Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности
материал (старшая, подготовительная группа) на тему
В помощь воспитателям старших и подготовительных групп
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnoe_planirovanie_po_poznavatelno.docx | 48.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование по познавательно-исследовательская деятельности
Месяц, неделя | тема | цели | литература |
Сентябрь III | Русские обычаи. Гостеприимство | Знакомить детей со старинной русской Воспитывать у детей интерес к истории род- Обогащение словаря: гостеприимство, хлебосольство, радушие, сострадание, помочь (помощь) - устаревшее. «Приятного аппетита!» - дать представление детям о питании как необходимом условии жизнедеятельности человека; закрепить знание этикета во время еды за столом. | Скоролупова О.А. «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, часть 1», стр. 91 Ахметова Г. С. «Поисково- познавательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста», стр.41 |
IV | Воспоминания о лете | Викторина «Воспоминания о лете» - способствовать закреплению знаний и представлений детей о лете, его признаках; актуализировать летние воспоминания у детей; побуждать составлять рассказы на основе воспоминаний; способствовать развитию связной речи, творческого воображения, произвольного внимания, умения работать в команде; вызвать любовь и уважение к родной природе. «Почему песочные часы называют песочными?» - закрепить свойства песка и глины | Интернет-ресурсы Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7лет», стр.219-220 |
V-I | Мой детский сад. Профессии | Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, желание им помогать; расширить знания о профессиях: воспитатель, помощник воспитателя, медсестра, повар, медсестра, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, логопед; пробуждать интерес к разным профессиям. «Песчаный конус» - помочь определить, может ли песок двигаться. | Интернет-ресурсы Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7лет», стр.220-221 |
Октябрь II | Овощи. Огород | Продолжать знакомить с видами работы на огороде Закрепить знания об овощах (характеристика :цвет ,форма ,вкус ) Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде и падеже. Воспитывать уважение к труду взрослых ,желание помочь. «Живой кусочек?» - установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для роста растения. Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми, создать условия для расширения представлений о растениях | Интернет-ресурсы Ахметова Г. С. «Поисково- познавательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста», стр.42 |
III | Фрукты. Сад | Закрепить обобщающие понятия «овощи» и «фрукты», названия различных овощей и фруктов. Рассказать детямо пользе овощей и фруктов для человека - это источник витаминов ижизненной сипы для человека, очень вкусный продукт питания. Познакомить детей с заготовкой овощей и фруктов - консервирование, соление, маринование, приготовление варенья, компотов и соков. Знакомство с фруктами и ягодами – учить различать грушу, сливу, смородину и малину. Знать названия плодов, их сенсорные характеристики. | Скоролупова О.А. «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, часть 1», стр. 36 Ахметова Г. С. «Поисково- познавательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста», стр.35 |
IV | Золотая осень. Деревья | Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе; обобщить и систематизировать представления о характерных признаках осени; познакомить с народным календарем; воспитывать чувство любви к родной природе; продолжать приобщать детей к русской народной культуре; развивать умение восстанавливать взаимосвязь, делать выводы; развивать внимание и память. • активизация «осеннего» словаря: листопад, заморозки, урожай, ненастье, непогода, слякоть; о цвете листвы - багряная, золотая, ржавая, рыжая, пурпурная, бурая. Слово- • обогащение словаря старинными названиями осенних месяцев: сентябрь - рябинник, хмурень. листопадник; октябрь - листобой, мокрохвост, свадебник; ноябрь - подзимник. грудень. «Может ли растение дышать?» - выявить потребность растения в воздухе, дыхании; понять, как происходит процесс дыхания у растений. | Скоролупова О.А. «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, часть 1», стр. 26 О. В. Дыбина «Неизведанное рядом» опыты и эксперименты для дошкольников, Стр55-57. |
V | Лес. Ягоды. Грибы. | Дать представление о съедобных и несъедобных грибах и ягодах; научить различать грибы по картинкам и тем признакам, которые приводятся в загадках и объяснениях воспитателя. « Как отличить двойника» - научить детей отличать съедобные грибы и ягоды от несъедобных; учить правилам поведения в лесу. | Волочкова В.Н. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада (познавательное развитие )», стр. 198 Интернет-ресурсы |
Ноябрь II | Домашние животные и птицы. | Закрепить названия домашних животных и их детенышей, знания об их назначении и пользе для человека; объяснить, что домашних животных не может заменить машина; рассказать о пище домашних животных; объяснить происхождение слова «домашние». Работа по словообразованию: корова - бык - теленок (телята); работа по согласованию существительных множественного числа с числительными (один поросенок, три поросенка, пять поросят; один Наблюдение за животными в разной обстановке (дома, на улице, в зоопарке, в цирке), обмен информацией – развитие связной речи. | Скоролупова О.А. «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, часть 1», стр. 51 Интернет-ресурсы |
III | Дикие животные Средней полосы России. | Занятие-игра «Для чего зайцам нужны волки?» -закреплять и пополнять знания о диких животных средней полосы; учить находить необходимые им знания в книгах; объяснить, что в природе всё взаимосвязано, в ней нет «лишних» или «вредных» животных, птиц, насекомых, представителей живой или неживой природы; развивать и поощрять в детях познавательную активность, Рассматривание и сравнение лисы и собаки - уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида собак и лисы; выявить представления детей об особенностях жизни этих животных(где живут, чем питаются, как добывают пищу, как передвигаются); развивать умения сравнивать объекты природы; систематизировать знания детей с помощью моделей; формировать умение выделять существенные признаки при обобщении: звери, птицы, рыбы, насекомые( логические задачи); развивать мышление, учить думать. Отстаивать свое суждение, развивать память. | Скоролупова О.А. «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, часть 1», стр. 56 О.А.Воронкевич « Добро пожаловать в экологию!» часть 2 , Стр79-80. |
IV | Дикие животные полярных районов Земли и жарких стран | Объяснить детям, что мы понимаем под словами «жаркие страны» . Познакомить с Активизация словаря: тигры, слоны, медведи, обезьяны, львы, леопарды, жирафы, попугаи, павлины. Познакомить детей с животными полярных районов Земли, систематизировать знания об этих Почему у верблюда такая необычная форма носа? - выяснить, почему у верблюда, сайгака такая необычная форма носа. Продолжать развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. | Скоролупова О.А. «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, часть 1», стр. 61, 66 Ахметова Г. С. «Поисково- познавательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста», стр.47 |
Декабрь I | Зима. Зимующие птицы. | Закрепить у детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом. Воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира. Обогащение и активизация словаря: зимушка-зима; три белых коня - декабрь, январь и февраль; снегопад; снежная буря («Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя; то как зверь она завоет, то заплачет, как Образные выражения: снег - белое пуховое одеяло, белая перина, белая скатерть; белый наряд у деревьев - деревья надели белые шубы. Расширить знания детей о зимующих птицах Донского края, их повадках, образе жизни. Напомнить, чем питаются птицы, как находят себе пищу. Рассказать о том. как птицы готовятся к зиме. «Что мы знаем о зимующих птицах?» - закреплять представления детей о зимующих птицах нашей области, их образе жизни посредством ситуативного разговора «Что мы знаем о птицах? »; развивать познавательно-исследовательскую деятельность посредством наблюдений за птицами в природе. | Скоролупова О.А. «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, часть 1», стр. 84 Интернет-ресурсы |
II | Одежда и обувь (расписные узоры). | Обратить внимание на то, что люди всегда стремятся быть красивыми, модными,, дать представление о профессиях: модельер, обувщик, закройщик, портной, парикмахер, косметолог. «Мир ткани» - называть ткани (ситец, шерсть, капрон, драп, трикотаж); сравнить ткани по их свойствам; понимать. Что эти характеристики обуславливают способ использования ткани для пошива вещей. | Интернет-ресурсы |
III | Об огне и пожаре. | «Чтобы не было беды» - познакомить детей с добрыми и злыми делами огня; рассказать, что огонь издавна был другом человека; учить осторожному обращению с огнем, с электроприборами; воспитывать уважение к опасной профессии пожарного. «Капелька света» - познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток», формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством. | Скоролупова О.А. «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, часть 2», стр. 17 Интернет-ресурсы |
IV | Новый год. | «Новый год у ворот» - ознакомить с историей новогодней елки, елочной игрушки, дать сведения кто такой и где живет Дед Мороз, откуда и когда появилась Снегурочка с Дедом Морозом. «Сюрприз Деда Мороза» (агрегатное состояние веществ) - уточнить свойства льда, воды Знакомить детей с законом сохранения (опыты с льдинками, подкрашенной водой). | Интернет-ресурсы |
Январь III | Народные праздники на Руси (Городецкая роспись). | Познакомить детей с праздником народного календаря и православным: Рождество, Святки, Коляда. Развивать активный и пассивный словарь, развивать диалогическую речь. Повторять колядки, четко произнося все звуки и окончания в словах. Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны и области. Снег и лед – вода, изменившая свое состояние под воздействием низкой температуры. Что тяжелее: снег в воде или земля в воде? (Увеличение объемов жидкости). | Интернет-ресурсы |
IV | Игрушки. Дымковская игрушка. | «Игрушки не простые – глиняные, расписные» - рассказать историю дымковской игрушки, сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора. Глиняные игрушки - развивать изобразительные умения, стремление к преобразованию предмета; учиться преобразовывать предметы, используя новые детали, изменяя цвет; величину. | Скоролупова О.А. «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, часть 2», стр. 90 Е. А. Мартынова, И.М. Сучкова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей2-7 лет», стр94-95. |
V | Посуда. Сине-голубая гжель. | Познакомить с историей создания посуды, уточнить и активизировать словарь по теме. Сервируем праздничный стол - учить подготовке стола к приему пищи с учётом санитарно-гигиенических, эстетических, практических требований; совершенствовать умение правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом). | Интернет-ресурсы |
Февраль I | Мебель. Золотая хохлома. | Уточнять и расширять представления детей о предметах мебели, материалах из которых она изготовлена, истории ее происхождения, использования ее человеком посредством дидактических игр; активизировать в речи детей названия предметов мебели. «Приключения Карандаша и Гвоздя Гвоздовича» - уточнить и обобщить представления детей о свойствах и качествах дерева и металла: гладкий - шершавый, теплый -холодный, прочный -хрупкий, мягкий -твердый, тяжелый -легкий, металл нагревается, дерево горит; учить сравнивать предметы по характерным признакам; продолжать развивать интерес к экспериментированию, учить высказывать свои предположения, самостоятельно делать выводы; развивать умение изучать свойства материалов опытным путем; продолжать развивать логическое мышление, внимание, память, устанавливать причинно-следственные связи. | Интернет-ресурсы |
II | Мой родной край. Донская роспись. | Расширять знания детей о красоте Донского края, животного и растительного мира, о населении Донского края, его занятиях, одежде и быте. Опыт «Таинственные письмена»: послание от казаков атамана Платова потомкам - развитие познавательно-исследовательского интереса путем показа занимательных опытов. | Интернет-ресурсы |
III | Наша армия. | Закрепить, систематизировать и обобщить знания детей о Российской Армии. Активизировать словарь детей словами, относящимися к армии. Воспитывать у детей уважение к воинам РА, желание в будущем стать защитниками Отечества. «Как распространяется звук?» - знакомство с распространением звуковых волн. | Интернет-ресурсы |
IV | Москва – столица России. | Познакомить с достопримечательностями Москвы, её памятными местами, памятниками архитектуры и древности; объяснить, почему главная площадь Москвы называется Красной. «Мир бумаги» - познакомить с различными видами бумаги( салфеточная, писчая, оберточная, чертежная); формировать умения сравнивать качественные характеристики и свойства бумаги. | Скоролупова О.А. «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, часть 2», стр. 6 Е. А. Мартынова, И.М. Сучкова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей2-7 лет», стр253. |
Март I | О любимых мамах. | Актуализировать представления детей о взаимоотношениях в семье, о том, как мама заботится о детях, учит их. Анкетирование детей «Моя семья». Цель: выявить знания детей о своей семье: имя, профессию мамы, папы, бабушек и дедушек | Интернет-ресурсы |
II | Ранняя весна. | Выделить приметы ранней весны; развивать интерес к познанию природы. Активизация словаря: проталина, капель, оттепель, сосулька, потепление, ручейки, снеготаяние, наст, ноздреватый снег. Обогащение словаря: кучевые облака, весеннее равноденствие, ледоход. Смена времен года – показать детям на наглядной модели причину смены времен года; развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи. | Скоролупова О.А. «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, часть 2», стр. 39 |
III | Перелетные птицы. | Обобщить знания детей о перелетных птицах; уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете. Почему говорят: «Как с гуся вода?» - установить связь между строением и образом жизни птиц. Развивать познавательную активность у детей, умение делать предположений и делать выводы. | Скоролупова О.А. «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, часть 2», стр. 77 Ахметова Г. С. «Поисково- познавательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста», стр.36 |
