конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Мастерами славится земля".
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) по теме
Знакомство детей с видами народно-прикладного искусства (Хохлома, Дымка, Гжель, Городец) на занятиях через наглядность, песни, пляски, игры, загадки. Изготовление дымковских игрушек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masterami_slavitsya_zemlya.docx | 26.21 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Программное содержание:
- закреплять знание детей об особенностях хохломской, дымковской, гжельской, городецкой росписях;
- об основных элементах, колорите, закономерностях построения узоров;
-продолжать знакомство детей с историей народных промыслов, с процессом изготовления изделий;
- Закреплять умение составлять дымковской узор с колец, кругов и полос, умение рисовать всем ворсом кисти и ее концом;
-продолжать развивать чувство цвета, ритма в узоре, цветовое восприятие, самостоятельность, творческую активность, умение радоваться красивому, яркому рисунку;
- продолжать воспитывать интерес к народно-прикладному искусству, уважение к мастерам народных промыслов, интерес к русской культуре, ее традициям.
Оборудование:
- Предметы быта, украшение хохломской росписью, изделия гжельских городецких мастеров, дымковские игрушки, образцы элементов росписей.
- Контуры дымковских барышень (на каждого ребенка), краски, кисти, ватные палочки, салфетки, подставки для кисточек, вода в стаканчиках.
- Хохломские, гжельские, дымковские костюмы, костюмы русских матрешек (на детях).
- Выставка детских работ по народно-прикладному искусству.
Предварительная работа:
Знакомство детей с видами народно-прикладного искусства (Хохлома, Дымка, Гжель, Городец) на занятиях через наглядность, песни, пляски, игры, загадки. Изготовление дымковских игрушек.
Звучит р.н.м. «Камаринская», выбегает скоморох обращается к гостям:
- Эй народ честной, здравствуйте!(глубокий поклон) (обращается к детям). О. проходите, гости дорогие, старые, средние и молодые.
Воспитатель: Ребята, вы знаете куда мы с вами пришли?
Дети : в музыкальный зал!
Скоморох: Тайну вам, друзья открою
И скажу без лишних слов
Вы сегодня оказались
В чудо-граде Мастеров
Нынче прибыли на праздник
Мастера ремесел разных
(обращается к гостям):
Эй, народ, спешите видеть
В тесноте, да не в обиде
К нам явились не купцы,
А умельцы-молодцы!
Воспитатель: А что нас ждет в чудо-граде?
Скоморох: На праздник-ярмарку приглашаю, посмотреть, что да как не желаете?
Воспитатель: Ну что ребята, примем приглашение?
Дети: Примем!
Воспитатель: А что такое ярмарка вы знаете?
(дети говорят, что на ярмарке торгуют, продают, покупают).
Воспитатель: Правильно, Ярмарка- это место, где никому не тесно. Куда отовсюду свой товар привозят, продают, меняют, а если понравится, покупают и везут домой.
(обр. к Скомороху) – А все-таки, что же ждет нас в чудо-граде?
Скоморох: А вот пойдемте- увидите , услышите и все узнаете.
Воспитатель: Ну, тогда идемте. А чтобы не скучать, нужно песню петь начать.
Песня « Выход на ярмарку»
Скоморох: Солнце красное встает,
Спишите на ярмарку народ,
Зазывала всех зовет.
Роланда: в городе мастеров ярмарка открывается, потому что мастера здесь лучшие собираются.
Эльдар: пришла ярмарка с добром: для кого с пряниками, пирогами, орехами, а ля кого с песнями, плясками, потехами.
Скоморох: посмотрите на первый лоток веселый
Что же мастерили в наших селах?
1-й лоток хохлома
Расим: привезли на базар расписной товар
Звонкие, резные ложки расписные
Роланда: подходите, на товары поглядите
Привезли из далека мы не ситцы, не шелка
И не кольца, и не брошки
Расписные чудо ложки
Эльдар: покупайте для души расчудесные ковши (показ.)
До чего товар хорош, тут уж мимо не пройдешь
Ярким золотом лучится
На ковшах узор- жар-птица
Диана: посуда наша для щей и каши
Не бьется, не ломается и порче не подвергается
Кому посуда для пищи- окрошки
Чудо-блюдо да чашки ложки
Воспитатель: и откуда же товар, кто из вас уже узнал?
Дети: к нам приехала сама золотая хохлома
Воспитатель: где же начали изготовлять хохломскую посуду и почему ее так стали называть?
Роланда: издавна в маленьких заволжских деревеньках делали и расписывали деревянную посуду и везли ее в большое село Хохлома. А из Хохломы на ярмарки в разные города посуду развозили, продавали. Так и повелось хохлома да хохлома. Стали посуду называть хохломской.
Воспитатель: мастера много сил да умения тратили, чтобы изготовлять чудесную хохломскую посуду. Кто из вас помнит как ее делают?
Ляйсан: в начале из дерева вытачивают посуду. Была она белой, и называли ее белье. Затем ее покрывали жидкой глиной, сушили, пропитывали маслом и изделие покрывали алюминиевым порошком, становилась посуда словно металлическая. Затем посуду расписывали узорами, покрывали лаком и ставили в горячую печь. От жары лак желтел и посуда становилась как золотая.
