Открытое занятие с детьми старшей группы «Народный костюм»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Какорина Татьяна Николаевна

Формировать представления детей о русском национальном костюме, деталях его наряда. Развивать коммуникативные навыки при овладении детьми родным языком. Формировать умения слушать, отвечать на вопросы воспитателя, задавать вопросы по содержанию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_poznavatelno.docx23.2 КБ

Предварительный просмотр:

       Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное      

                      учреждение детский сад №5 «Звёздочка»            

                                        

                 Открытое занятие с детьми старшей группы  

                             

                                         «Народный костюм»

                                                                                                                 

                                                 

                                                   Подготовила:

                                                            Воспитатель первой категории

                                                            МБДОУ детский сад №5 «Звёздочка»

                                                            Какорина Татьяна Николаевна

                                                           

                                               

                                               

                                                   г.  Осташков                                                                                                                                                            

                                                         2022 г.

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию.

«Преданья старины глубокой. Русский народный костюм».

Задачи:

  1. Формировать представления детей о русском национальном костюме, деталях его наряда.
  2. Развивать коммуникативные навыки при овладении детьми родным языком.
  3. Формировать умения слушать, отвечать на вопросы воспитателя, задавать вопросы по содержанию.
  4. Обогащать словарный запас детей - словами (рубаха-косоворотка, сарафан, кокошник, кушак, передник, лапти).
  5. Развивать личность способную ориентироваться в современном мире.
  6. Воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки, любовь к родному краю, знакомить с его историей — основой которой является рост духовной культуры детей.

Материал:

  • инсценирована выставка старинной одежды: рубаха – косоворотка, портки, сарафан, кокошник, кепка.
  • подготовлен музыкальный репертуар к занятию;
  • представлены репродукции народных костюмов русичей различных губерний.

Предварительная работа:

  • чтение русских народных сказок;
  • слушание русской народной музыки;
  • знакомство с традициями и обычаями русского народа;
  • рассматривание одежды на репродукциях известных художников;
  • разучивание с детьми коротких рассказов о старинной русской одежде;
  • проведение интегрированных занятий о русском быте.

Ожидаемые результаты от данной работы:

  • формирование у детей духовно — нравственных ценностей;
  • приобщение к истокам отечественной культуры;
  • обогащение словарного запаса детей;
  • развитие игровых навыков через познание русского народного фольклора.

Ход занятия

Групповая комната поделена на две зоны. Одна рабочая: в ней стоят столы со стульчиками, другая игровая – стульчики стоят полукругом. Под музыку дети с воспитателем заходят в зал.

1 Часть.

Воспитатель:

В дом заходите - всех приглашаю!

Вот уж стоит на столе самовар.

Ярко на солнце боками сверкая,

Весело валит колечками пар.

Чашка и блюдца ждут не дождутся:

«Вкусного чая налейте скорей.

С мёдом, вареньем, с плюшкой, печеньем» -

Так на Руси принимают гостей!

Воспитатель: Каждый день люди говорят друг другу «здравствуйте!» А что означает это слово? Здравствуйте от слова «здравие» - «здоровье», то есть мы желаем человеку здоровья, желаем ему не болеть, поэтому и говорить это слово надо ласково, приветливо, смотреть в лицо тому человеку, с кем здороваешься. А на Руси со словом «Здравие» принято было ещё и поклон отвешивать. Давайте поздороваемся с поклоном. Давайте порадуем друг друга улыбкой и начнём заниматься. Повернитесь ко мне.

- Вспомним наше правило поведения на занятиях: (все вместе) - говорим всегда красиво, чётко и неторопливо.

- Ребята, я приглашаю вас на выставку одежды. Хотите? Но прежде я хочу узнать:

- Для чего нужна одежда? – ответы детей

- Что было бы, если бы одежды не было? – ответы детей

- Одежда – это хорошо или плохо? – ответы детей.

Воспитатель: Одежда – это хорошо, когда она красива и удобна для человека.

- Сегодня мы с вами пойдем на выставку русской одежды. Давайте повторим правила поведения на выставке: не толкаться, спокойно разговаривать, экспонаты руками не трогать. Присаживайтесь пожалуйста на стульчики, мы начинаем.

2 Часть:

Мы оказались с вами на выставке. Давайте познакомимся с нарядами поближе.

Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.


В себе не станем мы растить невежу,
По выставке пройдемся не спеша,
Рассмотрим древнерусскую одежду:
Не правда ли проста и хороша!

Воспитатель: Я хочу вам рассказать про русский костюм, который носили мужчины на Руси. Этот костюм состоял из яркой рубахи-косоворотки и штанов, которые называли портки. А вот детская одежда славян была одинакова для девочек и для мальчиков и состояла из одной длинной, до пят, полотняной рубахи.

Полюбуйтесь, ребята, на эти наряды. Как вы думаете, эта одежда для кого? (Для мужчин или для женщин?) – Ответы детей.

Как мы уже говорили - основу любого русского костюма составляла рубаха (рисунок 1 и 2 приложение). Рубахи с застежкой сбоку назывались косоворотками. Кто из вас догадался, почему она так называется?

-Она так называется, потому что разрез ворота находится не посередине, а на боку (косо). Это сложное слово, оно составлено из двух простых слов. Из каких слов состоит это слово? (косой + ворот = косоворотка). От этого и название такое.

- Давайте хором скажем: рубаха - косоворотка. Такие обычно носили мужчины. Рубаха была широкой и украшалась по подолу, по вороту, по краю рукавов вышивкой. И обязательно подвязывалась поясом-кушаком.

Рубаху из белого или цветного холста носили поверх штанов и подпоясывали ремнем или длинным шерстяным кушаком. Пояса выполняли много функций: они говорили о благосостоянии человека, а также являлись наградой и подарком и передавались по наследству. Расшивали праздничные рубахи шелковыми цветными нитями. Предпочтение отдавалось красному цвету (как оберег).

Особое значение придавалось расположению рисунка.

Например:

  • нагрудные узоры – защищали сердце и легкие,
  • наплечные – охраняли руки,
  • наподольные – не давали пробраться злым силам снизу.

Также в наряд мужчин входили штаны, их называли портки, заправлялись они в сапоги или в онучи (кусок ткани), а сверху онучей одевали лапти.

Воспитатель: Вы, наверное, засиделись – предлагаю поиграть в русскую народную

игру «Где был Иванушка».

Иванушка стоит в центре круга. Дети спрашивают, Иванушка отвечает. 

- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Курочку.
Курочка по сеничкам (
Дети показывают, как курочка клюет)
Зернышки клюет,
Иванушка в горенке
Песенки поет.
- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Уточку.
Уточка по лужице 
(Дети показывают, как уточка плывет)
Взад — вперед плывет.
А курочка по зернышку (
Дети показывают, как курочка клюет)

В сеничках клюёт..
- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Индюшонка.
Индюшонок шалды -балды (
Дети показывают, как индюшонок крылышками

машет)
Уточка по лужице 
(Дети показывают, как уточка плывет)
Взад — вперед плывет.
А курочка по зернышку (
Дети показывают, как курочка клюет)

В сеничках клюёт..
Воспитатель: Мы продолжаем нашу экскурсию и поговорим о женском костюме.

- Что это, ребята?

- Рубаха.

- Раньше на Руси основой женского костюма являлась длинная рубаха. Носили рубаху с нешироким поясом. Часть обшивали орнаментом. А поверх рубахи надевали сарафан. Что же такое сарафан?

 Сарафа́н — народная русская женская одежда. Длинное до пола платье, чаще всего без рукавов, которое одевали поверх рубахи.

Плавные линии сарафана как бы струились,

делали женщину похожей на лебедя. Недаром

в песнях и в сказках они зовутся лебедушками.

А в южных районах России модницы поверх рубахи

надевали понёву или юбку.

Она одевалась непременно поверх рубахи, затем шел передник. Передник щедро украшался вышивкой.

Красный цвет преобладал в женских костюмах. Это цвет огня, солнца, магический, красивый, символ спасения и знак преграды для злых сил. Такой цвет должен был хранить и оберегать владельца от разных напастей.

Звучит русская народная мелодия и воспитатель предлагает поиграть детям в русскую народную игру «Матушка Весна»

Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки - это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка.
Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.

Ходит матушка весна
По полям, лесам одна.
Первый раз прощается,
Другой запрещается,
А на третий раз..
Разведу я вас!

С этими словами руки опускаются,

ворота захлопываются. Те, которые

оказались пойманными, становятся

дополнительными воротами. "Ворота"

побеждают, если им удалось поймать

всех игроков. Когда все игроки пойманы

дети становятся в круг за руки и

поднимают руки вверх.

