Тема: «Эти удивительные насекомые» (старшая группа)
план-конспект занятия по окружающему миру

Цель: расширять и закреплять знания детей о разнообразном мире насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые».

 

Задачи:

Обучающие:

-познакомить с разнообразными насекомыми;

- продолжать учить группировать предметы по основным признакам;

- формировать интерес к познавательной деятельности посредством игровых моментов;

 

Развивающие:

- развивать   связную речь, зрительную и слуховую память;

 

Воспитывающие:

-- воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия, бережное отношение к насекомым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_eti_udivitelnye_nasekomye.docx25.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 47 комбинированного вида»
юридический адрес 624440, Свердловская область, г. Краснотурьинск,
ул. Клубная, 12. телефон 8(34384) 3-02-79 e-mail . Mbdou47@bk.ru

НОД образовательная область «Познание» (природное окружение)

Тема: «Эти удивительные насекомые» (старшая группа)

Цель: расширять и закреплять знания детей о разнообразном мире насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые».

Задачи:

Обучающие:

-познакомить с разнообразными насекомыми;

- продолжать учить группировать предметы по основным признакам;

- формировать интерес к познавательной деятельности посредством игровых моментов;

Развивающие:

- развивать   связную речь, зрительную и слуховую память;

Воспитывающие:

-- воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия, бережное отношение к насекомым.

1.Организационный момент.

Приветствие   воспитателя с детьми.

Воспитатель - Доброе утро!

Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

 И друг другу улыбнёмся.

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну – Страну насекомых. 

Прежде, чем туда отправиться, давайте вспомним правила поведения.

Можно насекомых в руки брать?

Дети: Нельзя.

Воспитатель: Можно их давить?

Дети: Нельзя.

Воспитатель: Можно их домики ломать?

Дети: Нельзя.

Воспитатель: А что можно делать? Дети: Можно только за ними наблюдать и любоваться ими.

2. Тематическая беседа о насекомых.

Воспитатель: На земле великое множество насекомых. А вы знаете, почему насекомых называют насекомыми? Я вам сейчас расскажу. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые» - от слова «насекать». Ребята, у всех насекомых шесть ножек. Сколько ножек у насекомых?

Дети: Шесть.

Воспитатель: Кого мы с вами можем встретить в Стране насекомых? Перед тем как ответить, послушайте загадку:

На цветок пахучий

Сел цветок летучий

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел!

Воспитатель: Дети, как вы думаете, о ком идет речь, что это за насекомое?

Дети: Бабочка - находят иллюстрацию бабочки

Воспитатель: А с чем сравнивают крылья бабочки?

Дети: С цветком.

Воспитатель: Какие крылья у бабочки?

Дети: Яркие, воздушные, красивые и т. д.

Воспитатель: Ребята, а сколько крыльев у бабочки?

Дети: Четыре.

Воспитатель: А сколько ножек у бабочки?

Дети: Шесть ножек.

Воспитатель: А когда бабочек больше бывает?

Дети: Летом.

Воспитатель: Больше всего бывает бабочек в мае и июне. В мае над огородом начинают летать белые бабочки с черными пятнышками на крыльях. Перелетая с листа на лист, бабочка откладывает на них свои яички, из которых появляются гусеницы. Когда гусеница насытится, она обматывает себя липкой паутиной и становится коконом или куколкой. Внутри кокона идет работа — превращение толстой гусеницы в красавицу-бабочку. Бабочки садятся на цветы и питаются их нектаром, доставая его хоботком. А теперь давайте сядем и посмотрим, как этот процесс происходит

Воспитатель: Ребята, так как появляются бабочки?

Дети с опорой на иллюстрации самостоятельно рассказывают о появлении бабочки.

Дети:

1.Бабочки откладывают яички.

2. Из яичек появляется гусеница.

3.Гусеница ест много листвы и растет.

4.Она обматывается липкой паутиной.

5.Гусеница превращается в кокон.

6.В коконе гусеница начинает превращаться в бабочку.

7.Из кокона появляется бабочка.

Воспитатель: Давайте с вами станем в круг и тоже превратимся в бабочку.

3.Упражнение «Бабочка».

