Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром (природное окружение) в старшей группе по теме «Эти удивительные насекомые» .
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

НОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nasekomye.docx26.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром (природное окружение) в старшей группе по теме «Эти удивительные насекомые» .

Цели: закрепить знания детей о разнообразном мире насекомых: об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых; учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения, обогащать словарный запас, отвечать на вопросы, активизировать память и внимание детей, развивать связную речь и логическое мышление, звукопроизношение , фантазию;  воспитывать  интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его  многообразия.

Предварительная работа: наблюдение за насекомыми на прогулке, просмотр познавательного фильма о насекомых, рассматривание энциклопедии с иллюстрациями,   коллекции насекомых, разучивание загадок и стихотворений о насекомых .

Материал: ноутбук: презентация о насекомых,  слайд - презентации «Четвёртый лишний» , «Чей домик», магнитофон с записью Р. Клайдермана «Времена года», «Звуки леса»,макет луга,  посылка с заданиями от лесовичка,   пластилин, бросовый материал, клей.

Ход занятия

Организационный момент.(дети стоят полукругом на ковре)

 Воспитатель: Дети, я хочу загадать вам загадку и вы узнаете, о ком мы сегодня поговорим.

Загадка .

В диком лесу и в городе шумном,

При свете дневном и при сумраке лунном

Кто жужжит , а кто летает

Ползают- своё место знают!

Вот придут к нам солнечные дни-

Нам покажутся они!

Под землёй и на деревьях

И в траве и на цветах

И не птицы и не звери

Все расселись на местах!

Скоро солнечные дни

 –отвечайте кто они?

Дети: Это насекомые.

Воспитатель: А где обитают насекомые?

Дети: На лугу.

 А давайте с вами   отправимся  в путешествие, на поезде .

Показ презентации  и отгадывание загадок про насекомых.

Воспитатель: Дети, представьте, что мы с вами оказались на  зелёном лугу. Посмотрите .какие красивые цветы здесь растут. Подумайте, как они называются.

 (На ковре разбросаны цветы)

Дети: Ромашка, василёк, мак, клевер.

Воспитатель:  Как одним словом можно назвать эти цветы?

Дети: Луговые.

Воспитатель: Кого же мы встретили  на лугу первым?

Дети по очереди загадывают загадки, отгадки воспитатель сопровождает показом насекомых на экране.

Домовитая хозяйка

Пролетела над лужайкой

Похлопочет над цветком-

Он поделится медком.( пчела)

Имя взял у кузнеца,  цвет - у огурца,

Крылья у мошки, ножки – у блошки. ( кузнечик)

На ромашку у ворот опустился вертолёт.

Золотистые глаза,

Кто же это? ( стрекоза)

Он работник настоящий, очень, очень работящий.

    Под сосной в лесу густом из хвоинок строит дом.( муравей)

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу , когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь (жук)

Скажите -ка, что за букашка?

На ней в чёрных точках рубашка,

Умеет карабкаться ловко

По листикам ( божья коровка).

У неё так много ног-

Сосчитать  не каждый б мог

В них такая путаница,                                      

Их хозяйка ( гусеница).

Не пчела она , а жалит.

        Мёд, варенье обожает

        Есть на брюшке полоса

Кто она, скажи (оса).

Знают  взрослые и дети

Тонкие плетёт он сети,

Мухам враг он, а не друг

Как зовут его ( паук).

Что за гость  с голодным брюхом

Всё звенит у нас над ухом?

Из цветов не пьёт нектар,

покусает нас  (комар)

Кто влетает в каждый дом

Вместе с летним сквозняком?

Кто жужжит за рамой глухо?

Надоедливая  (муха).

Ночью он  в траве зажёг

Свой фонарик- огонёк

Как полночный  маячок,

Нам посветит  (светлячок).

Шестилапый  и мохнатый,

Зажжужал  мотор крылатый.

Опылять цветущий хмель

Прилетел коварный  ( шмель)

Где немытая посуда,

Там усач живёт не худо.

И в кастрюлю и в стакан

Влезет  рыжий ( таракан)

Динамическая пауза.

Воспитатель: А сейчас я загадаю вам  загадку , а вы  будете выполнять упражнения в соответствии со словами текста.

Спал цветок                             ( дети приседают и накрывают голову руками),

И вдруг проснулся                  ( медленно поднимаются с поднятыми руками).

Больше спать не захотел         ( повороты головы в разные стороны).

Повернулся, потянулся,

 взмылся   вверх и улетел            (повороты туловища  и взмахи руками, как  

                                                         крыльями).

Воспитатель: Что это за насекомое?

Дети: Бабочка.

Игра « Чего не хватает?»

Стук в дверь. Воспитатель заносит коробку.

Воспитатель: Дети, посмотрите, нам пришла посылка от  старичка-лесовичка , а в ней лежат карточки ,на которых не хватает частей тела у насекомых. Ваша задача- дорисовать недостающие части.(на столе лежат карточки с недорисованными частями  тела.)

