Тема: «Эти удивительные насекомые» (старшая группа)
план-конспект занятия по окружающему миру
Цель: расширять и закреплять знания детей о разнообразном мире насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые».
Задачи:
Обучающие:
-познакомить с разнообразными насекомыми;
- продолжать учить группировать предметы по основным признакам;
- формировать интерес к познавательной деятельности посредством игровых моментов;
Развивающие:
- развивать связную речь, зрительную и слуховую память;
Воспитывающие:
-- воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия, бережное отношение к насекомым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_eti_udivitelnye_nasekomye.docx | 25.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 47 комбинированного вида»
юридический адрес 624440, Свердловская область, г. Краснотурьинск,
ул. Клубная, 12. телефон 8(34384) 3-02-79 e-mail . Mbdou47@bk.ru
НОД образовательная область «Познание» (природное окружение)
Тема: «Эти удивительные насекомые» (старшая группа)
Цель: расширять и закреплять знания детей о разнообразном мире насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые».
Задачи:
Обучающие:
-познакомить с разнообразными насекомыми;
- продолжать учить группировать предметы по основным признакам;
- формировать интерес к познавательной деятельности посредством игровых моментов;
Развивающие:
- развивать связную речь, зрительную и слуховую память;
Воспитывающие:
-- воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия, бережное отношение к насекомым.
1.Организационный момент.
Приветствие воспитателя с детьми.
Воспитатель - Доброе утро!
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну – Страну насекомых.
Прежде, чем туда отправиться, давайте вспомним правила поведения.
Можно насекомых в руки брать?
Дети: Нельзя.
Воспитатель: Можно их давить?
Дети: Нельзя.
Воспитатель: Можно их домики ломать?
Дети: Нельзя.
Воспитатель: А что можно делать? Дети: Можно только за ними наблюдать и любоваться ими.
2. Тематическая беседа о насекомых.
Воспитатель: На земле великое множество насекомых. А вы знаете, почему насекомых называют насекомыми? Я вам сейчас расскажу. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые» - от слова «насекать». Ребята, у всех насекомых шесть ножек. Сколько ножек у насекомых?
Дети: Шесть.
Воспитатель: Кого мы с вами можем встретить в Стране насекомых? Перед тем как ответить, послушайте загадку:
На цветок пахучий
Сел цветок летучий
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел!
Воспитатель: Дети, как вы думаете, о ком идет речь, что это за насекомое?
Дети: Бабочка - находят иллюстрацию бабочки
Воспитатель: А с чем сравнивают крылья бабочки?
Дети: С цветком.
Воспитатель: Какие крылья у бабочки?
Дети: Яркие, воздушные, красивые и т. д.
Воспитатель: Ребята, а сколько крыльев у бабочки?
Дети: Четыре.
Воспитатель: А сколько ножек у бабочки?
Дети: Шесть ножек.
Воспитатель: А когда бабочек больше бывает?
Дети: Летом.
Воспитатель: Больше всего бывает бабочек в мае и июне. В мае над огородом начинают летать белые бабочки с черными пятнышками на крыльях. Перелетая с листа на лист, бабочка откладывает на них свои яички, из которых появляются гусеницы. Когда гусеница насытится, она обматывает себя липкой паутиной и становится коконом или куколкой. Внутри кокона идет работа — превращение толстой гусеницы в красавицу-бабочку. Бабочки садятся на цветы и питаются их нектаром, доставая его хоботком. А теперь давайте сядем и посмотрим, как этот процесс происходит
Воспитатель: Ребята, так как появляются бабочки?
Дети с опорой на иллюстрации самостоятельно рассказывают о появлении бабочки.
Дети:
1.Бабочки откладывают яички.
2. Из яичек появляется гусеница.
3.Гусеница ест много листвы и растет.
4.Она обматывается липкой паутиной.
5.Гусеница превращается в кокон.
6.В коконе гусеница начинает превращаться в бабочку.
7.Из кокона появляется бабочка.
Воспитатель: Давайте с вами станем в круг и тоже превратимся в бабочку.
3.Упражнение «Бабочка».
Утром бабочка проснулась, (Помахать руками, как крыльями)
Улыбнулась, потянулась, (Поднять руки вверх, потянуться)
Раз – росой она умылась, (Умываются)
Два – изящно покружилась, (Покружиться)
Три – нагнулась и присела, (Нагнуться, присесть)
На четыре – улетела. (Помахать руками, как крыльями)
Воспитатель: Давайте мы с вами продолжим наше путешествие по поляне насекомых.
