Конспект занятия для подготовительной группы «Сравнение хлорофитума с королевской бегонией»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия для подготовительной группы

«Сравнение хлорофитума с королевской бегонией»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 96 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия для подготовительной группы

«Сравнение хлорофитума с королевской бегонией»

Воспитатель:

Стрелкова Татьяна Николаевна

Конспект занятия для подготовительной группы «Сравнение хлорофитума с королевской бегонией»

Цель: создание условий для сравнения хлорофитума с королевской бегонией.

Задачи:

- Образовательные: уточнить и расширить представления детей о внешнем виде хлорофитума и королевской бегонии.

- Развивающие: закреплять навык сравнения двух растений, выделяя их характерные признаки; развивать кругозор, память, мышление, связную речь; обогащать и активизировать словарь детей. 

- Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к комнатным растениям.

Этап

Задачи

Деятельность педагога

Методы, приёмы, формы работы

Продолжитель-ность деятельности детей

Планируемые результаты

Организационный

Создать интерес у детей.

Ребята, к нам сегодня на занятие пришёл один маленький гость. А чтобы узнать кто это, вам нужно отгадать мою загадку.

Живёт она в большом цветочке,
Жаль, что мала сама росточком,
Зато вокруг – душистый дом,
Из лепестков построен он.

(Ответ детей: Дюймовочка)

Верно, к нам сегодня пришла Дюймовочка.

(Педагог подносит игрушку/картинку к уху) 

Загадка, сюрпризный момент, игрушка/

иллюстрация персонажа.

Отгадывают загадку, настраиваются на предстоящую деятельность.

Дети настроены на предстоящую деятельность.

Постановка проблемы

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы.

- Ребята, только что Дюймовочка мне кое-что сказала. Пока она летела к нам, заглядывала в другие группы нашего детского сада, и сказала, что в каждой из них очень много цветов. Но ей запомнились и понравились два цветка. И она просит нас с вами рассказать ей о них, объяснить ей чем они отличаются друг от друга, как за ними ухаживать, как они внешне выглядят.

- Посмотрите, Дюймовочка передала картинки этих растений. Давайте их рассмотрим.

(Педагог вывешивает на магнитную доску две иллюстрации – хлорофитума и королевской бегонии)

- Для начала давайте определим, что это за растения. Кто знает, как они называются? Напоминаю, что на все вопросы нужно отвечать только по поднятой вверх руке и с места ответы выкрикивать нельзя. (Предположения названий растений от детей)

- На картинке справа от вас растение, которое называется хлорофитум. Кто-нибудь слышал о таком растении? (Ответы детей) Название у растения сложное, давайте вместе его повторим: «хло-ро-фи-тум».  

Хлорофитум – красивое многолетнее комнатное растение с длинными, узкими, заострёнными на концах листьями, которые чем-то напоминают ножки паука. Именно поэтому его в народе называют «паучком». Растение может расти на солнце и в тени, не требователен к почве и влажности. А ещё это очень полезное растение. Оно убивает болезнетворные бактерии, очищает воздух от вредных газов, выделяет много кислорода.

- Теперь внимательно рассмотрим вторую картинку. На ней изображено растение под названием королевская бегония.

Бегония – комнатное растение с очень декоративной, по-разному окрашенной листвой. Произошло из Ассама, штата Индии, и была привезена в Европу в середине 1850 года. Листья бегонии обладают удивительными свойствами очищать и оздоровлять воздух в помещении. Настой из цветов применяют для лечения ран и ожогов, раздражения и язв. А сок из листьев используют для успокоения головной боли.

- Ребята, а везде и в нашей группе есть эти цветы. Давайте сейчас аккуратно и спокойно встанем со своих мест и подойдем к круглому столе. (Дети и педагог подходят к круглому столу, на котором стоят растения)

Вопросы, демонстрация наглядного материала.

Дети слушают сообщение Дюймовочки, отвечают на вопросы педагога.

Дети заинтересованы в дальнейшей деятельности, познакомились с хлорофитумом и королевской бегонией.

Ознакомления с материалом

Расширить знания о растениях.

(Стоя у стола, педагог указывает на настоящие растения)

- Ребята, а кто запомнил какое из этих растений называется хлорофитумом, а какое королевской бегонией? (Ответы детей)

- Давайте внимательнее рассмотрим хлорофитум. Какие внешние характерные черты можно выделить у него? (Ответы детей: узкие длинные светло-зеленые листья, цветки маленькие, белые)

- Корни у хлорофитума утолщённые, содержат много воды, поэтому растение может долгое время обходиться без полива.

(Педагог приглашает одного ребёнка, просит потрогать листья растения и рассказать, какие они)

- Маша, аккуратно погладь несколько листочков хлорофитума. Расскажи нам, какие они на ощупь? (Ответ ребёнка: длинные, гладкие, тонкие)

- Правильно, спасибо!

- А теперь давайте обратим внимание на соседний цветок. Как он называется, кто запомнил? (Ответы детей)

- Верно. Это королевская бегония. Какие части растения мы с вами видим? (Ответы детей: листья, стебель, цветы) 

- Дима, а какие у королевской бегонии листья? Потрогай. (Ответ ребёнка)

- Молодец! Листья у неё крупные, с острым концом, с зубчатыми краями, сидят на продолговатых черешках, снизу листья красноватые, сверху — разнообразно и ярко окрашены, они могут иметь красные, зеленые, фиолетовые и сиреневые, коричневые, серебристые и даже перламутровые пятна.

(Педагог предлагает ребёнку потрогать листья)

- Милана, потрогай тоже.

