Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности для средней группы
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (средняя группа) на тему
Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности для средней группы по примерной общеобразовательной программе дошкольного образование "От рождения до школы" под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой
Скачать:
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности
в средней группе по программе «От рождения до школы»
Составители – Копалина В.В., Долгова А.Н.
Месяц | Тема Работа с семьей | Совместная организованная деятельность | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность и деятельность в режимных моментах |
Сентябрь | Здравствуй детский сад: Детский сад. Игрушки. Составление рассказа об игрушках дома по плану (познавательно-исследовательские действия) | - Составление загадок – описаний об игрушках на основе результатов обследовательских действий | -Игра «Что бывает таким же» (материалы на ощупь) -Ситуации общения «Куда бегут тучи?» (движение облаков и туч) | -Отгадывание загадок об игрушках -Сухой бассейн с песком и игрушками |
Осень: Признаки. Рисование листьями дома – отпечатки (гуашь и листья) | -«Человек. Звук и слух» | -Игра «Отгадай, что шумит» (бросовый материал, бумага) -Ситуации общения «Откуда берется дождь» -Беседа «Зачем человеку уши» | -Сухой бассейн (горох и фасоль) -Рисование осенних деревьев песком | |
Осень: Овощи, фрукты. Изготовление штампов из картофеля дома, рисование штампами | - «Что нам осень подарила» (с обследованием овощей и фруктов) | -Игра «Отгадай по запаху» -Игра «Чудесный мешочек» (с овощами и фруктами) -Д/и «Приготовим обед» | -Отгадывание загадок про фрукты и овощи -Штампы из овощей и фруктов | |
Октябрь | Осень: Грибы. Ягоды. Сравнение косточек абрикоса и яблока дома | -«Что внутри косточки?» | -Д/и «У кого какие детки?» (семена и косточки) -Беседа «Детки в клетке» (рост растений из семян и косточек) | -Поделки с семенами и косточками -Отгадывание загадок про грибы и ягоды |
Мой дом: Кухня. Посуда. Опыт «Просеивание муки и соли» (с ситом, сравнение) | -«Волшебное сито» (знакомство с ситом) | -Ситуации общения «Какая бывает земля?» (свойства почвы) -Игра «Отгадай на вкус» (ягоды) - Сравнение капель дождя (ливень, изморозь) (из окна) | -Сухой бассейн с песком и игрушками -Рассматривание ряби и волн на лужах во время ветра (на улице) | |
Мой дом: Квартира. Мебель. Опыты «Тонет – не тонет», «Цветная водичка» | -«Вода и ее свойства» | -Сравнение дождевой воды и водопроводной -Беседа «Горячая и холодная вода» | -Опыты с водой (погружение игрушек в воду, окрашивание воды) | |
Мой дом: Одежда. Обувь. Изготовление цветных мыльных пузырей дома | -«Делаем мыльные пузыри» | -Опыт «Где вода?» (впитывание воды песком и землей) -Ситуации общения «Враг микробов» (свойства и виды мыла) -Сравнение капель дождя (ливень, изморозь) (из окна) | -Опыты с водой (текучесть) -Сухой бассейн (бобовые) | |
Ноябрь | Мой дом: Правила этикета. Сбор коллекции из камней, изготовление поделок из камней | -«Камни» (классификация по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности) | -Д/и «Чудесный мешочек» (с предметами) -Беседа «Зачем нам нужна вода?» (польза воды для человека) | -Сравнение камней (форма, цвет, поверхность) |
Мой дом: Домашние животные. Опыт «Лимонный сок» (отжимание сока). Сравнение сока и воды. | -«Чистая водица ни с чем не сравниться» (сравнение воды и молока, свойства разных жидкостей) | -Ситуации общения «Хрустящие лужицы» (появление льда на лужах) -Д/и «Что звучит?» (муз. инструменты) | -Рассматривание снега, его таяния на ладони (на улице) -Рисование на песке ватными палочками | |
Мой дом: Домашние птицы. Опыт «Что станет с глиной на открытом воздухе» (сравнение с пластилином) | -«Можно ли менять форму камня и глины?» (свойства глины) | -Опыт «Где вода?» (с песком и глиной) -Беседа «Путешествие капельки» (круговорот воды в природе) | -Лепка из глины -Опыты с водой (впитывание воды губкой) | |
Мой дом: Комнатные растения. Беседа «Наши цветы» (рассматривание и сравнение домашних цветов) | -«Как помочь растению?» (основные потребности растений) | -Опыт с отсроченным результатом «Свет и растения» (темное и светлое помещения) | -Лепка комков из снега (свойства снега) | |
