Перспективное планирование по познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности.
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Перспективное планирование для учителей - дефектологов и воспитателей, работающих с детьми с ОВЗ в подготовительной группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_issledovatelskaya_deyatelnost.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Инженерно- техническая школа имени дважды героя Советского Союза П.Р. Поповича
Перспективное планирование по познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности.
Образовательная область « Познавательное развитие»
Составлено по методическим рекомендациям О.В.Дыбиной , Л.В.Куцаковой, Л.В.Павловой
Соответствует ФГОС.
2016-2017 уч.год
Перспективное планирование по познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности.
Составлено по методическим рекомендациям О.В.Дыбиной , Л.В.Куцаковой, Л.В.Павловой
Соответствует ФГОС.
Сентябрь
1 неделя
1 занятие. Конструирование.
Тема: « Детский сад. Школа. Виды городских построек» Л.В.Куцакова стр.22
Цель: Упражнять детей в строительстве различных зданий по предлагаемым условиям, упражнять в анализе схем и конструкций, развивать умение воспринимать предметы и явления в их взаимосвязях, развивать конструкторские навыки, направленное воображение.
Дети делятся на две команды. Одна команда строит детский сад, другая- школу.
В работе используется конструктор типа «Лего» и деревянный строительный материал. Дети , ориентируясь на предложенную схему, сначала подбирают материал, а затем начинают строить.
2 неделя.
Мониторинг.
3 неделя
2 занятие. Познавательно-исследовательская деятельность.
Тема: « Знакомство с понятием «Вещество»
Цель: познакомить детей с разнообразными веществами и их свойствами ( твердые и жидкие вещества, газ), на примере воды показать три состояния вещества, дать представления о взаимодействии веществ друг с другом.
Опыты с водой : « Почему осенью бывает грязно?»( песок, земля, вода). Окрашивание воды. Три состояния воды. Взаимодействие веществ друг с другом.
Какими свойствами могут обладать разные вещества? ( стиральный порошок, мыло, подсолнечное масло, соль, сахар, лимонный сок)
4 неделя
3 занятие. Конструирование.
Тема: «Конструирование машины по заданной схеме». Л.В.Куцакова стр.27
Цель: Формировать представления детей о машинах разных видов, их строении и назначении; упражнять в плоскостном моделировании и построении схем; развивать воображение и оригинальность у детей, формировать умение ориентироваться в схемах и элементарных чертежах; формировать объяснительную речь; развивать самостоятельность, активность, уверенность, независимость мышления.
Строительство машин с использованием логических блоков Дьенеша сначала по предложенным схемам, затем по самостоятельному замыслу.
Октябрь
1 неделя
1 занятие. Познавательно-исследовательская деятельность.
Тема: « Жизнь в семенах» Л.В.Павлова, стр.10
Цель: Познакомить детей с разнообразием семян растений ( овощные и зерновые культуры, косточки некоторых фруктов, семена деревьев) Познакомить детей с этапами развития растений, учить сопоставлять взрослое растение и семечко.
Показать детям свойства семян.
Ход занятия: рассматривание и характеристика различных семян ( прочный защитный слой, тяжесть или легкость; многие семена не тонут в воде, легко разносятся ветром и животными) Дети вместе с педагогом делают замечания и выводы. Игры « Построй последовательность», « Что сначала, что потом?» « Экологические цепочки»
2 неделя .2 занятие. Конструирование. Колумбово яйцо. Танграм.
Цели: учить анализировать сложные формы и воссоздавать их из частей на основе восприятия и сформированного представления; развивать сенсорные способности у детей, пространственное представление, образное и логическое мышление, воображение, смекалку и сообразительность; формировать привычку к умственному труду; воспитывать навыки контроля и самоконтроля в процессе умственной деятельности. Дети сначала анализируют детали яйца( или квадрата), находят знакомые геометрические фигуры, разбирают и собирают фигуру ( целое- части). Затем по предложенным схемам собирают зверей и птиц.
3 неделя. 3 занятие. Познавательно-исследовательская деятельность.
