План работы по региональному компоненту
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Елена Ивановна Лоренцева

План работы по региональному компоненту представлен согласно тематическому планированию в старшей группе детского сада

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы по региональному компоненту РБ

Месяц, неделя

Тема недели

Форма работы

Цель:

Сентябрь 3.неделя

Детский сад

Беседа «Мой любимый детский сад»;

Экскурсия по детскому саду;

Дид. игра «Укладываем куклу спать»;

Конструирование «Наш детский сад»;

Баш. п. и. «Мы весёлые ребята»

Знакомить детей с названием детского сада, адресом,

 с сотрудниками детского сада с помещениями, имеющимися в детском саду. Знакомить с играми, мероприятиями, проводимыми в детском саду.

Воспитывать в детях дружелюбное отношение друг к другу, желание играть вместе, общаться и дружить.

Сентябрь 4 неделя

«Сумбуля у нас в гостях»

Овощи, огород

Чтение рассказа М. Карима «Горький пот и тучный урожай»

Сюжетное рисование «Огород моей бабушки»;

Ситуативный разговор по стихотворению «Витаминный лук»

З Кускульдиной;

Русская народная игра «Золотые ворота»

Обогащать представления детей об осени (Сумбули),

о труде людей осенью

в огородах и на полях. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы родного края.

Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, способствовать социализации.

Октябрь 1 неделя

Фрукты, сад

Рассматривание фруктов, игра «Чудесный мешочек»;

Беседа о пользе витаминов «Где они бывают»;

Башкирская игра «Липкие пеньки»

Формировать знания детей о фруктах, умение определять их по внешнему виду,

по вкусу, на ощупь. Расширить знания о пользе фруктов.

Познакомить с правилами новой башкирской игры. Развивать внимание, выносливость, быстроту реакции.

Октябрь 2 неделя

Деревья осенью, грибы.

Экологическая  викторина «Лес - наше богатство»;

Баш.п.и. «Белый тополь, синий тополь»;

Заучивание стихотворения

 Р. Тимершина «Осень»;

Беседа по картине «Березняк» Бурзянцева А. Д.

Формировать представления о деревьях и грибах , произрастающих в родном краю. Умение воспринимать красоту родной природы через творчество художников и поэтов Башкортостана.

Октябрь 3 неделя

Семья

Рассматривание семейных фотографий;

Чтение стихотворения А. Игебаева «Руки золотые»;

Беседа «Мои родные»;

Игра  ситуация «Бабушка пришла в гости»;

С. р. и. «Моя дружная семья»

Развивать уважительное отношение к членам своей семьи. Формировать в детях гостеприимство, благожелание, уважение к старшим.

Развивать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками.

Октябрь 4 неделя

Игрушки

Интерактивное путешествие в кукольный театр г. Уфы;

Рисование «Раскрась башкирскую матрёшку»;

Д. и. «Собери матрёшку»;

Слушание: «Танец кукол» музыка Х. Заимова;

Познакомить детей с кукольным театром г. Уфы посредством интерактивного путешествия.

Знакомить с башкирским народным орнаментом, его элементами, цветовой гаммой. Формировать творческие способности детей.

Ноябрь

1 неделя

Мой посёлок, моя Родина

Д/и «Кто где живет?»

Конструктивная деятельность «Строим дом бабушке»;

Хозяйственно-бытовой труд: «Мы на субботнике» (уборка игровой площадки)

Д. и. «Сложи русскую, башкирскую матрёшку»

Сюжетно-ролевая игра «Моя дружная семья»

Рассказ о курае, кубызе.

Развивать первичные элементарные представления о родном посёлке, республике. Закреплять знание детей о месте жительства: город, улица, дом.

Формировать первичные представления детей о том, что в Башкортостане живут люди разных национальностей в мире и дружбе ( русские, башкиры..)

Воспитывать чувство гордости за свою Родину.

Развивать культуру общения в играх: умение развивать сюжет игры, выбирать роли, игрушки, уметь без обиды уступать ведущую роль в игре.

Познакомить с башкирскими народными инструментами, предложить послушать их звучание (в записи).