Утром бабочка проснулась, (Помахать руками, как крыльями)

Улыбнулась, потянулась, (Поднять руки вверх, потянуться)

Раз – росой она умылась, (Умываются)

Два – изящно покружилась, (Покружиться)

Три – нагнулась и присела, (Нагнуться, присесть)

На четыре – улетела. (Помахать руками, как крыльями)

Воспитатель: Давайте мы с вами продолжим наше путешествие по поляне насекомых.

Воспитатель: 

Что за девчонка:

В поясе тонка,

Огромные очи.

Летит — стрекочет.

Дети: Стрекоза. Находят среди картинок насекомых иллюстрацию стрекозы

Воспитатель: Правильно, молодцы. Давайте ее рассмотрим. Какие крылышки у стрекозы?

Дети: Прозрачные.

Воспитатель: А сколько ножек у стрекозы?

Дети: Шесть ножек.

Воспитатель: послушайте следующую загадку и найдите картинку этого насекомого

Самого не видно, а песню слышно;

Летит, пищит, случай не упустит:

Сядет и укусит.

Дети: Комар.

Воспитатель: следующая загадка

Надо мной она кружит,

Надо мной она жужжит.

Ну и приставуха

Эта цокотуха.

Дети: Муха. Находят иллюстрацию мухи

Воспитатель: Ребята, а муха — это очень вредное насекомое или полезное?

Дети: Муха — это очень вредное насекомое, потому что на своих лапках она переносит болезни. Сядет муха на хлеб и оставит там микробы. Вот почему всегда надо закрывать пищу от мух, мыть стол, тарелки, руки.

Воспитатель: Мухи бывают разные: большие и маленькие; в Африке есть ядовитая муха це-це. А как нужно бороться с мухами?

Дети: С мухами надо бороться чистотой и аккуратностью. Тогда не страшны будут вам никакие болезни.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, мухи приносят пользу?

Дети: Да ими питаются некоторые птицы.

Воспитатель: Правильно, если бы мух не было, то некоторым птицам нечего было бы есть. Запомните! Нет ничего лишнего на земле. А сейчас я вам загадаю загадку о красивом маленьком насекомом. Слушайте внимательно.

Воспитатель: 

Всех жучков она милей,

Спинка алая у ней,

А на ней кружочки

Черненькие точки.

Кто же это? (…)

Дети: Это божья коровка.

Воспитатель: Что вы знаете о божьей коровке?

Дети: Это красивый маленький жучок, она красная, на ней черные точки.

Воспитатель: Верно, ребята, я вам сейчас расскажу о божьей коровке. У нее выпуклое округлое тело, ярко-красная или оранжевая спинка, украшенная черными точками. Как вы думаете, зачем ей такая яркая окраска?

Дети: Этот цвет предостерегает других животных от нападения на божьих коровок. Птицы знают, что такие яркие насекомые невкусные, потому что выделяют ядовитое молочко, поэтому их не едят.

Воспитатель: Божья коровка умеет ловко ползать по стебелькам трав, а может и летать. В поисках пищи она может преодолевать очень большие расстояния. А чем она питается?

Дети: (Высказывают свое предположение) нектаром, травкой, маленькими жучками.

Воспитатель: Эти красавицы, ребята, поедают большое количество маленьких жучков, которых называют тля и, которые наносят вред растениям. Особенно на огородах, в садах, на ягодных кустах. Тем самым божьи коровки помогают людям сохранять урожай от вредителей.

Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю послушать стихотворение и поиграть. Все в круг становись и в жучков превратись (несколько раз повторить).

4.Упражнение «Жук».

На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке,

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

Низко-низко наклоняюсь.

Ой, упал, упал мой жук (наклоняются).

Нос испачкал пылью.

Улетел зеленый жук,

Улетел на крыльях

(Дети машут руками).

Воспитатель: О каком насекомом это стихотворение?

Дети: О жуке.

Воспитатель: Посмотрите на жука. Сколько у него ножек?

Дети: Шесть.

Воспитатель: А есть ли крылышки у жука?

Дети: Есть.

Воспитатель: Прозрачные тонкие крылья жука спрятаны, видны только в полете. Тело жука покрыто жесткими крыльями. На голове у жука глаза, ушки, рот, усики.

Воспитатель: Ребята, а почему эти насекомые могут летать? Что у них есть?

Дети: Крылышки.

Воспитатель: Выберите насекомых на картинках только тех, которые летают. У которых есть крылья. Назовите их.

Дети называют насекомого, которого выбрали.

Воспитатель: Кого мы встретим дальше, узнаем ,отгадав загадку:

На лужайке росла большая сосна,

А под сосной кипела работа:

Без работ, хоть убей,

Жить не может…

В лесу у пня беготня, суетня:

Народ рабочий весь день хлопочет.

Дети: Муравей.

Воспитатель: Посмотрите на муравьев. Почему они быстро бегают?

Дети: У них много ножек.

Воспитатель: У них есть голова, грудь, брюшко и три пары лапок. А крылышки у них есть? Могут ли муравьи летать?

Дети: Нет.

Воспитатель: Ребята, а муравьи полезные или вредные насекомые?

Дети: Муравьи — полезные насекомые. Они очень маленькие и очень трудолюбивые.

Воспитатель: Их называют «санитарами леса». За один день они уничтожают большое количество вредных насекомых. Ребята, а где живут муравьи?

Дети: Живут муравьи в муравейниках.

Воспитатель: Если вам встретится муравейник, что вы должны сделать?

Дети: Обойти его. Муравейники надо беречь и оберегать!

Воспитатель: Ребята, бабочки, пчелы, майские жуки, муравьи, кузнечики - это все кто?

Дети: Это насекомые.

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю стать в круг и поиграть. Кому я брошу мяч, тот будет называть насекомое ласково.

5.  Дидактическая игра «Назови ласково» ( с мячом)

Комар — комарик

Жук – жучок

Пчела – пчелка

Усы – усики

Лапы – лапки

Голова – головка

Муравей — муравьишка

Муравейник – муравейничек

Муха – мушка

Стрекоза – стрекозка.

6. Дидактическая игра «Закончи предложение».

Муха разносит … (болезни).

Пчела собирает … (мед).

Комар кусает … (человека).

Бабочка летает … (цветком).

Жук грызет … (кору).

Божья коровка поедает … (тлю).

7. Итог занятия:

Воспитатель: Ребята, к кому мы сегодня с вами совершили путешествие?

Дети: К насекомым.

Воспитатель: Какие бывают насекомые?

Дети: Насекомые бывают большие и маленькие.

Воспитатель: А почему насекомых называют насекомыми?

Дети: На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Название «насекомые» - от слова «насекать».

Воспитатель: Чем питаются насекомые?

Дети: Насекомые  едят зелень, мелких насекомых.

 Воспитатель: Как передвигаются насекомые?

Дети: Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие - один день.

Воспитатель: Когда в природе появляются насекомые?

Дети: Только тогда, когда тепло (весной, летом).

Воспитатель: Кто поедает насекомых?

Дети: Насекомых поедают птицы.

Воспитатель: Среди насекомых имеются вредители - переносчики болезней человека и животных; есть и полезные - опыляют растения, дают продукты и сырье (мед, воск, шелк). Я уверена, ребята, что никто из вас никогда не обидит маленького жучка. Ведь по сравнению с ними мы настоящие великаны. А большие и сильные должны защищать маленьких и слабых, а не обижать. Наше путешествие подошло к концу, пора возвращаться в группу.

8. Рефлексия.

Воспитатель:

 - Ребята, что вам понравилось на занятии?

-Какое задание   вызвало затруднение?

 Оценка детьми своей деятельности.

Выбор   детьми по цвету смайликов.

Воспитатель: Молодцы, ребята.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие в старшей группе на тему: "Эти удивительные насекомые".

Знакомство детей с различными видами насекомых. Рельефнакя лепка бабочек....

Конспект НОД в старшей группе Тема:«Эти удивительные насекомые».

Обогащение знаний детей о разнообразном мире насекомых, развитие эмоциональной отзывчивости и симпатии...

Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с природой На тему: «Эти удивительные насекомые»

Познакомить детей с разнообразным миром насекомых. Уточнить знания о характерных особенностях насекомых, об условиях жизни, о пользе и вреде насекомых....

Конспект НОД «Удивительное рядом: насекомые» (старшая группа)

Данный конспект поможет воспитателям детских учреждений  уточнить представление детей о знакомых насекомых, условиях их жизни, внешний вид, повадки. Дать представление о взаимосвязи люб...

Конспект НОД на тему «В мире насекомых» старшая группа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Кораблик» поселка Провидения»    Конспект НОД на тему «В мире насекомых&raq...