Декабрь | Зима: Книга – источник знаний. Опыт «Замерзающая вода» Пускание бумажных самолетиков. | -«Бумага» (история бумаги и ее современные виды) | -Опыт «Лед – замерзшая вода» (таяние льда в тепле) -Беседа «Сохраним лес вместе» (изготовление бумаги из древесины) | -Опыт «Чей корабль быстрее поплывет?» (бумажные кораблики) |
Зима: Признаки. Зимняя одежда. Обувь. Составление схемы «Что дают нам животные» (молоко, шерсть, мясо и т.д.) | -«Шерсть» (свойство шерсти, процесс изготовления) | -Опыт «Что растворяется в воде?» -Беседа «Откуда появилась шерстяная нить» (знакомство с прялкой) | -Сухой бассейн -Опыт «Пузыри в воде» (стаканы с водой, трубочки) | |
Зима: Зимние забавы. Опыт «Куда делся снег» (таяние снега в тепле) | -«Измерение. Вес. Зачем нужны весы?» (знакомство с весами; зависимость веса от размера предмета и материала) | -Ситуации общения «Деревья в серебре» (иней) -Опыты «Что тяжелее?» -Рассматривание разных весов (область применения) | -Взвешивание предметов на весах -Рассматривание снега в сильный мороз (рассыпчатый, нелипкий) (на улице) | |
Зима: Новый год. Игра «Что шуршит?» (разные виды бумаги) | -«Бумага. Праздничная открытка» (виды бумаги, их сравнение) | -Опыты с водой «У воды нет вкуса и запаха» -Ситуации общения «Узоры на окне» | -Разрезание ножницами разной бумаги, комкание бумаги (звук) | |
Январь | Зима: Дикие животные. Составление карты «Получение разных цветов и оттенков» (смешивание красок) | -«Цвет. Смешивание красок» (белая гуашь и цветная гуашь) | -Опыты с палитрой (получение новых цветов) -Беседа «Семь цветов у радуги» (основные цвета) | -Рисование штампами на бумаге |
Зима: Зимующие птицы. Помощь в организации выставки в группе «Деревянные предметы» | -«Дерево и его свойства» (почему дерево плавает) | -Беседа «Приключения карандаша» (представления о свойствах дерева) -Рассматривание пера птицы -Ситуации общения «Как птица летает» | -Подсыпание разных круп в кормушку. Наблюдение за тем, какие крупы больше нравятся птицам. (на улице) | |
Февраль | ОБЖ: Транспорт. Игра «Где ты, отражение?» (поиск предметов, которые могут отражать, рассматривание отражений) | -«Свет вокруг нас» (принадлежность к природному или рукотворному миру, назначение) | -Ситуации общения «Что отражается в зеркале?» - Опыт «Отражение предметов» (поиск предметов, которые могут отражать) -Беседа «Зачем человеку глаза» | -Установка флюгера (определение направление ветра) |
ОБЖ: ЗОЖ. Человек. Здоровье. Рассматривание и сравнение обычной и энергосберегающей ламп. | -«Что защищает наше тело?» (кожа и ее свойства) | - Опыты с зеркалом «Солнечные зайчики» -Ситуации общения «Такая разная кожа» (цвет кожи у животных и людей) | - Игры с солнечными зайчиками -Рисование красками на мятой бумаге | |
Семья: Папин праздник. Рисование гуашью на улице. | -«Вода и ее свойства. Изготовление цветных льдинок» (вода при замерзании принимает форму емкости, теплая вода замерзает медленнее) | - Опыт «Тень» -Ситуации общения «Почему бывает темно?» (солнце и его свет) | -Рассматривание и сравнение тени разных по размеру предметов (на улице) -Рисование на льдинках красками (на улице) | |
Семья: Моя семья. Опыт «Вулкан в ложке» (взаимодействие соды и уксуса) Игра «Угадай на вкус» | -«Вода и снег» (свойства снега и воды; взаимодействие воды и снега: таяние снега в воде) | -Беседа «Наш помощник – язык» -Игра «Определи на вкус» -Опыт «Оттаивание льда на предметах на ткани и в воде» | -Игра «Что отражается в зеркале?» -Сухой бассейн (фасоль) | |
Март | Семья: Мамин день. Рассматривание подтаявшего снега | -«Резина» (свойства, сравнение с тканью) | -Ситуации общения «Фонарик» -Теневой театр | -Игры с солнечными зайчиками |
Мой город. Моя страна: Труд взрослых. Профессии. Помощь в организации выставки в группе «Что бывает из пластмассы». | -«В мире пластмассы» (свойства) | -Ситуации общения «Музыкант – ветер» (завывание ветра, свисток, дудочка) -Посадка луковиц в банки с водой | -Наблюдение за ростом стеблей лука -Наблюдение за изменением снега (липкий, крупные зерна) (на улице) | |
