем отличаются  муха и птица? Назовите части тела.

Ответы детей.

Обобщают: у птиц и насекомых есть голова, туловище, глаза, крылья. Отличаются тем, что у птиц есть клюв, перья, хвост. У насекомых есть усики, брюшко, грудь, по 6 лапок, тело любого насекомого как бы поделено на членики.

 

-Молодцы. Мы спасли муху!

Дидактическая игра

 «Что сначала, что потом»

-А теперь нам, ребята, нужно спасти гусеницу. Для этого мы поможем ей превратится  в бабочку. У вас в тарелочке лежат картинки, в которых изображены этапы превращения гусеницы в бабочку. Подумайте и разложите их по порядку.

 

 

-Скажите, что сначала откладывает бабочка? Ответы детей. (Бабочка откладывает яйца)

 -Кто появляется из яйца?

 (Из яйца появляется гусеница)

-Что делает гусеница?

(Она питается листьями и растет)

-В кого она превращается?

 (Гусеница превращается в куколку)

-Кто выходит из куколки?

 (Из куколки появляется бабочка)

-Вот мы с вами еще спасли гусеницу. Давайте мы тоже попробуем превратиться в бабочек и спасём бабочку.

 

Физминутка

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулось, потянулось,

Раз — росой она умылась,

Два — изящно поклонилась,

Три — нагнулась и присела,

На четыре — улетела.

-Ребята, какие вы молодцы! Вы спасли бабочку.

 

Дидактическая игра

«Кто, как передвигается»

 

- Насекомые обитают не только на земле, но и в воздушном, и водном пространстве.

Они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать, бегать. Вот сейчас вы должны правильно угадать, как двигаются насекомые.

 

-Возьмите конверт. В нём лежат сигнальные карточки: мячик-насекомое прыгает, самолёт-насекомое летает, скакалка - насекомое ползает.

 

Воспитатель демонстрирует картинки с изображением насекомых:

Кузнечик, шмель, гусеница, божья коровка, сверчок, водомерка.

- Молодцы! Вы помогли  спасти кузнечика.

 

Дидактическая игра «Полезные- вредные»

 -Ребята, чтобы нам спасти стрекозу и пчелу, нам нужно узнать, какие насекомые полезные, а какие вредные.

- Как вы думаете, бабочка, пчела и муравей-это какие насекомые? ( полезные)

-Как вы думаете, какую пользу они приносят?

Ответы детей.

Пчелы опыляют цветы, собирают пыльцу и нектар с цветов, а затем переносят нектар в ячейки сот, где он превращается в мед. А все знают, что мед  не только вкусен, но и очень полезен. Зимой они и питаются этим медом.

Бабочки опыляют растения.

Муравьев называют «санитарами леса». Они уничтожают вредных насекомых, которые объедают листья и хвою деревьев. Рыжие лесные муравьи из одного большого муравейника могут уничтожить за лето около 10 миллионов погибших насекомых. Муравьи разносят по лесу семена многих растений.

Воспитатель предлагает  рассмотреть следующих насекомых: муха, гусеница, комар.

- Это вредные насекомые или полезные? (вредные). А какой вред они причиняют

Ответы: муха разносит микробы, гусеница ест листья растений, комар пьет кровь.

 -Есть насекомые – хищники. Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка). А почему их называют хищниками?

Ответы детей: их называют так потому, что они питаются, охотясь на других насекомых.

Многие насекомые нужны животным, рыбам и птицам  они являются для них пищей.

- Молодцы, мы спасли стрекозу и пчелу.  

Появляется картинка с насекомыми на цветущей полянке. «Спасибо вам, ребята, что спасли нас от злого паука!»      (ноутбук)

 - Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым. Посмотрите, какая полянка красивая стала.  А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей. Давайте возьмём наш волшебный цветок и произнесем волшебные слова:

 

-Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!

-Вот мы снова и в детском саду! Дети, а кому мы сегодня помогли? А чтобы мне узнать насколько вы хорошо познакомились с насекомыми, мы поиграем в игру «Четвёртый лишний»

-   Ребята, послушайте и назовите лишний элемент цепочки, и объясните, почему он лишний.

Жук, оса, волк, саранча.            

 ( Лишний  волк: он не насекомое)

Лиса, медведь, ёж, таракан.      

( Лишний таракан: он не млекопитающее)

Оса, жук, муха, гусеница.          

 ( Лишняя  гусеница: она не летает)

Божья коровка, сверчок, жук, термит.

 ( Лишняя  божья коровка: она хищник)

 

-Иногда людей сравнивают с насекомыми. Узнайте, про кого так говорят: трудолюбивый как (пчела, муравей),

назойливый как (муха).

-Молодцы! Вы хорошо познали мир

шестиногих друзей!

-И не забывайте, насекомые это часть живой природы. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым  и зеленым! Берегите природу!

Воспитатель читает текст

Педагог заинтересовывает детей, вовлекая их в необычное путешествие

Игра на звукоподражание

воспитатель демонстрирует схему «Размножение и развитие бабочек» на ноутбуке

Ведет диалог с детьми

Физминутка

Демонстрация карточек с изображением насекомых на ноутбуке

Просмотр видео фильма о насекомых

Воспитатель демонстрирует изображение насекомых на ноутбуке

Подведение итогов НОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, эмоционального состояния, обсуждение особенностей индивидуальной совместной работы.

Дети выкладывают карточки с  заданием

дети составляют схемы

Дети высказывают свое мнение

дети поднимают соответствующую карточку

Проявляют интерес к предстоящему


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта на тему "Путешествие на луну "

Вашему вниманию представлена технолгическая карта занятия по образовательное области "Познавательное развитие", на тему "Путешествие на луну"....

Технологическая карта НОД Тема: «Друзья для Снеговика»

Программные задачи: - продолжать формировать творческие способности детей- развивать эстетическое восприятие, мелкую моторику пальцев, образные представления- воспитывать усидчивость, желание дов...

Технологическая карта НОД Тема: «Путешествие в лес»

ПроЦель: уточнять представление детей о значении леса в жизни людей.Задачи: Показать своеобразие растительного мира леса (что растёт в лесу). Развивать интерес к окружающей природе, мышление, речь. Во...

Технологическая карта на тему «К нам пришли друзья»

Цель: вызвать у детей интерес к содержанию занятия, познакомить  с некоторыми  домашними животными и их описательным видом.Задачи:Обучающие: учить называть домашних животных и упражнять в зв...

Технологическая карта НОД Тема "Друзья"

Технологическая  карта НОДКонспект НОД по образовательной области: Развитие речиВозрастная группа: подготовительнаяВоспитатель: Луценко ММТема : Друзья .Пересказ сказки «Колосок»Интег...