Идет матушка весна,
Отворяйте ворота.
Первый март пришел –
Всех детей провел,
А за ним и апрель –
Отворил окно и дверь;
А уж как пришел май –
Сколько хочешь - гуляй!

С последней строчкой все разбегаются на свои места.

Воспитатель: Дальше рассматриваем экспонаты. И, наконец, головные уборы. Головные уборы у русских были разнообразными по форме.

Они четко делились на девичьи и на уборы замужних женщин:

- кокошники, ленты, венки /девичьи/;

- платки и чепцы – носили взрослые женщины.

Кокошник нарядный головной убор, обшивали его золотом и драгоценными камнями. Хором скажите: кокошник. Где звук «К» слышится в этом слове? (в начале, середине или в конце слова).

- Девушки на Руси носили кокошники. Повторим ещё раз: кокошник.

- Женщины на Руси носили ещё и чепец. Прятали все волосы под чепец. Давайте хором скажем: чепец.

- А сверху чепца одевали платок.

- Вы слышали такое выражение «опростоволоситься»? Что это значит?

(опозориться)

- И это выражение связано с историей. Сорвать головной убор с женщины считалось оскорблением, позором, отсюда и вышло выражение: «опростоволоситься». Значит, сделать что- то неправильно, опозориться. Сейчас же ходить с непокрытой головой красиво, а поговорка осталась и по сей день.

Мужской головной убор – кепка или картуз. Кепку носят и по сей день, только внешний вид у неё немного изменился.

- Вот такие наряды и головные уборы носили раньше на Руси женщины и мужчины. В орнаментах на одежде можно увидеть изображение солнца, звезд, Древа жизни с птицами на ветках, цветы, фигурки людей и животных. Такой символический орнамент связывал человека с окружающей природой, с чудесным миром легенд и мифов.

Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас за столы, давайте рассмотрим и раскрасим народные костюмы.

Воспитатель: Вы сегодня молодцы, все были внимательными и многое узнали. А за ваши старания полагается развлечение.

Игра - развлечение «КАРУСЕЛЬ»

Вывод: Практика показала, что внедрение в воспитательный процесс, тематических мероприятий по ознакомлению с историей русского народа, народными традициями и обрядами, способствует формированию основ гуманизма, воспитанию интереса к истории своего народа и оптимизации общего развития  детей дошкольного возраста.   


Литература:

  1. Андреева Ю.А. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. – СПб.: «Паритет», 2006

  1. Исенко С.П. Русский народный костюм. – М.: ООО "Издательство АСТ", 1999. – 304с.

  1. Кашинская Н.М. История костюма. – М.: Легпромбытиздат, 1986. – 168с.
  2. Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества.- М.: Легпромбытиздат, 1994. -269 с.

  1. Программа обучения и воспитания дошкольников «От рождения до школы» под редакцией Веракса.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ «ПУТЕШЕС ТВИЕ В ИГРАЙ - ГОРОДОК»

1.Развивать у детей умение слышать звуки в словах, интонационно выделять и находить место звука в слове.2.Закреплять звук «Р», уметь придумывать слова с этим звуком.3.Развивать воображение, мышление р...

"Животные жарких стран" Конспект открытого занятия с детьми старшей группы компенсирующей направленности

Конспект  открытого занятия с детьми  старшей группы компенсирующей направленности...

Конспект открытого занятия с детьми старшей группы "По следам великого космонавта".

Конспект ОО"Познавательное развитие". Тема "По следам великого космонавта"....

«Педагогическая находка» Открытое занятие с детьми старшей группы «Что такое снег?»

Тип занятия: Интегрированное, познавательное занятие Тема занятия: Что такое снег? Форма занятия: «Снеготека Деда Мороза» Цель: Создать условия комфортного и эмоционального развития детей, воспитыв...

«Эти разные профессии" - конспект открытого занятия с детьми старшей группы детского сада.

Цель: Расширение у дошкольников знаний и представлений о профессиях взрослых.Задачи: Образовательные:1. закреплять в речи существительные с обобщающим значением «профессия»;2. совершенство...

Открытое занятие с детьми старшей группы.

Тема: «В поисках пиратских сокровищ»Цель: подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов к постановке звука «р».Задачи:Коррекционно-...