Воспитатель:
Что за девчонка:
В поясе тонка,
Огромные очи.
Летит — стрекочет.
Дети: Стрекоза. Находят среди картинок насекомых иллюстрацию стрекозы
Воспитатель: Правильно, молодцы. Давайте ее рассмотрим. Какие крылышки у стрекозы?
Дети: Прозрачные.
Воспитатель: А сколько ножек у стрекозы?
Дети: Шесть ножек.
Воспитатель: послушайте следующую загадку и найдите картинку этого насекомого
Самого не видно, а песню слышно;
Летит, пищит, случай не упустит:
Сядет и укусит.
Дети: Комар.
Воспитатель: следующая загадка
Надо мной она кружит,
Надо мной она жужжит.
Ну и приставуха
Эта цокотуха.
Дети: Муха. Находят иллюстрацию мухи
Воспитатель: Ребята, а муха — это очень вредное насекомое или полезное?
Дети: Муха — это очень вредное насекомое, потому что на своих лапках она переносит болезни. Сядет муха на хлеб и оставит там микробы. Вот почему всегда надо закрывать пищу от мух, мыть стол, тарелки, руки.
Воспитатель: Мухи бывают разные: большие и маленькие; в Африке есть ядовитая муха це-це. А как нужно бороться с мухами?
Дети: С мухами надо бороться чистотой и аккуратностью. Тогда не страшны будут вам никакие болезни.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, мухи приносят пользу?
Дети: Да ими питаются некоторые птицы.
Воспитатель: Правильно, если бы мух не было, то некоторым птицам нечего было бы есть. Запомните! Нет ничего лишнего на земле. А сейчас я вам загадаю загадку о красивом маленьком насекомом. Слушайте внимательно.
Воспитатель:
Всех жучков она милей,
Спинка алая у ней,
А на ней кружочки
Черненькие точки.
Кто же это? (…)
Дети: Это божья коровка.
Воспитатель: Что вы знаете о божьей коровке?
Дети: Это красивый маленький жучок, она красная, на ней черные точки.
Воспитатель: Верно, ребята, я вам сейчас расскажу о божьей коровке. У нее выпуклое округлое тело, ярко-красная или оранжевая спинка, украшенная черными точками. Как вы думаете, зачем ей такая яркая окраска?
Дети: Этот цвет предостерегает других животных от нападения на божьих коровок. Птицы знают, что такие яркие насекомые невкусные, потому что выделяют ядовитое молочко, поэтому их не едят.
Воспитатель: Божья коровка умеет ловко ползать по стебелькам трав, а может и летать. В поисках пищи она может преодолевать очень большие расстояния. А чем она питается?
Дети: (Высказывают свое предположение) нектаром, травкой, маленькими жучками.
Воспитатель: Эти красавицы, ребята, поедают большое количество маленьких жучков, которых называют тля и, которые наносят вред растениям. Особенно на огородах, в садах, на ягодных кустах. Тем самым божьи коровки помогают людям сохранять урожай от вредителей.
Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю послушать стихотворение и поиграть. Все в круг становись и в жучков превратись (несколько раз повторить).
4.Упражнение «Жук».
На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке,
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь.
Ой, упал, упал мой жук (наклоняются).
Нос испачкал пылью.
Улетел зеленый жук,
Улетел на крыльях
(Дети машут руками).
Воспитатель: О каком насекомом это стихотворение?
Дети: О жуке.
Воспитатель: Посмотрите на жука. Сколько у него ножек?
Дети: Шесть.
Воспитатель: А есть ли крылышки у жука?
Дети: Есть.
Воспитатель: Прозрачные тонкие крылья жука спрятаны, видны только в полете. Тело жука покрыто жесткими крыльями. На голове у жука глаза, ушки, рот, усики.
Воспитатель: Ребята, а почему эти насекомые могут летать? Что у них есть?
Дети: Крылышки.
Воспитатель: Выберите насекомых на картинках только тех, которые летают. У которых есть крылья. Назовите их.
Дети называют насекомого, которого выбрали.
