Образовательная деятельность по экспериментированию в старшей группе
занимательные факты по окружающему миру (старшая группа)

Азарова Кристина Владимировна

Образовательная деятельность по экспериментированию в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_bez_prez_-_5-6.docx134.19 КБ

Предварительный просмотр:

Организованная образовательная деятельность по экспериментированию в старшей группе

                          Тема:

«Волшебная соль»

https://i.ebayimg.com/00/s/NTAwWDkwMw==/z/AwkAAOSwHX5eQ0iw/$_57.JPG?set_id=8800005007

                                   Подготовила:

Воспитатель: Азарова К.В.

Базовый вид деятельности: экспериментирование.

Тема: «Волшебная соль»

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Задачи:

Образовательные:

- дать детям представление о реакции взаимодействия соли и льда;

- отработать счёт до 9;

- закрепить у детей знание графического изображения цифр;

- закрепить у детей знание о способности соли растворяться в воде;

- научить детей проверять наличие соли в жидкости;

- рассказать детям о том, что соль меняет плотность воды;

- научить детей окрашивать соль;

- закрепить у детей представление о твёрдости соли, сравнить её с мелом.

Развивающие:

- развивать память, мышление, воображение;

- развивать самостоятельность;

- развивать творческие способности детей;

- развивать мелкую моторику;

- развивать познавательный интерес.

Воспитательные:

- воспитывать в детях интерес к науке;

- воспитывать чувство взаимопомощи.

Интеграция с образовательными областями:

ОО «Познавательное развитие» - продолжать знакомить дошкольников со свойствами соли и её раствора.

ОО «Социально-коммуникативное развитие» - формировать готовность детей к совместной деятельности, формировать чувство взаимопомощи окружающим.

ОО «Речевое развитие» - учить детей высказывать свои предположения и делать простейшие выводы; анализировать результаты экспериментальной деятельности, излагать свои предположения ясно, понятно для окружающих.

ОО «Физическое развитие» - способствовать развитию мелкой и общей  моторики.

Предварительная работа: беседа с детьми «Как люди используют соль в быту».

Оборудование: маракас с солью, самолётик с запиской, половинки чёрного картона на каждого воспитанника, кисти, концентрированный раствор соли (соль + вода) в прозрачном сосуде, глубокий поднос с водой, толстая хлопковая нитка, кусочки льда, соль, 4 стакана, графин с водой, соль, два яйца, прозрачная банка с крышкой, соль, мелки цветные, плотные листы бумаги.

Ход образовательной деятельности.

I часть. Вводная.

Организационный момент.

Воспитатель привлекает внимание детей при помощи маракаса с солью.

Воспитатель: Маракасик мой поёт,

                          Всех детей в кружок зовёт.

Ребята, посмотрите, что у меня в руках. Этот маракас я сделала сама. Как вы думаете, как это у меня получилось? (Дети отвечают). Да, действительно, я украсила пластиковую бутылку, а потом насыпала в неё крупную соль. Так соль стала частью музыкального инструмента, вот такая она волшебная, может превратиться во что угодно. Сейчас мы поиграем с этим волшебным маракасом.

Игра «Комплемент соседу».

Ребята, мы будем передавать по кругу этот маракас, а вместе с ним и добрые слова о соседе. Например, вот так. (Педагог показывает образец: «Саша, какой ты внимательный мальчик». Дети выполняют задание).

Сюрпризный момент.

В группу неожиданно залетает самолётик. Педагог обращает на это внимание детей.

Воспитатель: Ребята, смотрите, к нам в группу залетел самолётик. (Разворачивает его). Кажется, кто-то оставил нам на нём послание. Давайте его прочтём:

Текст

Дорогие ребята, здравствуйте! Пишет вам директор волшебной лаборатории. Все учёные сейчас заняты, а нам так нужно провести несколько экспериментов с волшебной  солью, чтобы сделать фото для нашей научной книги. Мы ищем тех, кто бы нам смог помочь! (Дети предлагают свою помощь).