Тема: « Вещества и предметы вокруг нас. Свойства предметов»
О.В. Дыбина стр31
Цели: закрепить знания о веществах и их свойствах, познакомить детей с разнообразием предметов и их основных характеристиках, дать представления о свойствах металла, дерева, пластмассы, бумаги ,стекла, резины, расширить словарь прилагательных ( слова-антонимы) Показать на примере различных предметов их противоположные свойства, которые зависят от того, из какого вещества они сделаны( деревянная ложка, пластмассовая кукла, лист бумаги, стеклянный шарик, резиновый мяч) Дети вместе с педагогом делают выводы: металл тяжелый- бумага легкая; пластмасса, дерево, металл-прочные, а стекло-хрупкое; бумага и ткань мягкие, а железо и дерево-твердые, резина упругая – может сохранять форму и т.д.) Дети строят предположения, почему игрушки делают из пластмассы ( прочная, легко моется), почему одежду шьют из ткани, а не из бумаги( бумага легко рвется, быстро промокает), почему инструменты делают , в основном , из металла ( металл прочнее пластмассы)и т.д.
4 неделя 4 занятие . Конструирование. Тема: « Проект города» Л.В.Куцакова, стр 40, Л.Ю. Павлова, стр.61
Цели: упражнять детей в составлении планов строительства, совершенствовать конструкторские способности, формировать совместную поисковую деятельность, развивать умение делать самостоятельные выводы.
П-г предлагает детям нарисовать план любого города и дать ему название ( город в пустыне, город на воде, подводный город). Затем дети вместе с педагогом обсуждают «проекты» и выбирают три самых лучших. На следующем занятии дети будут строить эти города.
Ноябрь
1 неделя 1 занятие. Познавательно-исследовательская деятельность.
Тема: « Песок. Глина. Камень.»
Цели: сформировать представление детей о свойствах песка, глины, камней; научить сравнивать материалы, правильно называть их особенности. В соответствии с их свойствами использовать в поделках. Познакомить с песочными часами, развивать «чувство времени», творчество.
Знакомство со свойствами данных веществ, их характеристика.
Опыт: « Камень и песок», « Попробуй забить гвоздь», « Что легче, а что- тяжелее?»
« Две вазы» ( О.В.Дыбина ,стр42), рассказывание о применении данных материалов в строительстве.
2 неделя 2 занятие. Конструирование.
Тема: « Строительство города по заранее составленному плану» Л.В.Куцакова. стр.42
Цели: Упражнять детей в строительстве различных объектов по предлагаемым условиям, упражнять в анализе схем и конструкций, развивать умение воспринимать предметы и явления в их взаимосвязях, развивать конструкторские навыки, направленное воображение.
Педагог предлагает детям вспомнить , чем они занимались на прошлом занятии по конструированию, проанализировать составленные «проекты» городов и построить их с помощью различных видов конструктора.
3 неделя 3 занятие. Познавательно-исследовательская деятельность.
Тема: « Электричество в нашей жизни»
Цели: Формирование у детей элементарных представлений о статическом электричестве, его значение в жизни человека. Расширять знания детей об окружающем мире; познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества, и возможность снять его с предметов; показать взаимодействие двух наэлектризованных предметов; уточнить и расширить представление детей, где в окружающем мире находится статическое электричество. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности; способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами , развивать мыслительную активность, умение наблюдать, делать выводы ,развивать самооценку. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность; вызывать радость от открытий, полученных из опытов; воспитывать умение работать в коллективе;
Опыты: « Опыт с расческой», « Опыт с воздушными шариками», « Танцующие человечки», показ некоторых электроприборов, батареек , розеток в группе, иллюстраций с изображением электростанций. Обратить внимание детей на возможную опасность при неправильном обращении с электроприборами.
4 неделя. 4 занятие. Конструирование. Тема: « Роботы» Л.В.Куцакова. стр.35
Цели: Расширить представления детей о робототехнике, упражнять в создании схем и чертежей, в моделировании на плоскости, в конструировании из разных строительных наборов и конструкторов, развивать фантазию. Воображение, внимание, сообразительность. Умение делать выводы, сравнивать, обобщать , выделять существенные признаки.
Моделирование роботов из геометрических фигур, составление схем в виде рисунка, игры « Придумай робота» . «Почини робота»
Декабрь.
1 неделя. 1 занятие . Познавательно-исследовательская деятельность.
Тема: « Измерение температуры. Термометр. Виды термометров»
Цели: познакомить детей с различными видами термометров и принципом их работы; развивать интерес к творческому поиску, учить видеть результат своей деятельности; активизировать мыслительную деятельность детей: упражнять в умении сравнивать, доказывать свою точку зрения, делать выводы;
Показ детям различных термометров ( медицинский( ртутный и электронный), водный, комнатный, воздушный), проведение опытов по измерению температуры.