IV-I | Вода и водные обитатели. | «Морские чудеса» - познакомить с многообразием морских обитателей, развивать познавательный интерес к природе, желание узнавать о характерных особенностях, образе жизни, о приспособленности живых организмов. «Почему воду нужно беречь?» - привить навыки экологически грамотного поведения в быту, научить детей экономно использовать воду, понимать необходимость такого отношения к воде, как к природному ресурсу. | Волочкова В.Н. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада (экология)», стр. 82 Ахметова Г. С. «Поисково- познавательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста», стр.39 |
Апрель II | Водный транспорт. | Закрепить названия водных видов транс- объяснить значения составных слов пароход, теплоход, ледокол. Обогащение словаря: галера, бригантина, фрегат, каравелла. Путешествие по реке Дон - формулировать представления у детей о свойствах бумаги размокать в воде; продолжать развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; поощрять выдвижение гипотез детьми. Развивать умения выражать свои мысли понятно для окружающих, обогащать словарь детей. | Скоролупова О.А. «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, часть 1», стр. 74 Ахметова Г. С. «Поисково- познавательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста», стр.38 |
III | Воздушный транспорт. Космос. | Познакомить детей с еще одним видом Воспитывать уважение к труду людей, Продолжать работу по словообразованию: летать -полет - летчик - самолет - вертолет; активизация или «Далеко - близко» - познакомить детей с тем, как удаленность от Солнца влияет на температуру воздуха | Скоролупова О.А. «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, часть 1», стр. 79 Интернет-ресурсы |
IV | Цветущая весна. | «Первоцветы» - уточнить и расширить представления о первых цветах весны; учить любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту, беречь прекрасные творения природы; стремиться вызвать чувство благодарности природе за то, что она дарит нам чудные цветы; воспитывать бережное отношение к природе. «Чем пахнет воздух?» - учить детей различать запахи, узнавать запах знакомых предметов, наслаждаться хорошим ароматом. | Волочкова В.Н. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада (экология)», стр. 101 Ахметова Г. С. «Поисково- познавательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста», стр.40 |
V | Насекомые. | «Кто такие насекомые?» - познакомить детей с миром насекомых; развивать умение обобщать насекомых по существенным признакам; пробуждать интерес к насекомым, желание узнать о них что-то новое. «Как спрятаться бабочкам?» - найти особенности внешнего вида некоторых насекомых, которые позволяют приспособиться к жизни в окружающей среде. | Волочкова В.Н. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада (экология)», стр. 112 Ахметова Г. С. «Поисково- познавательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста», стр.35 |
Май I | День Победы. | Закрепить представления о том, как защищали русские люди свою Родину в годы войны, как хранят память о них; воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны. «Что такое родословная семьи?» - знакомство с понятием «родословная семьи», выявление родословной своей семьи. | Голицына Н.С. «Годовое комплексно-тематическое планирование в детском саду. Занятия. Деятельность в режимных моментах. Старшая группа», стр. 77 Интернет-ресурсы |
II | Наземный транспорт. ПДД | Объяснить, что в большом городе все движение - и машин, и пешеходов - подчиняется особым правилам, которые называются правилами дорожного движения; напомнить детям правила перехода проезжей части улицы по подземному переходу, по переходу «зебре», по сигналу светофора, там, где повешен знак «Пешеходный переход»; объяснить значение некоторых дорожных знаков воспитывать у детей ответственность за свою безопасность и жизнь других людей. «Какая дорога безопасней?» - определение и сравнение длины тормозного пути машины (механическая игрушка) на гладкой и неровной поверхности. | Скоролупова О.А. «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, часть 1», стр. 20 Интернет-ресурсы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по познавательно - исследовательской деятельности детей в средней группе
Перспективный план занятий, используемая литература, опыты....
Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности
Организация работы строется по пяти взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами....
Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности для средней группы
Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности для средней группы по примерной общеобразовательной программе дошкольного образование "От рождения до школы" под ред. Н.Е.Вер...
Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности
Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе...
перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности в первой младшей группе
перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности в первой младшей группе...
Перспективное планирование по познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности.
Перспективное планирование для учителей - дефектологов и воспитателей, работающих с детьми с ОВЗ в подготовительной группе....