Мой город. Моя страна: Наш город. Ведение дневника наблюдений за погодой | -«Движение. Упрямые предметы» (знакомство со свойством предметов - инерцией) | -Опыт с отсроченным результатом «Большой и маленький сугроб» (измерение высоты сугробов, установление закономерности уменьшения размера сугробов под солнечными лучами) -Игра «Определи на вкус» (кислые, сладкие и соленые продукты) | -Наблюдение «Где снег не тает?» (на улице) -Наблюдение за ростом стеблей лука | |
Мой город. Моя страна: Народная культура. Замачивание семян овса, наблюдение за прорастанием | -«Воздух и его свойства» | -Ситуации общения «Воздушные шары» (надувание, спускание) -Беседа «Почему дни стали короче» | -Наблюдение «Где будут первые проталины?» (на улице) -Наблюдение за ростом стеблей лука | |
Апрель | Весна: Признаки. Опыты с водой «Перенесем воду в чашку губками» | -«Растительный мир. Посадим фасоль» | -Беседа «Откуда берется дым» -Опыт «Тепло-холодно» (образование почек и распускание листьев на ветке березы) | -Наблюдение за солнцем, долготой дня |
Весна: Животные весной. Перелетные птицы. Наблюдение за птицами | -«Как дышать в космосе?» (свойство воздуха – давление) | -Беседа «Как я дышу» (органы дыхания человека, принцип дыхания) -Опыт с насосом «Потрогаем воздух» | -Наблюдение за ростом фасоли, ведение дневника наблюдений | |
Весна: Первоцветы. Насекомые. Наблюдение за кипящей водой (испарение) Помощь в организации выставки на группе «Что бывает из стекла» | -«В мире стекла» (свойства) | -Опыт «Куда делась водичка?» с отсроченным результатом (испарение воды) -Игра «Определи по запаху» | -Наблюдение за образованием почек на деревьях (на улице) | |
Мониторинг. Игры с резинками «Кто дальше стреляет» | -«Измеряем воду» (свойство воды сохранять количество независимо от объема и формы сосуда) | -Ситуации общения «На что похожи облака» -Опыт «Тонет – не тонет» | -Опыты с водой (переливание воды в разные сосуды) -Наблюдение за ростом фасоли, ведение дневника наблюдений | |
Май | Мой город. Моя страна: День Победы. Опыт с бумагой «Влажные ладошки» (изменение бумаги при соприкосновении с влажной ладонью) | -«Что для чего. Бумага, пластмасса, дерево и стекло» (прочность, гибкость, способность плавать, измерение веса, свойства предмета и его назначение) | -Опыт «Смешные картинки» (рисование красками на мокрой бумаге) -Ситуации общения «Куда исчезли мокрые следы на асфальте» | -Наблюдение за появлением травы, цветов мать-и-мачехи (на улице) -Сухой бассейн (песок и игрушки) |
Скоро лето. Лето: Признаки. Цветы. Опыт «Сохнет – не сохнет» (высыхание разных видом ткани) | -«Такая разная ткань» (свойства разных видов ткани, применение, взаимодействие с водой) | -Ситуации общения «Как с гуся вода» (клеёнка) | -Наблюдение за появлением листьев на деревьях (на улице) | |
Лето: Летние виды спорта. Полив комнатных цветов, наблюдение за впитыванием воды землей до и после рыхления | -«Зачем растениям нужен корень?» | -Опыт «Такой разный песок» (влажный и сухой) | -Рисование штампами на ткани | |
Лето: Безопасный отдых. Наблюдение за муравьями | -«Материалы» (сравнение свойств) | -Наблюдение за насекомыми «Где живут насекомые?» -Беседа «Белые ночи на севере» | -Опыты с водой и песком |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по познавательно - исследовательской деятельности детей в средней группе
Перспективный план занятий, используемая литература, опыты....
перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности в первой младшей группе
перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности в первой младшей группе...
Конспект НОД по познавательно-исследовательская/продуктивная деятельности в средней группе." Космическое путешествие"
Рисование в технике граттаж....
Перспективное планирование по конструктивно-модельной деятельности в средней группе
Перспективное планирование по конструктивно-модельной деятельности в средней группе ДОУ...
Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе.
Перспективное планированиепо познавательно-исследовательской деятельности в средней группе....
Перспективное планирование по художественно-эстетической деятельности в средней группе
Перспективное планирование по художественно-эстетической деятельности в средней группе...
Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе.
Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе...