Технологическая карта НОД "Этикет с малых лет" 6-7 лет
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Развивать культурное поведение в разнообразных жизненных ситуациях; активизировать творческие способности, воображение, любознательность, мышление, коммуникативные навыки, познавательный интерес к этическим правилам и нормам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта НОД
Тема: «Этикет с малых лет»
Возрастная группа: Старший дошкольный возраст 6-7лет
Форма организации: Групповая
Цель: Формирование навыков культурного поведения.
Задачи:
Образовательные: Повысить уровень коммуникативной компетентности детей.
Развивающие: Развивать культурное поведение в разнообразных жизненных ситуациях; активизировать творческие способности, воображение, любознательность, мышление, коммуникативные навыки, познавательный интерес к этическим правилам и нормам.
Воспитательные: Воспитывать у детей нравственные качества необходимые в обществе.
Планируемый результат: Сформированность у детей: понятий «этикет» и «культурный человек»; умений правильно употреблять слова приветствий, благодарности, вести разговор с партнерами, не обижая и не унижая собеседников;
знаний о правилах хорошего тона, выразительных средствах родного языка, культуре поведения, умения применять их в различных жизненных ситуациях.
Пространственно-временной ресурс: 25-30 мин.
Образовательные области: Социально-коммуникативное развитие.
Предварительная работа: Познавательные беседы на темы: «Кто и зачем придумал правила поведения»; «Разговор по телефону»; «Вежливый собеседник» Рассматривание картинок: «Уроки вежливости», «Я и мое поведение» Разучивание пословиц, поговорок на тему «Вежливость, доброта».
Оборудование: видеописьмо, вырезанные из цветной бумаги лепестки для игры «Цветок вежливости», настольно-печатная игра «Уроки этикета», применение ИКТ.
Этап, его продолжительность | Цель, задачи этапа | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Методы, приемы, возможные виды деятельности | Результат | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
Психологический настрой, 1 мин | Создание атмосферы психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка | Воспитатель приветствует воспитанников | Приветствие | Словесный | Положительно эмоциональный настрой | ||
Вводно-организационный, 1-2 мин | Организация направленного внимания | - Ребята, к нам в группу пришло видеописьмо, давайте его посмотрим. Содержание видеописьма: «Здравствуйте, ребята! К вам за помощью обращаются ваши друзья-первоклассники. Недавно мы прочитали стихотворение о мальчике Петрусе, который решил стать вежливым. | Дети заинтересованы. | Беседа (объяснения). | Привлечение непроизвольного внимания. Внутренняя мотивация на деятельность. | ||
Мотивационно-побудительный, 1-2 мин | Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах | Воспитатель читает стихотворение И. Кульской «Невежливая вежливость». Мы стали вместе думать, можно ли Петруся назвать вежливым мальчиком? Мнения наши разделились, и мы даже поспорили: одни ребята считают, что если мальчик со всеми здоровается, его можно назвать вежливым, а другие ребята не согласны: они считают, что мальчика Петруся нельзя назвать вежливым, потому что он не знает правил приветствия. И вдруг мы вспомнили о вас, ребята, и подумали, что вы сможете разрешить наш спор, потому что вам в детском саду много читали и рассказывали о правилах поведения. Мы знаем, что по этой теме в вашей группе есть много разных альбомов, картинок, книг, игр». Ребята, вы согласны помочь нашим друзьям? | Слушают воспитателя | Словесный | Дети имеют представление о культуре вежливых слов | ||
Актуализация 3 мин | Актуализация имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений. | - А чтобы правильно ответить, предлагаю вспомнить все, что вы знаете о правилах поведения. Послушайте, как похожи слова: правильно, правила, по правилам. Если вы знаете правила и делаете правильно, как вас можно назвать? - Для чего человек выполняет определенные правила поведения? (ответ детей) - Он их не придумывает сам. Как вы считаете, Петрусь знал об этом? (ответ детей) - Кто же придумал правила поведения? (ответ детей) - Правильно, чтобы лучше понимать друг друга, люди придумали правила. Каждое из них имеет свою историю и служит для хорошего общения. Послушайте об этом стихотворение. Ребенок читает стихотворение Н. Красильникова «Доброе утро». Что означает слово «здравствуйте» - Все верно, произнося их, мы желаем нашим близким и знакомым хорошего здоровья, чтобы весь день у них был светлым и радостным. Почему установление добрых отношений между людьми начинается с первых приветственных слов? | Воспитанники с удовольствие проявляют интерес, отвечают на вопросы (вежли-вые, воспитанные дети и т.д.) | Словесный(вопросы, объяснение) | Усвоены понятия «вежливые слова» | ||
Восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений), 5-8 мин. | Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о свойствах и качествах объектов, их преобразовании, связях, способах действий и т.д. | - Ребята, а когда вы приветствуете других людей, что чувствуете при этом? (ответы детей) - Послушайте стихотворение о людях, которым радостно от того, что они желают благополучия другим. - Почему в этом стихотворении говорится о том, что тепло и радостно становится не только тому, кто слышит добрые, вежливые слова, но и тому, кто их говорит? (ответы детей) - Да, если люди всегда будут выполнять эти важные правила, у всех будет хорошее настроение. Надо больше говорить друг другу добрых слов и дарить улыбки. Предлагаю всем вместе спеть песню «Улыбка». - Продолжим наш разговор о вежливости. Как вы думаете, вежлив ли был Петрусь? - Легко ли быть вежливым? - Да, я с вами согласна: быть вежливым не так-то просто. У кого Петрусь может научиться вежливости? - А вы смогли бы научить Петруся вежливо приветствовать других? (ответ детей). - Ребята, а почему деду Федоту не понравилось приветствие Петруся? - Вежливо ли поступил Петрусь по отношению к деду Федоту? Почему? - Да, вежливый человек вежлив всегда. Как нужно было поступить Петрусю? - Да, ребята, нельзя громко разговаривать и кричать, когда рядом находится заснувший от усталости человек, потому что это мешает ему отдыхать. Какие правила приветствия знакомых взрослых людей должен запомнить Петрусь? - Ребята, что не так сделал Петрусь, решив поприветствовать девочку Яринку? - Как Петрусь мог поприветствовать девочку? - Предлагаю поиграть в игру, во время которой вы вспомните, как можно детям по-разному приветствовать друг друга. Игра «Цветок вежливости» | Ответы детей Дети по очереди читают стихотворение А. Яшина «Доброе утро!». Дети исполняют песню «Улыбка» (муз.В. Шаинского, сл. М. Пляцковского). Ответ детей Дети участвуют в беседе, внимательно слушают. Отвечают на вопросы. | Словесный (объяснение, пояснения, вопросы) | |||
Динамическая пауза, 1 мин | Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости | - А сейчас давайте разомнёмся Воспитатель показывает белую полоску бумаги – дети изображают березку, синюю полоску – «реки», бегут друг за другом змейкой, красную полоску – собираются в круг – «солнце». | Дети выполняют движения. | Наглядный (образец), практический (выполнение движений), словесный (объяснения). | Снятие напряжения, привлечение произвольного внимания. | ||
Практическая работа (если предусмотрена), 5-10 мин | Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений | Игра «Уроки этикета» Для игры понадобятся три большие карты, в центре которых есть изображения по темам: «В театре», «В гостях», «В транс-порте». Маленькие карточки с сюжетными картинками перемешиваются и кладутся лицевой стороной вверх. По сигналу ведущего дети выбирают карточки по своей теме и выкладывают их около большой карты. В случае правильного поведения героев на картинке, игрок кладет маленькую карточку около большой так, чтобы совпали половинки кружочков на них, а в случае недопустимого поведения персонажей, карточка откладывается в сторону. Воспитатель поощряет тех, кто первым правильно выбрал сюжетные картинки и лучше всех объяснил ситуации на них. Подводит итог: «Если все люди будут всегда выполнять эти важные правила, у всех будет хорошее настроение». | Дети делятся на три микрогруппы и распределяют карты между собой. После того как все микрогруппы выполнили задание, воспитатель предлагает проанализировать сюжеты на своих маленьких карточках, а также дать оценку поведения персонажей на отложенных картинках. | Наглядный. Практический. | Дети активно принимают участие в игре | ||
Заключительный этап. Рефлексия, 3 мин | Подведение итогов ОД, обобщение полученного ребенком опыта. Формирование элементарных навыков самооценки | - Ребята, ваши рассказы о правилах поведения, записанные на диктофон, мы отправим нашим друзьям-первоклассникам. Думаю, что они помогут разрешить их спор о том, можно ли назвать Петруся вежливым или нет? | Дети активно рассказывают о своих впечатлениях. Проявляют доброжелательность к сверстнику. | Обсуждение. Подведение итога | Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта спортивного праздника "Малые летние Олимпийские игры"
Конструкт летнего спортивного праздника для детей старшего дошкольного возраста. Методическая разработка для педагогов, воспитателей детского сада....