Воспитатель: Кого мы встретим дальше, узнаем ,отгадав загадку:
На лужайке росла большая сосна,
А под сосной кипела работа:
Без работ, хоть убей,
Жить не может…
В лесу у пня беготня, суетня:
Народ рабочий весь день хлопочет.
Дети: Муравей.
Воспитатель: Посмотрите на муравьев. Почему они быстро бегают?
Дети: У них много ножек.
Воспитатель: У них есть голова, грудь, брюшко и три пары лапок. А крылышки у них есть? Могут ли муравьи летать?
Дети: Нет.
Воспитатель: Ребята, а муравьи полезные или вредные насекомые?
Дети: Муравьи — полезные насекомые. Они очень маленькие и очень трудолюбивые.
Воспитатель: Их называют «санитарами леса». За один день они уничтожают большое количество вредных насекомых. Ребята, а где живут муравьи?
Дети: Живут муравьи в муравейниках.
Воспитатель: Если вам встретится муравейник, что вы должны сделать?
Дети: Обойти его. Муравейники надо беречь и оберегать!
Воспитатель: Ребята, бабочки, пчелы, майские жуки, муравьи, кузнечики - это все кто?
Дети: Это насекомые.
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю стать в круг и поиграть. Кому я брошу мяч, тот будет называть насекомое ласково.
5. Дидактическая игра «Назови ласково» ( с мячом)
Комар — комарик
Жук – жучок
Пчела – пчелка
Усы – усики
Лапы – лапки
Голова – головка
Муравей — муравьишка
Муравейник – муравейничек
Муха – мушка
Стрекоза – стрекозка.
6. Дидактическая игра «Закончи предложение».
Муха разносит … (болезни).
Пчела собирает … (мед).
Комар кусает … (человека).
Бабочка летает … (цветком).
Жук грызет … (кору).
Божья коровка поедает … (тлю).
7. Итог занятия:
Воспитатель: Ребята, к кому мы сегодня с вами совершили путешествие?
Дети: К насекомым.
Воспитатель: Какие бывают насекомые?
Дети: Насекомые бывают большие и маленькие.
Воспитатель: А почему насекомых называют насекомыми?
Дети: На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Название «насекомые» - от слова «насекать».
Воспитатель: Чем питаются насекомые?
Дети: Насекомые едят зелень, мелких насекомых.
Воспитатель: Как передвигаются насекомые?
Дети: Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие - один день.
Воспитатель: Когда в природе появляются насекомые?
Дети: Только тогда, когда тепло (весной, летом).
Воспитатель: Кто поедает насекомых?
Дети: Насекомых поедают птицы.
Воспитатель: Среди насекомых имеются вредители - переносчики болезней человека и животных; есть и полезные - опыляют растения, дают продукты и сырье (мед, воск, шелк). Я уверена, ребята, что никто из вас никогда не обидит маленького жучка. Ведь по сравнению с ними мы настоящие великаны. А большие и сильные должны защищать маленьких и слабых, а не обижать. Наше путешествие подошло к концу, пора возвращаться в группу.
8. Рефлексия.
Воспитатель:
- Ребята, что вам понравилось на занятии?
-Какое задание вызвало затруднение?
Оценка детьми своей деятельности.
Выбор детьми по цвету смайликов.
Воспитатель: Молодцы, ребята.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное занятие в старшей группе на тему: "Эти удивительные насекомые".
Знакомство детей с различными видами насекомых. Рельефнакя лепка бабочек....
НОД по ознакомлению с миром природы «Эти удивительные насекомые» (старшая группа).
Знакомство детей с разнообразным миром насекомых....
Конспект НОД в старшей группе Тема:«Эти удивительные насекомые».
Обогащение знаний детей о разнообразном мире насекомых, развитие эмоциональной отзывчивости и симпатии...
Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с природой На тему: «Эти удивительные насекомые»
Познакомить детей с разнообразным миром насекомых. Уточнить знания о характерных особенностях насекомых, об условиях жизни, о пользе и вреде насекомых....
Конспект НОД «Удивительное рядом: насекомые» (старшая группа)
Данный конспект поможет воспитателям детских учреждений уточнить представление детей о знакомых насекомых, условиях их жизни, внешний вид, повадки. Дать представление о взаимосвязи люб...
Конспект НОД на тему «В мире насекомых» старшая группа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Кораблик» поселка Провидения» Конспект НОД на тему «В мире насекомых&raq...