Воспитатель: в своей росписи мастера отразили красоту родной природы: травушку-муравушку, лазоревые цветочки, багряные и золотые листья, гроздья ягод. Проявляли свою фантазию, воплощали мечты о сказочной красоте. Доброй славой пользовались в народе умельцы. Любуясь их работами говорили так: «не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастера». В работе дети всегда были хорошими помощниками взрослым. Взрослые с любовью говорили про них: «маленькое дело лучше большего безделья».
- какие элементы узора использовали художники в хохломской росписи? Какие цвета используют для хохломской росписи? (дети называют элементы узора)
Скоморох: Мальчишечки, девчушечки, спойте-ка частушечки.
Исполняют частушечки Роланда, Эльдар, Расим, Диана.
1.Осень, осень все сама
Прячет злато в закрома
Ну какое это злато?
Вся сплошная хохлома
2.Хохлома да хохлома
Разукрасила дома
А потом всю улицу
Петуха да курицу
3.Надою я молока
И налью котенку
Разрисую хохломой
Милую буренку
4.Ах, Россия, ты Россия!
В каждом граде терема
Всей земле на удивленье
Хохлома да хохлома
Воспитатель: вот спасибо, мастера
За ваши чудные дела.
Скоморох: вот второй лоток красивый. Посмотрите, сто за диво?
Арина: (с конем в руках)
К нам идите, к нам, сюда
Налетайте, покупайте
Покупайте ка игрушки
Посмотрите, как живой
Конь красивый, удалой.
Рамиль: (с индюком)
Это индя-индючок
Он похож на сундучок
Сундучок-то не простой
Красный, белый, золотой
Эльза: Эй, народ, подбегай
Кто что хочет покупай
Барашек-свисток, правый рог завиток
Вот козочки рогатые, козочки бодатые
Даниэль: Эта девица-краса,
Тугая, длинная коса,
Щеки алые горят,
Замечательный наряд.
Воспитатель: догадались, что за игрушки?
Какие элементы росписи вы видите на игрушках?
Из какого материала сделаны дымковские игрушки?
Какие дымковские игрушки вы знаете?
Эльза: жили в одном селе мастера, с давних времен в этом селе многие поколения мастеров делали красивые глиняные игрушки. Затем расписывали их яркими красками. Из каждого дома, где мастер обжигал в печи игрушки, высоко в небо поднимался дым. Дым окутывал крыши, да так, что ничего не было видно. Один дым… вот и назвали то село Дымково, а игрушки- дымковскими.
Воспитатель: яркие, весёлые, задорные дымковские игрушки в настоящее время лепят не только в селе Дымково, но и в городах – на заводах и фабриках. Одна из таких фабрик находится в городе Вятке. Раньше в городе Вятке был особый праздник, который не справлялся больше нигде. Он назывался «Свистунья». Необыкновенный был праздник. Весь город три дня гулял- с музыкой, с качелями и каруселями, с плясками и песнями. Каких только глиняных свистулек не лепили мастерицы к этому дню, на празднике свистели и гудели на все лады и взрослые и дети.
Арина: мы игрушки знатные
Складные да ладные
Мы повсюду славимся
Мы и вам понравимся
Даниэль: дым идёт из труб столбом
Точно в дымке всё кругом
Голубые дали и село большое
«Дымково» назвали.
Арина: дымковские барыни
Всех на свете краше
Кисточка, кружок, полоска
Вот узоры наши.
Рамиль: наши руки крендельком
Щёки будто яблоки
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Даниэль: с лентами да с бантами
Да под ручку с барыней
Мы гуляем парами
Проплываем павами.
Воспитатель: а это что за барыни в юбках нерасписанных?
Эльза : мы на ярмарку спешили. Юбки игрушкам расписать не успели.
Воспитатель: что же делать? Как нам быть? (обращается к детям) Что делать ребята? Поможем мастерам? Будете как настоящие художники расписывать игрушки дымковскими узорами, создавать красоту своими руками. Какими элементами украсите юбку? (дети приступают к работе. Педагог оказывает индивидуальную помощь детям). Перед тем как приступить Воспитатель:
Как рисовать круги и кольца вы знаете? Покажите руками в воздухе (обращает внимание на безотрывное движение и на направление линий).
Воспитатель: какие красивые юбки получились, постарались на славу мастера ( выбирают лучшего мастера дымковской игрушки и выставляют на лотке).
Скоморох : вот и 3й лоток чудо как хорошо. Роспись на белом фарфоре. Синее небо, синее море. Синь васильков, колокольчиков звонких. Сини птицы на веточках тонких. Это дети, сказка просто. Это чудо как зовётся?
Дети: Гжель
Воспитатель: вот сюда и пойдем.
Эсалия: налетайте! Покупайте!