Ноябрь

2 неделя

Человек

Отгадывание загадок об органах человека (ухо, нос, рот, руки, ноги);

Рассматривание иллюстраций на тему «Режим дня»;

Беседы: «Для чего врач слушает твоё сердце?» «Зачем человеку язык и зубы?» («Академия детства» с 63)

Рисование «Весёлые человечки»;

Коммуникативная игра «Поводырь»;

Формировать устойчивые представления о себе (Ф.И.О.), о гендерных различиях в проявлении качеств (мальчик Булат – будущий мужчина: сильный, смелый, ответственный; девочка Салима – будущая женщина: ласковая, заботливая, нежная) Обогащать представления о людях: о взрослых и детях; особенностях внешности, о правилах отношений между взрослыми и детьми через народные башкирские игры, сказки.

Ноябрь

3 неделя

Одежда, головные уборы

Рассматривание кукол в башкирском нац. костюме;

Заучивание стихотворения

К. Алибаева «Моя шапка лечит»;

Чтение стихотворения Г. Юсуповой «Чемпион по одеванию»;

Баш. п. и. «Иголка и нитка»

Д. и. «Составь башкирскую одежду»;

Аппликация «Укрась тюбетейку Булата»;

Познакомить с башкирскими национальными костюмами, воспитывать интерес к башкирской культуре.

Продолжать знакомить с творчеством башкирских поэтов.

Ноябрь

4 неделя

Обувь

Рисование «Украсим сапожки кукле Айгуль» (Т.С. Комарова стр.38)

Д. и. «Укрась башкирский сапожок»;

Д. и «Что лишнее?» (баш. нац. одежда и обувь»;

Баш. п. и. «Мы весёлые ребята»

Способствовать развитию умения составлять на бумаге узор из элементов башкирского орнамента.

Формировать дружеские отношения в игре, развивать внимание, быстроту реакции.

Декабрь

1 неделя

Зима

Обсуждение народной приметы «Чем больше снега на горах, тем больше ягод уродится»;

Рассматривание картины

А.Д. Бурзянцева «Белый снег»;

Рисование «Снежинки» (по стихотворению Г. Галеевой «Снежинки»;

Хозяйственно бытовой труд- уборка территории от снега;

Наблюдения за снегом, опыты по определению глубины снега.

Формировать представления детей об особенностях зимы в родном крае, умение устанавливать простейшие причинно- следственные связи между явлениями живой и неживой природы. Развивать умение видеть красоту зимней природы своего края в литературной и художественной деятельности писателей и художников Башкортостана. («Академия детства», с 76)

Декабрь

2 неделя

Зимующие птицы

Рассматривание  альбома «Зимующие птицы нашего края»;

Решение проблемной ситуации: «Как спасти птиц в холодную суровую зиму»;

Чтение стихотворения «Синица» С. Сюндюкле;

Конструирование кормушек (картон).

Уточнить знания детей о птицах РБ, закрепить и расширить знания о способности птиц приспосабливаться к суровым зимним условиям. Подвести к пониманию того, что о птицах нужно заботиться.

Декабрь

3 неделя

Праздник елки. Новогодние игрушки

Рассматривание ёлки, новогодних игрушек.

Пение: «Ёлочка» (музыка и слова М. Бикбовой);

Заучивание стихотворения

 К. Даяна «Ёлочка – красавица»;

Чтение сказки «Ни ночью, ни днём не балуйся с огнём» («Безопасные сказки»);

Баш. народная подвижная игра «Два Мороза»

Знакомить детей с традицией встречи Нового года.

Продолжать знакомить с башкирскими песнями и стихотворениями.

Формировать знания о правилах безопасного поведения в быту.

Развивать быстроту, ловкость, координацию движений, скоростные качества, внимание.

Декабрь

4 неделя

Праздник елки. Новогодние игрушки

Беседа «Как мы дома готовимся к встрече Нового года»;

Чтение стихотворения А. Игебаева «Дед Мороз – художник»;

Экскурсия к выставке «Зимние фантазии»;

Д. и. «Оденем куклу Салиму на праздник»

Башкирская народная игра

"Кто кого перетянет"

Формировать интерес к празднику. Рассказать, как люди в других странах встречают Новый год.

Показать красоту, созданную руками родителей, воспитывать любовь и уважение к труду взрослых.

Закрепить представление о башкирской  нац. одежде.

Способствовать  развитию силы, координации движений, ловкости.

Январь

2 неделя

Зимние забавы

Заучивание наизусть стихотворения Ю. Гарея «Санки» (По снежку на санках дети

Мчатся с горки, словно ветер.

Кто боится в снег свалиться —

Пусть на санки не садится).

Д. и. «Собери из частей зимние виды спорта»;

Аппликация «Катание с горы»;

Игра –развлечение «Мы – юные Салаватцы» («Академия детства»

с. 63

Труд в природе: снежные дорожки, снежная гора;

Баш. подв. игра «Кураист»

Помочь детям запомнить стихотворение, дополнить знания детей о зимних развлечениях зимних видах спорта.

Знакомить с башкирской хоккейной командой, с игрой в хоккей.

Познакомить с правилами игры, развивать внимание на сигнал, быстроту движений.

Январь

3 неделя

Домашние птицы

Рассматривание альбома «Домашние птицы»;

Чтение башкирской народной сказки «Храбрый петух»;

Стихотворение К. Киньябулатовой «Зухра и цыплята»;

Баш. подв. и. «Охотники и утки»

Формировать представления детей о домашних птицах, их отличительных особенностях, уходе за домашними птицами.

Уточнить правила игры, упражнять в метании мяча, воспитывать дружеские отношения в игре.

Январь

4 неделя

Домашние животные

Беседа по иллюстрации из серии «Домашние животные»

Заучивание потешки «Наша кисонька мала» К. Даяна;

Диалог по содержанию башкирской народной сказки «Как собака нашла хозяина»;

Оформление с детьми уголка «Домашнее подворье»;

Д/и «Кто где живет?»;

Конструирование «Будка для моего Акбая»;

Чтение стихотворения С.Муллабаевой «Белый барашек»

П/и «Кошки-мышки»

Продолжать знакомить детей с домашними животными, их питанием, местом жительства, пользой. Формировать заботливое отношение к домашним животным.

Февраль

1 неделя

Дикие животные

Рассматривание иллюстраций, слайдов «Дикие животные РБ»

П/и «Хитрая лиса»

Рассказывание башкирской сказки «Лиса-сирота»

Пальчиковая гимнастика «Лиса»; Игра-драматизация по башкирской народной сказке «Пчёлы и медведь»;

Формировать представления детей о диких животных, которые обитают на территории родного края (медведь, лиса, волк, заяц, лось), их образе жизни зимой.

Воспитывать чуткость к художественному слову.

Февраль

2 неделя

Транспорт

Рассматривание картинок «Транспорт в нашем городе»

Конструирование из строительного материала «Грузовой автомобиль» (Л.В.Куцакова стр.35);

Проблемная ситуация «Можно ли громко разговаривать в транспорте»;

Заучивание стихотворения

 Н. Нарзулаева «Машинист»;

Баш. п. и. «Мы весёлые ребята»

Дать детям представления о транспорте, формировать умение конструировать транспорт.

Формировать знания о правилах  поведения в общественном транспорте.

Февраль

3 неделя

День Защитника Отечества

Беседа «Праздник 23 февраля»

Беседа по содержанию  стихотворения Н. Идельбая «Мой папа»;

Рассматривание картины А.Х. Ситдиковой «Будущий батыр»;

Игровая ситуация «Защитим слабого»;

Чтение баш. нар. сказки «Охотник Юлдыбай»;

Баш. п. и. «Ловкие джигиты»

Осуществлять патриотическое воспитание. Знакомить с военными профессиями. Воспитывать любовь к Родине. Формировать гендерные представления (воспитывать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины).

Пополнять литературный багаж детей башкирскими произведениями, воспитывать чуткость к художественному слову.

Развивать быстроту реакции, смелость.

Февраль

4 неделя

Профессии мам

Рассматривание картинок разных профессий, беседа по ним.

Ситуативная беседа по пословице «Кончил дело, гуляй смело»;

Вечер башкирского фольклора «В гостях у сказки» (Р.Х.Гасанова стр.77)

С.р. и. «Салима в парикмахерской»

Танцевальное творчество: «Плясовая» (музыка А. Кубагушева)

Расширить знания детей о профессиях, воспитывать уважение к людям труда.

Продолжать знакомить детей с башкирскими произведениями

Развивать культуру общения в игре, умение развивать сюжет игры.

Развивать творческие способности детей, умение выполнять элементы башкирского танца.

Март

1 неделя

8-е марта

Игра–разминка «Согреем маму ласковыми словами»;

Заучивание стихотворения Г.

Гумера «Буду как мама»;

С.р.и. «Принимаем гостей»;

Игра «Разноцветные платочки» (муз. А. Кубагушева);

Художественное творчество «Что бы маме подарить?»

Воспитывать любовь к маме, желание сделать ей приятное.

Формировать интерес к слушанию стихотворений башкирских писателей.

Знакомить с особенностями гостеприимства башкирского народа.

Воспитывать заботливое отношение к маме, желание порадовать её.

Март

2 неделя

Комнатные растения

Народный праздник «Масленица»

Рассматривание комнатных растений.

Народный праздник «Масленица»

Игра м/п «Камешки»

Конструирование из полосок бумаги: «Башкирский коврик для Салимы»;

Знакомить детей с названиями и внешним видом комнатных растений, способами ухода за ними.

Продолжать знакомить детей с народными традициями, праздниками.

Цель: развивать внимание, умение действовать по сигналу.

Продолжать знакомить с башкирским народным узором, учить составлять коврик из полосок.

Март

3 неделя

Весна

Рисование «Природа моего родного края»

Д/и «Что сделали люди»

 (Р.Х. Гасанова стр.76)

Слушание: «Солнечный зайчик», музыка Д. Хасаншина;

С/р игра «В гостях у подружек»

Формировать умение рисования родной природы, развивать фантазию, творчество.

Закрепить представление о том, что такое «рукотворный мир» - это то, что сделал человек своими руками.

Формировать нравственность, потребность изучать историю и культуру башкирского народа. Познакомить с особенностями гостеприимства этого народа. 

Март

4 неделя

Перелетные  птицы

Рассматривание альбома «Перелётные птицы нашего края»;

Чтение стихотворения  М. Карима «Прилетай»;

Игра малой подвижности «Угадай по голосу»;

Аппликация «Укрась коврик» (Т.С.Комарова стр. 55);

Русская народная хороводная игра «Грачи летят»

Продолжать воспитывать желание узнать о перелетных птицах, формировать бережное отношение к ним.

Развивать слуховое восприятие, внимание.

Закреплять приемы вырезания и аккуратного наклеивания деталей, умение чередовать башкирский орнамент.

Закреплять знания о фауне родного края, народных традициях.

Апрель

1 неделя

Посуда

Рассматривание посуды – путешествие в прошлое посуды (Р.Х.Гасанова, Я Родину хочу познать, стр.25)

С/р игра «Путешествие в магазин «Посуда» (Р.Х. Гасанова стр.56);

Д.И. «Накроем стол к обеду» (башкирская национальная посуда);

Лепка «Башкирская посуда»

Татарская народная игра «Продаем горшки»

Ознакомление детей с историей возникновения посуды, с процессом ее преобразования человеком, формирования интереса к предметам рукотворного мира прошлого.

Формировать эстетическое отношение к предметам окружающего мира.

Развивать пластику тела, чувство юмора; пополнять знания детей о профессиях прошлого, воспитывать уважительное отношение к человеку труда.

Апрель

2 неделя

Мебель

Мастерилка: мебель из спичечных коробков.

Д/и «Башкирский узор»

С/р игра «В гостях у подружек»

Муз игра «Покажи-ка, дружок» (баш. народная мелодия

в обработке А. Кубагушева

П/и «Палка-кидалка (Сойош таяк)»

Формировать представление о мебели, умение делать делаь мебель из спичечных коробков.

Уточнить представление детей о башкирском орнаменте, учить правильно располагать его на квадрате и полосе.

Формировать нравственность, потребность изучать историю и культуру башкирского народа. Познакомить с особенностями гостеприимства этого народа. 

Цель: знакомство с новой башкирской игрой.

Апрель

3 неделя

Мой дом

Чтение загадок «Жилище», Рассказывание о жилищах башкир;

Словесная игра «Если бы я был строителем, какое здание я бы построил в родном посёлке»;

Конструирование из бумаги «Наша улица»;

Баш. нар. игра «Юрта»;

Драматизация сказки «Теремок»

- Познакомить детей с юртой, её назначением, убранством.

- Учить детей делится своими впечатлениями, мыслями, мечтами.

- Формировать умение детей конструировать по шаблону дома и строить улицы.

- Продолжать знакомить с игрой «Юрта», развивать внимание, быстроту реакции.

-Вызвать интерес к участию в драматизации сказки, развивать творческие способности детей.

Апрель

4 неделя

Промыслы и занятия народов Башкортостана.

Труд в саду и огороде.

Беседа, просмотр компьютерной презентации о труде русского и башкирского народа.

Рассказывание башкирской сказки «Ленивая Аусаф»;

Беседа из личного опыта детей «Как я помогаю старшим»

Заучивание башкирской поговорки «Без труда не появится еда»

Игра-экспериментирование «Чудесный песок моего края»

Формировать элементарные представления детей о промысле и занятиях (земледелие, скотоводство, вышивка) русского и  башкирского народа. («Академия детства», с. 75)

Способствовать  формированию  интереса к башкирской литературе.

Май

1 неделя

День Победы

Первые цветы

Беседа и показ иллюстраций на тему Великой Отечественной войны.

Д/и «Весенние краски»

Художественное творчество (рисование) «Весна»

Заучивание стихотворения

 К. Даяна «Весенние цветы»

 (Р.Х. Гасанова стр.75);

Д. и. «Собери цветок курая»;

Рассказ о героях Великой Отечественной войны Башкортостана, их подвигах

Формировать знания детей о ВОВ, о празднике Победы. Формировать представление о растительном мире своего района, лекарственных растениях (одуванчик, мать и мачеха, подорожник, крапива)

Май

2 неделя

Насекомые

Рассматривание картины художника А. Ситдикова «Урожайный год. Пасека»

Беседа о труде пчеловода и о пользе пчёл.

П/и «Медведь и пчелы»

Художественное творчество (подгрупповая аппликация) «Пчёлки»

Слушание - «Кузнечик» (муз. Ш. Кульбарисова,  сл. Г. Юнусовой)

Беседа о жизни насекомых;

Заучивание наизусть стихотворения М. Гали «Шмель»;

Знакомить детей с насекомыми нашего края.

Формировать знания детей о работе пчеловода, умение видеть красоту в художественных и музыкальных произведениях.

Пополнять литературный багаж детей башкирскими произведениями, воспитывать чуткость к поэтическому слову.

Литература:

1. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вари-ант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.  

2. «Мой край – Башкортостан» - автор Ф.Н. Фазлыева

3. «Я – башкортостанец» - автор Р.Л. Агишева

4. «Земля отцов» - автор Р.Х.Гасанова

5. «Народное декоративно – прикладное искусство Башкортостана – дошкольникам» - автор А.В.Молчева

6. «Комплексное развитие детей в процессе общения с природой» Марченко Л.И.

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение  детский сад комбинированного вида  №35 «Теремок» р.п. Приютово  

 муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан

План работы по региональному компоненту

 в средней группе общеразвивающей направленности

на 2018 – 2019 учебный год

                                                                                                             Воспитатель

Лоренцева Е.И.

р.п. Приютово 2018г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по региональному компоненту в подготовительной группе на 2015-2016 учебный год

план работы по региональному компоненту Республики Башкортостан....

Перспективный план работы по региональному компоненту Ставропольского края в средней группе

Перспективный план работы по региональному компоненту Ставропольского края в средней группе на 2019-2020 учебный год ...

Перспективный план работы по региональному компоненту c детьми старшего дошкольного возраста на 2020-2021 учебный год

Перспективный план работы по региональному компоненту c детьми старшего дошкольного возраста...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО РЕГИОНАЛЬНОМУ КОМПОНЕНТУ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО РЕГИОНАЛЬНОМУ КОМПОНЕНТУ (КУРГАН И КУРГАНСКАЯ ОБЛАСТЬ)  В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА 2021 -2022 УЧЕБНЫЙ ГОД...

Перспективный план работы по региональному компоненту с детьми старшего возраста.

Перспективный план рассчитан на год. В поцессе его реализации у детей сформируется представление о малой родине, донском крае, о родном городе и его достопримечательностях.Цель мероприятий - восптыват...