Дети дорисовывают- бабочке крылья, жуку лапки, божьей коровке точки,  стрекозе глаза, пчеле полоски, кузнечику   и муравью усики , комару- нос, гусенице- ножки.

Игра « Назови насекомое».

Воспитатель: Дети, а старичок –лесовичок  хочет ,чтобы мы  с вами поиграли в ещё одну интересную игру : я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят определённым насекомым.

Воспитатель : Муравейник, зелёный, порхает, мёд, увёртливая, трудолюбивая,  красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, вредитель, «летающий цветок», соты, большие глаза, пёстрокрылая, «чемпион по прыжкам», нектар, рой, пыльца, защитная окраска.

Дети : Муравейник- муравью; улей, мёд, соты, пасека, трудолюбивая -пчеле; стрекочет,»чемпион по прыжкам»-кузнечик, надоедливая -муха, паутина -пауку, красная спинка -божья коровка…….

Игра « Превращения».

Звучит музыка на тему» Звуки луга «( стрекотание, жужжание).

Воспитатель: Дети, давайте превратимся в насекомых.

Дети летают, порхают, прыгают, ползают, издают характерные звуки, присущие насекомым.

.Игра с использованием  слайд -презентации «Четвёртый лишний».

Воспитатель: Старичок - лесовичок  предлагает вам ещё одну игру  «Четвёртый лишний», чтобы убедиться , не путаете ли вы насекомых с другими живыми существами.

Воспитатель показывает на экране ,  дети отвечают по очереди.

1шмель,заяц, ёж, лиса.

2 паук, скворец, сорока, трясогузка.

3.стрекоза, енот, пчела, бабочка.

4.божья коровка, воробей, майский жук, кузнечик.

5.пчела, стрекоза, енот, таракан.

6.кузнечик, божья коровка, воробей, комар.

7.таракан ,лиса, пчела, майский жук.

8.стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка.

9.лягушка, комар, жук, бабочка.

10.стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.

Дети по очереди  выполняют задание, находят лишнее.

Игра с использованием  слайд -презентации «Кто где живёт ?»

Воспитатель: У нас ещё осталось одно задание от  лесовичка. Я вам сейчас покажу домики насекомых, а вы должны сказать , кто в них живёт.

Дети: Муравейник- муравей, паутина- паук, цветок –бабочка, улей – пчела, лист – гусеница ,ствол дерева –жук, водоём стрекоза.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы сегодня меня очень порадовали своими знаниями о насекомых . Но нам пора возвращаться в детский сад.

Коллективная работа на тему» Мир насекомых»

Воспитатель: Дети, все задания  лесовичка  мы с вами выполнили. Давайте сделаем ему подарок на память от нашей группы.

Воспитатель показывает детям макет луга  и  предлагает заселить его насекомыми, которые они сделают из природного материала ( скорлупа орехов, пластилин, проволока, веточки, семечки, жёлуди, семена акации,  косточки от арбуза , тыквы и хурмы, семена ясеня)

Самостоятельная работа детей  сопровождается  музыкальным произведением Р. Клайдермана « Времена года».

Рефлексия.

Воспитатель : Ребята, какие вы молодцы! Я думаю , лесовичку понравится ваш подарок. У вас получился настоящий луг. Расскажите, какие насекомые живут на нём и из какого материала вы их сделали.

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и ФЭМП 2 МЛАДШАЯ ГРУППА. ТЕМА: «Прогулка в волшебный лес»

ПРОГРАММНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ:1) Формировать у детей представления о диких животных: зайце, лисе, еже, их внешнем виде, питание и образе жизни.2) Закреплять умение узнавать и называть цвета,...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (природное окружение) в средней группе

          ЗадачиФормировать представления о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий.Закрепить представления о внешнем виде, повадках, пи...

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и лепке в средней группе «По дороге к бабушке»

Цель:1) закреплять и уточнять знания и представления детей об осени, как о времени года, о его характерных признаках;2) закреплять знания о названиях деревьев, продолжать учить различать некоторые лис...

План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи (старшая группа) по теме: "Профессии"

Интегрировнное занятие в старшей группе с здержкой психического развития по ознакомлению с окружаюим миром и развитию речи....

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром и конструированию в старшей группе "Путешествие в горы"

Продолжать знакомить детей с неживой природой, дать начальные представление о том, как образуются горы, какие бывают, кто живет в горах, что растет, из чего состоят горы,показать создание горного пейз...

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром и аппликации в старшей группе " В гости к Лесовичку"

Цель: создание условий для опытно - экспериментальной деятельности, формирования представлений  о сезонных изменениях в природе.Задачи:  Образовательные: Обобщить знания об осенних изме...

КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И ЛЕПКЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И ЛЕПКЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ...