Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе «Волшебная вода»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
по экспериментированию
в старшей группе
«Волшебная вода»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_4rd.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к критериям 1.1.1., 1.1.2., 1.1.3.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 21 посёлка Октябрьского муниципального образования Ленинградский район
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
по экспериментированию
в старшей группе
«Волшебная вода»
воспитателя Тараненко Елены Георгиевны
2011-2012 учебный год
Цель: прививать интерес к исследовательской деятельности
Задачи:
Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах), уточнить значение воды для всего живого на земле.
Развивать любознательность, мышление и речь детей, ввести в активный словарь детей слова: бесцветная , безвкусная, прозрачная.
Развивать у детей познавательный интерес, через знакомство с техникой проведения опытов с водой; развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы; умение общаться со сверстниками во время проведения опытов.
Оборудование: стаканчики; стаканчики с питьевой водой, бутылочки, соломинки (на каждого ребенка) ; воронки, узкие высокие стаканы, округлые сосуды, широкие миски, ковшики , вода, подносы; мука, сахарный песок, речной песок, краски, кофе, ложки или палочки, лимон, лед, цветные льдинки.
Предварительная работа: чтение художественной литературы по теме «Вода» (стихи, загадки, пословицы, поговорки) ; наблюдение на прогулке; беседы о воде, ее роли в жизни человека; рассматривание иллюстраций на тему «Вода»; проведение опытов с водой (превращение снега в воду, воды в лёд, окрашивание воды).
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, во время прогулок мы с вами наблюдали за природными явлениями. Прочитали в энциклопедии о воде. Дома все наблюдаем каждый день, как вода течет у нас из – под крана. Учили стихи. Сегодня я вас приглашаю вступить в клуб «Юные лаборанты», лучше узнать свойства воды, может ли выжить человек без воды и все живое на планете. Ребята, а для чего нам нужна вода?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, дома мы каждый день используем воду, теперь каждый ребенок по очереди назовет, где дома применяют воду ( или сам ребенок, или родители).
Ответы детей: чистим зубы, умываемся, моем посуду, пьем чай, варим обед, ужин, поливаем цветы, заполняем аквариум и многое другое.
Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы. А сейчас я загадаю вам загадки о природных явлениях. Слушайте внимательно (чтение педагога сопровождается показом слайдовой презентации).
«Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.
(Вода.)
Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.
(Вода.)
В море я всегда солена,
А в реке я пресная.
Лишь в пустыне раскаленной
Мне совсем не место.
(Вода.)
Воспитатель: О чем все эти загадки? О чём мы с вами сегодня будем говорить?
Дети. О воде!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а где можно встретить воду в природе?
Ответы детей.
Воспитатель: А теперь вместе с вами постараемся определить, где какая вода, а для этого надо поиграть в игру. Вы согласны?
Ответы детей.
Воспитатель: Игра:«Доскажи словечко».
В морях и океанах – вода солёная;
вода в море – … морская;
вода в океане – …океаническая;
в реках - …,
в родниках -…,
в болотах -…,
Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужна людям вода, животным, растениям, рыбам?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, вы хотите узнать ещё много нового о воде? Тогда, приглашаю вас в клуб «Юный лаборант». Предлагаю вам заняться исследованием воды. Согласны?
Ответы детей.
Воспитатель. Сейчас пройдемте в нашу лабораторию и приступим к нашим исследованиям. Перед проведением опытов напоминаю детям о технике безопасности во время работы с водой. Но вначале, нам хотелось бы послушать стихи , ведь детки знают стихи.
Ребёнок 1: Вода всегда и всем нужна,
Она прозрачна и чиста.
Она бежит, течет и льется,
Из речки, крана и колодца.
Вода тепла и холодна,
А так же мокрая она.
И кто с водой не осторожен
Намочит быстро их она.
Ребёнок 2: Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг?
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы, скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели.
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без…. ВОДЫ.
Опыт № 1 «Вода – это жидкость».
Воспитатель: Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь. Куда можно налить воду?
Дети: В стакан, в ведро, в вазу, в бутылку, в тарелку.
Воспитатель: Что еще можно сделать с водой?
Дети: Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.
Воспитатель: Давайте попробуем перелить воду из одного сосуда в другой.
Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать.
Опыт № 2 «Вода не имеет вкуса».
Воспитатель: Вот интересно: Есть ли вкус у простой воды?
Итак, я пробую воду. Вкуса я не почувствовал. Я думаю, что у воды вкуса - нет.
Воспитатель: А теперь и вы попробуйте, через соломинку попить воду. Есть ли у нее вкус?
Дети выполняют задание воспитателя.
Воспитатель: А если мы добавим в стаканчик с водой кусочек лимона, давайте попробуем добавить лимон и воду попробуем на вкус, что изменилось?
Ответы : вода стала кислая. Мы изменили вкус воды.
Воспитатель: А теперь возьмите ложечки и насыпьте в воду сахарный песок, размешайте и попробуйте на вкус, изменился вкус?
Ответы детей: вода стала сладкая.
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная и оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, у воды есть запах?
Ответы детей.
Воспитатель: Перед вами на столе лежит кофе, попробуйте насыпать в стаканчик с водой кофе и понюхать, пахнет вода?
Ответы детей: вода пахнет кофе.
Вывод: чистая вода без запаха, но если в нее добавить что – либо добавить, она принимает тот запах. В нашем случае, вода приняла запах кофе.
Опыт № 3 «Вода не имеет формы».
Перед детьми различные сосуды.
Воспитатель: Может ли вода иметь, какую – то форму?
Ответы детей.
Воспитатель: Как это проверить? Какой формы эти сосуды?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте заполним их водой. Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд?
Дети: Ковшиком через воронку.
Вывод: жидкая вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в котором находится.
Опыт № 4 «Что растворяется в воде? ».
Перед детьми на подносах стаканы с водой, палочки, ложки и вещества в различных емкостях. Дети рассматривают воду, вспоминают ее свойства.
Воспитатель: Как вы думаете, что произойдет, если в воду добавить сахарный песок?
Дети добавляют сахар, перемешивают, и все вместе наблюдают, что изменилось.
Воспитатель: Что произойдет, если мы в воду добавим речной песок?
Дети добавляют к воде речной песок, перемешивают.
Воспитатель: Изменилась ли вода? Стала она мутной или осталась прозрачной? Растворился ли речной песок?
Ответы детей.
Воспитатель: Что произойдет с водой, если мы добавим в нее пищевую краску?
Дети добавляют краску, перемешивают.
Воспитатель: Что изменилось?
Дети: Вода изменила цвет?
Воспитатель: Растворилась ли краска?
Дети: Краска растворилась и изменила цвет воды, вода стала не прозрачной.
Воспитатель: Растворится ли в воде мука?
Дети добавляют в воду муку, перемешивают.
Воспитатель: Какой стала вода? Мутной или прозрачной? Растворилась ли мука в воде?
Воспитатель: Какие вещества у нас растворились в воде? Какие вещества не растворились в воде?
Ответы детей.
Вывод: вода растворяет вещества, но не все, (вода растворитель, но не все вещества в ней растворяются).
Опыт №5 «Лед – твердая вода»
Воспитатель: Детки, я давала вам домашнее задание, заморозить дома воду и принести льдинки в сад. Вы их принесли, и мы с вами понаблюдаем за таянием льда и его превращением в воду. Возьмите кусочек льда в руки. Что происходит со льдом? Почему лед тает?
Ответы детей.
Воспитатель: А теперь вытрите руки салфеткой. Какими стали салфетки?
Ответы детей: Влажными.
Вывод детей: лед – твердая вода.
Опыт №6«Газообразная вода - пар»
Воспитатель: Беру стакан с горячей водой и накрываю тарелкой. Дети наблюдают. Показываю тарелку. Что вы видите на стекле?
Ответ: Образовались капли воды.
Вывод: вода может превратиться в пар.
Подведение итогов и оценка результатов.
Игровое упражнение «Волны»
- А теперь встанем в большой круг и образуем озеро.
Вода в озере спокойная (плавно разводим руки в стороны), налетел легкий ветерок, стал играть с водой (движения кистями рук вверх-вниз), подул ветер сильнее (вода забурлила, заплескалась), стих ветер(водная гладь спокойная).
Воспитатель: Ребята, сегодня мы узнали свойства воды. Что запомнилось больше всего?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, подумайте, что будет с водой, если вынести ее на мороз, что будет со льдом, если внести в теплое помещение? Спасибо.
Ребята, дома с родителями поэкспериментируйте: создайте «цветную ледяную мозаику». Для этого вам необходимо выполнить задание, изложенное на этом листе. Детям раздаются листы с инструкциями.
