Примерное перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (подготовительная группа)
Примерное перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primernoe_perspektivnoe_planirovanie_po_poznavatelno-issledovatelskoy_deyatelnosti_.docx | 46.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Комплекс средняя общеобразовательная школа – детский сад»
Примерное перспективное планирование
по познавательно - исследовательской
деятельности
(подготовительная группа)
Подготовила
воспитатель
Горожанцева Н.В.
Неделя | Тема | Цель | Источник | Дата | Развивающая среда | |
1 | «Жидкая вода» | Сформировать понятие о том, что вода течет по трубам; закрепить знания о некоторых свойствах воды (жидкая, меняет форму в зависимости от формы предмета, в которой ее наливают); побудить детей к рассуждению о том, что было бы если бы вода не могла течь; учить сравнивать жидкие и густые вещества, анализировать. | Т.М. Бондаренко стр. 37 | Внесение в группу для занятий произведений российских поэтов о ветре и дожде, колбочек с теплой, холодной, горячей водой, с сахаром, солью, пульверизатора, соломинок | ||
2 | «Радуга в комнате» | Познакомить детей с природным явлением – радугой; показать роль воды в данном явлении; дать представление о солнечном спектре; закрепить цветовую гамму; познакомить с формой радуги. | Т.М. Бондаренко стр. 62 (описание опыта «Радуга в комнате»; Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» стр.115 | |||
3 | «Волны» | Познакомить с природным явлением – ветром; сформировать понятие о ветре как о движении воздуха; показать роль ветра в образовании волн; дать понятие о силе ветра. | Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» стр. 34 | |||
4 | «Капельки воды» | Дать понятие о дожде; познакомить со свойством воды – натяжением жидкости; формировать умение анализировать, делать выводы о форме капли. | Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» стр.70 |
Октябрь
Неделя | Тема | Цель | Источник | Дата | Развивающая среда |
1 | «Пар – тоже вода» | Продолжать знакомить детей со свойствами воды; дать представления о воде как о помощнице человека; воспитывать у детей наблюдательность; развивать кожные ощущения, фантазию. | Т.М. Бандаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» стр.50 | Внесение в группу для занятий сосуды разного размера и формы. Вода, растворители; стиральный порошок, песок, соль, фильтры бумажные; глобус, небьющиеся, разные по весу предметы; игрушечные машины, небольшие резиновые и пластмассовые игрушки | |
2 | «Растворение» | Продолжать знакомить детей со свойствами воды; дать представление о том, что в воде одни вещества растворяются, а другие не растворяются; провоцировать рассуждения детей о роли данного явления в жизни человека, животных, растений; воспитывать желание экспериментировать, эстетическое восприятие; развивать мышление. | Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» стр. 46 | ||
3 | «Сила тяготения» | Дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле. | Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» стр. 47 | ||
4 | «Упрямые предметы» | Продолжать знакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией; развить умение фиксировать результаты наблюдения. | Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» стр. 48 |
Ноябрь
Неделя | Тема | Цель | Источник | Дата | Развивающая среда | |||
1 | «Пузырьки воздуха» | Дать детям понятие о том, что в воде есть воздух, продемонстрировать опыт с пустым стаканом и чашкой воды; сформировать знания о роли воздуха для жизни водных животных. | Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» стр. 81 | |||||
2 | «Как услышать воздух» | Познакомить со свойствами воздуха. | Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» стр. 84 | Внесение в группу для занятий дидактических игрушек – «жителей моря», шапочек для игр, экспонатов музея из серии «Песок», луп, соломинок, емкостей с водой, лампы для создания тени, лоскутов ткани. Подвижная игра «Ходят капельки по кругу» (описание игры Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» стр. 3) | ||||
3 | «Ходят капельки по кругу» | Дать детям первые представления о круговороте воды в природе, используя миску с водой; обсудить с детьми, куда исчезла вода, что с ней случилось; показать данное явление с помощью иллюстрации. | Т.В. Хабарова, Н.В. Шафигулина «Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика воспитанности дошкольников» стр. 37; Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» стр. 70 | |||||
4 | «Испытание магнита» | Познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими. | Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» стр. 91 |
Декабрь
Неделя | Тема | Цель | Источник | Дата | Развивающая среда |
1 | «Лед – твердая вода» | Продолжать знакомить детей со свойствами воды. Организуя опыт с внесением сосулек, разных по размеру, в теплое помещение; обращать внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки; формировать умение отвечать на вопросы, анализировать, делать выводы (лед – это тоже вода). | Т.М. Бондаренко Экологические занятия с детьми 5-6 лет» стр. 59; Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» стр. 78 | Внесение в группу для занятий коллекций песка камней, художественной литературы по теме, иллюстраций «Времена года», кубики льда, емкость с водой, пипеток, свечей, тампонов. | |
2 | «Лед легче воды» | Продолжать знакомить детей со свойствами воды при помощи кусочка льда и стакана, до краев наполненного водой; сформировать понятие, что вода, в которую превратился лед, занимает меньше места, чем лед, то есть она тяжелее. | Т.М. Бондаренко Экологические занятия с детьми 5-6 лет» стр. 67 | ||
3 | «Почему предметы движутся?» | Познакомить детей с физическими понятиями: «сила», «трение»; показать пользу трения; закрепить умение работать с микроскопом. | Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» стр. 53 | ||
4 | «Как появляются горы?» | Познакомить детей с причиной образования гор; движением земной коры, вулканическим происхождением гор. | Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» стр. 89 |
Январь
Неделя | Тема | Цель | Источник | Дата | Развивающая среда |
1 | «Воздух имеем вес» | Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха при помощи весов, надутого шариков; воспитывать умение анализировать, делать выводы о весе воздуха. | Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» стр. 59 | Внесение в группу для занятий воздушные шарики, шерстяную ткань, пластилин; лимон, 8 – 10 отрезков по 10 см медной изолированной проволоки сечением 0,2 – 0,5 мм стальные скрепки для бумаги; оргстекло размером 25x40 см, папиросная бумага. | |
2 | «Что такое молния?» | Познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток»; формировать основы безопасного обращения с электричеством; объяснить причину образования молнии. | Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» стр. 106 | ||
