Открытое занятие с детьми старшей группы «Народный костюм»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Формировать представления детей о русском национальном костюме, деталях его наряда. Развивать коммуникативные навыки при овладении детьми родным языком. Формировать умения слушать, отвечать на вопросы воспитателя, задавать вопросы по содержанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_poznavatelno.docx | 23.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №5 «Звёздочка»
Открытое занятие с детьми старшей группы
«Народный костюм»
Подготовила:
Воспитатель первой категории
МБДОУ детский сад №5 «Звёздочка»
Какорина Татьяна Николаевна
г. Осташков
2022 г.
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию.
«Преданья старины глубокой. Русский народный костюм».
Задачи:
- Формировать представления детей о русском национальном костюме, деталях его наряда.
- Развивать коммуникативные навыки при овладении детьми родным языком.
- Формировать умения слушать, отвечать на вопросы воспитателя, задавать вопросы по содержанию.
- Обогащать словарный запас детей - словами (рубаха-косоворотка, сарафан, кокошник, кушак, передник, лапти).
- Развивать личность способную ориентироваться в современном мире.
- Воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки, любовь к родному краю, знакомить с его историей — основой которой является рост духовной культуры детей.
Материал:
- инсценирована выставка старинной одежды: рубаха – косоворотка, портки, сарафан, кокошник, кепка.
- подготовлен музыкальный репертуар к занятию;
- представлены репродукции народных костюмов русичей различных губерний.
Предварительная работа:
- чтение русских народных сказок;
- слушание русской народной музыки;
- знакомство с традициями и обычаями русского народа;
- рассматривание одежды на репродукциях известных художников;
- разучивание с детьми коротких рассказов о старинной русской одежде;
- проведение интегрированных занятий о русском быте.
Ожидаемые результаты от данной работы:
- формирование у детей духовно — нравственных ценностей;
- приобщение к истокам отечественной культуры;
- обогащение словарного запаса детей;
- развитие игровых навыков через познание русского народного фольклора.
Ход занятия
Групповая комната поделена на две зоны. Одна рабочая: в ней стоят столы со стульчиками, другая игровая – стульчики стоят полукругом. Под музыку дети с воспитателем заходят в зал.
1 Часть.
Воспитатель:
В дом заходите - всех приглашаю!
Вот уж стоит на столе самовар.
Ярко на солнце боками сверкая,
Весело валит колечками пар.
Чашка и блюдца ждут не дождутся:
«Вкусного чая налейте скорей.
С мёдом, вареньем, с плюшкой, печеньем» -
Так на Руси принимают гостей!
Воспитатель: Каждый день люди говорят друг другу «здравствуйте!» А что означает это слово? Здравствуйте от слова «здравие» - «здоровье», то есть мы желаем человеку здоровья, желаем ему не болеть, поэтому и говорить это слово надо ласково, приветливо, смотреть в лицо тому человеку, с кем здороваешься. А на Руси со словом «Здравие» принято было ещё и поклон отвешивать. Давайте поздороваемся с поклоном. Давайте порадуем друг друга улыбкой и начнём заниматься. Повернитесь ко мне.
- Вспомним наше правило поведения на занятиях: (все вместе) - говорим всегда красиво, чётко и неторопливо.
- Ребята, я приглашаю вас на выставку одежды. Хотите? Но прежде я хочу узнать:
- Для чего нужна одежда? – ответы детей
- Что было бы, если бы одежды не было? – ответы детей
- Одежда – это хорошо или плохо? – ответы детей.
Воспитатель: Одежда – это хорошо, когда она красива и удобна для человека.
- Сегодня мы с вами пойдем на выставку русской одежды. Давайте повторим правила поведения на выставке: не толкаться, спокойно разговаривать, экспонаты руками не трогать. Присаживайтесь пожалуйста на стульчики, мы начинаем.
2 Часть:
Мы оказались с вами на выставке. Давайте познакомимся с нарядами поближе.
Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.
В себе не станем мы растить невежу,
По выставке пройдемся не спеша,
Рассмотрим древнерусскую одежду:
Не правда ли проста и хороша!