- А цветы у бегонии такие же как у хлорофитума? (Ответы детей: нет) А чего они отличаются? (Ответы детей: у бегонии нету цветков)

- Верно, в данный момент, у королевской бегонии цветов нету. Для некоторых растений, в том числе и бегонии, отсутствие цветочков – это обычное дело. Но когда королевская бегония цветёт, у неё появляются одиночные розоватые цветки, расположенных на коротком стебельке. Цветение происходит весной и летом.

- Ребят, а как вы думаете, у королевской бегонии есть корни? (Ответы детей: да) А какие они? (Ответы детей: короткий и толстый)

Ребята, мы с вами уже долго общаемся и устали, поэтому давайте вместе сделаем зарядку.

Физминутка «Цветы» (Воспитатель в процессе чтения демонстрирует движения)

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево)

Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться)

Демонстрация растений, указания, вопросы, физкультурная минутка.

Дети с лёгкостью выделяют части растений, сравнивают два комнатных растения, отвечают на вопросы воспитателя.

Дети закрепили знания о частях растений, выделили их характерные признаки.

Практическое решение проблемы

Закреплять владения действиями способными решению проблемы.

- Ребят, нам нужно ещё Дюймовочке рассказать за ухаживать за растениями.

- Давайте вспомним, что нужно делать, что бы растение всегда было красивым и чистым? (Ответы детей: надо ухаживать за растением, листьями)

- Хорошо. А что конкретно вы будете делать для этого? (Ответы детей: протирать листья от пыли, удалять сухие листики и цветочки)

- Правильно. Поэтому давайте сейчас несколько человек протрём листья от пыли. А чтобы не ссорится, кто же будет это делать давайте определим считалочкой:

«Видишь, бабочка летает,
На лугу цветы считает:
Раз, два, три, четыре, пять…
Ох, считать – не сосчитать!
За день, за два и за месяц!
Шесть, семь, восемь,
Девять, десять…
Даже мудрая пчела
Сосчитать бы не смогла!»

(2-3 ребёнка под руководством воспитателя протирают листья)

- Ребята, спасибо вам за помощь. А как вы думаете, чтобы растения не высохли, что нужно делать? (Ответы детей: поливать)

- Верно. А как мы поливаем растения? Опишите. (Ответы детей: из лейки на землю)

- Правильно, лейку нужно держать так, чтобы носик касался края горшка. Поливать надо землю под корень, а на листья и цветы воду лить нельзя. Посмотрите, как это делаю я с хлорофитумом.

- Ваня, а хочешь ты полить королевскую бегонию? (Ответ ребёнка и выполнением им полива под руководством педагога)

Вопросы, практические действия с растениями.

Дети вспоминать и закрепляют навык ухаживания за растениями, в том числе за хлорофитумом и королевской бегонией, отвечают на вопросы воспитателя.

Дети вспомнили и закрепили навык ухаживания за хлорофитумом и королевской бегонией, ответили на вопросы воспитателя.

Заключительный

Подвести итог деятельности детей.

- Ребята, мы за это занятие с вами так много всего о растениях узнали. Давайте вспомним, о каких цветах мы сегодня с вами разговаривали? (Ответы детей: о хлорофитуме и королевской бегонии)

- Правильно. А эти растения похожи внешне друг на друга? Что у них общего, а чем отличаются? (Ответы детей)

- Помимо того, что с вами сегодня подробнее узнать о хлорофитуме и королевской бегонии, чем мы ещё на занятии сегодня занимались? (Ответы детей)

- Почему надо ухаживать, заботиться о комнатных растениях? (Ответы детей)

- Что вам больше всего понравилось делать? Что запомнилось? (Ответы детей)

- Давайте вместе про каждое растение отдельно составим небольшие рассказы. Начнём с хлорофитума. (Педагог совместно с детьми составляют рассказы по изученным на занятии материалам)

(Педагог подносит игрушку/картинку к уху) 

- Ребят, Дюймовочка вас благодарит за того, что вы помогли ей узнать о понравившихся ей цветах, теперь она знает, как за ними ухаживать. Ещё ей очень понравились наши рассказы. Но, к сожалению, ей пора в лес. За ней уже прилетела её ласточка. Она с вами прощается и говорит, что обязательно прилетит ещё раз в гости.

Рефлексия, вопросы.

Дети отвечают на заданные педагогом вопросы, высказывают своё мнение, вместе с педагогом составляют рассказы о растениях.

Дети получили эмоциональное удовольствие от заключения, ответили на вопросы, составили рассказы, высказали своё мнение о прошедшей деятельности на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе «Сравнение веток деревьев и кустарников»

Программное содержание :  уточнить знания детей о знакомых деревьях и кустарниках. Учить  рассматривать  и сравнивать ветки, составлять  загадки – описания, узнавать  ве...

Конспект НОД по познанию для подготовительной группы " Сравнение бурого и белого медведя."

Расширить представления детей об образе жизни медведей, живущих в разных природных условиях, их приспособленности к ним, с применением методов  и приёмов, направленных на формирование абстрактног...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе: «Сравнение лета и осени».

Цель: развитие операций сравнительного анализа; обогащение и уточнение словаря по теме: «Времена года»...

Конспект в подготовительной группе. «Сравнение свойств, глины и песка»

Занятия по экспериментированию с свойствами песка и глины...

Конспект проведения прогулки в старше - подготовительной группе сравнение деревьев и кустарников.

Конспект проведения прогулки в старше - подготовительной группе...

Конспект занятия по экологии для детей подготовительной группы "Сравнение свойств песка глины и камней"

Цель: уточнить представления детей о свойствах песка, глины, камней, учить сравнивать материалы, правильно называть все их особенности, в соответствии с их свойствами использовать в поделках....