Игра « Скажи наоборот»,знакомство с правилами безопасности при обращении с термометром.
2 неделя. 2 занятие. Конструирование.
Тема: «Работа с иллюстрацией « Морские раковины» Л.В.Куцакова, стр.42
Цель: Закрепить знания по лексической теме « Подводный мир», развивать пространственные отношения, воображение и фантазию. Закрепить представления о замкнутых и незамкнутых линиях, развивать мелкую моторику.
Дети вместе с педагогом рассматриваю различные ракушки, гальку, камешки, сравнивают их. Затем педагог предлагает выложить из гальки различные линии и формы. Также можно сконструировать буквы и цифры. Потом дети придумывают свои постройки и изображения.
3 неделя. 3 занятие. Познавательно-исследовательская деятельность.
Тема: « Длина и ширина предметов. Условная мерка. Линейка и другие измерительные приборы».
Цель: Познакомить детей с основной единицей измерения длины - сантиметром. Познакомить детей с новым измерительными приборами – метром, рулеткой, мягким сантиметром, рассказать про случаи их применения. Практическое измерение длины этими единицами. Развитие мышления, пространственного воображения, внимания.
Измерение длины и ширины стола и шкафа различными условными мерками
( кубиками, полосками бумаги, ладонью, локтем) Объяснение разности результатов.
Показ различных измерительных приборов и их использование. Просмотр мультфильма « 38 попугаев».
4 неделя . 4 занятие. Конструирование.
« Геометрические тела»
Цель: Закреплять знания геометрических тел и их свойств. Формировать умение находить известные детям геометрические фигуры по осязательно воспринимаемому образцу. Развивать пространственное мышление и воображение у детей.
«В одном королевстве, где жили геометрические тела, произошло несчастье. Злой волшебник, рассердился на короля этой страны – Куба - одним взмахом волшебной палочки отправил всех его подданных в глубокое подземелье. А спасти их можно только так: на ощупь определить, что это за предмет, и найти его рисунок.
В «Волшебном мешочке» - шар, конус, цилиндр, трех и четырехгранные пирамиды. А на столе их рисунки. (Дети по очереди нащупывают фигуры двумя руками, достают ее из мешочка, находят ее рисунок, и ставят фигуру на него).
Конструирование из геометрических тел различных построек.
Январь
1 неделя – Каникулы
2 неделя – Мониторинг
3 неделя
1 занятие. Познавательно-исследовательская деятельность.
Тема: « Свойства воды»
Цели: Ознакомить детей со свойствами воды, уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни, развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать; активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы; стимулировать самостоятельное формулирование выводов; воспитывать бережное отношение к воде.
Проведение различных опытов с водой ( « Три состояния воды», « Свойства воды»,
« Разноцветные льдинки», « Тонет – не тонет» ,« Испарение», « Грязный и чистый снег», « Таяние льда»)
Показ иллюстраций по теме, рассматривание плаката « Круговорот воды в природе»
4 неделя
2 занятие. Конструирование.
Тема « Знакомство с различными видами конструкторов».
Цели: Познакомить детей с различными видами конструктора ( ЛЕГО, « Механик»,
деревянный конструктор, строительный материал ), развивать мелкую моторику рук, пространственное мышление, воображение.
Игры и задания: знакомство с конструкторами и их особенностями, осматривание деталей и способов креплений. Дети думают, что из какого конструктора можно собрать. Затем дети выбирают любую понравившуюся схему и осуществляют постройку.
Февраль
1 неделя.1 занятие. Познавательно-исследовательская деятельность.
Тема: « Свойства воды. Вода-растворитель».
Цели: Продолжать знакомить детей со свойствами воды, расширить представление в воде, как о растворителе, познакомить с процессом фильтрации воды, развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; закреплять умение работать с прозрачной посудой: стаканчиками, палочками; развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать.
Опыты: « Вода-растворитель»( растворение в воде различных веществ и предметов),
« Фильтрация воды» ( очищение воды при помощи самодельного и промышленного фильтров, сравнение результатов очистки)
2 неделя. 2 занятие. Конструирование. Тема: « Знакомство с конструктором
« Механик-2. Способы крепления»
Цели: Развивать мелкую моторику , внимательность, объемно-пространственное мышление у детей, учить работать по собственному замыслу и схеме
Игры и задания: продолжать знакомство с конструктором, рассматривание и сравнивание деталей, подбор деталей согласно выбранной схеме постройки, показ способов крепления. Осуществление постройки с помощью педагога.
3 неделя. 3 занятие. Познавательно-исследовательская деятельность.
Тема: « Воздух – невидимка».
Цели: Обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах: прозрачный, без цвета, без запаха, без вкуса, плотность, он есть повсюду, подвижность; с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения; с тем, как человек использует воздух (ветер).
развивать интерес к исследовательской деятельности; развивать мышление и воображение; устанавливать простейшие связи, делать выводы; учить, на основе выявленных свойств, устанавливать закономерности. Поддерживать стремление ребёнка активно вступать в общение, высказываться; активизировать словарь детей. Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру, умение работать в группе.
Опыты: «В стакане есть воздух» ,«В стакане есть воздух и он невидим» , "Что в пакете?» «Воздух находится везде», « Мы дышим воздухом»,«Мыльные пузыри»,
« Дудочка», « Веер», показ « воздушных» электроприборов( фен, вентилятор, пылесос)
4 неделя 4 занятие. Тема: « Конструирование военной техники»
Цели: Учить собирать оригинальные по конструктивному решению модели;
Упражнять в моделировании на плоскости по заданной схеме;
Воспитывать умение прийти на помощь в трудной ситуации.
Игры и задания: показ иллюстраций с военной техникой ( военные самолеты, корабли, сухопутная техника), составление схемы и отбор деталей, выполнение постройки( использование конструкторов ЛЕГО, «Механик»)
Март
1 неделя.1 занятие. Познавательно-исследовательская деятельность.
Тема: « Жизнь растений»
Цели: Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло). Выделить благоприятные условия для роста и развития растений. установить зависимость роста растений от температуры, количества влаги. Систематизировать знания о циклах развития всех растений. Выявить способность разных почв пропускать воду. подвести детей к пониманию, что почва имеет разный состав.
Опыты: « С водой и без воды», « В тепле и в холоде», « Что сначала, что потом?», «Где растения быстрее получат воду?», « Что у нас под ногами?, « Что есть в почве?», « Где лучше расти?»
2 неделя. 2 занятие. Конструирование. Тема: « Железные дороги» Л.В.Куцакова, стр.52
Цели: Упражнять детей в построении схем и последующему конструированию по ним; развивать пространственное мышление, сообразительность, самостоятельность в нахождении собственных решений, учить проявлять уверенность, отстаивать свою идею, критически оценивать свою деятельность. Закрепление знаний по лексической теме « Транспорт», по теме « Точка. Прямая линия».
Рисование схемы железной дороги, работа с конструктором ЛЕГО « Первые механизмы, объяснение работы простейших механизмов ( зубчатая передача).
3 неделя. 3 занятие. Познавательно-исследовательская деятельность
Тема « Стекло .Свойства стекла»
Цели:Познакомить детей с историей появления стекла. Дать представления о свойствах стекла и областях применения. Закрепить знания о цвете и оттенках стела.
Познакомить детей с материалами, из которых делают различные вещи; помочь выявить свойства стекла (прозрачность, водопроницаемость, гладкость, толщина, температура, хрупкость и т.д.); развивать память, воображение, мышление, речь. воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность.
Беседа о стекле, рассматривание песка, рассматривание цветного и темного стекла
( для чего оно нужно), знакомство с лупой, рассматривание предметов через лупу.
4 неделя. 4 занятие. Конструирование. Тема: « Строительство мостов».
Л.В.Куцакова, стр.44
Цель: Совершенствовать умение детей конструировать мосты разного назначения; упражнять в построении схем, чертежей мостов, совершенствовать умение конструировать двигающиеся механизмы из конструктора, сооружать простейший механизм- рычаг, позволяющий приводить в движение отдельные элементы конструкции.
Плоскостное моделирование из геометрических фигур, черчение схем при помощи линейки, конструирование мостов с поднимающейся частью.
Апрель
1 неделя. 1 занятие. Конструирование. Тема: « Проектирование летательных аппаратов» Л.В.Куцакова, стр.31
Цели: обобщать, уточнять, систематизировать представления детей об истории развития летательных аппаратов, их назначении, зависимости строения от функционального назначения, развивать конструкторские навыки, умение моделировать на плоскости, строить схемы и делать зарисовки будущих объектов.
Работа с иллюстрациями « Космический корабль», « Самолет», составление зарисовок и схем выбранных конструкций.
2 неделя. 2 занятие. Познавательно-исследовательская деятельность.
Тема: « Космические эксперименты»
Цели: Расширить представления детей о Вселенной, уточнить представление детей о космосе, планетах, звездах и созвездиях ,учить применять знания, умения и навыки, полученные на занятиях, проявлять активный познавательный интерес. развивать способность целенаправленно исследовать, наблюдать, интерес к экспериментированию
Опыты: « Звездное небо», « День и ночь», « Метеориты и кратеры», « Солнечное затмение»,игра « Созвездия», моделирование Солнечной системы.
3 неделя.3 занятие. Конструирование. Тема: « Строительство летательных аппаратов» Л.В.Куцакова, стр.32-34.
Цели: Упражнять детей в построении схем и последующему конструированию по ним; развивать пространственное мышление, сообразительность, самостоятельность в нахождении собственных решений, учить проявлять уверенность, отстаивать свою идею, критически оценивать свою деятельность. Закрепление знаний по лексическим темам « Космос», « Воздушный транспорт».
Строительство летательных аппаратов ( самолетов, ракет, космических станций)
по заранее составленным схемам и чертежам. Сравнение построек с чертежами.
4 неделя
Мониторинг
Май
1 неделя 1 занятие. Познавательно-исследовательская деятельность.
Тема: « Свет и тень».
Цель: Познакомить детей с тем, как можно увидеть световой луч; понять, что свет двигается по прямой линии и когда что-либо преграждает его путь, лучи света останавливаются и не проходят дальше; продемонстрировать через перемещение тени движение Земли вокруг Солнца; понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета; узнать, что тень на стене будет более яркой и четкой, если источник света ближе к стене, и наоборот; познакомить детей с отражением, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете. Развивать навыки связной речи, речевого слуха, мышления, зрительного внимания и восприятия. Воспитывать самостоятельность, активность.
Опыты с фонариком: « Световой луч», « Прохождение луча через разные препятствия», с настольной лампой : « День и ночь», « Солнечное затмение», «Театр теней», « Цветная пленка», с зеркалом « Отражение», « Солнечный зайчик»
2 неделя 2 занятие Конструирование. Тема: « Строительство кораблей» Л.В.Куцакова,стр46
Цель: Расширять представления детей о водном транспорте, учить составлять план и схему будущей постройки, упражнять в сооружении различных видов судов.
Работа с иллюстрациями « Корабль», « Подводное судно», выделение характерных особенностей.. Конструирование кораблей сначала из геометрических фигур затем из конструктора. Игры : « Придумай и построй», « Сконструируй судно», « Регата»
3 неделя. 3 занятие. Познавательно-исследовательская деятельность
Тема: « Как влияет Солнце на растения?»
Цели: Продолжать знакомить детей с царством растений, расширить представления детей о росте растений. Выявить потребность растения в солнечном свете, познакомить детей с процессом фотосинтеза, обобщить представления о значении благоприятных условий для роста растения.
Опыты: «На свету и в темноте», «Какой газ выделяет растение на свету?», «Хватает ли света?», «Может ли растение дышать? «Как дышат растения?», «Движение листьев к свету. Фотонаблюдение», «Как луковица реагирует на свет?», « Опыт с клубнем картофеля»
4 неделя. 4 занятие. Конструирование. Тема: « Творим и мастерим». Л.В.Куцакова, стр.55
Цель: Развивать детское творчество, конструкторские способности; умение управлять своей деятельностью, самостоятельно организовывать работу,
выполнять разнообразные интеллектуальные действия; закреплять умение собирать оригинальные по конструктивному решению модели, рассуждать . доказывать свою точку зрения. Критически относиться к своей работе и деятельности сверстников.
Моделирование и конструирование на свободную тему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по познавательно - исследовательской деятельности детей в средней группе
Перспективный план занятий, используемая литература, опыты....
Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности
Организация работы строется по пяти взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами....
Перспективное планирование по развитию познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности
Перспективное планирование по развитию познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности по лексическим темам в старшей группе ОНР...
Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности для средней группы
Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности для средней группы по примерной общеобразовательной программе дошкольного образование "От рождения до школы" под ред. Н.Е.Вер...
Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности
Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН НОД ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОДУКТИВНОЙ (КОНСТРУКТИВНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА в группе младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН НОД ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОДУКТИВНОЙ (КОНСТРУКТИВНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРАв группе младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет...
Перспективное планирование по познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности для детей от 4-7 лет
Перспективное планирование...