Конспект занятия "Какие профессии были раньше?" (с применением ТРИЗ технологии)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Посредник Виктория Александровна

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (окружающий мир) для детей 5-8 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-карта занятия №_26__

Дата: _15.04.2023 г.

Группа, ФИО воспитателя: разновозрастная (5-8 лет), Посредник В.А.

Тема

«Какие профессии были раньше?»

Культурная практика

Познавательно-исследовательская деятельность (окружающий мир)

Культурно-смысловой контекст

Пополнение «Центра познания и коммуникации» альбомом «Исчезнувшие профессии»

Цель 

создание условий для формирования интереса к накопленному человечеством опыту, постижение времени через конкретные факты.

Образовательные задачи

 

- Систематизировать и обобщить представления о профессиях и их изменении во времени; 

- Стимулировать развитие воображения при решении творческих задач;

- Узнать, как классифицировать профессии, делать простейшие выводы; 

- Проявлять интерес и уважение к труду взрослых.

Материалы и оборудование

Воздушный шар, фото «Человека-будильника», ноутбук, проектор, экран, музыкальный центр, мольберт, морфологическая таблица «Машина времени», маркеры цветные

Этап

Действия педагога

Деятельность детей

Планируемые результаты

Организационная часть занятия

Мотивационный

Приветствие детей. Настрой на работу.

 В группу влетает воздушный шар, с привязанной на нитке фотографией.  

Дети снимают фотографию и рассматривают её.

Коммуникативная

Дети включаются в деятельность

Дети рассматривают фотографию

Ориентировочный (проблемный)

- Что изображено на фотографии? Какое это время настоящее, будущее или прошлое? (Прошлое)
- Как вы догадались? 

- А вы хотели бы очутиться в прошлом и узнать, какая профессия запечатлена на фотографии и какие еще профессии были в прошлом времени?

 - А как мы можем оказаться в прошлом?

Предлагаю детям придумать «машину времени» используя морфологическую таблицу (технология ТРИЗ), размещенную на мольберте.

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская, изобразительная

Отвечают на вопросы

Делают несколько предположений 

Дети предлагают отправиться на «машине времени»

Дети придумывают: из какого материала будет сделана, где будет передвигаться, какая форма колёс и их количество, какого цвета, какой формы будут крылья - выбирают подходящий вариант и зарисовывают «машину времени» на доске

Основная часть занятия

Информационный этап (объяснение воспитателя, совместные пути решения, план, алгоритм выполнения заданий и др.)

Звучит звук метронома. Путешествие на «машине времени» - прошлое. 

- Давайте перенесемся в начало прошлого века
(звучит музыка)
- Как вы думаете, как выглядят улицы и люди? (на экране демонстрация фотографий Маркса начала века) 

- Чем занимаются люди? Какие у них профессии? Есть ли среди них врачи, водители, инженеры? 

- А вот и наш герой с фотографии. Он - это старинная профессия, которой уже нет.

Коммуникативная

Дети высказывают свои предположения

Аналитический (практический этап)

Просмотр презентации «Какие профессии исчезли?» https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/08/14/kakie_professii_ischezli.pptx   (человек-будильник, фонарщик, писарь, трубочист, бондарь, чистильщик обуви, шарманщик, ткач, ямщик)

- Значит эта фотография прилетела к нам из прошлого. А нам пора отправляться в настоящее.
Под звук метронома, с помощью «машины времени» попадаем обратно, в наше время)

- Что мы видим?
- Сейчас по нашим улицам ездит общественный транспорт. Назовите его.
- Люди какой профессии управляют ими?

Игра «Хорошо-плохо» (технология ТРИЗ)
- А кто скажет – что хорошего в профессии водитель?
 А что плохого в этой профессии?
- Всё правильно, ребята, в каждой профессии есть не только положительные стороны, но и отрицательные.
- Какие еще появились профессии? (программист, дизайнер, летчик, космонавт)
- А хотелось бы вам хоть одним глазком заглянуть в будущее? Как вы думаете, что мы там увидим?
- Придумайте и представьте, как будут выглядеть в будущем водитель и его машина.

- Действительно, время летит очень быстро, не за горами тот период, когда вам придется делать выбор профессии, и я уверена, вы примите правильное решение.

Познавательно-исследовательская, коммуникативная

Дети задают уточняющие вопросы по профессиям

Дети называют несколько видов общественного транспорта, и кто им управляет.

Дети называют положительные и отрицательные стороны этой профессии.

Дети называют несколько появившихся профессий.

Дети фантазируют по теме будущей профессии водителя и его автомобиля.

Заключительная часть занятия

Оценочный

- Какая профессия вам кажется самой интересной из тех о которых мы сегодня говорили?

Предложить детям изготовить альбом «Исчезнувшие профессии» из слайдов презентации и разместить его в «Центре познания и коммуникации»

Коммуникативная

Дети высказывают своё мнение

Рефлексивный

- Удалось ли нам побывать в прошлом времени?

-Знали вы ранее о этих профессиях?

- Что вам сегодня было интереснее всего?

Коммуникативная

Дети выражают свои чувства



Предварительный просмотр:

«Машина времени»

1

2

3

4

А

Из чего сделана?

C:\Users\HONOR\Desktop\АТТЕСТАЦИЯ\ТРИЗ\Картинки для морфологической таблицы\scale_1200.jfif

C:\Users\HONOR\Desktop\АТТЕСТАЦИЯ\ТРИЗ\Картинки для морфологической таблицы\scale_1200.jfif

C:\Users\HONOR\Desktop\АТТЕСТАЦИЯ\ТРИЗ\Картинки для морфологической таблицы\scale_1200.jfif

C:\Users\HONOR\Desktop\АТТЕСТАЦИЯ\ТРИЗ\Картинки для морфологической таблицы\scale_1200.jfif

Б

Где будет передвигаться?