3 | «Почему горит фонарик?» | Уточнить представления детей о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой – хранителем электричества – и способом использования лимона в качестве батарейки. | Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» стр. 110 | ||
4 | «Электрический театр» | Выявить, что наэлектризованные предметы могут двигаться, что электричество притягивает; развивать любознательность. | Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» стр. 112 |
Февраль
Неделя | Тема | Цель | Источник | Дата | Развивающая среда |
1 | «Секретные записки» | Выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления: нагревание, йодная настойка; развивать у детей самостоятельность. | Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» стр. 104 | Внесение в группу для занятий сборника стихов о природе, растений со стоячим стеблем, коллекции камней, песка, глины, емкостей с водой, салфеток с разными запахами, спичек, льда, соли. | |
2 | «Песок очищает воду» | Продолжать знакомить детей с объектом неживой природы – песком и его свойством очищать воду, используя стакан и воронку; провоцировать отвечать на вопросы; познакомить с сообществом – пустыня. | Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» стр. 91 | ||
3 | «Забавные фокусы» | Развить у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы, речевую деятельность в процессе демонстрации фокусов. | Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» стр. 116 | ||
4 | «Вода и растение» | Познакомить детей с очередным свойством воды – движением по тканям, используя букет цветов и подкрашенную воду; развивать умение анализировать. | Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» стр. 72 |
Март
Неделя | Тема | Цель | Источник | Дата | Развивающая среда |
1 | «Ветер – это движение воздуха» | Сформировать у детей представление о том, что ветер – это движение воздуха (при помощи горящей свечи и открытой двери); объяснить, что в комнате теплый воздух он легко путешествует по верху; показать, что воздух нельзя увидеть; развивать наблюдательность, глазомер, координацию, воображение; учить при помощи веера создавать ветер. | Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» стр. 65 | Внесение в группу для занятий картин, книг о морских животных, видеофильма о горных ландшафтах, лупы, веера, колб, воронок, песочных часов, коллекции песка, глины. | |
2 | «Солнце дарит нам тепло и свет» | Дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием «световая энергия». | Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего с старшего дошкольного возраста» стр. 61 | ||
3 | «Как образуются метеоритные кратеры?» | Смоделировать с детьми метеоритный кратер, познакомив со способом его образования; уточнить представление детей о Солнечной системе: о планетах. Звездах; развивать умение действовать по алгоритму. | Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» стр. 101 | ||
4 | «Почему не тонут корабли?»» | Выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом. | Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» стр. 68 |
Апрель
Неделя | Тема | Цель | Источник | Дата | Развивающая среда |
1 | «Откуда взялись острова?» | Познакомить с понятием «остров», причинами его образования: движением земной коры, повышением уровня моря. | Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» стр. 85 | Внесение в группу модели «Морское дно», залитое водой, поддоны, глина, стеки; сода, уксус, сухая красная краска, моющая жидкость; песок, глина, вода; камни; ломтики хлеба, пипетка, лупа | |
2 | «Песок и глина. Свойства песка и глины» | Познакомить со свойствами песка и глины. | Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет» стр. 42 | ||
3 | «Камни» | Познакомить с камнями, различными по форме и текстуре. | Е. А. Мартынова, и. М. Сучкова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет» стр.45 | ||
4 | «Плесень» | Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия. | Е. В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» стр. 89 |
Май
Неделя | Тема | Цель | Источник | Дата | Развивающая среда |
1 | «Могут ли животные жить в земле?» | Выяснить, что есть в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки). | Е. В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» стр. 91 | Внесение в группу для занятий: почва, стекло или зеркало, емкость с водой; земляные черви, земля, камешки, вода; пластмассовые расчески с разной частотой и размером зубьев; губки. Неокрашенные бруски разных пород дерева, лупа. | |
2 | «Наверх» | Выяснить, что в почве есть воздух и вода, необходимые для жизни живых организмов. | Е. В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» стр. 91 | ||
3 | «Почему комар пищит, а шмель жужжит?» | Продемонстрировать детям на опыте причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука). | Е. В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» стр. 102 | ||
4 | «Запасливые стебли» | Показать детям на опыте, как стебли (стволы) растений могут накапливать влагу и сохранять ее долгое время. | Е. В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» стр. 106 |
Используемая литература при составлении перспективного планирования:
- Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
- Мартынова Е. А., Сучкова И. М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2012.
- Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2010.
- Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5 – 6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С.,2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по познавательно - исследовательской деятельности детей в средней группе
Перспективный план занятий, используемая литература, опыты....
Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности
Организация работы строется по пяти взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами....
Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности для средней группы
Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности для средней группы по примерной общеобразовательной программе дошкольного образование "От рождения до школы" под ред. Н.Е.Вер...
Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности
Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе...
Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности
В помощь воспитателям старших и подготовительных групп...
перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности в первой младшей группе
перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности в первой младшей группе...
Перспективное планирование по познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности.
Перспективное планирование для учителей - дефектологов и воспитателей, работающих с детьми с ОВЗ в подготовительной группе....