Технологическая карта НОД "Моя малая родина"
Формировать представление детей о Родине, развивать интерес к познанию своего родного края....
Технологическая карта занятия для детей старшего возраста по технологии деятельностного подхода "Ситуация" Л.Г. Петерсон "Мой край - моя малая Родина"
Технологическая карта занятия для детей старшего дошкольного возрастаПодготовила: воспитатель МБДОУ г.Иркутска детского сада №31 Петрушева Инга АнатольевнаТема занятия: «Мой край &nd...

Технологическая карта интегрированного образовательного события по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми старшего возраста Тема "Село Кабанск – моя малая Родина"
Формирование у детей чувства патриотизма и любви к малой Родине....
Технологическая карта ОД Малая родина для старшей группы
конспект открытого занятия для детей 5-7 лет...

От малого к большому (технологическая карта)
ОО Социально– коммуникативное развитие раздел Формирование основ гражданственности и патриотизма возрастная группа подготовительнаяТема: «От малого к большому»...

Технологическая карта интегрированного занятия по познавательному развитию «Архитектурные сооружения малой Родины» Подготовительная группа (6-8 лет)
Цель: Воспитывать патриотические чувства, уважительное отношение к малой Родине через ознакомление с малыми архитектурными формами. Задачи: Образовательные: 1.Познакомить детей с профес...