C:\Users\HONOR\Desktop\АТТЕСТАЦИЯ\ТРИЗ\Картинки для морфологической таблицы\471453-reka-dlya-detey-35.jpg

C:\Users\HONOR\Desktop\АТТЕСТАЦИЯ\ТРИЗ\Картинки для морфологической таблицы\1659828695_67-funart-pro-p-fon-doroga-dlya-detei-krasivo-70.jpg

C:\Users\HONOR\Desktop\АТТЕСТАЦИЯ\ТРИЗ\Картинки для морфологической таблицы\oJzp1h6gxRc.jpg

C:\Users\HONOR\Desktop\АТТЕСТАЦИЯ\ТРИЗ\Картинки для морфологической таблицы\gas-kvas-com-p-kosmos-dlya-detei-na-prozrachnom-fone-11.png

В

Форма

колёс

C:\Users\HONOR\Desktop\АТТЕСТАЦИЯ\ТРИЗ\Картинки для морфологической таблицы\nazvanie_geometricheskih_figur_v_kartinkah_17_23171135.jpg

C:\Users\HONOR\Desktop\АТТЕСТАЦИЯ\ТРИЗ\Картинки для морфологической таблицы\nazvanie_geometricheskih_figur_v_kartinkah_17_23171135.jpg

C:\Users\HONOR\Desktop\АТТЕСТАЦИЯ\ТРИЗ\Картинки для морфологической таблицы\nazvanie_geometricheskih_figur_v_kartinkah_17_23171135.jpg

C:\Users\HONOR\Desktop\АТТЕСТАЦИЯ\ТРИЗ\Картинки для морфологической таблицы\nazvanie_geometricheskih_figur_v_kartinkah_17_23171135.jpg

Г

Количество колёс

2

4

5

1

Д

Цвет

C:\Users\HONOR\Desktop\АТТЕСТАЦИЯ\ТРИЗ\Картинки для морфологической таблицы\dc23e0222773781c88db5310e737f583.jpeg

C:\Users\HONOR\Desktop\АТТЕСТАЦИЯ\ТРИЗ\Картинки для морфологической таблицы\dc23e0222773781c88db5310e737f583.jpeg

C:\Users\HONOR\Desktop\АТТЕСТАЦИЯ\ТРИЗ\Картинки для морфологической таблицы\dc23e0222773781c88db5310e737f583.jpeg

C:\Users\HONOR\Desktop\АТТЕСТАЦИЯ\ТРИЗ\Картинки для морфологической таблицы\dc23e0222773781c88db5310e737f583.jpeg

Е

Форма

крыльев

C:\Users\HONOR\Desktop\АТТЕСТАЦИЯ\ТРИЗ\Картинки для морфологической таблицы\nazvanie_geometricheskih_figur_v_kartinkah_17_23171135.jpg

C:\Users\HONOR\Desktop\АТТЕСТАЦИЯ\ТРИЗ\Картинки для морфологической таблицы\nazvanie_geometricheskih_figur_v_kartinkah_17_23171135.jpg

C:\Users\HONOR\Desktop\АТТЕСТАЦИЯ\ТРИЗ\Картинки для морфологической таблицы\247755-geometricheskie-figury-dlya-detey-6-7-let-29.jpg

C:\Users\HONOR\Desktop\АТТЕСТАЦИЯ\ТРИЗ\Картинки для морфологической таблицы\gas-kvas-com-p-geometricheskie-figuri-na-prozrachnom-fone-14.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого интегрированного занятия по познавательной экспериментальной деятельности с применением ТРИЗ-технологий в подготовительной группе детского сада на тему: "Свойства воздуха"

Цель: формировать представление детей о воздухе  и его свойствах.Образовательные задачи:-       систематизировать и уточнить представление детей о свойствах воздуха-...

Конспект по развитию речи с применением ТРИЗ-технологий в подготовительной группе

Аннотация:Данный досуг направлен на развитие творческого мышления и воображения и служит для закрепления приемов работы по системе ТРИЗ ( хорошо-плохо, метод  маленьких человечков, морфологически...

Конспект занятия с по развитию речи с применением ТРИЗ- технологии с детьми раннего возраста "Варежки для Вареньки"

В помощь педагогам раннего возраста, применяющим ТРИЗ-технологию, конспект занятия по развитию речи с детьми 3 г.ж....

Обобщение опыта работы по применению ТРИЗ технологий Тема"Развитие речи младших дошкольников средствами технологии ТРИЗ"

Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его речи, поэтому проводить работу с дошкольниками по развитию их речи необходимо как можно раньше...

Конспект НОД в подготовительной группе с применением ТРИЗ технологии "Радужные зайчики"

Данное занятие способствует развитию творческих способностей, воображения, навыков позитивного мышления....

Интерактивная игра " Профессии. Что лишнее?" ( с применением ТРИЗ технологии)

Интерактивная игра по ТРИЗ технологии «Профессии. Что лишнее?» для детей имеет развивающее значение. Она способствует развитию познавательных процессов. Тренирует наглядно-образное мы...

Конспект занятия "Какие профессии вы знаете?" (с применением ТРИЗ технологии)

конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (окружающий мир) для дошкольников 3-5 лет...