Воспитатель: Я хочу вам рассказать про русский костюм, который носили мужчины на Руси. Этот костюм состоял из яркой рубахи-косоворотки и штанов, которые называли портки. А вот детская одежда славян была одинакова для девочек и для мальчиков и состояла из одной длинной, до пят, полотняной рубахи.
Полюбуйтесь, ребята, на эти наряды. Как вы думаете, эта одежда для кого? (Для мужчин или для женщин?) – Ответы детей.
Как мы уже говорили - основу любого русского костюма составляла рубаха (рисунок 1 и 2 приложение). Рубахи с застежкой сбоку назывались косоворотками. Кто из вас догадался, почему она так называется?
-Она так называется, потому что разрез ворота находится не посередине, а на боку (косо). Это сложное слово, оно составлено из двух простых слов. Из каких слов состоит это слово? (косой + ворот = косоворотка). От этого и название такое.
- Давайте хором скажем: рубаха - косоворотка. Такие обычно носили мужчины. Рубаха была широкой и украшалась по подолу, по вороту, по краю рукавов вышивкой. И обязательно подвязывалась поясом-кушаком.
Рубаху из белого или цветного холста носили поверх штанов и подпоясывали ремнем или длинным шерстяным кушаком. Пояса выполняли много функций: они говорили о благосостоянии человека, а также являлись наградой и подарком и передавались по наследству. Расшивали праздничные рубахи шелковыми цветными нитями. Предпочтение отдавалось красному цвету (как оберег).
Особое значение придавалось расположению рисунка.
Например:
- нагрудные узоры – защищали сердце и легкие,
- наплечные – охраняли руки,
- наподольные – не давали пробраться злым силам снизу.
Также в наряд мужчин входили штаны, их называли портки, заправлялись они в сапоги или в онучи (кусок ткани), а сверху онучей одевали лапти.
Воспитатель: Вы, наверное, засиделись – предлагаю поиграть в русскую народную
игру «Где был Иванушка».
Иванушка стоит в центре круга. Дети спрашивают, Иванушка отвечает.
- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Курочку.
Курочка по сеничкам (Дети показывают, как курочка клюет)
Зернышки клюет,
Иванушка в горенке
Песенки поет.
- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Уточку.
Уточка по лужице (Дети показывают, как уточка плывет)
Взад — вперед плывет.
А курочка по зернышку (Дети показывают, как курочка клюет)
В сеничках клюёт..
- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Индюшонка.
Индюшонок шалды -балды (Дети показывают, как индюшонок крылышками
машет)
Уточка по лужице (Дети показывают, как уточка плывет)
Взад — вперед плывет.
А курочка по зернышку (Дети показывают, как курочка клюет)
В сеничках клюёт..
Воспитатель: Мы продолжаем нашу экскурсию и поговорим о женском костюме.
- Что это, ребята?
- Рубаха.
- Раньше на Руси основой женского костюма являлась длинная рубаха. Носили рубаху с нешироким поясом. Часть обшивали орнаментом. А поверх рубахи надевали сарафан. Что же такое сарафан?
Сарафа́н — народная русская женская одежда. Длинное до пола платье, чаще всего без рукавов, которое одевали поверх рубахи.
Плавные линии сарафана как бы струились,
делали женщину похожей на лебедя. Недаром
в песнях и в сказках они зовутся лебедушками.
А в южных районах России модницы поверх рубахи
надевали понёву или юбку.
Она одевалась непременно поверх рубахи, затем шел передник. Передник щедро украшался вышивкой.
Красный цвет преобладал в женских костюмах. Это цвет огня, солнца, магический, красивый, символ спасения и знак преграды для злых сил. Такой цвет должен был хранить и оберегать владельца от разных напастей.
Звучит русская народная мелодия и воспитатель предлагает поиграть детям в русскую народную игру «Матушка Весна»
Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки - это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка.
Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.
Ходит матушка весна
По полям, лесам одна.
Первый раз прощается,
Другой запрещается,
А на третий раз..
Разведу я вас!
С этими словами руки опускаются,
ворота захлопываются. Те, которые
оказались пойманными, становятся
дополнительными воротами. "Ворота"
побеждают, если им удалось поймать
всех игроков. Когда все игроки пойманы
дети становятся в круг за руки и
поднимают руки вверх.
Идет матушка весна,
Отворяйте ворота.
