Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе по теме: «Книги и библиотека».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Формировать у детей представление о библиотеке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_knigi_i_bibliotea.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе по теме: «Книги и библиотека».

Образовательная область: познавательное развитие.

Вид деятельности: непосредственно-образовательная.

Возрастная группа: старшая группа.

Тема «Книги и библиотека».

Цель: формирование у детей представление о библиотеке.

Задачи:

образовательные: рассказать детям о пользе библиотеки, ролью книги в жизни человека; расширить знания о работниках библиотеки, познакомить детей с профессией библиотекарь; активизировать речь детей (библиотека, стеллаж, читальный зал, формуляр); познакомить с правилами пользования книгой и др. материалами, предоставляемых библиотекой;

развивающие:  развивать память, внимание, мышление; развивать интерес и желание посещать библиотеку;

воспитательные: воспитывать у детей уважение к труду библиотекаря; воспитывать бережное отношение к книгам; воспитывать правила культурного поведения на улице и в общественных местах.

Оборудование и материалы:  книги, книги из библиотеки, формуляр, порванная книга.

Предварительная работа.

Экскурсия в библиотеку; чтение произведения С.Жупанина «Я — библиотекарь»;  показ мультфильма о библиотеке; рассматривание картины «Библиотекарь» из серии картин «Кем быть?»

 

                                              Ход   деятельности.

Воспитатель:   ребята, отгадайте загадку

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

Дети: книга.

Воспитатель: скажите, а для чего нужны книги?

Дети: книги нужны, чтобы читать их.  Чтобы стать грамотными.  Чтобы узнать много интересного, нового.

Воспитатель: я согласна с вами, что из книг мы узнаем много нового. Книги отвечают на важные вопросы. Из книг мы узнаем о других странах, о природе, о технике. Книги помогают фантазировать. А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Угадай сказку»

                             Проводится игра «Угадай сказку»

Воспитатель: как называется место, где хранится много книг!

Дети: библиотека.

Воспитатель: правильно, это библиотека. Библиотека переводится как «библио»-книга, «тека»- хранилище, т.е. дом, в котором один человек или много людей собрали и хранят книги. Собрали с любовью, хранят с заботой.

Для чего нужна библиотека, ведь книг много в магазине?

Дети: мы не можем купить все книги.

Воспитатель: правильно, не каждый человек может купить интересующую его книгу. Поэтому и создали библиотеку, для того, чтобы человек мог прийти и взять прочитать интересующую его книгу, на время. Книги бывают самые разные: веселые, грустные, юмористичные, учебные, старинные.

И хранятся они на специальных полочках, которые называются стеллажами.  

Ребята, может вы мне, подскажете, какими бывают библиотеки?

Дети: библиотеки бывают детские и для взрослых.

Воспитатель:   правильно. Если они находятся в школе - школьные; а если для детей- детские. Есть библиотеки для взрослых. Есть библиотеки для людей определённых профессий, то есть научные. А еще есть специально для слепых!  Вы скоро пойдёте в школу. Обязательно запишитесь в библиотеку. С книгой, взятой из библиотеки, как надо обращаться - очень аккуратно. Почему?

Дети: потому что книгу можно порвать, испачкать и другие не смогут её читать.

Воспитатель: правильно. Давайте с вами поиграем в  игру «Можно и нельзя». Я буду читать вам стихотворение, вы внимательно слушаете и хлопаете в ладоши и  говорите «ДА» если это можно делать, топаете ногой, говорите «Нет», если вы считаете, что так нельзя поступать.

-Книга-самый лучший друг,

Это знают все вокруг. (да)

-Книгу можно прочитать, (да)

Руками грязными листать. (нет)

-Если нравится картинка-

Рви её из серединки.(нет)

-Книгу бережно держи,

В неё закладку положи.(да)

-Книгу в воду не бросай,

Береги и уважай!(да)

Воспитатель: молодцы! А теперь немного отдохнем и я вам, предлагаю сделать физминутку.

        Физминутка

Книгу мудрую прочтем

И гимнастику начнем.

Книгу к верху поднимаем

И на полку убираем,

Книгу новую возьмем

И соседу отдаем.

Поменялись раз и два

Ой, упала со стола.

Разом дружно приседаем

С пола книжку поднимаем,

Чтобы мы могли опять

Книжку добрую читать.

Воспитатель: в библиотеке можно не только просто взять книгу. Там проводят интересные встречи и мероприятия с интересными людьми, проводят выставки рисунков. Есть специальная комната с компьютерами, в котором можно поиграть (электронный читальный зал), найти информацию в интернете, посмотреть видео.  А редкие экземпляры книг читать можно в читальном зале.

Воспитатель: а кто же работает в библиотеке и помогает найти нужные книги?

Дети: библиотекарь.

Воспитатель: Посмотрите на картину. Что вы видите? Чем же занимается библиотекарь? 

Дети: библиотекарь дает книгу.

Воспитатель: библиотекарь выдаёт книги. Он постоянно общается с читателем, отвечает на его вопросы, советует, какую книгу прочесть. Библиотекарь рассказывает о детских писателях, их новых книгах, знакомит с последними номерами журналов для детей.

Библиотекарь устраивает красочные книжные выставки, посвящённые юбилею писателя или поэта. Эти выставки часто украшаются детскими рисунками. Библиотекари приглашают авторов известных и любимых ребятишками книг на встречу с маленькими читателями.

            А как же находит нужную книгу библиотекарь? Вот эту книгу я взяла в настоящей библиотеке. Здесь есть номер, который состоит из цифр и букв – это шифр. По нему библиотекарь и узнает адрес книги. В библиотеке есть каталог, где хранятся карточки с названиями и шифрами всех книг. Посмотрит библиотекарь в такую карточку и найдет нужную книгу.

На каждого читателя библиотекари заводят читательскую книжку- формуляр, где записывают книги и срок, на который они выданы.

Воспитатель: ребята, сегодня в нашем речевом уголке я нашла вот такую книгу. Что вы о ней скажете? 

Дети: странички порваны, обложка в пятнах.

Воспитатель: приятно читать такую книгу? Наверно, кто-то неаккуратно пользовался книгой. Как же нам поступить?

Дети: её надо отремонтировать.

Воспитатель: правильно, нужно книгу отремонтировать. А в библиотеке кто ремонтирует книги?

Дети: в библиотеке ремонтирует книги библиотекарь. 

Воспитатель: сегодня мы с вами посмотрим все наши книги, чтобы отремонтировать их.

Воспитатель:  с какой профессией мы сегодня познакомились?

Дети: с профессией библиотекаря!

Воспитатель: какие бывают библиотеки?

Дети: детские, школьные, взрослые, научные.

Воспитатель: как нужно обращаться с книгами?

Дети: нельзя рисовать в книге, перегибать её, заворачивать страницы, нельзя брать её грязными руками, мочить книги, нельзя вырывать страницы, книги читают за столом, нужно перелистывать за уголки страницы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Соль на столе".

Программное содержание:1.     Дать первоначальные представления о соли, как о полезном ископаемом.2.     Развивать краеведческую любознательность; формиро...

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Мастерами славится земля".

Знакомство детей с видами народно-прикладного искусства (Хохлома, Дымка, Гжель, Городец) на занятиях через наглядность, песни, пляски, игры, загадки. Изготовление дымковских игрушек....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «Человек – творец»

Программное содержание: продолжать знакомить детей с творческой деятельностью взрослых. Показать значение для людей таких профессий, как художник, писатель, композитор, исполнитель. Показать, что для ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе по теме: «Правила вежливости в лесу»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе по теме:«Правила вежливости в лесу»Цель: познакомить детей с правилами поведения в природе.Программные задачи:Обучающие: познако...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему "Путешествие в страну здоровья"

Направление: Познавательно - речевое.Образовательная область: " Познавательное развитие", "Физическое развитие".Цель: формировать валеологическую культуру подрастающего поколения.З...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "библиотека"

Программное содержание: Способствовать формированию устойчивого интереса старших дошкольников к книге.Задачи: Формировать у детей реалистические представления о труде взрослых. Уточнять, углублять и с...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «В гостях у русской народной сказки». (Занятие проходит в видео формате.)

Тема: «В гостях у русской народной сказки». (Занятие проходит в видиоформате)Цели: приобщать детей к устному народному творчеству; закрепить знания детей о русских народных сказках.За...