Посмотрите- это Гжель
Не из дальних земель
Айнур: край фарфорового чуда
А вокруг него леса
Синеглазая посуда
Вазы, чайники и блюда
Ляйсан: синеглазая посуда
Как река, как небеса
Воспитатель: ребята, откуда гжельские изделия получили своё название?
Фархат: под Москвой в Раменском районе в селе Гжель очень давно изготавливались из глины разные гончарные изделия и игрушки, которые пользовались спросом во многих российских городах. Изделия эти стали называть гжельскими или Гжелью.
Воспитатель: какие цвета используют мастера для росписи своих изделий? (ответы детей) Гжель- это дивные , диковинные синие цветы, травы и листья. Изделия гжельских умельцев отличаются изящной формой. Узоры легко выполнены кистью, то еле заметным голубоватым, то насыщенным темно-синим цветом с переливами придают необыкновенный, сказочный вид вазам, чашкам, подносам, чайникам, солонкам и прочим керамическим изделиям, которые кажутся нам воздушными и радуют глаз.
Скоморох : а ярмарка гудит:
Один продает, другой покупает, третий меняет.
Скоморох : а теперь, господа, подходите все сюда. Узнаете?
Эсалия : листья , горницы и кони, петухи, скворцы, цветы, городецкие узоры небывалой красоты.
Эльза : из липы доски сделаны
И прялки, и лошадки
Цветами разрисованы
Как будто полушалки.
Роланда : ой , Россия, ты Россия!
Славы не убавилось
Городцом ты, Городцом
На весь мир прославилась!
Воспитатель: а что украшали городецкие мастера своей резьбой и росписью?
Эльдар : на реке есть старинный городок – Городец. А за ним леса большие- большие, местами дремучие. Когда то там строили корабли для всей Волги. Да не простые, а дивно разукрашенные разными фигурами и узорами. На посуде русалки, улыбчивые львы на корме. И дома в Городце украшали и украшают такой же богатой резьбой, поэтому они похожи на сказочные терема. Делают в Городце игрушки из глины и дерева.
Воспитатель: (дополняет рассказ) самая красивая Городецкая игрушка- это конь. Прекрасный гордый конь с сильной шеей и тонкими пружинистыми ногами. Конь копытом бьёт, удила грызёт, его рисуют на деревянных дверцах шкафов и шкафчиков, на спинках детских стульчиков, на тарелках, которые вешают на стены. И обязательно коня окружают яркими сказочными цветами. Иногда здесь же рисуют людей, диковинных птиц и зверей. Нигде, кроме Городца такого не увидишь.
Эльдар : хотим в игры играть, чтобы всем показать нашу ловкость и стать.
Игра «Русские узоры».
Воспитатель: ах , какой самовар! Из него валит пар. Чай попьем, посидим, про самовар погорим.
Юля: в Суксуне на Урале самовар родился. В веке 19 в Туле очутился. Самовары делали медные, стальные, а для знатных и богатых - даже золотые.
Алсу: самовар- подарок главный
Он красивый расписной
Ароматный чай отведать не откажется любой.
Юля и Алсу : мы матрешки расписные
Украшаем мы весь свет
В сарафаны нарядились
Им, друзья, ведь сносу нет.
Исполняют песню «Ой, да мы, матрешки».
Юля : наплясались, нету сил. (садится)
Скоморох : слушай, я мешок купил.
Алсу: а что в мешке?
Скоморох : а теперь, позвольте, дорогие гости, отдать вам наше нижайшее почтение
Благодарим за посещение
Приходите в другой раз, уважим
Что-нибудь ещё покажем.
Воспитатель: вот и завершилась наша ярмарка. Подошла пора проститься с вами. Только светлой будет в сердце грусть. Пусть всегда гордится мастерами щедрая и песенная Русь!
Исп. Песню «Русский сувенир»
(поклон в конце, организационный выход из зала)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Наш дом - Земля"
Если в младшем возрасте, дети могут прослеживать только единичные связи, то в старшем - при последовательной работе - понимать связи комплекса признаков. Дети старшего дошкольного возраста способны ос...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Образовательная область: познание. Тема занятия: «Богатства Хозяйки Медной горы».
Очень интересное интегрированное занятие. В первой части - Хозяйка Медной горы приглашает детей в гости, показывает малахит, яшму, известняк и рассказыват о них. А во второй части - едти исследут эти ...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе ДОУ ко Дню Земли «Наша Земля»
Цель:формировать первоначальные представления о творении мира, нашей Земли;воспитывать положительное отношение к окружающему миру, к живой и неживой природе;развивать стремление детей выразить с...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Солнце, Земля и другие планеты»
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе«Солнце, Земля и другие планеты»...
Презентация к занятию по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Наша планета - Земля"
Цель:Формирование у детей знаний о планете Земля.Задачи:- Закреплять знания о правилах поведения в природе.- Расширять представление о том, что лес – это сообщество растений и животных.- Воспиты...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему : «Водные ресурсы Земли»
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему : «Водные ресурсы Земли»Подготовила воспитатель Милославская А.Г.Це...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Спасение Земли»
Цель: Закрепить знания детей о природе, о бережном, заботливом отношении и сохранении нашего общего дома планете Земля....