Конспект занятия "Волшебная соль"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Жирнова Ольга Николаевна

Конспект занятия для детей старшей группы. На занятие дети знакомятся с видами соли, их свойствами, проводят опыты с солью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnitsa_sol.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

       Конспект  занятия  «Волшебница соль»

Цель :  Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка о соли  средствами опытно – экспериментальной деятельности.

Образовательные задачи:

1.Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли.

2.Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом.

3. Уточнить и закрепить знания детей о соли, ее значении в природе, в жизни человека.

Развивающие задачи:

1.Развивать произвольное внимание; диалогическую речь, способность самостоятельно задавать интересующий вопрос.

2.Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира.

3.Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

4.Развивать мышление, любознательность, наблюдательность.

Воспитательные задачи:

1.Воспитывать желание интересоваться явлениями окружающего мира.

2.Воспитывать усидчивость; интерес и способность работать в группах, коллективе.

3.Проявлять терпение и дослушивать ответы товарищей до конца.

Словарная работа:

Обогащать словарь детей словами:  «соль», «вещество», «растворить», «минерал», «приправа», «кристалл», «сыпучая».

Оборудование: Соль: поваренная, каменная, морская. Баночки с солью, ложки, яйцо, прозрачные емкости, клей, кисточки, заготовки из картона (звезды), клей, подносы, лэпбук, ЭКТ, тарелочки, лупа, колбы, лед.

Ход занятия:

 Воспитатель. Ребята, посмотрите, у нас в зале появилась шкатулка. Давайте посмотрим, что там. Какой-то мешочек в ней. Ребята, как вы думаете, что находится мешочке? А вы любите разгадывать загадки? Слушайте загадку.

Воспитатель загадывает загадку:

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)

Откройте мешочки. Что там? (соль)

Соль - полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная.

Происхождение слова «соль», по мнению некоторых учёных, связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь. 

Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали ее знатным людям, остальные уходили «несолно- хлебавши». К соли относились уважительно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.

Поэтому люди придумали пословицы о соли. Какие из них вы знаете?

Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

Без соли и хлеба не естся, без соли и стол кривой.

Пуд соли вместе съесть.

Без воли – силы нет, без соли – вкуса нет.

Без денег торговать, как без соли хлебать.

Без попа, что без соли. Без попа не приход.

Без соли – что без воли: жизнь не проживешь.

Без соли и стол кривой

Без соли и хлеб не естся.

Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.

Без соли, без хлеба – половина обеда.

Без соли, без хлеба – худа беседа

Без соли, без хлеба за стол не садятся.

Без соли, без хлеба худая беседа.

Без соли, что без воли: жизнь не проживешь.

Сегодня всем нам предстоит стать учеными.

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения при работе с солью.  (Работа с лэпбуком) (Дети выбирают карточки и обьясняют)

1. Не трогать руками глаза.

2- Соблюдать тишину

3- Не толкать соседа во время работы

4- Сначала посмотри, а потом повтори

5- Выполнил и положи на место

А сейчас я приглашаю в нашу научную лабораторию. (Надевайте фартуки, шапочки  и проходите за столы.).

Хорошо теперь мы можем приступить к экспериментам! 

 Опыт № 1«Из чего состоит соль».

Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим

- Если мы с вами посмотрим на соль.

.Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)

Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.

- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.

.Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)

«Соль сыпучая, без запаха»

Подуйте тихонько на соль через трубочку.

Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов.

Опыт №2 «Соль хрустит»

Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали?

Ответы детей – мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день.

Вывод:

Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.

Опыт №3 «Кристаллизуется соль или нет?»

Воспитатель: Ребята в группе мы с вами начали проводить опыт. Давай вспомним, что мы делали.Наливаем в стаканчики солевой раствори опускаем в стаканчики нитку и ставим на окно и наблюдаем. Солевой раствор начинается испарятся и на нитке появляются солевые кристаллы.

Вывод: соль кристаллируется.

Опыт №4 « Имеет ли соль вкус?»

Перед вами стоят стаканчики с жидкостью, предлагаю вам попробовать и ответить что за вещество у вас в стаканчике. (дети пробуют воду).

Так что вы попробовали? 

Имеет ли она вкус?

Теперь давайте попробуем растворить соль в воде. Погружаем одну маленькую ложку соли в стакан с  водой, и размешиваем! Смотрим, растворилась или нет! 

Пробуем на вкус, какой стала вода? 

А какой была? Делаем вывод.

Опыт № 5. «Плавающее яйцо».

Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).

Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да).

Поможет нам в этом обычное яйцо. Возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите?

(Яйцо не тонет).

А теперь возьмем другое яйцо и опустите его в стакан с водой, который остался на подносе, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите? (Яйцо утонуло).

Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать).

Опыт №6 « Тает ли лед от соли?»

Воспитатель: Ребята, как вы думаете лед тает от соли или нет. Посыпим солью лед красного цвета, что происходит? Ответ детей. Вывод: лед под действием соли тает.

Игра с мешочком соли «Назови , где используется соль»

Детям кидается мешок, а ребенок должен сказать, где можно использовать соль.

Ребята, любите ли вы аппликацию? 

Какие материалы вы используете для создания аппликации?

Сегодня нам с вами поможет соль, что бы выполнить аппликацию, проходите за столы, каждый выбирайте себе звезду! (Перед детьми разные заготовки звезд из картона).

 Для того что бы выполнить аппликацию необходимо нанести клей на поверхность нашей с вами звезды, а затем засыпать ее солью. Прижмем соль к картону используя салфетку. 

Посмотрите, какие прекрасные звезды у нас получились! Теперь мы их сможем прикрепить на небо. (На доске заготовка из ватмана, изображающая небо).

Мы с вами украсили небо, посмотрите, каким звездным оно получилось! 

Каждый зажег свою звезду!

Рефлексия:

-Расскажите мне, пожалуйста, какое вещество мы изучали?

-Какие свойства у этого вещества?

-Чем мы занимались?

-Что было вам трудно?

-А что было легко?

-Что нового изучили? Чему научились? 

-Вам понравилось экспериментировать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Соль земли"

НОД  "Соль земли" рекомендуется проводить как заключительную, после проведения нескольких эксперементов с солью. А так же следует провести беседу об использовании соли, как продукта питания...

Конспект занятия "Соль разноцветная"

Конспект занятия по опытно-эксперементальной деятельности для детей подготовительной группы....

Конспект "Волшебница соль"

     Один из основных принципов дошкольного образования — формирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности. Позна...

Конспект "Удивительная соль"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19173085","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"359","width":"480"}}]]...

План-конспект занятия "Соль"

Познавательное развитие: опытно-экспериментальная деятельность. Формирование у детей представление о свойствах соли; закрепить умение самостоятельно осуществлять практические действия....

Конспект НОД "Соль"

Вашему вниманию предлагается методическая разработка (конспект) для проведения интегрированного познавательно-речевого занятия на тему "Соль"....

Конспект НОД "Соль и её свойства"

Цель НОД Систематизировать представление детей о соли и её свойствах....