Инструкция по изготовлению «Цветной ледяной мозаики».
1. Налить в стакан воды.
2. Красками покрасить воду (выбираем количество по желанию).
3. Залить формочки цветной водой
4. Поставить в холодильник.
5. Утром принести в детский сад.
Примечание: Не забудьте, что ваша «Цветная ледяная мозаика» может превратиться в обычную цветную воду.
Воспитатель: вы все замечательно справились с заданиями, я очень вами горжусь, всем спасибо за участие в опытно – экспериментальной деятельности. Ребята, а теперь пойдемте одеваться и продолжим наши эксперементы на улице. Возьмем гуашь и покрасим снег, из замороженных льдинок соберем снежинку.
Воспитатель: Ну что ребята, вам понравилось наше занятие, а снежинки какие замечательные получились. Вы молодцы. До новых встреч с зимой, и с водой
Приложение к критериям 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3
Отзыв
на непосредственно образовательную деятельность по экспериментированию в старшей группе «Волшебная вода», проведённую воспитателем муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 21 посёлка Октябрьского
муниципального образования Ленинградский район
Тараненко Еленой Георгиевной
Целью и задачами образовательной деятельности по экспериментированию «Волшебная вода» было формирование представлений у детей старшей группы о свойствах воды (вкусе, цвете, запахе), уточнение значения воды для всего живого на земле в совместной игровой деятельности.
В ходе непосредственно образовательной деятельности воспитатель ставит перед детьми проблемные ситуации, которые дети совместно с педагогом успешно решали на протяжении всего занятия, реализуя тем самым детскую цель. Интерес к деятельности поддерживался с помощью игровых, информационно-коммуникативных технологий. Участие дошкольников в клубе «Юные лаборанты» заинтересовало дошкольников, содействовало успешному восприятию и усвоению нового знания о свойствах воды.
Мультимедийная презентация помогла детям в поиске идей для решения проблемы, поставленной перед ними педагогом. Для организации детей педагог использовал разнообразные методы и приёмы, что позволило достичь желаемого результата, вызвать положительные эмоции, активизацию действий.
При проведении опытов по определению свойств воды педагог, опираясь в работе на личностно-ориентированные технологии, осуществлял индивидуальный подход к детям, который был направлен на эмоциональную, мотивационную отзывчивость на занятие.
Содержание образовательной деятельности соответствует возрасту, доступно детям, прослеживалось логическое распределение познавательного материала. Чётко и понятно были определены правила и задачи поиска. Речь педагога чёткая, эмоциональная. Внешний вид педагога, его педагогическая культура и такт способствовали созданию благоприятного психологического климата и деловой рабочей обстановке.
Большое внимание педагог уделял реализации здоровьесберегающих технологий. При проведении образовательной деятельности были соблюдены санитарно-гигиенические требования, воздушно-тепловой режим, учтены правила техники безопасности во время показа мультимедийной презентации. На протяжении всего занятия чередовались различные виды деятельности: использовалось игровое упражнение «Волны».
Данное занятие способствовало сплочению детского коллектива, имело познавательное значение, обеспечивало мыслительную активность у детей, были созданы условия для детского творчества.
24. 10. 2011 г.
Старший воспитатель МБДОУ детский сад
комбинированного вида № 21 _______________ / О.В. Тараненко/
Заведующий МБДОУ детский сад
комбинированного вида № 21 ______________ /Л.В. Терещенко/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе
Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности на тему "Вулкан"...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе Тема: "Свойства воздуха".
Область познание. Познавательно-исследовательская деятельность Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.Задачи:1. Способствова...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе Тема: "Свойства воздуха".
Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группеТема: "Свойства воздуха"....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе «В лабораторию к профессору Почемучкину»
Конспект непосредственной образовательной деятельностипо экспериментированиюв старшей группе «В лабораторию к профессору Почемучкину»...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе Тема: "Свойства воздуха".
Область познание. Познавательно-исследовательская деятельностьЦель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.Задачи:1. Способствовать познавате...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе. Тема: «Знакомство с магнитом и его свойствами».
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе.Тема: «Знакомство с магнитом и его свойствами».Подготовила: воспитатель МБДОУ детский са...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экспериментированию в средней группе «Волшебные свойства воды»
Развивать интерес и активность у дошкольников к познанию мира, свойствах природных материалов, обогащать опыт исследовательских действий....