Первый март пришел –
Всех детей провел,
А за ним и апрель –
Отворил окно и дверь;
А уж как пришел май –
Сколько хочешь - гуляй!
С последней строчкой все разбегаются на свои места.
Воспитатель: Дальше рассматриваем экспонаты. И, наконец, головные уборы. Головные уборы у русских были разнообразными по форме.
Они четко делились на девичьи и на уборы замужних женщин:
- кокошники, ленты, венки /девичьи/;
- платки и чепцы – носили взрослые женщины.
Кокошник нарядный головной убор, обшивали его золотом и драгоценными камнями. Хором скажите: кокошник. Где звук «К» слышится в этом слове? (в начале, середине или в конце слова).
- Девушки на Руси носили кокошники. Повторим ещё раз: кокошник.
- Женщины на Руси носили ещё и чепец. Прятали все волосы под чепец. Давайте хором скажем: чепец.
- А сверху чепца одевали платок.
- Вы слышали такое выражение «опростоволоситься»? Что это значит?
(опозориться)
- И это выражение связано с историей. Сорвать головной убор с женщины считалось оскорблением, позором, отсюда и вышло выражение: «опростоволоситься». Значит, сделать что- то неправильно, опозориться. Сейчас же ходить с непокрытой головой красиво, а поговорка осталась и по сей день.
Мужской головной убор – кепка или картуз. Кепку носят и по сей день, только внешний вид у неё немного изменился.
- Вот такие наряды и головные уборы носили раньше на Руси женщины и мужчины. В орнаментах на одежде можно увидеть изображение солнца, звезд, Древа жизни с птицами на ветках, цветы, фигурки людей и животных. Такой символический орнамент связывал человека с окружающей природой, с чудесным миром легенд и мифов.
Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас за столы, давайте рассмотрим и раскрасим народные костюмы.
Воспитатель: Вы сегодня молодцы, все были внимательными и многое узнали. А за ваши старания полагается развлечение.
Игра - развлечение «КАРУСЕЛЬ»
Вывод: Практика показала, что внедрение в воспитательный процесс, тематических мероприятий по ознакомлению с историей русского народа, народными традициями и обрядами, способствует формированию основ гуманизма, воспитанию интереса к истории своего народа и оптимизации общего развития детей дошкольного возраста.
Литература:
- Андреева Ю.А. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. – СПб.: «Паритет», 2006
- Исенко С.П. Русский народный костюм. – М.: ООО "Издательство АСТ", 1999. – 304с.
- Кашинская Н.М. История костюма. – М.: Легпромбытиздат, 1986. – 168с.
- Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества.- М.: Легпромбытиздат, 1994. -269 с.
- Программа обучения и воспитания дошкольников «От рождения до школы» под редакцией Веракса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ «ПУТЕШЕС ТВИЕ В ИГРАЙ - ГОРОДОК»
1.Развивать у детей умение слышать звуки в словах, интонационно выделять и находить место звука в слове.2.Закреплять звук «Р», уметь придумывать слова с этим звуком.3.Развивать воображение, мышление р...
"Животные жарких стран" Конспект открытого занятия с детьми старшей группы компенсирующей направленности
Конспект открытого занятия с детьми старшей группы компенсирующей направленности...
Конспект открытого занятия с детьми старшей группы "По следам великого космонавта".
Конспект ОО"Познавательное развитие". Тема "По следам великого космонавта"....
Конспект открытого занятия с детьми старшей группы «Транспорт нашего села (города)»
Конспект открытого занятия...
«Педагогическая находка» Открытое занятие с детьми старшей группы «Что такое снег?»
Тип занятия: Интегрированное, познавательное занятие Тема занятия: Что такое снег? Форма занятия: «Снеготека Деда Мороза» Цель: Создать условия комфортного и эмоционального развития детей, воспитыв...
«Эти разные профессии" - конспект открытого занятия с детьми старшей группы детского сада.
Цель: Расширение у дошкольников знаний и представлений о профессиях взрослых.Задачи: Образовательные:1. закреплять в речи существительные с обобщающим значением «профессия»;2. совершенство...
Открытое занятие с детьми старшей группы.
Тема: «В поисках пиратских сокровищ»Цель: подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов к постановке звука «р».Задачи:Коррекционно-...