II часть. Основная (практическая)

 Этап 1.

Воспитатель: Ребята, первый эксперимент, который нам необходимо провести для создания научной книги – это опыт «Есть ли тут соль?». Я хотела вас спросить, а помните ли вы, что происходит с солью, когда мы добавляем её в воду? (Дети отвечают, что соль растворяется). Всё верно, соль растворяется в воде. Перемешав соль с водой, вы не сможете её увидеть. А я сейчас покажу вам способ, при помощи которого можно понять, если соль в составе вещества. Посмотрите на этот сосуд, как вы думаете, в составе жидкости есть соль? (Дети размышляют и отвечают). Правильно, глазами этого не увидишь. Давайте проверим наличие соли опытным путём. Возьмите в руки кисть и смочите её в растворе (Педагог разливает раствор по пластиковым стаканчикам, которые стоят на партах). Теперь нарисуйте на чёрных листах сердечко смоченной кистью. Закрасьте сердечко, взяв побольше жидкости на кисточку. Теперь положим наши рисунки на батарею и забудем про них на несколько минут. А пока перейдём к следующему заданию.

Этап 2.

Воспитатель: Ребята, пора проводить второй опыт для научной книги экспериментов. Сейчас я расскажу вам один интересный факт, который научит вас ловить льдинки из подноса с водой, не дотрагиваясь до них руками. А поможет нам в проведении этого эксперимента наша волшебная соль. (Педагог демонстрирует детям поднос с водой, в которой плавают льдинки). Ещё нам понадобится вот такая верёвочка. Чтобы поймать эти льдинки, не трогая их руками, я лишь положу на них эту плотную нитку. (Педагог кладёт сверху на кубики льда смоченную нитку). А теперь необходимо применить волшебную соль – это и есть важный секретный ингредиент! Помогите мне, пожалуйста, слегка присыпать кубики льда солью. (Дети выполняют задание). Теперь я попробую поднять кубики льда. (Педагог потихоньку поднимает верёвочку за один край, кубики поднимаются вместе с ней, так как они примёрзли к верёвочке). Ребята, как вы думаете, как так получилось? (Дети высказывают свои предположения). Да, всё верно, вы уже знаете, что соль способна растворять лёд, мы говорили об этом, когда обсуждали, как дворники посыпают скользкие дорожки зимой солью, чтобы лёд таял. Так вот, немного присыпав кубики льда, мы их подтаяли. Но минусовая температура внутри льдинки осталась. Так как верёвочка была мокрая, водичка на её поверхности замёрзла и соединилась с кусочками льда, внутри которых по-прежнему было очень холодно. Давайте сделаем фото с примёрзшими льдинками. (Педагог делает фото).

Воспитатель: Предлагаю вернуться к нашим рисункам и посмотреть, что получилось. (Дети отмечают, что видят соленые кристаллы в местах, где они рисовали. Рисунок как бы нарисован ими. Хорошо виден белый налёт). Да, действительно, мы видим, что наш рисунок выполнен кристаллами соли. Как вы думаете, вода в сосуде была простая, или с добавлением соли? (Дети отвечают, что с солью). Всё верно, разрешите, я сфотографирую вас с вашими соляными рисунками. (Педагог делает фото).

Этап 3.

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам игру на внимание. Если ответ на мой вопрос «да», значит, вы хлопаете в ладоши. Если «нет», то вы топаете ножками.

Если соль добавить в воду, будет сладкая вода?

Если вдруг рассыпать соль на лёд, он станет ещё крепче?

Соль в водичке растворится?

В соль водичку выливаем, соль водичку выпивает?

Соль в кастрюльку добавляем, суп солёный получаем?

Воспитатель: Отлично, вы ответили на все мои вопросы.

Физкультминутка.

Воспитатель: Друзья, предлагаю вам немного отдохнуть от опытов и размяться. Я буду показывать вам цифры – это число повторений заданий, которое я буду вам говорить. Вам необходимо назвать цифру, а потом выполнить упражнение нужное количество раз. (Дети выполняют задание).

6 наклонов головы в стороны.

7 подъёмов прямых рук через стороны вверх.

9 поворотов.

4 наклона в стороны.

5 приседаний.

8 перекатов с пятки на носок.

Этап 4.

Воспитатель: Ребята, теперь мы поговорим с вами о том, какая вода становится, если в ней растворяется соль. (Дети размышляют). Кроме того, что вода станет солёной, поменяется и её плотность, посмотрим, что это изменит. Перед вами два стакана. В оба мы положи куриные яйца. Теперь в два другие стакана мы добавим воды (Дети наливают воду в стаканы из графина). Теперь в один из стаканов добавим 5 столовых ложек соли. (Дети выполняют задание). Итак, в одном стакане у нас обычная вода, а в другом вода солёная. Один стакан воды переливаем в стакан с яйцом и другой. Следим, что происходит. (Дети выполняют задание. Дети отмечают, что в воде с солью яйцо плавает, а в обычной воде тонет). Ребята, как вы думаете, почему так произошло? (Дети отвечают). Правильно, изменилась плотность воды, теперь она может удерживать тяжёлые предметы на плаву. Давайте я сделаю фото для научной книги (Педагог фотографирует детей с сосудами).

Этап 5.

Воспитатель: Друзья, попробуйте угадать, в каком из сосудов больше всего и меньше всего соли. (Педагог демонстрирует 2 сосуда, в одном есть соль, в другом – нет. В обои=х сосудах плавает яйцо. Дети высказывают предположение, проверяют догадку).

Конечно, больше всего соли, где яйцо плавает на поверхности, меньше всего соли там, где яйцо  ближе ко дну.

Этап 6.

Воспитатель: Ребята, сейчас мы сделаем небольшой подарок для всех учёных волшебной лаборатории. Я научу вас изготавливать сувенирную баночку с цветной солью. Для этого я сейчас раздам вам листы плотной бумаги, на которую насыплю немного соли. (Педагог выполняет действия). Теперь каждый из вас получит цветной мелок. Вам нужно перетереть мел с солью. Для этого плотно приложите цветные мелки к соли и начните выполнять круговые движения. Постепенно мел начнёт стираться и окрашивать соль. Ваша соль станет цветной. Дети выполняют задание). Итак, наша соль приобрела цвет. Теперь пересыпем ее в красивую баночку. (Педагог подходит к столам с баночкой, дети аккуратно пересыпают цветную соль в неё). Ребята, у нас получился чудесный подарок. После работы сегодня я зайду на почту  и отправлю эту баночку вместе с фотографиями директору, который написал нам записку.

III часть. Заключительная.

Анализ и оценка работ детьми и воспитателем. Рефлексия.

 

Воспитатель: Я вас, ребята, благодарю за активность и отличную работу. Скажите, пожалуйста, какое задание сегодня вам показалось самым интересным? А какое вызвало сложности? Ребята, если вам понравилось занятие, пожалуйста, помашите ручками над головой. Если не понравилось, потопайте ножками. (Дети реагируют). Очень рада вашей положительной оценке. С нетерпением жду нашего следующего занятия. А сейчас наведём порядок на столах, помоем ручки и немного поиграем.

Список использованных источников:

  1. Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
  2. Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. – СПб: Детство-Пресс, 2015.
  3. Лосева, Е. В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников. – СПб: Детство-Пресс, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности на тему "Вулкан"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе Тема: "Свойства воздуха".

Область познание. Познавательно-исследовательская деятельность  Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.Задачи:1. Способствова...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе Тема: "Свойства воздуха".

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группеТема: "Свойства воздуха"....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе «Волшебная вода»

Конспектнепосредственной образовательной деятельностипо экспериментированиюв старшей группе«Волшебная вода»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе «В лабораторию к профессору Почемучкину»

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо экспериментированиюв старшей группе «В лабораторию к профессору Почемучкину»...